Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Оценочный процесс зрелой личности




«Оценка зрелой личности текуча, гибка, исходит из непосредственно данного момента жизни и той степени, в которой он переживается в качестве развивающего и актуализирующего субъектность данного индивида. Ценности последнего не жёстки, но постоянно изменяются. Другой характеристикой способа оценки данной личностью опыта является его высокая дифференциация (чуткое умение отреагировать на ситуацию полезнее общих принципов)».

«…имманентная природа оценки. Именно личный опыт предоставляет ценностную информацию или поддержку. … внешние доказательства.. менее важны, чем его собственные реакции».

«Процесс приближения к своему имманентному содержанию в зрелой личности протекает значительно сложнее, чем у младенца…. момент опыта зрелой личности включает в себя предположения о последствиях ". Прошлое и будущее одновременно присутствуют в наличном опыте личности и входят в содержание её оценки.

для зрелой личности (и здесь мы снова видим её сходство с младенцем) критерием процесса оценивания оказывается степень, в которой объект опыта развивает индивида. В личностях, добивающихся большей открытости своему опыту, имеет место организмическая общность ценностных направлений. это сродство ценностных направлений определяется нашей принадлежностью одному биологическому виду …».

Для биологического вида могут существовать определённые элементы опыта, которые стремятся содействовать его внутреннему развитию, в результате чего их выбрали бы все индивиды при условии подлинно свободного выбора.

некоторые из этих ценностных направлений:

1. Притворство, замкнутость в себе и возведение барьеров общению обычно оцениваются негативно.

2. Чувство принуждения оценивается негативно, несмотря на авторитет человека, установившего тот императив.

3. Угождение другим как самоцель оценивается негативно.

4. Аутентичность своего бытия обладает для них позитивной ценностью. (Стремление стать самим собой и переживать реальные собственные эмоции).

5. У веренность в своем выборе и организации собственной жизни.

6. П озитивная самооценка и собственные эмоции

7. Удовольствие от процесса деятельности, а не только от полученного результата.

8. Открытость и чувствительность к своим ощущениям и реакциям, к действиям других людей и фактам окружающего мира

9. Чувствительность и восприятие других (аутентичное бытие других) людей позитивны и ценны.

10. Создание близкого, интимного, подлинного и целостного коммуникативного отношения оценивается очень высоко.

… когда человек имманентно свободен в своём выборе, он высоко ценит и стремится ценить те вещи, переживания и цели, которые вносят вклад в его выживание, рост и развитие и аналогичные характеристики других.

Хотя у психологически зрелого взрослого может не быть иерархичной или даже стабильной системы ценностей представления, его процесс оценки будет стремиться иметь основания, инвариантные в любом времени и культуре.

Вопросы:

1. Как соотносятся нравственные и ценностные понятия, которыми оперирует человек, с содержанием его личного ценностного опыта? Может ли формирование понятий и опыта протекать независимо друг от друга, и могут ли они быть противоположны друг другу?

2. Содержание личностных ценностей у зрелых личностей имеет больше индивидуальных особенностей или больше сходства?

 

Абрахам Маслоу выводит ценности из потребностей функционирования: «Конституциональные различия создают предпочтения к определенным способам отношения к себе, к культуре и миру, то есть создают ценности… система органов давит, чтобы выразить себя. словом, функционировать. Мускулистому человеку нравится использовать свои мускулы, поскольку он использовал их, чтобы достичь самоактуализации, субъективного чувства гармоничного, неограниченного, удовлетворительного функционирования, которое является важным аспектом психологического здоровья. Умные люди должны использовать свой ум, зрячие – свои глаза, люди, обладающие способностью любить, чувствуют импульсы любви и потребность в любви, чтоб быть здоровым… В этом смыслы способности являются потребностями и, таким образом, являются внутренними ценностями». (с.126)

Психологические потребности Маслоу рассматривает как дефицит, который должен быть оптимально удовлетворен окружением, чтобы человек мог избежать болезни или субъективного ощущения неправильности, неполноценности существования.

Маслоу разделяет дефицитарные (Д-ценности) и бытийные (Б-ценности).

Дефицитарные ценности (и потребности) общие для всех представителей человеческого рода и в некоторой степени для других видов. Они соответствуют доиндивидуальному развитию. Люди с дефицитарной мотивацией более зависимы от других людей… Они более «заинтересованы» (в корыстном смысле), переполнены потребностями, их потребности носят дефицитарный характер). Для них характерна эго -центрация.

Бытийные ценности или ценности Бытия воспринимаются как конечные и недоступные дальнейшему анализу, хотя каждая из них может быть определена в терминах любой другой. Б-ценности, как указывает Маслоу, аналогичны характеристикам индивидуальности (идентичности) в пик – переживаниях, характеристикам идеального в любой сфере человеческой активности – в познании, науке, искусстве, религии, общественных отношениях и пр. Б - ценности – это ценности самоактуализации. Люди с Б - ценностями имеют сильное эго, но не имеют Эго-центрации, они центрируются на проблеме, умеют забывать о себе, способны центрироваться на мире. Т.е. им свойственна Эго-трансценденция.

Б-ценности могут считаться определяющими, сущностными характеристиками человечности. А Маслоу дает перечень атрибутов реальности, которые воспринимаются в пик - переживании как врожденные, непреодолимые ценности реальности (далее в скобках указаны названия ценностей, в терминах которой можно определить названную ценность) (Маслоу, с.250 - 252):

1. Истина. подлинность, действительность (открытость. простота, богатство, сущность, долженствование, красота, чистота, ясная и истинная завершенность).

2. Божественность (богатство, желательность, долженствование, справедливость, благосклонность, истинность); (мы любим это, оно привлекательно для нас, мы одобряем это).

3. Красота (правильность, форма, жизненность, простота. богатство, целостность, совершенство, завершенность, уникальность, подлинность).

4. Целостность (единство, интеграция, тенденция к неизменности, внутренняя взаимосвязь, простота, организация, структура, порядок, отсутствие диссоциации, синергия, гомономные и интегративные тенденции).

4а. Трансценденция противоречий (принятие, разрешение, интеграция или трансценденция противоречий, полярностей, противоположностей); синергия (т.е. трансформация противоположностей в единство, антагонистов в сотрудников или взаимодополняющих и развивающих друг друга партнеров).

5. Жизненность (процесс, отсутствие смерти, динамика, внешнее, растущее, нескончаемое, спонтанность, самодвижущаяся энергия, формирование себя, саморегуляция, полноценное функционирование, изменение и в то же время сохранение себя, самовыражение).

6. Уникальность (особенность, индивидуальность, непохожесть, несравнимость, определяющие характеристики, новое, сущность, отсутствие чего-либо идентичного).

7. Совершенство (отсутствие лишнего, отсутствие недостатков, все на своем месте, не требует исправлений, правильность, «только так», соответствие, завершенность, долженствование).

7а. Необходимость (неизбежность, это должно быть именно так, недопустимость даже небольших изменений, хорошо то, что делает именно так).

8. Завершенность (конечность, справедливость, оно законченно, отсутствуют дальнейшие изменения гештальта, полнота, finis и telos, отсутствие недостатков или дефицита в чем-либо, тотальность, полнота судьбы, прекращение, кульминация, завершение, замкнутость, смерть в преддверии перерождения, прекращение и завершение роста и развития, полное удовлетворение, после которого удовлетворение как таковое не нужно, отсутствие борьбы, отсутствие движения или целей, поскольку всеуже достигнуто, отсутствие чего-либо вне меня).

9. Справедливость (законность, долженствование, соответствие, конструктивное качество, необходимость, неизбежность, отсутствие личной заинтересованности, беспристрастность).

9а. Порядок (законность, правильность, ритм, регулярность, симметрия, структура, отсутствие лишнего, великолепно расположенное).

10. Простота (подлинность, открытость, чистота, сущность, сжатость, [математическая] элегантность, резюме, безошибочность, сущностная структура, сердцевина значения, прямолинейность, только то, что необходимо, отсутствие украшений, лишнего или чрезмерного).

11. Богатство (тотальность, дифференциация, завершенность, сложность, отсутствие ощущения недостачи, нехватки чего-либо, все есть, «неважность». т.е. все одинаково важно и не важно, полнота).

12. Легкость (отсутствие напряжения, борьбы или трудности, отсутствие усилий. совершенное и полноценное функционирование).

13. Игра (веселье, удовольствие, развлечение, веселость. юмор, изобилие, отсутствие усилий).

14. Автономность (автономия, независимость, не нуждается ни в чем, кроме себя, чтобы быть собой, самообуславливание, трансценденция среды, отделенность, жизнь по собственным законам идентичность).

Очевидно, что ценности «самоусиления», самореализации и ценности общности, самотрансценденции – те и другие относятся к Б-ценностям.


Гордон Олпорт.

Развитие ценностей связано с проприумом или «усилением своего Я»

Собственная функциональная автономия человека, согласно Г.Олпорту, представляет собой стремление к целям и ценностям, восприятие мира через эти цели и ценности, а также чувство ответственности за свою жизнь.

Концепция функциональной автономии была объектом серьезных нападок и возражений. Она весьма обеспокоила психоаналитиков и бихевиористов, а представители других теоретических направлений интересовались, насколько адекватно данная концепция трактует естественно вытекающие из нее вопросы. Например, как эволюционирует собственная автономия? И как конкретно мотив отрывается от своего источника в детстве и все же сохраняется как актуальный мотив? А как развивается мотив? Олпорт ответил на эти вопросы, отметив, что феномен функциональной автономии не может быть понят до тех пор, пока не будет пролит свет на участвующие в нем нейрофизиологические процессы. Тем не менее, он предположил, что процессы собственной автономии подчиняются трем психологическим принципам.

1. Принцип организации энергетического уровня. Этот принцип утверждает, что собственная автономия возможна, потому что уровень энергии, которым обладает человек, превышает необходимый для удовлетворения потребности выживания и приспособления. В качестве примера можно привести пенсионера, направляющего свою энергию на новые интересы и виды деятельности.

2. Принцип преодоления и компетенции. Согласно Олпорту, зрелым людям внутренне присуща мотивация преодоления и извлечения из окружающего мира уроков для себя, так же как и реализации поставленных перед собой целей. Отсюда следует, что любое поведение, ведущее к повышению уровня компетенции индивидуума, включается в контур его собственной мотивации.

3. Принцип построения проприотической системы. Этот принцип указывает на то, что все собственные мотивы уходят своими корнями в структуру «Я» индивидуума (проприум). В результате человек организует свою жизнь вокруг проприума во имя цели усиления «Я», отвергая все остальные. Построение проприотической системы является объединяющей тенденцией внутри личности, и эта идея раскрывает взгляд Олпорта на личность как на сущность, находящуюся в процессе непрерывного изменения и становления.

Зрелая личность

Олпорт полагал, что созревание человека — это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления (Allport, 1961). Он видел также качественную разницу между зрелой личностью и незрелой, или невротической личностью. Поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Напротив, поведение незрелых лиц преимущественно направляется неосознанными мотивами, проистекающими из переживаний детства. Олпорт заключал, что психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами.

1. Зрелый человек имеет широкие границы «Я». Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя «со стороны». Они активно участвуют в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеют хобби, интересуются политическими и религиозными вопросами и всем, что они считают значимым. Подобные виды деятельности требуют участия истинного эго человека и подлинной увлеченности. По Олпорту, любовь к себе — это непременный фактор в жизни каждого индивида, но он не обязательно должен быть определяющим в его стиле жизни.

2. Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям. Существуют две разновидности теплых межличностных отношений, подпадающих под эту категорию: дружеская интимность и сочувствие. Дружески — интимный аспект теплых отношений проявляется в способности человека выказывать глубокую любовь к семье и близким друзьям, не запятнанную собственническими чувствами или ревностью. Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям (в ценностях или установках) между собой и другими, что позволяет ему демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиции, а также общность со всеми людьми.

3. Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие. Взрослые люди имеют положительное представление о самих себе и, таким образом, способны терпимо относиться как к разочаровывающим или раздражающим явлениям, так и к собственным недостаткам, не озлобляясь внутренне и не ожесточаясь. Они умеют также справляться с собственными эмоциональными состояниями (например, подавленностью, чувством гнева или вины) таким образом, что это не мешает благополучию окружающих. Например, если у них плохой день, они не срывают зло на первом встречном. И более того, выражая свои мнения и чувства, они считаются с тем, как это повлияет на других.

4. Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. Психически здоровые люди видят вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть. У них здоровое чувство реальности: они не воспринимают ее искаженно, не передергивают факты в угоду своей фантазии и потребностям. Более того, здоровые люди обладают соответствующей квалификацией и познаниями в своей сфере деятельности. Они могут отодвигать временно на задний план свои личные желания и импульсы до тех пор, пока не завершено важное дело. Чтобы передать смысл этого аспекта зрелости, Олпорт цитирует известного нейрохирурга Гарвея Кушинга: «Единственный способ продлить жизнь — это иметь перед собой задачу, которую непременно надо выполнить» (Allport, 1961, р. 290). Таким образом, взрослые люди воспринимают других людей, объекты и ситуации такими, какие они есть на самом деле; у них достаточно опыта и умения, чтобы иметь дело с реальностью; они стремятся к достижению лично значимых и реалистичных целей.

5. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора. Сократ отмечал, что для того, чтобы жить полноценной жизнью, существует одно первостепенное правило: «Знать самого себя». Олпорт называл его «самообъективностью». Тем самым он имел в виду, что у зрелых людей имеется четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях. Важной составляющей самопознания является юмор, препятствующий напыщенному самовозвеличиванию и пустозвонству. Он позволяет людям видеть и принимать крайне абсурдные аспекты собственных и чужих жизненных ситуаций. Юмор, каким его видел Олпорт, — это способность посмеяться над самым любимым (включая свою собственную персону) и все же продолжать ценить его.

<Зрелые люди способны посмеяться над собой; они могут увидеть абсурдные стороны жизни, которую им выпало прожить вместе с остальным человечеством.>

6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией. Зрелые люди способны видеть целостную картину благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни. Олпорт считал, что не нужно быть Аристотелем и пытаться сформулировать интеллектуальную теорию смысла жизни. Вместо этого человеку просто нужна система ценностей, содержащая главную цель или тему, что и сделает его жизнь значимой. У разных людей могут формироваться различные ценности, вокруг которых будет целенаправленно выстраиваться их жизнь. Они могут выбрать стремление к истине, социальному благополучию, религию или еще что — нибудь — по мнению Олпорта, наилучшей цели или философии здесь не существует. Точка зрения Олпорта по этому поводу заключается в том, что взрослая личность имеет глубоко укоренившийся в человеке набор неких ценностей, которые и служат объединяющей основой его жизни. Объединяющая философия жизни дает поэтому некую разновидность доминирующей ценностной ориентации, которая придает значимость и смысл практически всему, что делает человек.

Таблица 6–1. Стадии развития проприума по Олпорту

Стадия Аспект Определение
  Телесная самость Осознавание телесных ощущений
  Самоидентичность Неизменность и непрерывность «Я», независимо от происходящих изменений
  Самоуважение Гордость за собственные достижения
  Расширение самости «Я» начинает охватывать важные аспекты социального и физического окружения
  Образ себя В целях и стремлениях индивида начинают отражаться ожидания других значимых людей
  Рациональное управление самим собой Абстрактная аргументация и применение логики для разрешения повседневных проблем
  Проприативное стремление Целостное чувство «Я» и планирование перспективных целей

Кроме вышеизложенных первых семи аспектов проприума, Олпорт предложил еще один — познание самого себя (Allport, 1961). Он утверждал, что этот аспект стоит над всеми остальными и синтезирует их. По его мнению, познание самого себя представляет собой субъективную сторону «Я», но такую, которая осознает объективное «Я». На заключительной стадии своего развития проприум соотносится с уникальной способностью человека к самопознанию и самоосознанию.

По мнению Олпорта, проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Это качество, «осознаваемое как наиболее важное и центральное» (Allport, 1968a, р. 4). Речь идет о такой части субъективного опыта, как «мое». Короче, это не что иное, как самость.

Олпорт полагал, что проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства (Allport, 1955). Он рассматривал проприум в значении постоянства человека относительно его диспозиций, намерений и перспективных целей. В то же время он не считал проприум гомункулом или «маленьким человечком, обитающим внутри личности». Проприум неотъемлем от человека как единого целого. Это некая организующая и объединяющая сила, назначение которой — формирование уникальности человеческой

 

2. Становление личностных ценностей дошкольника в работах Н.И.Непомнящей

Подход Н.И.Непомнящей близок взглядам Роджерса и Г. Оллпорта в том, что Я индивида является основным условием формирования ценностей она также выделяет основу ценностной оценки в развитии субъектности индивида (Самости). Непомнящая показывает, что ценным для ребенка становится то, что помогает ему объективировать (актуализировать) свое Я.

Если у Маслоу и Роджерса ценно то, что соответствует потребностям Я (переживается как удовольствие и наслаждение), то у Непомнящей – построение образа самого себя. мы бы сказали, испытание Я. Маслоу осознает. насколько важна роль окружения в этом процессе. которое может предоставить не только безопасность. но и привлекательность новых способов самореализации – обретения новых ценностей Я. Непомнящая особенно подробно изучает и моделирует роль взрослых в этом процессе – формирования личностных ценностей. которые в терминологии автора названы «ценностностью». Непомнящая особую роль отводит внешней социальной оценке – оценке взрослого. Роджерс подчеркивао негативный аспект социальной оценки. под действием которой ребенок отказывается от своих ценностей. Маслоу также пишет. что внешняя оценка гораздо более значима для ребенка по равнению с его другими потребностями, поскольку внешняя оценка – есть гарания безопасности: Первый выбор, первая развилка на жизненном пути возникает тогда, когда мы выбираем между своей самостью и самостью других. Если единственным способом сохранить самость будет потеря других, ребенок предпочтет потерять себя…»

Н.И.Непомнящая пишет: «Условием превращения той или иной стороны жизни человека, окружающей его действительности в «ценностную», т. е. обладающую для человека особым личностным смыслом, является ее объективное включение в круг основных детерминант его бытия, в самый механизм его жизнедеятельности в мире. Таким узловым, обобщённым, центрирующим механизмом являются процессы, определяющие возможность построения образа самого себя, что выступает перед субъектом как представление, а на определенных этапах развития субъекта — как осознание своего «я». … та или иная сторона внешней действительности, отношений субъекта приобретает особое, ценностное значение, когда она связывается с «образом я».

 

Т.е. для ребенка становится ценным то, в чем он может ощутить и утвердить себя, свое Я, себя как субъекта собственной активности, т.е. свою субъектность.

Н.И. Непомнящая называет ценностное переживание «ценностностью», чтобы подчеркнуть их субъективное и личностное содержание в отличие от распространенного в то время (80-е гг. ХХ века) социологического и культурного толкования ценностей в психологии.

В формировании ценостности выделяются две стороны: объективная и субъективная.

ОБЪЕКТИВНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА - это то содержание, т. е. та сторона действительности, которая является наиболее значимой и характеризует, направленность личности.

СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА - это особенности «образа я» как стороны ценностности. В свою очередь, содержание «образа я» включает в себя представление о том, каким бы я хотел быть («я-идеальное») и представление о том, каков я есть («я-реальное») (по Хорни, Салливену и др.).

Типы ценностности (с объективно-содержательной стороны) проявляются в предпочтении ребенком определенной стороны действительности, определенного содержания, способов выполнения экспериментальных заданий, его отношения к ним.

В экспериментальных исследованиях Н.И.Непомнящей с сотрудниками НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР были выделены основные типы ценностности детей 6-7 лет. В экспериментах создавались условия для выбора ребенком способов действий и содержания деятельности.

1. Дети с ценностностью реально-привычного функционирования привязаны к конкретным ситуациям из привычного быта. Способы действия, формы поведения этих детей крайне стереотипны и инертны, как бы «погружены» в ситуацию. Сами дети несамостоятельны и чувствуют себя неуверенно, особенно в непривычной ситуации.

2.Дети с ценностностью «делания» из действительности выделяют конкретные действия, а при сочетании этого типа ценностности с ценностностью отношений с другими — общие функции в использовании предметов людьми.

3. При ценностности отношений с другими, общения дети помимо общих функций использования предметов, выделяют ситуации общения, совместных действий, переживания, оценки людей друг другом. У детей этой группы выражен интерес к миру человеческих отношений, чувств, поступков. Такие дети особенно внимательны к тем или иным проявлениям взаимоотношений между окружающими, находят в круге взаимоотношений взрослых и сверстников образцы для собственного поведения.

Для детей 6 лет характерно сочетание ценностностей реально-привычного функционирования и учебной деятельности. Но, как правило, эти стороны действительности не связаны между собой либо связаны чисто внешне, формально. При этом преобладающими оказываются способы выделения действительности, свойственные ценностности реально-привычного функционирования.

Дети с сочетанием всех трех типов ценностности или с универсальностью ценностности. избирают все сферы: деятельности, познания и личностных отношений. Для этих детей характерно стремление к разнообразию, к самостоятельности и свободе. Они воображают условные ситуации, обращаются к прошедшим и будущим событиям. Предпочитают творческие задания. И в трудовой деятельности детям с универсальностью ценностности свойственны личностная заинтересованность и включенность, наиболее высокие показатели, постоянное совершенствование, творческое отношение, неиссякаемый интерес.

Анализ субъективно-личностной стороны ценностности показал, что дети данного возраста осознают себя, свои качества, как оценивают их другие, свои оценки других, предпочитаемые стороны действительности и виды деятельности адекватно объективной стороны ценностности.

В младшем школьном возрасте выделены, кроме вышеназванных:

- Ценностность познавательной деятельности. Здесь мы наблюдаем направленность детей на познание предметов и явлений окружающей их действительности. В плане самосознания ребенка ценностность познавательной (с.25) деятельности раскрывается в таких выражениях, как: «я умный», «я много знаю» и т. д.

- Ценностность учебной деятельности. Дети из этой группы проявляют интерес к процессу учения, атрибутам учебной деятельности, выполнению действий, требуемых учителем. В самосознании ребенка данная ценностность представлена переживаниями: «я хороший ученик», «я люблю учиться» и т. п.

М. Е. Каневская изучала особенности ценностности у одних и тех же детей с I по VIII класс. Оказалось, что у 73% детей основные особенности ценностности (и прежде всего содержательной ее стороны, т. е. направленности) остаются неизменными в течение всего периода, т. е. по VIII класс по крайней мере. У остальных детей обнаруживается определенная динамика типов ценностности. От преобладания ценностности реального привычного функционирования в I классе к ценностности учебной деятельности во II классе и ценностности общения и отношения со стороны других людей в III и особенно IV классе.

Ценностности реально привычного функционирования и универсальности прямо противоположны. Для первого и второго типа (ценность реально-привычного функционирования и ценность действия) соответственно характерны конкретность — обобщенность, стереотипность и инертность — вариативность, однозначность—разнообразие; конечность—выход за пределы конечных форм; стремление к воспроизведению известного — стремление к поиску нового, творчеству (вплоть до негативного отношения к известному, готовому); повторение шаблонов — постоянное совершенствование; пассивность, скованность, неуверенность — максимальная активность и максимальная самореализация и т д

По всем показателям (нормативным, уровням функционирования, психического развития, успешности обучения в школе) дети с ценностностью реально привычного функционирования, а также дети, у которых срабатывают сохраняющиеся от данной ценностности способы действий, оказываются на самом низком уровне. Это подтверждают исследования, проведенные с детьми разных возрастов, по самым разным показателям развития ребенка

Согласно Н.И.Непомнящей,(49) у взрослых ценностность реально-привычного функционирования становится одной из важнейших причин трудностей в профессиональной деятельности, если она не является чисто исполнительской, а связана с совершенствованием способов выполнения деятельности. Кроме того, особенности ценностности реально привычного функционирования (ситуативность, «погружение» в ситуацию, инертность, трудность в принятии новых способов действии, отношений с людьми), приобретая особую силу, очень часто становятся причиной психопатологических процессов (неврозов, навязчивых состояний, фобий, истерии, некоторых форм депрессий) При этом больные с данным типом ценностности плохо поддаются психотерапевтическому воздействию

Итак, два полярно противоположных типа ценностности, складываясь в рассматриваемый возрастной период, могут сохраняться и сохраняются у человека на долгие годы, а часто и до конца жизни. В настоящее время люди с ценностностью реально-привычного функционирования составляют большинство (среди детей 6—7 лет таких 50—60%), людей с универсальностью ценностности меньшинство.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных