Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия жизни Ф. Ницше.




Дальнейшее развитие традиция иррационализма получила в «философии жизни» Фридриха Ницше (1844 - 1900), испытавшего влияние идей А. Шопенгауэра.

 

Приложение 6 к теме 3.2. Фридрих Ницше.

 

Если в бытийной модели Шопенгауэра еще сохраняется разумное начало, правда, во «вспомогательной» функции, то у Ницше оно полностью исключается.

Фундаментальной категорией ницшеанства выступает не бытие, а понятие жизни. Основной признак жизни – изменение, становление, а ее движущее начало – воля к власти, проявляющееся во всем становящемся. Действием воли к власти объясняется упорядоченность мира, образующая «иерархию царств», причем человек вовсе не занимает ее высшую ступень, он не венец творения.

Человек, по Ницше, – это «больная обезьяна». Тезис Ницше: витальное, природное, животное начало в человеке, будучи подчинено социальной, культурной форме, оскудевает, вырождается и гибнет.

Отсюда вытекает критика культуры, нашедшая выражение в учении о «переоценке всех ценностей». Культура, основанная на христианской системе ценностей, представлениях о добре и зле, репрессивна по отношении к жизни, витальности и ведет к ее деградации. Подлинное, аутентичное бытие находится «по ту сторону добра и зла».

Но существовать в этом подлинном бытии достойны отнюдь не все, а только «сверхчеловек» – существо, нравственность которого не нуждается в обосновании существованием Бога и религии (страхом перед наказанием), т. е. тот, кто способен встать по ту сторону добра и зла. Отсюда апофеоз философии Ф. Ницше: «Бог умер: и мы хотим – пусть живет сверхчеловек!»

Герменевтика.

Фридрих Шлейермахер (1768 - 1834), Вильгельм Дильтей (1833 - 1911) в рамках философии жизни осуществили систематическую разработку герменевтики как философского метода. Жизнь заключается во взаимодействии личностей.

 

Приложение 7 к теме 3.2. Фридрих Даниэль Эрнст Шлейермахер, Вильгельм Дильтей.

 

Противопоставляя материальную природу и дух, они разделили систему наук на науки о природе и науки о духе. Основанием деления стал метод исследования.

В отличие от позитивистов, которые видели свою главную задачу в построении позитивной науки и пытались перенести методы естественных наук на область гуманитарных, Дильтей противопоставляет их, полагая, что природу мы объясняем, а духовную жизнь понимаем. Объяснение предполагает подведение частных случаев под общее правило (закон), описание причинно-следственных связей, понимание же есть описание индивидуальных объектов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных