Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Расчет себестоимости




3.3.1. Основные сырье и материалы

Основные сырье и материалы (Мосн) рассчитываются по следующей формуле:

 

Мосн = ΣНрi * Цi, (4)

 

где Нрi – норма расхода i-го материала, кг/ед.;

Цi – цена материала, руб/кг.

 

3.3.2. Расчет величины затрат на электроэнергию на технологические нужды (Э):

Затраты на электроэнергию на технологические нужды рассчитывается по формуле:

 

(5)

 

где НВi – норма времени на выполнение i-ой операции, час./ед.;

Мi – мощность единицы оборудования, задействованной на операции, кВТ;

Цэ – цена 1 кВт-час., руб. В нашем случае принять стоимость одного киловатт-часа, равной 2,5 руб.,

Кпопр – поправочный коэффициент, учитывающий потребление электроэнергии оборудованием в состоянии покоя. В нашем случае Кпопр примем равным 1.

 

3.3.3. Затраты на оплату труда основных производственных рабочих (ЗОТ)

Затраты на оплату труда основных производственных рабочих включают:

· основную заработную плату ЗПосн;

· дополнительную заработную плату ЗПдоп;

· отчисления на социальные нужды (страховые взносы - СВ):

 

ЗОТ = ЗПосн + ЗПдоп + СВ. (6)

 

Основная заработная основным производственным рабочим начисляется по сдельной форме оплаты труда:

 

ЗПосн = ΣРi + ΣДо.в., (7)

 

где Рi – расценка за детале-операцию, руб./ед.,

До.в. – доплаты за отработанное время.

 

Рi = НВi * ТСi, (8)

 

где ТСi – тарифная ставка соответствующего разряда работы, руб./час.

НВi – норма времени на выполнение детале-операции, час./ ед.

 

ТСi = Т * ТКi, (9)

 

где ТС – тарифная ставка первого разряда, руб./час.;

ТКi – тарифный коэффициент соответствующего разряда работы.

 

ТС1 = МРОТ, принятый на предприятии: (22 раб. дня * 8 час.). (10)

 

К основной заработной плате также относятся различные доплаты за отработанное время (премии, доплаты за работу в ночное и вечернее время, в выходные и праздничные дни, сверхурочную работу, за отклонение условий труда от нормальных, региональные доплаты и т.п.). Для простоты расчета примем их, равными 10% от основной заработной платы (но студенты могут самостоятельно предложить различного рода доплаты: премии, доплата за профмастерство и т.п.), а также учтем уральский коэффициент, равный 15%.

Затраты на оплату труда также включают доплаты за неотработанное время - это оплата отпускных, сокращенных рабочих дней подростков и кормящих матерей и др.). В нашем задании предположим, что никаких доплат кроме отпускных нет. Отпускные рассчитываются исходя из среднемесячной заработной платы за два прошедших года, их минимальная величина составляет 9% от суммы основной заработной платы.

Помимо расходов на выплату основной и дополнительной заработной платы предприятия обязаны делать социальные отчисления (СВ). В 2012 году ставка страховых взносов составляет 30%:

 

СВ = (ЗПосн + ЗПдоп) * 0,30. (11)

 

По результатам расчетов п. 3.3.1-3.3.3 сделать сводную смету прямых расходов (табл. 12). При этом прямые затраты рассчитывались на единицу продукции по каждому виду продукции, а в смету следует включить сумму затрат по двум видам продукции с учетом запланированных объемов производства.

 

Таблица 12 – Смета прямых расходов

Статьи затрат Сумма, тыс. руб./ год
1. Материальные затраты  
2. Электроэнергия на технологические нужды  
3. Основная заработная плата производственных рабочих  
4. Дополнительная заработная плата производственных рабочих  
5. Отчисления на социальные нужды от заработной платы производственных рабочих  
Итого прямых расходов  

3.3.4. Общепроизводственные расходы

Общепроизводственные расходы делятся на 2 крупные статьи:

- расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО),

- общецеховые (цеховые) расходы.

 

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования включают амортизацию, затраты на ремонт и содержание оборудования и транспортных средств и др. (табл. 13).

 

Таблица 13 – Номенклатура расходов на содержание и эксплуатацию оборудования

Статья Состав затрат
1. Амортизация оборудования и транспортных средств -
2. Содержание оборудования и других рабочих мест 2.1 Заработная плата вспомогательных рабочих, обслуживающих оборудование (наладчиков, электромонтеров и др.) 2.2. Отчисления на социальные нужды от заработной платы вспомогательных рабочих, обслуживающих оборудование 2.3. Стоимость смазочных, обтирочных и других вспомогательных материалов 2.4. Расход сжатого воздуха на обдувку станков, при использовании приспособлений с пневматическими зажимами и др. целей 2.5. Расход воды для производственных целей (охлаждение ручного инструмента, очистки заготовок от окалины, промывку после обезжиривания, хромирования и т.п.) 2.6 Расход пара для производственных целей (на подогрев смесей, для сушки изделий в конвекционных камерах и т.п.) 2.7. Прочее
3. Ремонт производственного оборудования и транспортных средств 3.1. Заработная плата вспомогательных рабочих, занятых ремонтом оборудования и транспортных средств (слесарей по ремонту) 3.2 Отчисления на социальные нужды от заработной платы вспомогательных рабочих, занятых ремонтом оборудования и транспортных средств 3.3. Стоимость материалов на ремонт оборудования и транспортных средств (металла, резинотехнических изделий, лакокрасочных материалов, материалов для обтирки и промывки и т.п.) 3.4. Стоимость запасных частей на ремонт оборудования и транспортных средств, получаемых со стороны 3.5. Стоимость услуг ремонтно-механического цеха, энергоцеха и других цехов по всем видам ремонта 3.6. Прочее
4. Внутризаводское перемещение грузов 4.1. Заработная плата водителей, машинистов, шоферов, стропальщиков, сцепщиков, крановщиков и др. рабочих, занятых погрузкой, выгрузкой и транспортировкой различных грузов 4.2. Отчисления от заработной платы рабочих, занятых погрузкой, выгрузкой и транспортировкой различных грузов 4.3. Смазочные и обтирочные материалы, топливо и энергия всех видов, необходимые для обслуживания транспортных средств, погрузочно-разгрузочной техники 4.4. Прочее
5. Прочее -

 

Как уже отмечалось амортизация начисляется по объектам основных средств, стоимость которых превышает 40000 руб., расчет амортизации по оборудованию был приведен в табл. 6. В дальнейших расчетах необходимо:

1) учесть количество единиц приобретаемого оборудования;

2) предусмотреть амортизацию электрокара (стоимость 600 тыс. руб., срок полезного использования – 10 лет);

3) также учтем расходы на приобретение вспомогательного инструмента и приспособлений (по данным табл. 4). В тоже время следует помнить, что в настоящее время согласно Налогового Кодекса данные затраты должны учитываться в составе материальных затрат.

Что касается:

а) затрат на ремонт и содержание оборудования и транспортных средств и прочих затрат, то в расчетах учесть затраты на оплату труда слесаря по ремонту,

б) затрат на внутризаводское перемещение грузов, то в расчетах учесть затраты на оплату труда водителя электрокара,

в) все прочие расходы принять равными в общем 10% от стоимости основных средств.

 

Общецеховые расходы включают затраты на содержание аппарата управления цехом и прочего цехового персонала, амортизацию, содержание и ремонт зданий, сооружений цехового назначения и др. (табл. 14).

 

Таблица 14 – Номенклатура общецеховых расходов

Статья Состав затрат
1. Содержание аппарата управления цехом 1.1. Заработная плата персонала, относящегося к аппарату управления цехом 1.2. Отчисления на социальные нужды от заработной платы персонала, относящегося к аппарату управления цехом
2. Содержание прочего персонала цеха 1.1. Заработная плата прочего персонала цеха, не относящегося к управленческому персоналу 1.2. Отчисления на социальные нужды от заработной платы прочего персонала цеха
3. Амортизация зданий, сооружений, инвентаря -
4. Содержание зданий, сооружений, инвентаря 4.1. Заработная плата персонала, занятого на различных хозяйственных работах (содержание отопительной сети, уборка помещений, дымоходов, очистка крыш от снега и др.) 4.2 Отчисления на социальные нужды от заработной платы персонала, занятого на различных хозяйственных работах 4.3. Стоимость материалов, необходимых на содержание зданий, сооружений, инвентаря 4.4. Затраты на отопление 4.5. Затраты на освещение 4.6. Затраты на водоснабжение (горячее и холодное) на хозяйственные нужды 4.7. Прочее
5. Ремонт производственных помещений 5.1. Заработная плата вспомогательных рабочих, занятых ремонтом производственных помещений 5.2 Отчисления на социальные нужды от заработной платы вспомогательных рабочих, занятых ремонтом производственных помещений 5.3. Стоимость материалов на ремонт производственных помещений (строительных материалов, металла, лакокрасочных материалов и т.п.) 5.4. Стоимость услуг ремонтно-строительного цеха 5.5. Прочее
6. Затраты на испытания, опыты, исследования, рационализаторство и изобретательство
7. Охрана труда Затраты на материалы, основная и дополнительная заработная плата, отчисления на социальные нужды, услуги других цехов на следующие виды работ: 6.1. На обеспечение техники безопасности (ограждение станков, трансмиссий, подъемных механизмов, лестниц, устройство заземления, устройство сигнализационных установок, рациональная организация рабочих мест и т.п.) 6.2. На обустройство и ремонт вентиляционных установок, различных очистных сооружений непроизводственного назначения 6.3. Так называемая производственная санитария (устройство новых фонарей, окон, приспособлений для открытия окон, их очистки, устройство питьевых фонтанчиков, установок по борьбе с шумом и т.п.) 6.4. Санитарно-бытовые устройства (бани, душевые, раздевалки, комнаты отдыха, прачечных и т.п.) 6.5. Спецодежда, специальные защитные приспособления 6.6. Приобретение литературы по технике безопасности, медосмотр работников, организация специальных лекций, докладов 6.7. Прочее
8. Прочее -

 

В нашем примере в затратах на содержание аппарата управления цехом учесть затраты на оплату труда мастера, а в затратах на содержание зданий, сооружений – затраты на оплату труда уборщицы. Так как предполагается, что площади арендуются, то амортизации и затрат на отопление, водоснабжение по площадям не будет. Все прочие расходы принять равными 1 млн. руб. в мес.

 

С учетом вышеприведенных данных заполнить табл. 15.

 

Таблица 15 – Смета общепроизводственных расходов, руб./год

Статья затрат Сумма
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
1. Амортизация оборудования и транспортных средств:  
- оборудования  
- электрокара  
- расход вспомогательного инструмента  
2. Ремонт производственного оборудования и транспортных средств (заработная плата слесаря по ремонту с отчислениями на социальные нужды)  
3. Внутризаводское перемещение грузов (заработная плата водителя электрокара с отчислениями на социальные нужды)  
4. Прочие затраты 10% от стоимости основных средств
Общецеховые расходы
1. Содержание аппарата управления цехом (заработная плата мастера с отчислениями на социальные нужды)  
2. Содержание зданий, сооружений, инвентаря (заработная плата уборщицы с отчислениями на социальные нужды)  
3. Прочие затраты 1 млн. руб. * 12 мес.
Итого общепроизводственные расходы  

3.3.5. Общехозяйственные расходы

Общехозяйственные (общезаводские) расходы делятся на общехозяйственные и управленческие расходы (табл. 16).

 

Таблица 16 – Номенклатура общезаводских расходов

Статья Состав затрат
Управленческие расходы  
1. Содержание административно-управленческого персонала предприятия 1.1. Заработная плата административно-управленческого персонала предприятия 1.2. Отчисления на социальные нужды от заработной платы административно-управленческого персонала предприятия
2. Служебные командировки Расходы по всем видам служебных командировок работников управления в пределах установленных норм
3. Содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны 1.1. Заработная плата персонала пожарной, военизированной и сторожевой охраны 1.2. Отчисления на социальные нужды от заработной платы персонала пожарной, военизированной и сторожевой охраны 1.3. Суммы, уплачиваемые другим организациям за охрану 1.4. Стоимость ГСМ для спецтранспорта и машин пожарной охраны 1.5. Стоимость обмундирования, выдаваемого персоналу охраны 1.6. Прочее
4. Содержание и текущий ремонт зданий и помещений администрации предприятия, инвентаря Амортизация, затраты на освещение, отопление, канализацию, водоснабжение, текущий ремонт и содержание в чистоте зданий и помещений администрации предприятия
5. Содержание и текущий ремонт легкового транспорта Стоимость ГСМ, амортизации, ремонта легкового автотранспорта, находящегося в распоряжении администрации предприятия
6. Почтово-телеграфные и канцелярские расходы Почтово-телеграфные, телефонные и канцелярские расходы, стоимость бланков отчетности и документации, расходы на содержание диспетчерской связи
7. Расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг Оплата услуг сторонних организаций
8. Представительские расходы (в соответствии с действующим законодательством)
9. Прочее -
Общехозяйственные расходы
1. Содержание прочего общехозяйственного персонала предприятия 1.1. Заработная плата прочего общехозяйственного персонала предприятия 1.2. Отчисления на социальные нужды от заработной прочего общехозяйственного персонала предприятия
2. Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений общехозяйственного назначения Амортизация, ремонт, содержание в чистоте складов, дворов, заработная плата с отчислениями работников, занятых содержанием и текущим ремонтом зданий, сооружений общехозяйственного назначения
3. Производство опытов, испытаний, содержание общезаводских лабораторий, расходы на изобретательство
4. Охрана труда Аналогично п. 7 табл. 12
5. Подготовка кадров Расходы на производственное обучение и повышение квалификации
6. Прочее  

 

При планировании общехозяйственных расходов в обязательном порядке учесть затраты на оплату труда управленческого персонала предприятия, работников бухгалтерии, отдела продаж, сторожей и пр. персонала. Прочие расходы задать одной суммой 500 тыс. руб. в мес. Но, при желании, студенты могут прочие расходы расписать подробнее (амортизация вычислительной техники, инвентаря, легкового транспорта и др.). С учетом исходных данных заполнить табл. 17.

 


Таблица 17 – Смета общехозяйственных расходов, руб./ год

Статья затрат Сумма
 
 
Прочие затраты 500 тыс. руб. * 12 мес.
Итого общехозяйственные расходы  

 

 

3.3.6. Коммерческие (внепроизводственные) расходы

Коммерческие (внепроизводственные) расходы включают:

- на тару и упаковку продукции;

- на транспортировку продукции;

- на участие в выставках, ярмарках;

- на рекламу;

- комиссионные сборы (по оплате посреднических услуг по сбыту продукции);

- на организацию сервисного обслуживания и др.

Данные расходы предусмотреть в размере 100 тыс. руб. в мес.

 

Результаты расчетов по п. 3.3.4- 3.3.7 оформить в виде сметы косвенных расходов (табл. 18).

 

Таблица 18 - Смета косвенных расходов, руб./ год

Статьи затрат Сумма
1. Общепроизводственные расходы:  
 
2. Общезаводские расходы  
 
3. Коммерческие расходы  
 
Итого  

 

 

3.3.7. Расчет себестоимости единицы продукции

Следующим шагом является расчет себестоимости единицы каждого вида продукции, при этом прямые расходы сразу включаются в себестоимость конкретного вида продукции, а косвенные распределяются между видами продукции базы распределения.

При распределении косвенных расходов следует:

1) определить суммы косвенных расходов по каждому виду расходов, это уже выполнено в 3.3.4-3.3.6 и в табл. 18,

2) по каждому виду расходов рассчитать плановый коэффициент косвенных расходов (ККР):

, (12)

 

где i – вид накладных расходов.

При этом в качестве базы распределения общепроизводственных и общезаводских расходов используется основная заработная плата основных производственных рабочих, а по коммерческим расходам – производственная себестоимость,

3) рассчитать плановые значения каждого вида косвенных расходов по видам продукции:

 

КРизд = БРизд · , (13)

где БРизд – база распределения по конкретному виду продукции, руб.

Результаты расчета представить в виде таблицы (табл. 19)

 

Таблица 19 - Результаты расчета себестоимости, руб.

Статья затрат Плитка Бордюрный камень
1 шт. на программу 1 шт. на программу
1. Материальные затраты        
2. Электроэнергия на технологические нужды        
3. Основная заработная плата производственных рабочих        
4. Дополнительная заработная плата производственных рабочих        
5. Отчисления на социальные нужды от заработной платы производственных рабочих        
6. Общепроизводственные расходы        
7. Общезаводские расходы        
Итого производственная себестоимость        
8. Коммерческие расходы        
Итого полная с/с        

 

Также составить смету затрат предприятия за период по двум видам продукции (табл. 20).

 

Таблица 20 – Смета полной себестоимости, руб. в год

Статья затрат Сумма
1. Материальные затраты  
2. Электроэнергия на технологические нужды  
3. Основная заработная плата производственных рабочих  
4. Дополнительная заработная плата производственных рабочих  
5. Отчисления на социальные нужды от заработной платы производственных рабочих  
6. Общепроизводственные расходы  
7. Общезаводские расходы  
Итого производственная себестоимость  
8. Коммерческие расходы  
Итого полная с/с  

 


Расчет цены

Рассчитать цену продукции (Ц) по методу «полных затрат»:

 

, (14)

 

где Рi - рентабельность продукции, %.

 

Расчет планируемой суммы прибыли, точки безубыточности и запаса прочности

Прибыль от реализации (ПРП) рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции, работ, услуг и их полной себестоимостью:

 

ПРП = РП – Сполн., (15)

 

где РП – выручка от реализации продукции (доход от продажи) товаров, работ, услуг, руб.;

Сполн. – себестоимость проданных товаров, работ, услуг, руб.

При расчете прибыли следует предположить, что вся произведенная продукция реализована потребителям.

Точка безубыточности - это такой объем реализации, при котором предприятие возмещает все свои затраты, но еще не получает прибыли.

Точку безубыточности можно определять двумя методами:

а) аналитическим методом;

б) графическим методом.

Использование аналитического метода предполагает, что точка безубыточности рассчитывается по формуле. При этом возможны два варианта:

1) точка безубыточности определяется в натуральных показателях (ТБшт.):

 

, (16)

где Ц - цена продукции, руб./шт.;

- маржинальный доход, руб./шт.;

2) точка безубыточности может определяться в стоимостных показателях (ТБруб.), тогда она показывает минимальный товарооборот (минимальную выручку от реализации), при котором покрываются все затраты:

 

, (17)

где ДПЗ - доля переменных затрат в выручке от реализации;

(1-ДПЗ) - удельный маржинальный доход.

Графический метод определения точки безубыточности приведен на рис. 2. На графике видно, что до достижения точки безубыточности предприятие получает убыток, а после ее достижения каждая дополнительно проданная единица товара приносит бόльшую прибыль, чем предыдущая единица.

 

 

 
 

 

 


Анализ точки безубыточности позволяет определить запас финансовой прочности, что является основой для анализа устойчивости предприятия на рынке:

 

. (18)

Чем на большую величину фактические объемы превышают точку безубыточности, тем устойчивее положения предприятия на рынке.

В случае необходимости студент может рассчитать дополнительные показатели (срок окупаемости, рентабельность инвестиций и др.)

Заключение

В заключении следует отразить основные полученные результаты.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных