Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Системогенез ценностей: Онтогенез




 

В начальном периоде онтогенеза общности (недифференцированности структур) больше, с переходом на следующие этапы возрастает индивидуализация, способы освоения мира множатся, пути развития расходятся, хотя и могут привести к формированию общих (близких) образований.

В начале онтогенеза можно выделить первичные простые структуры, которые затем являются фундаментом всего процесса ценностной оценки.

С точки зрения психоанализа, первичной психической структурой является отделение объекта от Я (*Я – здесь условное обозначение. Конечно, у младенца нет осознания себя как субъекта, но «прото-субъектность», обусловленная отделением объекта от себя (или себя от объекта) неизбежно появляется) и разделение объекта на «плохой» и «хороший» объект. Это первая эмоциональная и, одновременно, когнитивная структура.

Эта первая психическая структура является начальной точкой любого процесса оценивания. У младенца эта структура играет огромную роль – она позволяет развивать … ТЭКХЕ ВСТАВИТЬ!!!

Дифференциация этой первой структуры зависит от условий, которые сопровождают развитие ребенка, начиная с самого раннего возраста.

По мере развития оценочных процессов человека, такими условиями являются

- индивидуальные особенности организма, обусловливающие

-специфику потребностей, способностей

- специфику оценочных (реактивных) процессов – эмоциональность

- специфика когнитивного развития

- особенности социального окружения

 

Онтогенез личностных ценностей связан со сформированностью психических процессов, необходимых для ценностной оценки.

Когнитивные предпосылки формирования ценностных отношений в сфере нравственности рассмотрены Лоуренсом Колбергом («The Philosophy of Moral Development», Harper and Row, 1981) в теории нравственного развития на основе теории Жана Пиаже. Л.Колберг выдели три уровни и стадии развития нравственных суждений:

I. Доморальный уровень, при котором дети оценивают действие исходя из его последствий:

Стадия-1. Ориентация на порицания и поощрения (сам результат поведения определяет, правильным ли оно было).

Стадия-2. Простой инструментальный гедонизм (удовлетворение собственных потребностей определяет, что является хорошим).

II. Уровень традиционной (конвенциональной) морали, на котором общественно признанные ценности превалируют над личными интересами ребенка:

Стадия-3. Ориентация «хороший мальчик - милая девочка» (что нравится другим, то и хорошо).

Стадия-4. Мораль долженствования (поддержание закона и порядка, выполнение долга - это хорошо).

Ш. Постконвенциональный уровень, на котором люди обосновывают нравственные суждения на принципах, которые сами создали и приняли. Включает:

Стадия-5. Мораль соглашения и демократического закона (общественные ценности и права человека определяют, что хорошо, а что плохо).

Стадия-6. Мораль, основанная на индивидуальных принципах совести (что хорошо, а что плохо, определяется индивидуальной философией в соответствии с универсальными принципами).

Колберг, как и Пиаже, предполагал, что моральное развитие связано с общими когнитивными возрастными изменениями, прежде всего с децентрацией и формированием логических операций. При этом К. исходил из того, что на нравственное развитие влияет как общий уровень образования, так и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, желание получить награду за хорошее поведение.

 

(концепция А.Фиске (Файск) (1992))

Алан Пейдж Фиск (Fiske), профессор Пенсильванского университета доказывает, что люди от природы социальные существа, что они организуют свою социальную жизнь «в терминах их отношений с другими людьми» (с. 689). «Теория постулирует, что люди во всех культурах используют только 4 модели отношений, чтобы порождать большинство видов социальных взаимодействий, оценок и аффектов. Люди конструируют сложные и изменчивые социальные формы, используя комбинацию моделей, согласующихся культурными правилами. Главные социальные убеждения, интересы и координатные критерии, их главные цели и их принципы обычно производны из четырех моделей; они являются схемами, которые люди используют, чтобы construct and construe relationships. Это означает, что человеческие намерения по отношению к другим людям являются сущностно социальными и их социальные цели природнообусловлены. Люди взаимодействуют с другими, чтобы создавать или участвовать в тех или других социальных отношениях из четырех базисных типов.»

 

согласно теории Фиске, социально значимые черты в большинстве социальных ситуаций могут быть описаны в терминах четырех фундаментальных структур. Будет ли это контекст или контент (фон или содержимое), будет ли это сущностная или поверхностная форма взаимодействия … существуют 4 модели.

Эти модели выявляются через аспекты взаимодействия, которые люди применяют или приписывают значимым (meaningful) людям. Определенные черты отношений значимы (а другие нейтральны) для любого взаимодействия участников, для их интенций, планов, ожиданий, для их социальных мотиваций и эмоций, и для их оценочных убеждерий об этом. … Анализ этих значимых операций и отношений предполагает, что эти 4 структуры действуют, когда люди передают (transfer) вещи (двусторонний обмен, вклад, и распределение), и существуют термины, описывающие основные стандарты социальной справедливости. Эти структуры проявляются в групповых решениях и социальном влиянии. Они являются базовыми схемами для создания и структурирования групп и для формирования социальной идентичности и самоотношения (the relational self). Люди используют эти 4 структуры для организации труда и для распределения объектов, земли и времени с социальным смыслом. Люди делают моральные утверждения или принимают идеологическую позицию в связи с этими структурами. Люди также отвечают на неудачи и ошибки, интерпретируя их в терминах одного или более этих 4 видов отношений и операций. Эти разные домены и фазы социальной жизни все доказывают эти 4 структуры… В различных комбинациях эти 4 структуры возникают на всех уровнях социального взаимодействия в рзличных типах обществ во всем мире. сли эти структуры постоянно возникают в различных культурах, огромном разнообразии социальных действий, мыслях или оценках, то следует вывод, что эти структуры не могут быть продуктом частных условий каждого отдельного домена или индивидуального опыта, как это часто заявляют. Эти формы организации социальной жизни должны быть эндогенным продуктом человеческого разума, порождены универсальными моделями разделения… соц. отношений. 4 фундаментальных социальных структуры – это проявления элементарных ментальных моделей.

 

4 базовых структуры, которые определяют модели отношений… тесно связаны с 4 классическими типами шкал, выделенными Стивенсом (Stevens,1946,1951,1958). Общественное разделение подобно шкале категорий или сети, в которой все элементы являются эквивалентными (не отличаются значением данного качества). Соиальная значимость отношений.. определяетсяв категориальной (номинальной) шкале измерений. Ранжирование авторитета является линейным упорядочиванием, в котором ранг каждого можно сравнить с рангом любого другого: В таких отношениях вы можете всегда определить, будет ли некоторый человек иметь ранг, по крайней мере, такой же высокий, как некоторый другой. Социально значимые Отношения в авторитетном ранжировании соответствуют шкале порядка. Взаимная эквивалентность (Equality matching) - такая структура, в которой люди могут сравнить количество и использовать операции сложения и вычитания для достижения баланса (т.е. Я делаю тебе два добра, ты мне возвращаешь одно, так что ты мне одно должен). В таких отношениях проявляется интервальная шкала. Отношения по рыночному принципу структурированы, подобно рациональным числам, включающим пропорции, умножение и деление и закон распределения. Эти отношения соответствуют шкале отношений (ratio scale) c нулевой точкой отсчета.

1.Мотивация к возникновению этих моделей будет возникать спонтанно в фиксированном онтогенетическом порядке CS (раннее детство (Infancy)), AR (Около 3-х лет), EM (вскоре после 4-х), MP (на 9-м году), независимо от культурного контекста и социализации.

2. Модели экстернализуются, но не интернализуются. Дети проявляют их в своем социальном мире до того, как они учат выполнение правил для их реализации культурно принятым способом.

3. В новой ситуации люди естественно стремятся приспособить ту или иную модель для организации совместной активности.

Фиске (Файск) выделяет свойства моделей, которые мы можем использовать в понимании их связи с ценностями: приверженность, оценка других, конфликтное основание, внутреннее самоудовлетворение, особенно сильная эмоциональная реакция на подавление.

1. Люди привержены своей модели и не принимают другую. Люди модифицируют свои отношения с другими в соответствии с тем, будут ли они принимать принимать модель их отношений с третьей стороной (в обсуждении третьего – ты согласишься со мной или нет – так что ли?)

2. Люди часто нападают на тех, кого они воспринимают как угрозу их базовым отношениям. Так, 4 модели отношений являются главными силами социального конфликта.

3. Другое директивное качество моделей состоит в том, что люди находят каждый тип отношений внутренне удовлетворяющим для них самих (для своей «совести»), так что, к примеру, совместная еда гораздо более приятна, чем просто прием пищи. Люди также различными социокультурными ответами на нарушение 4-х моделей. Более того, люди имеют особенно сильные эмоциональные реакции на подавление этих отношений

4. Модели универсальны и многовариативны во всех культурах и социальных ситуациях

5. Соотносимы с формальными структурами и Генетически преемственны, как и формальные структуры.

6. Две первых модели есть у животных.

 

Социогенез

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных