ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Философия жизни Ф. Ницше.Дальнейшее развитие традиция иррационализма получила в «философии жизни» Фридриха Ницше (1844 - 1900), испытавшего влияние идей А. Шопенгауэра.
Приложение 6 к теме 3.2. Фридрих Ницше.
Если в бытийной модели Шопенгауэра еще сохраняется разумное начало, правда, во «вспомогательной» функции, то у Ницше оно полностью исключается. Фундаментальной категорией ницшеанства выступает не бытие, а понятие жизни. Основной признак жизни – изменение, становление, а ее движущее начало – воля к власти, проявляющееся во всем становящемся. Действием воли к власти объясняется упорядоченность мира, образующая «иерархию царств», причем человек вовсе не занимает ее высшую ступень, он не венец творения. Человек, по Ницше, – это «больная обезьяна». Тезис Ницше: витальное, природное, животное начало в человеке, будучи подчинено социальной, культурной форме, оскудевает, вырождается и гибнет. Отсюда вытекает критика культуры, нашедшая выражение в учении о «переоценке всех ценностей». Культура, основанная на христианской системе ценностей, представлениях о добре и зле, репрессивна по отношении к жизни, витальности и ведет к ее деградации. Подлинное, аутентичное бытие находится «по ту сторону добра и зла». Но существовать в этом подлинном бытии достойны отнюдь не все, а только «сверхчеловек» – существо, нравственность которого не нуждается в обосновании существованием Бога и религии (страхом перед наказанием), т. е. тот, кто способен встать по ту сторону добра и зла. Отсюда апофеоз философии Ф. Ницше: «Бог умер: и мы хотим – пусть живет сверхчеловек!» Герменевтика. Фридрих Шлейермахер (1768 - 1834), Вильгельм Дильтей (1833 - 1911) в рамках философии жизни осуществили систематическую разработку герменевтики как философского метода. Жизнь заключается во взаимодействии личностей.
Приложение 7 к теме 3.2. Фридрих Даниэль Эрнст Шлейермахер, Вильгельм Дильтей.
Противопоставляя материальную природу и дух, они разделили систему наук на науки о природе и науки о духе. Основанием деления стал метод исследования. В отличие от позитивистов, которые видели свою главную задачу в построении позитивной науки и пытались перенести методы естественных наук на область гуманитарных, Дильтей противопоставляет их, полагая, что природу мы объясняем, а духовную жизнь понимаем. Объяснение предполагает подведение частных случаев под общее правило (закон), описание причинно-следственных связей, понимание же есть описание индивидуальных объектов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|