Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Связь этики и политики подчеркивается в идее о том, что основной задачей государства является воспитание добродетельного человека и гражданина.




Аристотель представляет свое учение об оптимальном государственном строе, которое он связывает с правлением лучших, и особенностью которого являются различные обязанности граждан в разное время жизни:

- в молодости – военная служба,

- в зрелом возрасте – дела государственного управления;

- земледелие, ремесла и вообще всякий физический труд остается уделом рабов, этнических варваров, не-греков, – рабство существует «от природы» и в смысле рождения, и в смысле особого устройства души, неразвитой умственно и не готовой руководствоваться в своей жизни разумом.

Философия Аристотеля явилась одним из вершинных достижений античной мысли и оказала существенное влияние как на последующую историю философии в античности (от эллинизма до неоплатонизма), так и на философию средневековья (аристотелизм в арабской и западной традиции).

 

Подытожим вышесказанное. Итак, если для Платона материя без идеи – не существующее, то для Аристотеля и форма без материи не может существовать.

Косная материя является, по Аристотелю, возможностью, потенцией действительности, а форма – это реализация данной возможности. Аристотель в своем учении синтезирует взгляды предшествующих натурфилософов на элементы сущего и создает своеобразное учение о первоначалах.

Мир, по Аристотелю, состоит из пяти элементов – земли, воды, огня, воздуха, эфира. Из первых четырех элементов образуется все богатство окружающего нас мира.

Надлунный мир – вечный, неизменный – состоит из эфира.

Первоначала, по Аристотелю, – это четыре высшие причины:

1) материальная,

2) движущая,

3) формальная,

4) целевая.

Так, причинами статуи являются: медь, как материальная причина, искусство скульптора, как движущая, контур статуи в голове скульптора, как формальная и мотив деятельности скульптора как целевая.

Материальная причина противопоставляется всем остальным, которые выражаются понятием бога. Бог оказывается неподвижным перводвигателем. Он движет миром как целью. Но бог Аристотеля – идеальная конструкция, а не выражение мифологических представлений.

Итак, Платон и Аристотель создали наиболее развитые идеалистические системы, однозначно решив проблему субстанции в пользу примата идеального начала.

 

Вопросы для СРС

 

1. Каково содержание мифологического сознания?

2. Каковы причины разложения мифологического мировоззрения?

3. Что является предметом философского мировоззрения?

4. Как возникает философия, каковы ее специфические особенности, с какими потребностями и социальными вопросами она связана? Как менялся предмет философии в античности?

6. Охарактеризуйте ключевые направления философской мысли Античности.

7. Изучая историю философии, мы видим, что нет философа, который был бы, безусловно, согласен с другим философом. Значит ли это, что противоречие лежит в самом существе философского творчества, или же оно заключается в действительности?

8. Ни одна школа философии не имеет монополии на истину. Чем это объяснить?

 

Тест-задание

 

Вариант I

1. Кто первым назвал новый способ мышления «философия»? (Гераклит, Платон, Сократ, Пифагор, Демокрит, Декарт, Гегель.)

2. Правильно ли утверждение, что философия охватывает более широкий круг явлений, чем мировоззрение?

(Да, нет.)

3. Можно ли назвать предметом философского познания отношение «человек - мир»?

(Да, нет.)

4. Философия возникла раньше мифологии?

(Да, нет.)

5. Кто является автором следующего афоризма: «Я знаю, что ничего не знаю, но есть люди, которые не знают и этого»? (Платон, Эпикур, Сократ, Демокрит, Гегель.)

6. Можно ли считать сутью философии поиск ответа на вопрос: «Что есть человек»?

(Да, нет.)

7. Идеалистическое философское познание характеризуется признанием первоначала материи, природы по отношению к сознанию, духу.

(Да, нет.)

8. Правомерно ли отождествлять философию с духовной культурой? (Да, нет.)

9. Кто первым определил философию как учение о первопричине, самых общих началах бытия? (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Спиноза.)

10. Кто из древнегреческих философов считал воздух основой всего сущего? (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Анаксогор, Гераклит.)

11. У кого из античных философов наиболее ярко представлены начала диалектики? (Демокрит, Сократ, Зенон, Гераклит, Пифагор.)

12. Кому из древнегреческих мыслителей принадлежит утверждение, что «Все сущее есть число?» (Ксенофан, Парменид, Зенон, Пифагор, Фалес.)

13. Кто из античных философов является автором атомистической трактовки бытия? (Аристотель, Платон, Демокрит, Сократ, Эмпедокл.)

14. Позицию какого из философов характеризует признание бытия как бестелесной идеи? (Эпикур, Сократ, Платон, Демокрит, Протагор.)

15. «Платон мне друг, но истина дороже». Кто является автором этого высказывания? (Сократ, Демокрит, Аристотель, Пифагор, Сенека.)

 

Вариант II

1. Какое из перечисленных определений философии первоначально? (Душа культуры, учение о мудрости, любовь к мудрости, учение и первосущностях, форма теоретического мировоззрения.)

2. Включается ли мировосприятие в структуру мировоззрения?

(Да, нет.)

3. Правильно ли мнение, что античная философия выступала «наукой наук», «госпожой наук»?

(Да, нет.)

4. Кто из философов провозгласил: «Человек есть мера всех вещей»? (Сократ, Протагор, Эпикур, Демокрит, Зенон, Фалес.)

5. Кто из античных философов изрек: «Познай самого себя»? (Эмпедокл, Анаксагор, Зенон, Сократ, Эпикур, Аристотель.)

6. Можно ли согласиться с тем, что учение Платона о человеке и его душе тесно связано с его теорией государства?

(Да, нет.)

7. Кто из философов высказал мысль, что человек - «политическое животное», наделенное разумом? (Платон, Сократ, Демокрит, Аристотель, Эпикур, Гераклит.)

8. Кто из античных мыслителей является автором изречения: «На входящих в ту же самую реку набегают все новые и новые воды»? (Зенон, Демокрит, Платон, Гераклит, Пифагор, Протагор.)

9. Кто из античных мудрецов автор высказывания: «Этот космос тот же самый для всех, не создал никто из богов, ни из людей, но он есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающийся, мерами угасающийся»? (Демокрит, Фалес, Пифагор, Гераклит, Анаксимен.)

10. Кого из античных философов К. Маркс назвал «олицетворением философии», «воплощенной философией»? (Эпикура, Платона, Сократа, Аристотеля, Демокрита.)

11. Поглощает ли философское мировоззрение познавательное, ценностные и поведенческие аспекты?

(Да, нет.)

12. Что такое гносеология? (Раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, совокупность религиозных доктрин о сущности бога, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия.)

13. Кто из античных философов утверждал: «В общем мнении существует сладкое, горькое, теплое, холодное, в действительности же существуют только атомы и пустота»? (Фалес, Анаксимен, Демокрит, Зенон, Аристотель.)

14. Философия возникла раньше мифологии.

(Да, нет.)

15. Можно ли считать сутью философии поиск ответа на вопрос: «Что есть человек?»

(Да, нет.)

 

Контрольная работа (тест)

 

1. Термин, который, по Анаксагору, обозначал первичные элементы материи («семена материи»):

а) гомеомерии;

б) апейрон;

в) воздух.

2. Термин, используемый в древнегреческой философии для обозначения трудноразрешимой проблемы:

а) парадокс;

б) апория;

в) антиномия.

3. Древнегреческий философ, ученик Сократа, основатель объективного идеализма:

а) Парменид;

б) Зенон;

в) Платон.

4. Какую философскую проблему решали древнегреческие философы, когда спорили, становится ли хвост лошади голым, если вырвать из него один волос?

Создает ли прибавление одного пшеничного зерна кучу?

а) единого и многого;

б) переход количественных изменений в качественные;

в) причины и следствия.

5. Храбрейший мифический воин Древней Греции, образ которого использован Зеноном:

а) Геракл;

б) Ахиллес;

в) Аполлон.

6. Онтология – это:

а) учение о морали и нравственности;

б) учение о бытии;

в) учение о боге.

7. Основная черта мировоззрения человека античности:

а) космоцентризм;

б) антропоцентризм;

в) теоцентризм.

8. Гносеология – это:

а) учение о бытии;

б) учение об Абсолюте;

в) учение о познании.

9. Материализм – это:

а) здравый взгляд на вещи, отказ от рассуждений;

б) учение о первичности материи;

в) принцип жизни человека, где превалируют материальные

блага.

10. Идеализм – это:

а) учение о первичности духовного, сознания, мышления;

б) учение, обосновывающее значение идеалов в жизни

человека;

в) утверждение, что мысли существуют реально.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных