ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Идеализм делится на объективный и субъективный.Объективные идеалисты считают, что мир создан неким нематериальным (идеальным) объектом, некоей духовной силой – Богом, мировым разумом и т.д. Субъективные идеалисты полагают, что мир есть порождение сознания субъекта и он не познаваем. Крайняя позиция в с.и. – солипсизм. С точки зрения солипсистов существует только один субъект и весь мир – творение его сознания.
Характеристики мифологического мировоззрения:
1. совпадение субъекта и объекта – древний человек полагал, что весь мир есть продолжение его тела, и если что-то происходит в мире, это имеет к нему непосредственное отношение. 2. синкретичность сознания – такое состояние сознания, когда зачаточные несистематизированные знания об окружающем мире, чувства, эмоции, страхи нерасчленены, слиты воедино. 3. анимизм – вера в то, что все вокруг имеет душу (анима – душа) 4. фетишизм – вера в то, что некоторые предметы обладают особыми магическими свойствами. 5. тотемизм - вера в растительного или животного предка – тотем.
Характеристики религиозного мировоззрения:
Типы религиозного мировоззрения: Монотеизм – вера в единого бога; Политеизм – вера во множество богов; Пантеизм – отождествление Бога и природы; Атеизм – вера в то, что бога не существует.
Характеристики философского мировоззрения:
- философия Древнего мира (6 в. До н.э.- 4 в н.э.) - философия Средневековья (5 в. – 15 в) - философия Возрождения (15-17 вв) - философия Нового времени (17-19 вв) - современная философия.
Основные источники – Веды – религиозно-философские тексты, отражающие мировоззрение древних индийцев. С точки зрения наиболее последовательной школы – веданты - мир есть Брахман. Брахман – единственная объективная реальность, он не материален. Существование материального мира, мира вещей – иллюзия, майя, наведенная Брахманом. Человек рождается в плену иллюзии, умирает и рождается вновь в результате реинкарнации. Обстоятельства следующей жизни определяет карма. Чтобы вырваться из пут сансары (колесо жизни и смерти), нужно осознать свою внутреннюю субъективную реальность – Атман, и тогда человек достигает освобождения от телесности (мокша), его сознание сливается с мировым сознанием. (Абсолютный монизм-признание одного начала))
Буддизм отходит от традиции вед и называется поэтому неортодоксальной школой. Основатель – Сиддхартха Гаутама, по прозвищу Будда – просветленный. По буддизму, мир – это сеть дхарм – нематериальных частиц. Дхармы образуют комбинации и это означает рождение живого существа. Распад комбинации – смерть. В дхармах остается желание соединиться вновь и образуется новая комбинация (реинкарнация, первоплощение).(плюрализм – признание множества начал) Отсюда 4 великие истины Будды: жизнь есть страдание, причина страдания в желаниях, освобождение от желаний принесет освобождение от страданий, существует путь освобождения от желаний. Цель жизни человека – достичь нирваны, угасания.
Конфуцианство. Основатель Кун-цзы, основная книга «Лунь юй («Беседы и суждения»). Миром правит безличная, неперсонифицированная сила – Небо (Тянь). Когда оно передало людям правила совместной жизни – ритуал (ли). Небо до рождения определяет место каждого человека в обществе, наделяя его определенными способностями. Император все знает от рождения и всегда поступает по справедливости. Высшие чиновники учатся из любви к мудрости. Низшие – сталкиваясь с трудностями. Ремесленники и крестьяне неспособны к обучению. Такова иерархия общества. Оно устроена как семья: император – отец, высшие чиновники – старшие братья, низшие чиновники – младшие братья, ремесленники и крестьяне – неразумные дети. Задача человека – соответствовать своему предназначению, выполняя все, что предписано небом. Конфуция сформулировал «золотое правило нравственности»: Поступай по отношению к людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе».
Даосизм. Основатель – Лао-цзы (Ли Эр) основная книга – «Дао дэ цзин» (Книга о пути и благодати) В мире присутствует два взаимопроникающих начала – Инь и Ян. В мире существует определенная гармония, т.к. каждому предмету (и человеку тоже) предназначен от рождения свой путь – Дао. Поддерживает гармонию сила Дэ. Все вещи идут своим путем, только человек отклоняется от своего срединного пути и поэтому испытывает давление силы Дэ. Цель жизни – обрести свое Дао, следуя срединным путем, основной принцип жизни – недеяние (у-вэй)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|