ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проблема формирования универсальной ценностностиУниверсальность, разносторонность ценностности (со всеми ее особенностями) не есть результат каких-то особых, специальных способностей (природных или каких-то других). Как показывают исследования, становление детей с такого типа ценностностью есть результат воспитания, но особого. Универсальность ценностности как основа гармоничности личности соответствует сущностным потребностям и возможностям детей. Вот почему, когда эти потребности и возможности в редких и стихийно складывающихся случаях актуализуются, а не забиваются или даже убиваются привычными условиями воспитания (что на сегодня, к сожалению, типично), дети максимально реализуют свою личность. Н.И. Непомнящая формулирует условия направленного формирования ценностности: а) выделение определенной стороны действительности, определенных отношений деятельности для ребенка; б) наличие положительной эмоциональной окрашенности этих отношений и деятельности; в) включение их в содержание «образа я». Т.о. основной механизм побудительности и избирательной направленности: ребенок стремится к тому содержанию, реализация которого доставляет положительное эмоциональное состояние и через которое он выделяет и утверждает самого себя. Одним из важнейших условий формирования механизмов «я» являются ролевые действия, ролевая игра»). Здесь, во-первых, происходит выделение себя как носителя действий («я — зайчик, и потому выполняю такие-то действия»). Во-вторых, выделяется «я» как субъект получения удовольствия («я, исполняя эту роль, доставляю себе же удовольствие»). Н.И.Непомнящая предлагает методы формирования субъективной стороны ценностности, выделению и осознанию ребенком себя как по отношению к определенному содержанию, так и по отношению к другим людям (148): А. Ознакомление детей с идеалом — носителем качеств, соответствующих данной ценностности, и постепенное углубление и пробуждение у них желания «быть таким, как...», т. е. идентификации с данным идеалом. В качестве идеала можно использовать наиболее привлекательных для детей (по книгам, фильмам и т. п.) персонажей, героев. 149) Б. Оценка ребенка (причем не только его действий, полученных им результатов, но и его личности) в связи с успехами в данной области деятельности и реализацией при этом отношения к другим. Поскольку необходима положительная оценка, то организация процесса формирования предполагает последовательное продвижение от простых к более сложным задачам, помощь, подсказку взрослого. При успехах в какой-то из трех ценностных сфер, успехах, сочетающихся с развитием отношения «Я—другой», ребенок включается в группу, которой присвоено имя соответствующего идеала. Такое включение сопровождается вручением ребенку значка с изображением идеального персонажа (или того или иного его символа). В дальнейшем ребенок, включенный в такую группу, оценивается с точки зрения принадлежности к ней. Желанной целью для ребенка должна стать принадлежность ко всем трем группам, соответствующим трем основным ценностностным сферам.
Современные концепции личностного развития также рассматривают ценности в центре данной проблемы. Рассмотрим в качестве примера концепцию самоосуществления И.О.Логиновой трансцендентальность, сверхнормативность, надситуативность. Развитие человека понимается как становление (и в этом качестве иногда даже противопоставляется развитию, которое понимается как разворачивание эволюционной (социальной или биологической) программы). Целью и сутью становления, а также миссией человека является жизненное самоосуществление – т.е. превращение человеческих возможностей в действительность и создание самих этих возможностей. Самореализация, самоактуализация, саморазвитие – это процессы жизненного самоосуществления. Ценности обусловливают ценностный уровень жизненного самоосуществления, обеспечивают «устойчивость во времени, стабильность, которую не могут обеспечить индивидуальные смыслы».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|