ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Но ее утверждение и развитие невозможно без всеобщего признания таких фундаментальных гуманистических принципов, как- свобода выбора народами своего будущего, - возрастающая многовариантность социального прогресса и - верховенство общечеловеческих интересов над бесконечностью центробежных сил. История, объективно развиваясь, поставила на повестку дня вопрос о необходимости перехода - от конфронтации в разных сферах бытия к диалогу, - от идеологического и религиозного фанатизма к терпимости и плюрализму мнений и взглядов, - от непримиримого противоборства к согласию в развитии разных социальных систем на основе взаимной военной, экологической, экономической безопасности для всех народов. Таким образом, глобальные проблемы современности порождают, в конечном счете, именно неравномерность развития мировой цивилизации. Техническое могущество человечества колоссально превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от реальной политической действительности, а побудительные интересы и цели, нравственные ценности подавляющей части человечества оказались весьма далекими от социальных, экономических и демографических императивов эпохи. Своеобразие ситуации заключается и в том, что глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены так, что изолированное их решение практически невозможно.
Уже сегодня можно указать на некоторые определенные надежды, предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий, которые помогут отвести от человечества вселенскую угрозу. Первая – развертывание информационной революции. Она может создать объективную предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу, нависшую над человечеством. Вторая – утверждение как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной рыночной и социально защищенной экономики с элементами конвергентного типа. Эта форма экономических отношений будет способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Третья – становление принципа ненасилия и демократического согласия во всех типах социальных и личностных отношений. Необходимо развенчать утвердившееся издревле в сознании людей мнение, что "насилие – это органичный для людей способ взаимного общения" (Ницше), что "агрессивность – неустранимый момент человеческого поведения" (Фрейд). Идеал ненасилия, о котором говорили многие, от Иисуса Христа до В. Ленина, может перестать быть только манящей далекой целью, идеалом и превратиться в определяющий регулятив человеческих отношений. Четвертая – объединительные процессы духовной жизни, как в светском, так и в религиозном варианте. Терпимость (толерантность), отказ от духовного противостояния, освещенного идеологией. Плюрализм мнений. Это разумное признание того, что мир многомерен, разнообразен и иным быть не может и не должен. А жить всем нам надо в этом мире, и устранение нетерпимости, ксенофобии, покровительствующего мессианства – одно из главных условий жизни нынешнего и будущего человечества. Пятая – это идущая неуклонно межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Универсализация культуры и сохранение самобытности, оригинальности, взаимопроникновение культур и заимствование "находок народов друг у друга". Шестая – прорыв в области интеллектуального поиска. Переход человеческого интеллекта от "состояния умственной удовлетворенности к состоянию озадаченности, удивления", что предполагает взаимопроникновение традиционных, восходящих к Гераклиту и Гегелю, диалектических способов мышления с концептами современных формально-логических математизированных систем. Естественный интеллект, сопряженный с "искусственным" - дополнение творческих возможностей человеческого мозга креативными возможностями компьютерных систем. Стоит отметить, что сейчас остро стоит вопрос о нахождении приемлемых контактов рационального и внерационального, научного и технического, эстетического и мистического в освоении реальности. Вопросы для СРС
1. Каковы особенности социального познания? 2. Назовите круг проблем философии истории. 3. «Всемирная история» – реальность или только понятие? 4. В чем заключается основание объективности исторического процесса? 5. В чем сущность формационного подхода? 6. Связано ли понимание направленности истории с пониманием ее смысла? 7. В чем проявляется единство истории? 8. Раскройте сущность и содержание глобальных проблем современности. 9. Является ли глобализация проблем человечества проявлением единства истории? 10. Что означает «вариативность общественного развития»? 11. В чем проявляется единство исторического прогресса?
План семинарского занятия 1. Философия истории и социальная философия. 2. Закономерность исторического процесса и сознательная деятельность людей. 3. Исторический прогресс через призму единства истории человечества. 4. Смысл и направленность современного исторического процесса. Тест-задание
1. Глобальные проблемы – это: а) проблемы духовной жизни; б) проблемы мирового сообщества; в) то, что волнует современного человека. 2. Кому принадлежит разработка материалистического понимания истории, учения об общественно-экономических формациях? а) Л. Фейербаху; б) К. Марксу; в) В.И. Ленину. 3. Какая из проблем является глобальной? а) международный терроризм; б) экологический кризис; в) дефицит топливно-энергетических ресурсов; г) распространение СПИДа. 4. Сущность исторического прогресса выражается в: а) расширении степени свободы человека; б) усложнении общественной жизни; в) развитии духовности общества. 5. Коренное изменение всех сторон общественной жизни называется: а) реформой; б) инновацией; в) революцией. 6. Что из перечисленного может рассматриваться как интегративный критерий общественного прогресса: а) научно-технический прогресс; б) свобода самореализации человека; в) мера гуманизма законодательства. 7. Свобода есть: а) осознанная необходимость; б) возможность выбора в условиях альтернативы; в) возможность осуществления намеченных целей. 8. Исторический процесс есть: а) смена исторических типов общества (Маркс, Тоффлер); б) смена исторических типов культур; в) изменение социально-классовой структуры общества. 9. Применение диалектического метода в познании исторического процесса дает: а) понимание логики развития исторического процесса; б) позволяет определить источники развития общества; в) дает возможность обнаружить единство истории. 10. Исторический смысл социальных реформ, революций заключается: а) в росте благосостояния людей; б) в расширении прав личности; в) в развитии возможностей самореализации человека. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|