Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Но ее утверждение и развитие невозможно без всеобщего признания таких фундаментальных гуманистических принципов, как




- свобода выбора народами своего будущего,

- возрастающая многовариантность социального прогресса и

- верховенство общечеловеческих интересов над бесконечностью центробежных сил.

История, объективно развиваясь, поставила на повестку дня вопрос о необходимости перехода

- от конфронтации в разных сферах бытия к диалогу,

- от идеологического и религиозного фанатизма к терпимости и плюрализму мнений и взглядов,

- от непримиримого противоборства к согласию в развитии разных социальных систем на основе взаимной военной, экологической, экономической безопасности для всех народов.

Таким образом, глобальные проблемы современности порождают, в конечном счете, именно неравномерность развития мировой цивилизации.

Техническое могущество человечества колоссально превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от реальной политической действительности, а побудительные интересы и цели, нравственные ценности подавляющей части человечества оказались весьма далекими от социальных, экономических и демографических императивов эпохи.

Своеобразие ситуации заключается и в том, что глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены так, что изолированное их решение практически невозможно.

 

Уже сегодня можно указать на некоторые определенные надежды, предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий, которые помогут отвести от человечества вселенскую угрозу.

Первая – развертывание информационной революции. Она может создать объективную предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу, нависшую над человечеством.

Вторая – утверждение как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной рыночной и социально защищенной экономики с элементами конвергентного типа. Эта форма экономических отношений будет способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Третья – становление принципа ненасилия и демократического согласия во всех типах социальных и личностных отношений. Необходимо развенчать утвердившееся издревле в сознании людей мнение, что "насилие – это органичный для людей способ взаимного общения" (Ницше), что "агрессивность – неустранимый момент человеческого поведения" (Фрейд).

Идеал ненасилия, о котором говорили многие, от Иисуса Христа до В. Ленина, может перестать быть только манящей далекой целью, идеалом и превратиться в определяющий регулятив человеческих отношений.

Четвертая – объединительные процессы духовной жизни, как в светском, так и в религиозном варианте.

Терпимость (толерантность), отказ от духовного противостояния, освещенного идеологией. Плюрализм мнений. Это разумное признание того, что мир многомерен, разнообразен и иным быть не может и не должен.

А жить всем нам надо в этом мире, и устранение нетерпимости, ксенофобии, покровительствующего мессианства – одно из главных условий жизни нынешнего и будущего человечества.

Пятая – это идущая неуклонно межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Универсализация культуры и сохранение самобытности, оригинальности, взаимопроникновение культур и заимствование "находок народов друг у друга".

Шестая – прорыв в области интеллектуального поиска. Переход человеческого интеллекта от "состояния умственной удовлетворенности к состоянию озадаченности, удивления", что предполагает взаимопроникновение традиционных, восходящих к Гераклиту и Гегелю, диалектических способов мышления с концептами современных формально-логических математизированных систем.

Естественный интеллект, сопряженный с "искусственным" - дополнение творческих возможностей человеческого мозга креативными возможностями компьютерных систем.

Стоит отметить, что сейчас остро стоит вопрос о нахождении приемлемых контактов рационального и внерационального, научного и технического, эстетического и мистического в освоении реальности.

Вопросы для СРС

 

1. Каковы особенности социального познания?

2. Назовите круг проблем философии истории.

3. «Всемирная история» – реальность или только понятие?

4. В чем заключается основание объективности исторического процесса?

5. В чем сущность формационного подхода?

6. Связано ли понимание направленности истории с пониманием ее смысла?

7. В чем проявляется единство истории?

8. Раскройте сущность и содержание глобальных проблем современности.

9. Является ли глобализация проблем человечества проявлением единства истории?

10. Что означает «вариативность общественного развития»?

11. В чем проявляется единство исторического прогресса?

 

План семинарского занятия

1. Философия истории и социальная философия.

2. Закономерность исторического процесса и сознательная деятельность людей.

3. Исторический прогресс через призму единства истории человечества.

4. Смысл и направленность современного исторического процесса.

Тест-задание

 

1. Глобальные проблемы – это:

а) проблемы духовной жизни;

б) проблемы мирового сообщества;

в) то, что волнует современного человека.

2. Кому принадлежит разработка материалистического понимания истории, учения об общественно-экономических формациях?

а) Л. Фейербаху;

б) К. Марксу;

в) В.И. Ленину.

3. Какая из проблем является глобальной?

а) международный терроризм;

б) экологический кризис;

в) дефицит топливно-энергетических ресурсов;

г) распространение СПИДа.

4. Сущность исторического прогресса выражается в:

а) расширении степени свободы человека;

б) усложнении общественной жизни;

в) развитии духовности общества.

5. Коренное изменение всех сторон общественной жизни называется:

а) реформой;

б) инновацией;

в) революцией.

6. Что из перечисленного может рассматриваться как интегративный критерий общественного прогресса:

а) научно-технический прогресс;

б) свобода самореализации человека;

в) мера гуманизма законодательства.

7. Свобода есть:

а) осознанная необходимость;

б) возможность выбора в условиях альтернативы;

в) возможность осуществления намеченных целей.

8. Исторический процесс есть:

а) смена исторических типов общества (Маркс, Тоффлер);

б) смена исторических типов культур;

в) изменение социально-классовой структуры общества.

9. Применение диалектического метода в познании исторического процесса дает:

а) понимание логики развития исторического процесса;

б) позволяет определить источники развития общества;

в) дает возможность обнаружить единство истории.

10. Исторический смысл социальных реформ, революций заключается:

а) в росте благосостояния людей;

б) в расширении прав личности;

в) в развитии возможностей самореализации человека.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных