Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI—XVIII вв)




 

В центре внимания философии Нового времени - проблема научного метода, и шире — проблемы познания. Нельзя исследовать Бога, природу, человека, общество, не выяснив прежде, како­вы законы познающего Разума. Философия, в отличие от дру­гих наук, должна изучать именно мышление человека и его законы и найти такой метод, который при­меним ко всем наукам.

 

При поисках нового «метода» и произошло разделе­ние философов на сторонников «эмпиризма» («эмпирио» — опыт) и «рационализма» («рацио» — ум).

 

Эмпирики — Френсис Бэкон, Джон Гоббс, Джордж Локк и др. — считали, что единственный источник знания — это опыт. Опыт связан с нашей чувственностью, с ощущениями, восприятиями, представлениями. Содержание всех знаний человека или человечества в конечном счете сводится к опы­ту. «Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось бы в ощущениях» — таков лозунг эмпириков-сенсуалистов («сенсус» — чувство, ощущение). В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, как восковая табличка, а уже ощущения, восприятия «пишут» на этой табличке («табула раса» — «чистая доска») свои «письмена». Поскольку ощущения нас могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств. Знание должно идти от частного, опытного (эксперименталь­ного) к обобщениям и выдвижению теорий. Это — индуктив­ный метод движения ума, наряду с экспериментом он и есть истинный метод в философии и всех науках.

Рационалисты — Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц и др. — считали, что опыт, основанный на ощуще­ниях человека, не может быть основой общенаучного мето­да. Восприятия и ощущения иллюзорны. Мы можем ощущать то, чего нет (например, боль в потерянной конечности), и можем не ощущать некоторые звуки, цвета и пр. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны.

Зато в самом Разуме, в самой нашей душе есть интуитив­но ясные и отчетливые идеи. Главное то, что человек мыслит. «Я мыслю — следовательно, существую» (Р. Декарт). Затем по правилам дедукции (от общего к част­ному) мы можем вывести возможность существования Бога, природы и других людей.

 

8.1. Рене Декарт “Cogito ergo sum”

 

Основные произведения:

«Рассуждения о методе»

«Начала философии»

 

- родоначальник «новой философии» и новой науки;

- положил в основу мышления принцип очевидности или непосредственной достоверности, требовавший проверки всякого знания с помощью естественного света разума:

предложил отказаться от всех суждений, принятых когда-либо на веру, сомневаться во всем и полагаться не на мысли других, а на собственное мнение; распространил принцип сомнения до крайних пределов, оставив в качестве несомненного только факт существования себя как сомневающегося ума – «Мыслю следовательно существую»;

- считал что научное знание должно представлять собой систему, объясняющую все явления (понятие парадигмы); но в то же время утверждал, что наука конструирует некий гипотетический мир, вовсе не с необходимостью соответствующий истинному положению дел; но этого и достаточно, если нынешняя парадигма объясняет непротиворечиво явления, данные нам в опыте;

- разработал новый метод, который в конечном счете, по его мнению, сделает людей «хозяевами и господами природы». Основные положения метода:

· никогда не принимать за истинное ничего, что не познано таковым с очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости и включать в свои суждения только то, что представляется нашему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает уже никакого повода подвергать их сомнению;

· следует делить каждое из исследуемых нами затруднений на столько частей, сколько это возможно для лучшего их преодоления;

· придерживаться желательно определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых, постепенно восходя к познанию наиболее сложного, предполагая порядок даже и там, где объекты мышления даже и не даны в их естественной связи;

· полезно составлять перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений.

- основой метода является интеллектуальная интуиция – ясное и отчетливое представление, рождающееся в познающем уме посредством воззрений самого ума, отчетливое и ясное настолько, что не может быть никакого сомнения в его истинности; опираясь на эти первоначальные представления мы делаем шаг за шагом в познании неизвестного, проверяя каждый свой шаг на ясность и отчетливость;

- применение этого метода возможно, т.к. мир представляет собой механизм, различия между живым и неживым не принципиальны: растение – такой же механизм, как и часы, действия природных процессов вызываются трубками и пружинами, подобно действиям механизма, с той лишь разницей, что тонкость и искусность этих пружин настолько же превосходят созданное человеком, насколько искусство бесконечного творца совершеннее искусства творца конечного;

- единой субстанцией (т.е. вещью, которая для своего существования нуждается только в самой себе) является, строго говоря, только Бог, но Бог творит мыслящую и телесную субстанции, причем мыслящая субстанция открывается нам непосредственно, а телесная – опосредствованно. Мыслящая субстанция наделена в качестве атрибута непротяженностью и потому неделима, телесная - имеет величину, ширину и глубину, а потому делима на части, имеет фигуру, движение, определенное расположение частей;

 

8.2. Готфрид Вильгельм Лейбниц

 

Основные произведения:

«Теодицея»

«Монадология»

 

- мир представляет собой совокупность монад, которые находятся между собой в отношении «предустановленной гармонии». Первичная монада – Бог порождает все другие монады, каждая из которых является самостоятельной субстанцией, самодостаточной, не воздействующей на другие и не испытывающей воздействия. Вместе с тем, каждая монада в каждый момент времени находится в точном соответствии с другими («предусмотренная гармония»).

- Монада-бестелесная, простая субстанция – неделимая, неуничтожимая, нематериальная, самодостаточная, саморазвивающаяся, психически активная (способная к перцепции). Сообразно уровням развития воспринимающей способности монады делятся на примитивные (бесконечно малые перцепции), монады-души (смутные перцепции, сопровождающиеся ощущениями и памятью) и монады – духи (отчетливые перцепции, сопровождающиеся сознанием-апперцепцией), вместе они создают гармоничный и единый мир, в котором все взаимосвязано в силу непрерывности психической жизни. В силу этой взаимосвязи каждая монада воспринимает все и выступает «живым зеркалом Вселенной».

 

 

8.3. Бенедикт Спиноза

 

Основные произведения:

«Этика»

«Богословско-политический трактат»

- в отличие от Декарта, который начинает с «Я», Спиноза начинает с объективного мира, который пытается объяснить, исходя из него самого, не прибегая к внешней причине.

Спиноза исходит из понятия субстанции, которая является причиной самой себя («causa sui») и имеет следующие свойства:

1. Она вечна, т.е. безначальна и бесконечна в отношении длительности ее существования;

2. Она бесконечна;

3. Она неделима;

4. Субстанция не состоит из частей.

Природа субстанции раскрывается Спинозой через понятие «атрибуты субстанции», каждый из которых выражает свойственным ему образом самую сущность субстанции. Без атрибутов нет субстанции, субстанция без атрибутов – существование без того, что существует. Атрибутов субстанции бесконечное множество (абсолютно бесконечное), если бы это было не так, то можно было бы предположить существование других субстанций с иными атрибутами, но главными из них являются атрибуты протяженности и мышления.

- Субстанция проявляется через свои модусы – состояния, проявления субстанции. Существование модусов не самостоятельно, они имеют причину не в себе, а в другом. Это конечные вещи, в том числе – человеческое тело.

 

8.4. Фрэнсис Бэкон

 

Основные произведения:

«Великое восстановление наук»

 

- важнейшее значение придавал науке о природе, разделяя ее на теоретическую (исследующую причи­ны) и практическую (дающую результаты).

- считал, наука должна дать человеку власть над природой, увеличить его могущество и улучшить его жизнь.(«Знание – сила»)

- считал причиной заблуждений разума ложные идеи, которые он называя «призраками» или «идолами». Он насчитывал четыре вида «призраков». Призраки рода общи всем людям и являются искаженным от­ражением вещей в силу того, что человек примешивает к их природе свою собственную. Призраки пе­щеры вытекают из индивидуальных особенностей каждо­го человека. Призраки рынка - заблужде­ния, вытекающие из неверного использования слов. Призраки театра - ложные учения, за­влекающие человека, подобно пышным театральным представлениям. Путь преодоления «призраков» - обращение к опыту и обработка его индукцией.

Чувства для Бэкона - основа всего знания, но он про­тив эмпириков, которые, подобно муравью, только соби­рают попадающиеся на пути факты. Догматики или рационалисты, подобно пауку, тянут паутину мыслей из своего ума. Истинный же ученый берет пример с пчелы, извлекающей сок из цветов сада и поля и собственным умением преобразующей его в мед. Союз опыта и рассудка, по Бэкону - залог успеха познания и дейст­вия.

 

8.5. Томас Гоббс

 

Основные произведения:

«Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и граждан­ского» («Leviathan, or the matter, form and power of a commonwealth ecclesiastical and civil», 1651).

 

- считал, что целью философии является практическая польза, однако центр интересов Гоббса (по сравнению с Бэконом) переместился в область обществ, явлений. Поскольку главным злом современности Г. считал гражданскую войну, на первый план он выдвигал научное понимание общества как средство познания причин гражданских войн и их преодоления;

- Гоббс определял государство как «искусственное тело», что не меняло идеа­листического характера его понимания социальной жизни. Из этого учения впоследствии развились два направ­ления - органическая социология, рассматривающая об­щество на основе аналогии с биологическими процессами, и договорная теория государства.

- рассматривал государство как человеческое, а не божественное установление. Государство, по Гоббсу, возникло на основе обществ, договора из естественного догосударственного существования, когда люди жили разобщенно и находились в состоянии «.войны всех против всех». Государство было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира и огражде­ния безопасности.

- придерживался принципа изна­чального всеобщего равенства людей. В результате общественного договора права отдельных граждан, добро­вольно ограничивших свою свободу, были перенесены на государя (или государств, органы), на которого была возложена также функция охраны мира в благо­денствия. Благо народа, считал Гоббс, - высший закон государства. Забота о мире — основа «естественного права», созданного общественным договором (всего Гоббс сформулиро­вал 20 «естественных законов»).

 

 

8.6. Джон Локк

 

Осн. произведения:

«Опыт о чело­веческом разуме».

 

- считает очевидным, что при своем первом появлении на свет душа человека есть «чистая доска» (tabula rasa). Отку­да же он получает знания, заблуждения, фантазии, сомнения, веру? «Из опыта», — отвечает Локк. Опыт складывается из двух источников: ощущений и рефлексии. Ощущения есть вне­шний опыт. Они приносят в душу идеи под воздействием вне­шних предметов. Рефлексия — внутренний опыт, который формируется из идей, появляющихся в душе от наблюдений за действиями нашего ума. Опыт рефлексии может возник­нуть только после опыта ощущений. Потому что до и без ощу­щений не могут осуществляться никакие действия ума. По­этому Локк оказывается теоретиком сенсуализма - учения, разрабатывающего положение, что весь человеческий разум возникает и осуществляет все виды своих действий на осно­ве ощущений (чувств).

 

ИРРАЦИОНАЛИЗМ

 

9.1. Блез Паскаль

 

Основные произведения: «Письма к провинциалу», «Мысли»

 

Основные мысли:

- отрицал скептицизм: считал, что познание возможно, но не при помощи чувств, а при помощи разума и сердца. «Мы познаем истину не только разумом, но также и сердцем. У сердца свои законы, которых разум не знает». Принципы чувствуются нами с достоверностью и не дают нам уйти в дурную бесконечность.

- но относил возможность познания только к сфере конечных предметов, но не к сфере познания мира как бесконечности, признавал полную непознаваемость «неделимого и бесконечного Существа», т.е. Бога. «Человек неспособен ни к всеобъемлющему познанию, ни к полному неведению», облеченный в материальную оболочку, человек с трудом «удерживается на грани двух бездн – бездны бесконечности и бездны небытия», человек «улавливает лишь видимость явлений, ибо не способен познать ни их начало, ни их конец»

- утверждал относительность истины: «Все в этом мире отчасти истинно, отчасти ложно. Ничто не бывает безусловно истинным… Мы обладаем лишь частичной истиной и частичным благом, перемешанным со злом и ложью». Абсолютная истина доступна только Богу, человек же как частица природы не может познать окружающее его бесконечное целое, т.к. «невозможно познание частей без познания целого, равно как познание целого без досконального знания всех частей». «Меня ужасает вечное безмолвие этих пространств»;

- человек – сочетание двух взаимоисключающих начал. Он «самое непостижимое для себя творение природы, ибо ему трудно уразуметь, что такое материальное тело, еще труднее – что такое дух, и уж совсем непонятно, как материальное тело может соединяться с духом. Нет для человека задачи неразрешимее, а между тем это и есть он сам». «Человек в бесконечности – что он значит?» Его существование незаметно в контексте вечности, конец его неизвестен, он как тростник – «чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды». Но вместе с тем, человек – велик, и величие его заключается в разуме, он – «тростник, самый слабый в природе, но это мыслящий тростник», имеющий огромное преимущество перед бесконечно Вселенной: даже умирая, сдавшись под натиском ее сил, он знает, что он умирает, в то время как Вселенная ничего не знает о своем преимуществе над человеком;

- Бог для Паскаля – Живой Бог, присутствие которого мы ощущаем сердцем. Пари Паскаля:

«Между нами и Богом – бесконечность хаоса. Где-то на краю этой бесконечности идет игра – что выпадет, орел или решка. На что вы поставите?» Разум говорит о равной степени вероятности орла и решки, однако, когда вмешивается «сердце», становится очевидным, что ставя на решку (означающую отсутствие бога), мы теряем свою конечную жизнь, которая и так обречена, ставя же на орла, мы можем выиграть бесконечную счастливую жизнь».

 

9.2. Серен Кьеркегор

 

Основные произведения: «Или-или»; «Понятие страха»; «Стадии на жизненном пути», «Страх и трепет»

 

 

Основные идеи:

- Главное – познание человека и его экзистенции (существования); для этого не годятся рациональные методы, человека можно понять только путем саморефлексии и чувств, встречаясь со своим существованием в процессе переживания, в потоке жизни, в которую мы вовлечены; существование человека вообще нельзя выразить посредством понятия и интеллект на этом пути только помеха;

- встреча со своим существованием возможна только в критические моменты жизни, когда возникает необходимость выбора «Или-или», именно тогда человек действительно осознает свое существование гораздо более отчетливо, чем тогда, когда он говорит: «Я существую»;

вообще способность человека к выбору есть отличительная черта человека как свободного существа;

- существовуя, человек проходит ряд стадий: эстетическую, этическую и религиозную;

Для эстетической стадии характерно обращенность человека к миру, погруженность в чувства. Символ этой стадии – Дон Жуан. Он стремится все познать, испытать все виды наслаждения. Но стремясь к наслаждению, эстетик все чаще испытывает скуку и чувство бессмысленности жизни, что приводит его на грань отчаяния. Человек порывает с эстетическим образом жизни и выбирает себя как нравственное существо, имеющее представление о том, что такое добро и зло, т.е. переходит на этическую стадию, символом которой является Сократ. На смену распутству эстетика приходит законный брак, на смену внешней обусловленности жизни на эстетической стадии приходит выбор как проявление внутренней свободы на этической стадии. На этической стадии в силу свободы выбора он становится личностью, которая и является единственным абсолютом. Но существование на этической стадии предполагает подчинение всеобщему закону нравственности, т.е. чему-то высшему. На религиозной стадии человек уже не подчиняется всеобщему закону нравственности, а общается непосредственно с Богом один на один. Символ этой стадии Авраам. Как бы не поступил Авраам, это его индивидуальный выбор, и он не может ни на кого опереться в нем, ни найти оправдание, сославшись на обстоятельства. Переход с одной стадии на другую происходит в результате столкновения человека со страхом – страхом перед ничто, небытием. В обычной повседневной жизни мы заняты своими делами – и вдруг наступает ситуация, которая наполняет нашу душу иррациональным необъяснимым страхом – и пелена спадает с наших глаз и заставляет сделать выбор – именно выбор, потому что нет доказательства бытия или небытия бога, все зависит только от нас.

 

10. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

10.1 Иммануил Кант

Основные труды:«Критика чистого разума»

«Критика практического разума»

«Критика способности суждения»

«Общая естественная история и теория неба»

 

Основные идеи:

 

В области естествознания:

-создатель космогонической гипотезы: В первоначальном состоянии вся Вселенная представляет собой хаотическое рассеяние в пространстве разнообразных материальных частиц. Под влиянием присущей им силы притяжения они движутся (безо всякого первотолчка) по направлению друг к другу, причем «рассеянные элементы с большей плотностью благодаря притяжению собирают вокруг себя материю с меньшим удельным весом», которые в свою очередь направляются к более плотным сгусткам. Действие же сил отталкивания приводит к отклонению от движения по прямой и вертикальное падение преобразуется в круговые движения вокруг центра притяжения, во время которых легкие элементы, составляющие центр легкие и летучие частицы воспламеняются и преобразуют центральное тело в огненные шар. Так рождаются звезды.

 

«Дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир». «Но не споткнемся ли мы с первого шага», заявив: «Дайте мне материю, и я покажу вам как из нее можно создать гусеницу». И. Кант

 

Гносеология:

 

- всякое наше знание начинается с чувственного опыта, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала;

- рассудок нуждается для опыта в категориях, эти категории называются априорными, потому что они заданы в нашем уме до и независимо от опыта – эти категории касаются созерцания пространства и времени; они организуют наши чувственные восприятия и придают им характер объективности – т.е. мы не познаем при помощи рассудка сам предмет, а конструируем его при помощи априорных категорий и понятий;

- вещи существуют сами по себе, они действуют на наши органы чувств, порождая различные ощущения; благодаря трансцедентальному единству апперцепции (выражающейся в самосознании субъекта: я мыслю) мы воспринимаем вещи как существующие целостно и независимо от нас - ощущения упорядочиваются при помощи априорных форм и на их основе формируются восприятия;

- мы при помощи рассудка можем делать некоторые суждения о вещи «явившейся» нам – потому что рассудок имеет дело лишь с вещами-для-нас, с «феноменами», с явлениями вещи; ему доступен только мир опыта, мир явлений;

- то какой является вещь-в –себе, «ноумен», недоступно не только рассудочному познанию, но и познанию при помощи разума теоретического, базирующегося на способности к мышлению; если мы, опираясь на априорные категория и понятия, стремимся выйти за пределы чувственно-воспринимаемого мира (мира природы), данного нам в опыте, мы неизменно впадаем в антиномии – неразрешимые противоречия: тезис- «мир имеет начало во времени и конечен в пространстве», антитезис – «мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве»;

- но мир ноуменов (мира человека) открывается нам при помощи разума практического, опирающегося не на мышление, а на волю, которая является автономной, независимой от внешних причинно-следственных связей, господствующих в природе; она сама определяет свой собственный закон, который формулируется следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть основой всеобщего законодательства». Человек, осознавший этот внутренний закон в себе («категорический императив»), руководствуется в своих поступках ни выгодой, ни симпатиями, ни стремлением к счастью и благополучию, а единственной только требованием этого закона и морального долга. Это дает ему уверенность в свободе морального поступка (практический постулат свободы), бессмертии морально поступающего лица (практический постулат бессмертии), дает уверенность в Боге как гаранте моральности и награды за нее (практический постулат Бога).

-

10.2 Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Основные произведения: «Феноменология», «Энциклопедия философских наук», включающую в себя «Науку логики», «Философию природы», «Философию духа».

 

Основные идеи:

- мир представляет собой бытие Бога, понимаемого Гегелем как абсолютная идея, дух, разум;

- абсолютная идея разворачивает себя в мире – вначале в области чистого бытия (идеального, соответствующего сущности Бога); затем идея разворачивает себя в материальный мир, который является ее инобытием, т.е. бытием, противоречащим ее сущности, это противоречие является причиной развития идеи; затем в человеке, его духе абсолютная идея возвращается к самой себе (познает саму себя).

- во время своего саморазвития в сфере чистого бытия абсолютная идея раскрывает свое содержание в виде системы категорий, начиная от самых абстрактных (небытие, бытие, качество, количество, форма, явление и т.д.), заканчивая конкретными;

- природа является необходимой стадией саморазвития абсолютной идеи; в ней с необходимостью должен возникнуть человек и человеческий дух. Первая стадия развития человеческого духа представляет собой субъективный дух, который рассматривается Гегелем на уровне антропологии, феноменологии и психологии. Антропология раскрывает душу как чувствующую субстанцию, феноменология исследует превращение души в сознание-самосознание-разум, психология показывает теоретические и практические способности духа. Второй стадией является объективный дух, который проявляется себя как надиндивидуальная целостность, предстающая перед нами в праве, морали, религии, нравственности, государстве, искусстве – во всей духовной деятельности человечества проявляет себя абсолютный дух (История человеческого духа, который в лице Гегеля приходит к своему завершению, к познанию себя. Далее не может быть принципиального развития, все идет по замкнутому кругу.

 

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

 

11.1 Артур Шопенгауэр

 

Основные произведения: «Мир как воля и представление»

 

Основные идеи:

 

- -«Нет объекта без субъекта»: мир предстает перед нами лишь в нашем созерцании как представление;

- Но чем является мир сам по себе? В основе существования мира лежит Воля, которая проявляет себя в самых различных процессах: как сила, которая побуждает растение расти и развиваться, как сила, которая способствует кристаллизации минералов, как сила, которая обращает магнит к Северному полюсу. Мир един и только благодаря пространству и времени он оказывается разделенным, т.е. подчиняется принципу индивидуации. Воля сама по себе (как вещь-в-себе) лежит вне каузальности, она не имеет причины и цели (она слепа), она непознаваема. Когда же она становится объектом для нас (представлением), она также подчиняется принципу индивидуации и благодаря этому становится волей к жизни.

- Можно ли познать мир как волю? – Нет, средствами науки познать мир как волю мы не можем. Только гений искусства, свободный от каузальности, благодаря чистому созерцанию и необычной силе фантазии способен познать вечную идею и выразить ее в произведении искусства, музыке, поэзии.

Познаваем ли мир как представление? – Да, объекты определенные благодаря времени и пространству, познаваемы для науки.

- Что значит принцип индивидуации? Этот принцип способствует делению единого на части. Возможно ли освобождение от этого принципа и переход в Единое? Да, познав мир как представление и себя как существующего в чуждом своей сути мы становимся на путь справедливости и сострадания и способны уничтожить волю к жизни, которая держит нас в этом индивидуированном состоянии, т.е. достичь нирваны, слияния с Единым.

 

Притча о дикобразах: «Стадо дикобразов легло в один холодный зимний день тесною кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга, что заставило их лечь подальше друг от друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться друг к другу, они опять попали в прежнее неприятное положение, так что они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли бы переносить холод. – Так потребность в обществе. Проистекающая из пустоты и монотонности личной внутренней жизни толкает людей друг к другу; но их многочисленные отталкивающие свойства и невыносимые недостатки заставляют их расходиться. Средняя мера расстояния, которую они наконец находят как единственно возможную для совместного пребывания, это – вежливость и воспитанность нравов. Тому кто не соблюдает должной меры в сближении, в Англии говорят – Соблюдай дистанцию! Хотя при таких условиях потребность во взаимном теплом участии удовлетворяется лишь очень несовершенно, зато не чувствуются и уколы игл. – У кого же много собственной, внутренней теплоты, тот пусть лучше держится вдали от общества, чтобы не обременять ни себя, ни других.

 

11.2 Фридрих Ницше

 

Основные произведения:

«Так говорил Заратустра: книга для всех и ни для кого»

 

Основные идеи:

- все существующее – лишь проявление воли к власти, нет абсолютного бытия, а есть лишь вечное становление, но не беспрестанное возникновение нового, а «вечный круговорот» того, что уже было в прошлом бесконечное число раз («Вечные песочные часы бытия снова и снова оказываются перевернутыми»);

- люди, таковые, какими их делает общество – безличны, неиндивидуальны, манекены, мыслящие по общему шаблону. «Человек, который не хочет слиться с толпой, должен прежде всего отбросить свою лень и следовать голосу своей совести, который взывает к нему – будь самим собой! Все, что ты теперь думаешь и делаешь, к чему стремишься – все это не ты! В противном случае ты будешь только манекеном, мыслящим по общему шаблону.»

«Сверхчеловек» воплощает в себе все чаяния Ницше, его борьбу против морали слабых, против «рабской морали», которую порождает христианство, против лживой морали буржуа, против плебса, угрожающего всему возвышенному и благородному. Сверхчеловек должен уничтожить все болезненное, лживое, слабое, враждебное жизни.

 

 

11.3 Анри Бергсон

 

Основные произведения:

«Творческая эволюция»

 

Основные идеи:

- в основе существования мира лежит стремление к жизни, «жизненные порыв», который непостижим при помощи ума, пользующегося для познания мозгом как механическим орудием. Ум может постичь лишь все окостенелое, ставшее, неподвижное, но не жизнь, сущность которой не может быть познана в понятиях. Творческое развитие Вселенной может быть постигнуто лишь при помощи собственного переживания, интуиции развивающимся индивидом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных