Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Среди достижений Фрейда наиболее важными являются




- разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»),

- выделение специфических фаз психосексуального развития личности,

- создание теории эдипова комплекса,

- обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов,

- психологизация понятия «бессознательное», а также

- разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.

В философском плане Фрейд исходит из идеи о том, что в основе поведения человека и всех общественных явлений лежит иррациональное начало. Этим началом является открытая им в психике человека сфера бессознательного – часть психики, где сосредоточены желания, источником которых является сексуальный инстинкт (либидо), и вытесненные из сознания идеи.

Бессознательное есть проявление биологического начала в человеке.

Кроме бессознательного он выделяет также сознание (память, мышление). Бессознательное во многом определяет работу сознания человека, его поведение и в принципе не может быть до конца выявлено разумом.

Еще одним элементом психики является сверхсознание, или Сверх-Я – принятые и усвоенные человеком социальные нормы, идеалы, ценности, традиции. Сверх-Я в структуре личности выполняет репрессивную, контролирующую функцию по отношению к бессознательным, инстинктивным желаниям, импульсам.

По мнению Фрейда, культура вообще репрессивна и существует за счет сублимации энергии либидо.

Прогресс же культуры ведет к:

- уменьшению человеческого счастья,

- ограничению реализации природных желаний и

- вообще свободы, что приводит

- к психическим расстройствам и

- социальным проблемам.

Из этого он делает вывод, что «выздоровление» человека и общества возможно через освобождение человека от диктата культуры.

Несмотря на то, что влияние идей и личности Фрейда на психологию неоспоримо, многие исследователи считают его труды интеллектуальным шарлатанством. Практически каждый фундаментальный для фрейдовской теории постулат был подвергнут критике со стороны видных учёных.

Научное наследие Фрейда было подвергнуто критике со стороны Эриха Фромма,

 

Приложение 4 к теме 3.3. Эрих Фромм.

 

Эрих Зелигманн Фромм (23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне — 18 марта 1980, Локарно) — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик.

Фром считал, что учёный, находясь под влиянием «буржуазного материализма», «не мог представить себе психические силы, не имевшие физиологического источника — отсюда обращение Фрейда к сексуальности».

Фромм также скептически относился к выдвинутой Фрейдом структуре личности человека («Оно», «Я» и «Сверх-Я»), считая её иерархической — то есть отрицающей возможность свободного существования человека, не находящегося под гнётом общества.

Признавая заслугу учёного в изучении бессознательного, Фромм находил взгляд Фрейда на данный феномен чересчур узким — согласно отцу-основателю психоанализа, конфликт между бытием и мышлением суть конфликт между мышлением и инфантильной сексуальностью; Фромм считал подобное умозаключение ошибочным, критикуя само понимание сексуальности Фрейдом, который игнорировал её как возможный продукт импульсов, обусловленных социально-экономическими и культурными факторами.

Другой важный «столп» психоаналитической теории — концепция эдипова комплекса — тоже был раскритикован Фроммом:

«Фрейд допустил ошибку, объяснив привязанность мальчика к матери через сексуальность. Тем самым Фрейд неправильно истолковал своё открытие, не понял, что привязанность к матери — одна из глубочайших эмоциональных связей (не обязательно сексуальных), коренящихся в подлинном (гуманистическом) существовании человека.

Другой аспект „Эдипова комплекса“, заключающийся во враждебном отношении сына к отцу, также был неправильно истолкован Фрейдом, который рассматривал данный конфликт как сексуальный, в то время как его истоки лежат в природе патриархального общества»: "Другая часть Эдипова комплекса, т. е. враждебное соперничество с отцом, достигающее кульминации в желании убить его, также является верным наблюдением, которое, однако, не обязательно должно быть связано с привязанностью к матери.

Фрейд придает всеобщую значимость черте, характерной только для патриархального общества. В патриархальном обществе сын подчиняется воле отца; он принадлежит отцу, и его судьба определяется отцом. Чтобы быть наследником отца — т. е. в более широком смысле добиться успеха — он должен не только угождать отцу, он должен покоряться ему и заменять свою волю волей отца.

Как известно, угнетение приводит к ненависти, к желанию освободиться от угнетателя и, в конечном счете, уничтожить его. Эта ситуация ясно прослеживается, например, когда старый крестьянин как диктатор управляет своим сыном, женой, пока не умрет. Если это происходит не скоро, если сын, достигнув возраста тридцати, сорока, пятидесяти лет все ещё должен принимать верховенство отца, тогда он действительно будет ненавидеть его как угнетателя.

В наши дни эта ситуация в значительной степени смягчена: отец обычно не владеет собственностью, которую мог бы унаследовать сын, поскольку продвижение молодых людей во многом зависит от их способностей, и лишь в редких случаях, например, при владении частным бизнесом, долголетие отца удерживает сына в подчиненном положении.

Тем не менее, такое положение возникло не очень давно, и мы можем с полным правом сказать, что в течение нескольких тысячелетий внутри патриархального общества происходил конфликт между отцом и сыном, основанный на контроле отца за сыном и желанием сына освободиться от этого диктата.

Фрейд увидел этот конфликт, но не понял, что это — черта патриархального общества, а истолковал его как сексуальное соперничество между отцом и сыном ".

 

Наряду с критикой научного наследия Фрейда, Эрих Фромм разрабатывал целостную концепцию личности, исследуя механизм взаимодействия психологических и социальных факторов в процессе ее формирования, пытался соединить психоанализ Фрейда с марксистским учением об обществе («демократический социализм», «коммунитарное общество»).

Фромм полагал, что социальная структура формирует потребности человека, а его собственная антропологическая основа определяет способы его существования.

Он вводит понятие типов социальных характеров: рецептивного, эксплуататорского, накопительского и рыночного.

 

Карл Юнг (1875 - 1961) разрабатывал теорию внеперсонального, «родового» или коллективного слоя бессознательного, которое состоит из совокупности архетипов (прообразов) – исторически и культурно обусловленных установок, способов понимания и переживания мира.

 

Приложение 5 к теме 3.3. Карл Густав Юнг.

Экзистенциализм.

Экзистенциализмфилософское течение, которое ставит в центр своего внимания индивидуальные смысложизненные вопросы (вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию, свободе, смерти) и проявляет интерес к проблематике науки, морали, религии, философии истории, искусству.

Его представители Мартин Хайдеггер (1899 - 1976), Карл Ясперс (1883 - 1969), Жан – Поль Сартр (1905 - 1980), Габриэль Марсель (1889 - 1973), Альберт Камю (1913 - 1960), Хосе Ортега-и-Гассет (1883 - 1955) и другие исходят из признания неустойчивости, хрупкости, конечности всякого человеческого существования.

Осознание этого М. Хайдеггер называет подлинным бытием человека, или «бытием к смерти», которое обретается или приоткрывается не в результате интеллектуального познания, а в «пограничных ситуациях»: экзистенциального страха, тоски, тошноты и т. д. Задача подлинной философии – аналитика бытия человека, застигнутого «здесь и теперь», в произвольной сиюминутности его переживаний.

В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр.

Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.

 

Приложение 6 к теме 3.3. Жан-Поль Сартр.

Жан-Поль Шарль Эмар Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre; 21 июня 1905, Париж — 15 апреля 1980, там же) — французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952—1954 годах Сартр занимал близкие к марксизму позиции), писатель, драматург и эссеист, педагог. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года (отказался от премии).

Вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти он основал журнал «Новые времена» (Les Temps modernes).

Выступал как сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952 году, в 1953 году был избран членом Всемирного Совета Мира.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных