Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Альберт (1875—1965) — немецко-французский мыслитель-гуманист, теолог, врач, пастор, музыковед, теоретик философии культуры, обще­ственный деятель.




ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Альберт (1875—1965) — немецко-французский мыслитель-гуманист, теолог, врач, пастор, музыковед, теоретик философии культуры, обще­ственный деятель. "Негритянский доктор" в Ламбарене (Габон, Экваториальная Африка) (1913—1917, 1924— 1965). Доктор философии (тема диссертации "Филосо­фия в постановке задач очищения религии И.Канта", 1899); доктор теологии (1900); доктор медицины (тема диссертации "Психиатрическая оценка Иисуса: характе­ристика и критика", 1913). Лауреат Нобелевской премии Мира (1952) и франкфуртской премии Гёте (1928). Ос­новные сочинения: "Проблема Тайной вечери на основа­нии научных исследований 19 столетия и исторических сообщений" (1901), "Тайна мессианизма и страдания. Очерк жизни Иисуса" (1901), "И.С.Бах" (1908), "Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть I" (1923), "Культура и этика. Философия культуры. Часть II" (1923), "Христианство и мировые религии" (1924), "Отношение белых к цветным расам" (1928), "Мистика апостола Павла" (1930), "Религия в современной культу­ре" (1934), "Мировоззрение индийских мыслителей. Ми­стика и этика" (1935), "О положении нашей культуры" (1947), "Гёте. Четыре речи" (1950), "Философия и движе­ние в защиту животных" (1950), "Идея Царства Божия в эпоху преобразования эсхатологической веры в неэсхато­логическую" (1953), "Проблема мира в современном ми­ре" (1954), "Проблема этического в развитии человечес­кой мысли" (1954—1955), "Гуманность" (1961, опублико­вана в 1966) и др. Человек, согласно Ш., приближает к се­бе и осваивает мир не на основе его познания, а благода­ря переживанию его, которое трагично. "Два пережива­ния омрачают мою жизнь, — писал Ш. — Первое состо­ит в понимании того, что мир предстает необъяснимо та­инственным и полным страдания; второе — в том, что я родился в период духовного упадка человечества". Су­ществование людей в исторической перспективе обус­ловливается не столько их мышлением, сколько осозна­нием того, что любой из нас "есть жизнь, желающая

жить среди жизни". Стремясь сформулировать (в евро­пейской интеллектуальной традиции вслед за Шопенгау­эром) путь к избавлению от страданий, Ш. усматривал его в акцентированно свободном и осмысленном воле­изъявлении человека. "Благоговение перед жизнью", со­гласно философскому миропредставлению Ш. (само­обозначение — "новый рационализм"), должно высту­пать основанием универсальной, космической этики и мировоззрения вообще человека и человечества. (Соглас­но Ш., "свободное и глубокое мышление не подвержено субъективизму... мышление по самой своей природе осо­бым образом побуждает благоговение перед жизнью вступить в бой со скептицизмом".) "Благоговение перед жизнью" содержит в себе, по мысли Ш., смирение, миро-и жизнеутверждение и соответствующую этику. Послед­няя у Ш. "не подчеркивает различия между высшей и низшей, более ценной и менее ценной жизнью". "Благо­говение перед жизнью" постулирует безграничную от­ветственность за все живое на Земле. "Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло — есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей". Мировоз­зрение миро- и жизнеутверждения способно стать истин­ной культуротворящей силой лишь в гармонии с подлин­ными этическими ценностями. Для осуществления прин­ципа "благоговения перед жизнью" (этот принцип — яд­ро, несущая конструкция антинормативистской по сути этики Ш.), не допускающего парциальных решений, "...сознательно и по своей воле я отдаюсь бытию. Я начи­наю служить идеалам, которые пробуждаются во мне, становлюсь силой, подобной той, которая так загадочно действует в природе. Таким путем я придаю внутренний смысл своему существованию". Лишь в границах такого подхода, по Ш., возможно преодолеть пагубный характер воздействия современной цивилизации на человека. Кон­кретно-личностное начало в человеке не должно подав­ляться интересом "всеобщего": воля, олицетворяющая свободное и нравственное начало в человеке, безусловно, значимее знания и понимания, обосновывающих неиз-

бежность подчинения людей репертуарам объективации закономерностей внешнего мира. "Организованные госу­дарственные, социальные и религиозные объединения нашего времени пытаются принудить индивида не осно­вывать свои убеждения на собственном мышлении, а присоединяться к тем, которые они для него предназна­чили. Человек, исходящий из собственного мышления и поэтому духовно свободный, представляется им чем-то неудобным и тревожащим, — отмечал III., —...сверхор­ганизация нашей общественной жизни выливается в ор­ганизацию бездумья". Смысл бытия человека, полагал Ш., — непрестанное самосовершенствование с целью гармонизации и улучшения собственной природы. Иной путь не является достойным человека, его духа, освящен­ного божественным происхождением. По мнению Ш., именно уровень гуманизма, достигнутый обществом в целом, адекватно отражает степень его зрелости и человекосоразмерности.

A.A. Грицанов






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных