Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Парадигма как способ деятельности научного сообщества




В своей книге Кун предложил отказаться от господ­ствовавшего в неопозитивисткой философии образа на­уки как системы знаний, изменение и развитие которой подчинено канонам методологии и логики, и заменить его образом науки как деятельности научных сообществ. Кстати говоря, отдавая должное «закону и логике», Кун вовсе не отвергал «неявное знание» и «интуицию», отводя от себя обвинения в субъективизме и иррационализме: «Я никог­да не считал, что наука по своему существу является ирра­циональной деятельностью»1.

Специфика куновского образа науки состояла в том, что логико-методологические факторы развития утрачи­вают свою надысторическую нормативность и становятся в функциональную зависимость от господствующего в те или иные исторические периоды способа деятельности научного сообщества (парадигм). Парадигма у Куна — основная единица измерения процесса развития науки. Это — в самом общем виде — концептуальная схема, ко­торая в течение определенного времени признается на­учным сообществом в качестве основы его практической деятельности.

Понятие «парадигма» выражает совокупность убежде­ний, ценностей и технических средств, принятых науч­ным сообществом и обеспечивающих существование на­учной традиции. Парадигма — это то, что объединяет чле­нов научного сообщества, и, наоборот — научное сообще­ство состоит из людей, признающих определенную пара­дигму. Последняя, как правило, находит свое воплоще-

1Струкгура и развитие науки. М., 1978. С. 279.

ние в учебниках или в классических трудах ученых и на многие годы определяет круг проблем и методов их реше­ния в той или иной области науки. К парадигмам Кун относит, например, аристотелевскую динамику, птолеме-евскую астрономию, ньютоновскую механику.

Философ не раз обращался к понятию «парадигма», уточняя и конкретизируя его содержание. Исходное, пер­воначальное определение этого понятия дается в «Предис­ловии» его основной работы, написанной в 1962 г. Здесь Кун пишет, что «под парадигмой я подразумеваю признан­ные всеми научные достижения, которые в течение опре­деленного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу»1.

Представляя собой принятую модель (образец) — хотя к этому парадигма в целом не сводится — она носит исто­рический характер, будучи объектом для дальнейшей раз­работки и конкретизации в новых условиях. Именно это и сделал сам автор этого понятия в «Дополнении 1969 года» в связи с критикой неопределенности данного понятия со стороны многочисленных своих оппонентов. Рассмотрим вслед за Куном содержание понятия «парадигма» более подробно, опираясь на указанное «Дополнение».

Как здесь считает сам Кун, он «осчастливил» человече­ство двумя «великими открытиями». Первое — выявление общего механизма развития науки как единства «нормаль­ной» науки и «некумулятивных скачков» (научных рево­люций). Вторым своим вкладом в разработку проблем раз­вития науки он считает понятие парадигмы как конкрет­ного достижения, как определенного образца.

Говоря об этом понятии, закрепленном в соответству­ющем термине, Кун отмечает, что в его книге последний часто используется в двух различных смыслах. «С одной стороны, он обозначает всю совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т. д., которая харак-

1 Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. С. 11.

терна для членов данного сообщества. С другой сторо­ны, он указывает один вид элемента в этой совокупности — конкретные решения головоломок»'. Первый смысл термина, названный автором «социологическим» являет­ся основным.

Научные сообщества как особые структуры в науке со­стоят из исследователей с определенной научной специ­альностью. Сообщества, по Куну, существуют на множе­стве уровней. Наиболее глобальное — сообщество пред­ставителей естественных наук. Ниже в этой системе ос­новных научных профессиональных групп располагается уровень сообществ физиков, химиков, астрономов, зоо­логов и т. п. Сообщества представлены философом как такие элементарные структуры, которые являются «осно­вателями и зодчими научного знания». Парадигмы и есть нечто такое, что принимается членами данных групп, ко­торые представляют собой не жесткие структуры, а «диах­ронические (т. е. изменяющиеся) образования».

Рассматривая парадигмы как «наборы предписаний для научной группы», Кун в «Дополнении 1969 года» экспли­цировал значение данного термина посредством понятия дисциплинарной матрицы, учитывающего, во-первых, принадлежность ученых к определенной дисциплине и, во-вторых, систему правил их научной деятельности.

Дисциплинарная матрица составлена из упорядоченных элементов (компонентов) различного рода, которые об­разуют единое целое и функционируют как целостная си­стема. К числу основных элементов дисциплинарной мат­рицы Кун относит следующие компоненты.

а. Символические обобщения, которые имеют чисто формальный характер или легко формализуются. Напри­мер, F=ma. Иначе говоря, это законы и определения не­которых терминов теории, выраженных в «мощном аппа­рате» логических и математических формул.

1 Кун Т. Структура научных революций. С. 220.

б. «Метафизические части парадигм» — задающие спо­соб видения универсума. Это, в частности, такие обще­признанные предписания как «теплота представляет со­бой кинетическую энергию», «все явления существуют бла­годаря взаимодействию атомов» и т. п.

в) Ценностные установки, влияющие на выбор направ­ления исследования. По мнению Куна, чувство единства в сообществе ученых-естественников возникает во мно­гом именно благодаря общности ценностей.

г) «Общепринятые образцы», «признанные примеры» решения конкретных задач («головоломок»), обеспечива­ющих функционирование «нормальной науки». Философ считает, что «различия между системами «образцов» в боль­шей степени, чем другие виды элементов, составляющих дисциплинарную матрицу, определяют тонкую структуру научного знания»1.

Заслуга Куна состоит в том, что в понятии парадигмы он выразил идею предпосылочности знания, т. е. доста­точно убедительно показал, что формирование и развитие знаний осуществляется в некотором пространстве предпо­сылок, в некоторой порождающей их среде. Такой подход во время засилья антиисторизма и формализма в филосо­фии и методологии науки был шагом вперед.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных