ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ни один из названных основных теоретических пунктов, положенных в основу теории формаций, не является сейчас бесспорным.Теория общественно-экономических формаций не только основана на теоретических выводах середины XIX в., но в силу этого не может объяснить многие возникшие противоречия: - существование наряду с зонами прогрессивного (восходящего) развития зон отсталости, стагнации и тупиков; - превращение государства - в той или иной форме - в важный фактор общественных производственных отношений; - видоизменение и модификацию классов; возникновение новой иерархии ценностей с приоритетом общечеловеческих ценностей над классовыми. В заключение анализа теории общественно-экономических формаций необходимо отметить: К.Маркс не претендовал на то, чтобы его теорию сделали глобальной, которой подчиняется все развитие общества на всей планете. Наряду с таким понимаем истории есть и теория «культурно-исторических типов» организации общества, которые разрабатывались Ж.А. Гобино, О. Шпенглером, Н.Я. Данилевским и др.
Приложение 4 к теме 4.2. Жозеф Артюр де Гобино. Приложение 5 к теме 4.2. Освальд Шпенглер. Приложение 6 к тем 4.2. Николай Яковлевич Данилевский.
Суть этих теорий в том, что единство истории – фикция, реально существуют замкнутые культуры или цивилизации. Исходным методологическим основанием этих теорий является идея плюралистической модели исторического развития, которая получила в ХХ в. широкое распространение. Рассмотрим цивилизационный подход конкретно. Разработчики выдвинули идею о цивилизационной структуре общественной жизни. По их представлениям, основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга "культурно-исторические типы" (Данилевский) или "цивилизации" (Шпенглер, Тойнби), проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий: - зарождение, - расцвет, - старение, - упадок. Для всех этих концепций характерны такие особенности, как: - отказ от европоцентристской, однолинейной схемы прогресса общества; - вывод о существовании множества культур и цивилизаций, для которых характерны локальность и разнокачественность; - утверждение об одинаковом значении всех культур в историческом процессе. Что же такое цивилизация - термин, упоминаемый нами уже несколько раз? "Философский энциклопедический словарь" дает три трактовки: 1) цивилизация - это синоним культуры, в марксистской философии употребляется также для обозначения материальной культуры; 2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры; 3) ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс). (Философский энциклопедический словарь. М.,1989. С.733.). К указанным трем трактовка можно добавить и понятия, разработанные философами ХХ века: 1) цивилизация - определенная ступень в развитии культуры народов и регионов (А.Тойнби, П.А.Сорокин);
2) ценность всех культур, носящая общий характер для всех народов (К.Ясперс); 3) конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона - его "закат" (О.Шпенглер); 4) высокий уровень материальной деятельности человека, орудий труда, технологии, экономических и политических отношений и учреждений (Н.Бердяев, С.Булгаков). Однако в современной социальной философии под цивилизацией чаще понимают крупномасштабную социокультурную общность людей и народов. Теория цивилизаций, по мнению ее последователей, имеет ряд достоинств, помогая раскрыть механизмы исторического развития, выявить его пути и особенности. 1. Ее сторонники особое внимание уделяют непрерывности, эволюционности общественного процесса. Отсюда, кстати, следует вывод о том, что революции - это вынужденный, нежелательный акт. 2. Цивилизационный подход помогает увидеть в истории поливариативность, не отбрасывая некие варианты, как не отвечающие критериям какой-то одной культуры. 3. С его помощью можно выделить ряд социально-культурных различий современных восточной и западной цивилизаций. 1. по характеру связи личности и общества - (восточная цивилизация ориентирована на общество, с полным подчинением ему человека; - западная - на личность, ее индивидуализм, приоритеты интересов отдельного человека перед интересами общества); 2. по социально-психологическим установкам человека - (человек Запада чаще всего не удовлетворен настоящим, ему характерно стремление улучшать его; - в восточной культуре новое и старое должны уравновешиваться, нужно следовать традициям дедов и прадедов, великих учителей прошлого); 3. по характеру развития социокультурной жизни - (изменения западного образа жизни скорее и чаще скачкообразны, чем плавны; - восточные культуры развиваются более эволюционным путем, они стабильны, устойчивы, опираются на духовные ценности прошлого). Но и цивилизационный подход к пониманию исторического процесса не лишен некоторых недостатков: - в нем не учитывается связь между различными цивилизациями, - не объясняется феномен повторяемости. Какие этапы в развитии общества и соответственно типы обществ выделяет современная социально-философская мысль? Прежде, чем ответить на этот вопрос, вспомним, как мы без труда выделили периоды: древний мир, средние века, новое и новейшее время, для каждого из которых характерен свой способ производства, тип культуры и т.д. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|