Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принцип противоречия




Это — философский, диалектический принцип, имею­щий объективной основой реальные противоречия вещей, вытекающий из закона единства и борьбы противополож­ностей и сводящийся к следующим основным требованиям (предписаниям): а) выявление предметного противоречия как отношения определенных противоположностей; б) все­сторонний анализ одной из противоположных сторон дан­ного противоречия в «чистом» виде; в) исследование дру­гой противоположности в «чистом» виде и со всех сторон;

г) рассмотрение предмета как единства (синтеза) противо­положностей в целом на основе знания каждой из них с выявлением ведущей в данных условиях противоположнос­ти; д) определение места данного противоречия в системе других противоречий предмета; е) прослеживание этапов развития данного противоречия; и) анализ механизма раз­решения противоречия как процесса и результата его раз­вертывания и обострения.

Диалектические противоречия в мышлении, отражающие реальные противоречия, необходимо отличать от так назы­ваемых «логических» противоречий, выражающих путаницу и непоследовательность мысли и запрещаемых законами формальной логики. Отмечая важную роль противоречия

(тождества противоположностей) в развитии познания, Ге­гель справедливо подчеркивал, что «противоречие есть кри­терий истины, отсутствие противоречия — критерий заблуж­дения»'. Оно является необходимым моментом развития науки и тем самым делает ее живой и развивающейся.

История науки многократно и убедительно подтвердила данное гегелевское положение. Так, один из создателей квантовой механики, В. Гейзенберг, в этой связи писал: «Полезно вспомнить о том, что даже в самой точной науке, в математике, не может быть устранено употребление по­нятий, содержащих внутренние противоречия. Например, хорошо известно, что понятие бесконечности ведет к про­тиворечиям, однако практически было бы невозможно по­строить без этого понятия важнейшие разделы математи­ки»2, — как впрочем и всех других наук.

Уже на первом этапе познания противоречий (а затем и на последующих) нужно иметь в виду, что если в теорети­ческих определениях предмета обнаруживается противоре­чие, оно может иметь двоякую природу. Это либо «словес­ное, выдуманное» противоречие, т. е. «противоречие не­правильного рассуждения», либо отражение «живых проти­воречий живой жизни».

Устраняя первые противоречия, «избавляясь» от них (в чем велика роль соответствующего закона формальной логики), надо основное внимание уделять исследованию вто­рых. Причем «раздвоение единого» должно идти сначала по линии обнаружения и описания отношения противопо­ложностей на эмпирическом уровне, на поверхности, в виде их внешнего соотношения с тем, чтобы выйти к их внут­реннему, сущностному соотношению.

В ходе развертывания любого противоречия меняется характер соотношения составляющих его противополож-

' Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2 т. М., 1970. Т. 1. С. 265.

2 Гейзенберг В. Физика и философия: Часть и целое. С. 127.

ностей. В самом общем виде здесь прослеживаются три основных этапа: а) преобладание взаимополагания проти­воположностей над их взаимоисключением, особенно в на­чале данного этапа; б) перевес второго момента над пер­вым вплоть до резкого обострения полюсов противоречия (конфликт, кризис); в) разрешение данного противоре­чия и возникновение нового — кульминационный пункт всего процесса.

Так, например, развертывание противоречия между ста­рой теорией и новыми фактами академик Н. Н. Семенов описывает следующим образом: «Вначале само противоре­чие в недрах старой теории выглядит достаточно общо и туманно. Ясно, что новый экспериментальный факт, ког­да и поскольку он понимается и осознается, противоречит старой теории, старым представлениям вообще; но далеко не ясно, где острие противоречия, где сосредоточено то узловое старое понятие, которое должно быть изменено. Постепенно — в результате новых экспериментов и уточне­ния самих старых понятий (раньше в таком уточнении не было нужды) — противоречие обостряется и суживается: в конце концов становится отчетливо ясным, какое именно старое понятие должно быть в первую очередь изменено. Противоречие достигает остроты предельно жестко сфор­мулированной антиномии»'. Последняя рано или поздно разрешается: возникает новое понятие, которое, будучи обычно качественной переформулировкой исходного поня­тия, одновременно становится «зародышевой формой» но­вой теоретической концепции.

А. Эйнштейн говорил, что все существенные идеи в науке родились в драматическом конфликте между реаль­ностью и нашими попытками ее понять, т. е. в процессе разрешения противоречия между этими полюсами. Харак­теризуя данный процесс, академик П. Л. Капица отмечал, что «наиболее мощные толчки в развитии теории мы на-

' Семенов Н. Н. Наука и общество. С, 256. 230

блюдаем тогда, когда удается найти неожиданные экспери­ментальные факты, которые противоречат установившим­ся взглядам. Если такие противоречия удается довести до большей степени остроты, то теория должна измениться и, следовательно, развиться. Таким образом, основным дви­гателем развития физики, как и всякой другой науки, яв­ляется отыскание этих противоречий»' — с тем, чтобы пос­ледние — через сложную систему посредствующих звеньев — разрешить, а не «ликвидировать» или примирить их.

Неверно полагать, что если в предмете противоречие есть, то в мысли его быть не должно, ибо в этом случае мы ниче­го не узнаем о диалектике вещей и источниках их развития. Конечно, формально-логическая непротиворечивость тео­рии есть важное свидетельство правильности ее положений. Однако теория в ее целостности является истинной только тогда, когда в системе своих утверждений отражает проти­воречия самой действительности, что удостоверяется в ко­нечном счете лишь практикой.

Данное обстоятельство убедительно подтверждается ис­торией науки. Так, попытки осознать причину появления противоречивых образов, связанных с объектами микроми­ра, привели Н. Бора к формулированию принципа допол­нительности. Согласно этому принципу, для полного опи­сания квантово-механических явлений необходимо приме­нять два взаимоисключающих (дополнительных) набора классических понятий (например, частиц и волн). Только совокупность таких понятий дает исчерпывающую инфор­мацию об этих явлениях как о целостных образованиях.

Н. Бор полагал, что микрообъект — ни корпускула, ни волна, ни их эклектическая смесь («с одной стороны — с другой стороны»). В принципе дополнительности выра­жается сложнейшее внутреннее соотношение противопо­ложных проявлений микрочастицы (а не их примирение и «нейтрализация»). Он есть своеобразный способ отраже-

' Капица П. Л. Эксперимент. Теория. Практика. С. 15—16.

ния реальных противоречий объекта в логике соответству­ющих понятий, доходящий до тождества (единства) про­тивоположностей. При создании Н. Бором принципа до­полнительности «...в центре его философской мысли всегда стояло стремление к идеальному пониманию мира, к един­ству, вмещающему в себя напряжение противоположнос­тей»', к тому, чтобы выразить это единство концептуаль­ными средствами как можно полнее и глубже.

В. Гейзенберг обращает внимание на то, что при этом речь идет вовсе не о дуалистическом, но «о вполне едином» описании атомных явлений. Необходимо совмещать про­тивоположные утверждения, «не впадая в логическое про­тиворечие»2. Названная необходимость не «отменяет» того, что и в самой совершенно новой области знаний «един­ственным обязательным требованием является отсутствие логических противоречий...»3, как важного условия отраже­ния реальных противоречий объекта.

Следовательно, надо стремиться избегать «противоречий неправильного рассуждения», чтобы верно отразить проти­воречия реальной действительности. В последней логичес­кие противоречия отсутствуют, ибо они — результат нечет­кости, неряшливости, непоследовательности мышления, что является следствием нарушения важнейшего закона формаль­ной логики — закона исключения противоречий (закона не­противоречия). Это значит, что всякое рассуждение (тем более научное) должно быть последовательным, не допус­кать возможности «логических» противоречий, в чем указан­ный формально логический закон и должен помочь.

Таким образом, антиномия, т. е. противоречие в теоре­тических определениях, а не противоречие «терминологи­чески-семантического происхождения», «...разрешается не

1 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. С. 287.

2 Там же. С. 193, 117.

3 Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961. С. 80.

путем уточнения понятия, отражающего данную форму раз­вития, а путем дальнейшего исследования действительнос­ти, путем отыскания той другой, новой, высшей формы развития, в которой исходное противоречие находит свое фактическое разрешение»'. Тем самым происходит разви­тие, углубление знания, его конкретизация, все более пол­ное и адекватное отражение в теориях, концепциях и т. п. «живых противоречий живой жизни».

Основные искажения принципа противоречия (тожде­ства противоположностей), нарушения, отступления от него:

1. Противоречия «устраняются» из реальной действи­тельности на основании того, что будто бы нет ничего проти­воречивого. Однако устранить реальные противоречия не­возможно, так же, как нельзя «ликвидировать» материю, движение, время и т. п.

2. Если объективные противоречия и признаются, то тотчас «вытесняются» в субъективную рефлексию, объяв­ляются продуктом сознания и к тому же чем-то случайным, а значит, подлежащим «устранению». Последнее осу­ществляется при помощи фраз, чисто словесным путем.

3. Противоречия в теории, отражающие реальные про­тиворечия, «понижаются до путаницы», т. е. «сходу», без изучения их природы, без проверки на практике, объявля­ются «логическими» противоречиями — результатом неряш­ливости, непоследовательности мышления, субъективной погрешности.

4. Внутренние противоречия, противоречия в самой сущ­ности предметов, сводятся к внешнему противопоставле­нию полюсов в разных отношениях и (или) в разное время.

5. Сохраняются «хорошие» и отбрасываются «дурные» стороны противоречий, что означает по существу игнори­рование реальных противоречий как таковых, как «живого единства» соответствующих противоположностей.

1 Ильенков Э. В. Диалектическая логика. 2-е изд. перераб. и доп. М., 1984. С. 269.

6. Признание объективного противоречия и даже взаи­моисключения, борьбы противоположностей не доводится до признания его разрешения.

7. На основании того, что противоположности могут при определенных условиях превращаться друг в друга, полнос­тью стираются разграничительные линии, игнорируются качественные различия между ними.

8. Единство противоположностей либо превращается в их непосредственное, абсолютное тождество, полностью исключающее различие, либо из этого единства «изгоняет­ся» тождество составляющих его противоположностей, ос­тавляется лишь «борьба» между ними.

9. Осуществляется субъективистское, произвольное «со­здание» противоречий, искусственно объединяются эклек­тически сконструированные «противоположности» в «един­ство», ничего общего не имеющее с реальным единством действительных противоположностей.

10. Противоречия предмета просто перечисляются одно рядом с другим, но не выявляется их субординация, не выделяется главное, определяющее все другие его противо­речия, оно «растворяется» в многообразии последних.

11. Не подчеркивается — в определенных условиях — ведущая, решающая противоположность в данном проти­воречии, в конкретном единстве противоположностей.

12. «Раздвоение единого» понимается буквально как «рас­кол», т. е. как механическое, «топорное» разделение цело­го на две изолированные друг от друга части, лишь внешне связанные между собой или же полностью равнодушные друг другу.

13. Разрешение противоречия хотя и признается, но понимается как поверхностная смена, произвольная пере­становка, простая перемена мест составляющих его проти­воположностей без изменения их качества («перевертыва-ние ситуации»), скачка, восхождения и возникновения но­вого целого как нового единства противоположностей.

14. Если разрешение противоречия и признается, то понимается как примирение составляющих его противо-

положностей, как их «переход в нуль» (как их «нейтрализа­ция») опять-таки без перерыва постепенности, без возник­новения качественно новых форм развития с новыми про­тиворечиями.

15. Под разрешением противоречия понимается превра­щение всего, чего угодно во что угодно (и когда угодно), а не данного явления (при вполне конкретных условиях и в определенное время) в «свое другое», именно «в свое дру­гое», а не вообще в другое.

16. Разрешение противоречия, взаимопревращение про­тивоположностей трактуется как их прямой и непосредствен­ный (без целого ряда промежуточных звеньев) переход друг в друга, конкретные условия такого взаимоперехода игно­рируются.

17. На основании того, что в мире много противоречий и что они связаны друг с другом, игнорируются принципи­альные различия между качественно различными типами противоречий: основные ставятся на одну доску с неоснов­ными, внутренние подменяются внешними и т. п.

Диалектический метод не исчерпывается, разумеется, двумя рассмотренными принципами, а включает в себя так­же принципы объективности, всесторонности, конкретно­сти, восхождения от абстрактного к конкретному, детер­минизма, единства качественной и количественной определенностей и ряд других1.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных