Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Идеализм делится на объективный и субъективный.




Объективные идеалисты считают, что мир создан неким нематериальным (идеальным) объектом, некоей духовной силой – Богом, мировым разумом и т.д.

Субъективные идеалисты полагают, что мир есть порождение сознания субъекта и он не познаваем. Крайняя позиция в с.и. – солипсизм. С точки зрения солипсистов существует только один субъект и весь мир – творение его сознания.

 

  1. Существует три исторических типа мировоззрения – миф, религия, философия.

 

Характеристики мифологического мировоззрения:

 

1. совпадение субъекта и объекта – древний человек полагал, что весь мир есть продолжение его тела, и если что-то происходит в мире, это имеет к нему непосредственное отношение.

2. синкретичность сознания – такое состояние сознания, когда зачаточные несистематизированные знания об окружающем мире, чувства, эмоции, страхи нерасчленены, слиты воедино.

3. анимизм – вера в то, что все вокруг имеет душу (анима – душа)

4. фетишизм – вера в то, что некоторые предметы обладают особыми магическими свойствами.

5. тотемизм - вера в растительного или животного предка – тотем.

 

 

Характеристики религиозного мировоззрения:

  1. вера в сверхъестественное;
  2. опора на авторитеты

 

Типы религиозного мировоззрения:

Монотеизм – вера в единого бога;

Политеизм – вера во множество богов;

Пантеизм – отождествление Бога и природы;

Атеизм – вера в то, что бога не существует.

 

Характеристики философского мировоззрения:

 

  1. критичность;
  2. целостность;
  3. внутренняя непротиворечивость;
  4. аргументированность.

 

  1. Периодизация в истории философии:

 

- философия Древнего мира (6 в. До н.э.- 4 в н.э.)

- философия Средневековья (5 в. – 15 в)

- философия Возрождения (15-17 вв)

- философия Нового времени (17-19 вв)

- современная философия.

 

  1. Философия Древней Индии.

Основные источники – Веды – религиозно-философские тексты, отражающие мировоззрение древних индийцев.

С точки зрения наиболее последовательной школы – веданты - мир есть Брахман. Брахман – единственная объективная реальность, он не материален. Существование материального мира, мира вещей – иллюзия, майя, наведенная Брахманом. Человек рождается в плену иллюзии, умирает и рождается вновь в результате реинкарнации. Обстоятельства следующей жизни определяет карма. Чтобы вырваться из пут сансары (колесо жизни и смерти), нужно осознать свою внутреннюю субъективную реальность – Атман, и тогда человек достигает освобождения от телесности (мокша), его сознание сливается с мировым сознанием. (Абсолютный монизм-признание одного начала))

 

Буддизм отходит от традиции вед и называется поэтому неортодоксальной школой.

Основатель – Сиддхартха Гаутама, по прозвищу Будда – просветленный. По буддизму, мир – это сеть дхарм – нематериальных частиц. Дхармы образуют комбинации и это означает рождение живого существа. Распад комбинации – смерть. В дхармах остается желание соединиться вновь и образуется новая комбинация (реинкарнация, первоплощение).(плюрализм – признание множества начал) Отсюда 4 великие истины Будды: жизнь есть страдание, причина страдания в желаниях, освобождение от желаний принесет освобождение от страданий, существует путь освобождения от желаний. Цель жизни человека – достичь нирваны, угасания.

 

  1. Философия Древнего Китая (6 в. До н.э. – период «100 школ», основные- конфуцианство и даосизм)

 

Конфуцианство.

Основатель Кун-цзы, основная книга «Лунь юй («Беседы и суждения»).

Миром правит безличная, неперсонифицированная сила – Небо (Тянь). Когда оно передало людям правила совместной жизни – ритуал (ли). Небо до рождения определяет

место каждого человека в обществе, наделяя его определенными способностями. Император все знает от рождения и всегда поступает по справедливости. Высшие чиновники учатся из любви к мудрости. Низшие – сталкиваясь с трудностями. Ремесленники и крестьяне неспособны к обучению. Такова иерархия общества. Оно устроена как семья: император – отец, высшие чиновники – старшие братья, низшие чиновники – младшие братья, ремесленники и крестьяне – неразумные дети. Задача человека – соответствовать своему предназначению, выполняя все, что предписано небом. Конфуция сформулировал «золотое правило нравственности»: Поступай по отношению к людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе».

 

Даосизм.

Основатель – Лао-цзы (Ли Эр) основная книга – «Дао дэ цзин» (Книга о пути и благодати)

В мире присутствует два взаимопроникающих начала – Инь и Ян.

В мире существует определенная гармония, т.к. каждому предмету (и человеку тоже) предназначен от рождения свой путь – Дао. Поддерживает гармонию сила Дэ. Все вещи идут своим путем, только человек отклоняется от своего срединного пути и поэтому испытывает давление силы Дэ. Цель жизни – обрести свое Дао, следуя срединным путем, основной принцип жизни – недеяние (у-вэй)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных