Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НАУКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН




К75

Кохановский В. П. Философия и методология науки: Учебник для выс­ших учебных заведений. — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. - 576 с.

 

ISBN 5-222-00502-Х

Первый фундаментальный учебник по дисциплине «Философия и мето­дология науки» подготовлен в соответствии с государственным образователь­ным стандартом высшего профессионального образования Госкомвуза РФ. Рассматривает специфику науки как системы знания, формы духовного про­изводства и социального института; анализирует закономерности развития науки, ее структуру, уровни и методологию научного познания; выявляет сходство и различие естественных и гуманитарных наук, этапы их формиро­вания и специфику их методов; показывает, как решаются данные проблемы современными западными философами. Учебник отличает ясность и чет­кость изложения материала.

Рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей, а также всех, интересующихся проблемами истории, философии и методологии науки.

ISBN 5-222-00502-Х ББК Ю25

© Кохановский В. П., 1999 © Оформление. Издательство «Феникс», 1999

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ  
Глава I  
НАУКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН  
§ 1. Знание, познание и его формы  
§ 2. Возникновение науки. Наука и практика  
§ 3. Научное знание как система, его особенности и структура  
§ 4. Классификация наук и проблема периодизации истории науки  
§ 5. Наука как форма духовного производства и социальный институт  
§ 6. Наука и общество. Сциентизм и антисциентизм  
Глава II  
ФИЛОСОФСКИЕ ОБРАЗЫ НАУКИ И ЕЕ МЕТОДОВ  
§ 1. Идея создания «новой науки» (Ф. Бэкон, Р. Декарт)  
§ 2. Как возможно научное знание? (И. Кант)  
§ 3. Философия как «наука наук» (Г. Гегель)  
§ 4. Наука — «сама себе философия» (О. Конт)  
§ 5. Наука как «всеобщий духовный продукт общественного развития» (К. Маркс)  
Глава III  
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ  
§ 1. Преемственность в развитии научных знаний  
§ 2. Единство количественных и качественных изменений в развитии науки  
§ 3. Дифференциация и интеграция наук  
§ 4. Взаимодействие наук и их методов  
§ 5. Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации  
§ 6. Теоретизация и диалектизация науки  
§ 7. Ускоренное развитие науки  
§ 8. Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма  
§ 9. Все более полное приближение к абсолютной истине, преодоление заблуждений  
ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ  
§ 1. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование  
§ 2. Особенности эмпирического исследования  
§ 3. Специфика теоретического познания и его формы  
§ 4. Структура и функции научной теории. Закон как ключевой ее элемент 142  
§ 5. Единство эмпирического и теоретического, теории и практики. Проблема материализации научной теории  
Глава V  
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ  
§ 1. Метод и методология  
§ 2. Предмет, теория, метод. Метод как единство объективного и субъективного  
§ 3. Классификация методов  
Глава VI  
ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ  
'§1. Основные модели соотношения философии и частных наук  
§ 2. Функции философии в научном познании  
Глава VII  
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ И МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
§ 1. Диалектика как система элементов, и их регулятивный характер  
§ 2. Роль принципов диалектики как регулятивов научного поиска  
§ 3. Границы, сфера действия диалектического метода  
§ 4. Метафизика и ее значение для научного познания  
Глава VIII  
ОБЩЕ-ЧАСТНОНАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТОДОВ  
§ 1. Научные методы эмпирического исследования  
§ 2. Научные методы теоретического исследования  
§ 3. Общелогические методы и приемы познания  
§ 4. Частнонаучная методология  
§ 5. Взаимодействие методов  
ПАРАДИГМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ: СУЩНОСТЬ И ЭВОЛЮЦИЯ  
§ 1. Натурфилософия и естествознание  
§ 2. Классическое естествознание и его методология  
§ 3. Революция в естествознании конца XIX—начала XX в. и становление идей и методов неклассической науки  
§ 4. Концептуально-методологические сдвиги в естествознании конца XX в.  
Глава Х  
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ  
§ 1. Понятие социального познания 371  
§ 2. Формирование социально-гуманитарной методологии в философии истории  
§ 3. Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт)  
§ 4. Методология социальных наук М. Вебера  
1/§ 5. Логика социальных наук К. Поппера  
§ 6. Философская герменевтика Г. Гадамера  
§ 7. Структурный метод в гуманитарных науках (М. Фуко  
§ 8. Особенности социального познания и его методов (общая характеристика  
§ 9. О новой парадигме социальной методологии  
I Глава XI  
ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ В ПОСТПОЗИТИВИЗМЕ  
§ 1. Концепция науки и развития научного знания К. Поппера  
§2. Концепция смены парадигм и «методологические директивы» Т. Куна  
§ 3. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса  
§ 4. Реконструкция истории науки П. Фейерабендом и его теоретико-методологический плюрализм  
ЛИТЕРАТУРА  

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Наука — сложное многогранное целостное явление, а процесс развития научного познания — в силу его сложной и многослойной структуры — не однонаправленный моно­тонный, «одноплоскостной» процесс. Это всегда, в любую эпоху процесс нелинейный, характеризующийся разнонаправленностью изменения форм научного знания, в кото­ром постоянно возникают новые точки роста, нововведе­ния и центры изменения, многообразные возможности и ситуации выбора. Поэтому не только возможны, но и не­обходимы разные модели и образы развития науки.

Научное познание развивается в контексте историчес­кого развития общества. А это значит, чтобы понять его природу, особенности и историческую динамику, необхо­димо рассматривать научное познание как социально-куль­турный процесс. Надо понять, как осуществляется и раз­вивается социальная жизнь людей, как она определяет на разных этапах своей истории состояние и особенности на­учной деятельности.

Наука является достаточно неоднородным образовани­ем: наука переднего края и нормальная наука, наука Но­вого времени и современная, наука профессиональная и любительская, наука Запада и восточная наука, государ­ственная и «народная» наука и т. п. Наука — это та сфера человеческой деятельности, в которой происходит выра­ботка и теоретическая систематизация объективных зна­ний о действительности, в которую науки — по мере сво­его развития — проникают все более глубоко и широко. Вместе с тем наука ориентируется и на человека, на без-

граничное развитие его интеллекта, еготворческих спо­собностей, культуры мышления.

Наряду со знаниями об объектах наука формирует зна­ния и о методах, принципах и приемах научной деятель­ности. Потребность в развертывании и систематизации знаний второго типа приводит на высших стадиях разви­тия науки к формированию методологии как особой от­расли научного исследования, призванной направлять на­учный поиск.

Наука изучает не только окружающую действительность, но и сама себя с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного твор­чества, социология знания и науки, науковедение и др. В настоящее время бурно развивается философия и мето­дология науки, исследующая общие закономерности на­учно-познавательной деятельности, структуру и динамику научного знания, его уровни и формы, его социокультур-ную детерминацию, средства и методы научного познания, способы его обоснования и механизмы развития знания.

Философия науки сложилась к середине XX в. и как философское направление, исследующее общие характе­ристики научной деятельности в целом, и как раздел фи­лософии, разрабатываемый в рамках различных философ­ских течений, поскольку они так или иначе обращаются к феномену науки.

Глава I

НАУКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных