Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Специфика постклассической философии.




Специфика постклассической философии.

2. Традиция рационализма в постклассической философии:

2.1. Философия марксизма: исторический и диалектический материализм.

Позитивизм в XIX в.

Прагматизм.

3. Традиция иррационализма в философии XIX – начала XX в.:

Волюнтаризм А. Шопенгауэра.

Философия жизни Ф. Ницше.

Герменевтика.

Предэкзистенциализм С. Кьеркегора.

Краткое содержание

 

Основные понятия

 

Неклассическая философия – условное название послегегелевского этапа развития западноевропейской философии XIX – начала XX в.

 

Сциентизм – представление об исключительной роли науки в решении проблем общества, считающее науку главным фактором социального и культурного процесса.

 

Эвдемонизм – методологический принцип этики, признающий основой морали и критерием нравственности стремление человека к счастью.

Отчуждение – социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, подчас господствующую над ним и враждебную ему.

 

Верификация (подтверждение) – установление достоверности высказываний опытным путем.

 

Иррационализм – течение в философии, противоположное рационализму, утверждающее алогичный, иррациональный характер бытия и ограничивающее или отрицающее возможности разума в процессе познания.

 

Эссенциализм – другое наименование классической философии, или философский принцип, связанный с ориентацией на поиск сущности, объективируемой в таких понятиях, как бытие, субстанция, бог, душа и т.п.

 

Экзистенция – специфический способ бытия человека в мире, характеризующийся через такие необъективируемые понятия, как конечность, смертность, забота, страх, тоска.

 

 

Краткое содержание

Специфика постклассической философии.

 

Ситуация, складывающаяся в европейской философии середины XIX – начала ХХ в., характеризуется двумя обстоятельствами.

Во-первых, на доминирующие позиции в культуре выдвигается наука. Это время второй научной революции, результатом которой стала профессионализация научной деятельности. Наука становится единицей в общественном разделении труда, социальным институтом. Оформляется ее предметная организация.

Н аука начинает замыкаться на производство, превращаться, по выражению К. Маркса, в «непосредственную производительную силу». Научное знание вычленяется из ранее общего для него контекста с философией.

Во-вторых, происходит структурная модернизация западноевропейского общества.

Под модернизацией понимается трансформация экономической, политической, социальной систем общества в результате повышения роли и значения науки и техники.

В экономике модернизация связана с распространением машинного, массового производства (фордизм), ростом производительности труда.

В политике продолжается процесс образования национальных государств и становления либеральных, демократических институтов.

В социальной сфере происходит трансформация традиционных социальных связей (сословных, семейных), возрастает автономия личности.

Классическое философствование характеризуется построением метафизических систем – целостных учений, пытающихся рассмотреть мир в единстве всех форм бытия.

Это единство философы усматривали в существовании единого, либо единственного умозрительного, сверхчувственного основания бытия - сущности (эссенция), нашедшей выражение в таких понятиях, как бытие, субстанция, Бог, душа и др.

Другой важной характеристикой классической философии является рационализм – принцип познаваемости мира (гносеологический аспект), или соответствия структуры мира структуре человеческого мышления (онтологический аспект). Постклассическая философия связана с радикальным изменением содержания основных понятий и проблем классической философии, стиля и манеры философского рассуждения.

Здесь впервые произошел отказ от метафизики – основы и специфики всей классической философии и философского стиля мышления. В центр философских размышлений выходит тема человека, специфики его бытия в мире (а не только его мыслительная способность). Усилилось влияние иррационалистической традиции.

 

2. Традиция рационализма в постклассической философии:

2.1. Философия марксизма: исторический и диалектический материализм.

 

Под влиянием философии Фейербаха сменил свою позицию на материалистическую и затем создал собственную философию диалектического материализма бывший младогегельянец К. Маркс (1818 - 1883).

 

Приложение 1 к теме 3.2. Карл Маркс.

 

Совместно с Ф.Энгельсом (1820 - 1895) он разрабатывает учение, которое получило название марксизм.

Приложение 2 к теме 3.2. Фридрих Энгельс.

Диалектический материализм сочетает принцип первичности материального над духовным и идею развития. Перенесение принципа материализма на понимание и объяснение функционирования, развития общества привело к созданию исторического материализма, суть которого в признании первичности, «базисности» производственной, экономической сферы по отношению к другим сферам общества – политике, культуре.

Принципиальная новизна социальной философии марксизма – человек не просто существует в природе, а практически ее преобразовывает, изменяясь в этом процессе и сам. Труд, практика первичны и исходны по отношению к духовному миру, культуре. Критика капитализма развернута Марксом в учении об отчуждении («Экономическо-философские рукописи» 1844 г. и др.).

Отчуждение при капитализме носит массовый характер: человек отчужден от результатов своего труда, от самого себя как человека, от природы и культуры.

Социальный порядок более отчужден и подавляет человека, чем интенсивнее он трудится.

Вывод из этого – преодолеть отчуждение можно только посредством уничтожения частной собственности. Средством же уничтожения частной собственности и возвращения человеку подлинной сущности, по Марксу, является революция.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных