Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формы контроля знаний студентов




Тип контроля Форма контроля 1 год Департамент/ кафедра Параметры **
       
Текущий   Контрольная работа 4-я неделя         Письменно, по одному из разделов программы, предполагает содержательные ответы на открытые вопросы. В аудитории, 60 минут, 3-4 тыс. слов
  Эссе 8-я неделя         Письменно, по одному из разделов программы, предполагает содержательные ответы на открытые вопросы. В аудитории, 60 минут, 3-4 тыс. слов
Итоговый Экзамен *         Письменный, без использования литературы, конспектов и Интернета. Каждый студент получит один вопрос для письменной работы и должен будет за два часа написать развернутый текст. В аудитории, письменный, 80 мин, 3-4 тыс. слов

 

 

7 Критерии оценки знаний, навыков

От студентов ожидается активное участие в занятиях, когда они самостоятельно излагают содержание прочитанных текстов, задают содержательные вопросы и дают на них аргументированные ответы.

 

Подготовка к занятию включает:

• чтение основного текста и дополнительной литературы;

• подготовка краткого конспекта основных положений и список терминов прочитанного текста;

• знание имен ученых и философов, упоминаемых в основном тексте.

 

Текущий контроль по данной дисциплине проходит в двух формах: контрольной работы и эссе.

В ходе написания эссе и контрольной работы студент должен продемонстрировать следующие умения и навыки:

- умение анализировать теоретические источники, сопоставлять различные подходы к анализу рассматриваемого явления,

- умение самостоятельно сформулировать тему эмпирического исследования,

- навык исследовательского письма.

 

Студент получает 10 баллов, если раскрыл полностью тему в эссе и контрольной работе и предложил свое решение поставленной проблеме, либо высказал обоснованную критику в адрес одной из изложенных точек зрения; 9 – полностью раскрыл тему; 8 – почти раскрыл тему с несущественными недочетами; 7 – в целом верно изложил суть проблемы, однако, упустил несколько важных моментов; 6 – правильно указал только суть поставленной проблемы и не полностью раскрыл имеющиеся точки зрения относительно ее решения; правильно описал проблему, но местами неверно излагает аргументы и местами допускает ошибки; 4 – только правильно изложил суть проблемы.

Содержание дисциплины

Лекции – 32 часа

Семинары – 14 часа

 

Тема I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

Занятие 1

Философия как мировоззрение и как концептуальный анализ. Философия приватная и публичная. Отличие философии от науки, искусства и религии. Основные философские вопросы и их специфика. Метафилософия как неотъемлемая часть философии. Существует ли прогресс в философии? История философии и национальные особенности в философии. Философия и здравый смысл. О «полезности» философии.

 

Семинар 1

- Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М., 2001 (Введение, стр. 15 - 18).

- Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. М., 2001 (Главы 1, 2, 5, 6).

- Лоу С. Философские истории. М., 2007 (История 5 «Можно ли войти в одну и ту же реку дважды?»).

- Лоу С. Философский тренинг. М., 2007 (Глава 24 «Как обнаружить восемь ошибок в повседневных рассуждениях?»).

Вопросы к семинару:

Что такое мировоззрение? Какие типы мировоззрений вы можете назвать?
Что такое концептуальный анализ наших наиболее общих понятий?

Что такое здравый смысл и как он может быть связан с философией?
Можете ли вы дать свое собственное определение философии?
Есть ли от философии какая-то польза?

 

Тема II. МИР (Онтология).

Занятие 2

Возникновение философии и научное исследование мира в древнегреческой натурфилософии (диалектика бытия и небытия, единого и многого). Проблема происхождения мира. Метафизический вопрос о бытии: «почему вообще есть нечто, а не ничто?» Понятие субстанции. Материя и форма. Онтологические монизм, дуализм и плюрализм. Различие между первичными и вторичными качествами вещей. Ньютоновская революция: деизм и мир как «машина». Кант о космологии: мир как целое. Антиномии разума. «Онтологический поворот»: понимание бытия. Бытие и сущее. Язык и онтологические обязательства. «Быть значит быть значением связанной переменной». Концептуальные схемы, онтологическая относительность и недоопределенность научных теорий.

 

Семинар 2

- Лоу С. Философский тренинг (Глава 1 «Откуда появилась Вселенная?», Глава 5 «В логовище релятивиста»).

- Лоу С. Философские истории (История 4 «Что реально?»).

- Данто А. Ницше как философ. М., 2001. (Глава 3 «Перспективизм»).

- Скратон Р. Кант. Очень краткое введение. М., 2006. стр. 75-84.

- Реале Дж., Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней. (Т. 1. Глава 2. Натуралисты-досократики; Т. 3. Глава 20, §2 «Критика чистого разума»).

 

Дополнительная литература:

- Платон «Парменид» // Платон. Собрание сочинений. М.,,Т.2, стр. 346 – 357 («Основной элейский тезис», «Критика дуализма вещи и идеи»).

- Кант И. «Пролегомены ко всякой будущей метафизике». // Кант И. Сочинения. М., 1965, Т.4 (1), стр. 90 – 147.

Вопросы к семинару:

Как бы вы ответили на вопрос «почему вообще есть нечто, а не ничто»?

Является ли этот вопрос научным, или он выходит за рамки науки?

Есть ли какая-то связь между размышлениями философов о мире (онтология) и историей естественных наук?

Что такое онтологическая относительность, и как она связана с тем, как мы говорим и думаем о мире?

Является ли онтологическая относительность угрозой научному познанию?

 

Тема III. ЗНАНИЕ (Эпистемология и философия науки).

Занятие 3 - 5

Знание и восприятие. Знание как истинное обоснованное мнение. Проблема регресса и логического круга в обосновании знания. Контр-пример Э.Геттье. Проблема субъективного знания и скептицизм по отношению к существованию внешнего мира. Солипсизм, релятивизм, скептицизм (радикальный и умеренный). Сон и галлюцинация вместо знания: история об изолированном мозге. Проблемы индуктивного способа познания. Знание априорное и апостериорное. Рационализм и эмпиризм. Каузальная теория знания. Принцип верификации и фальсификации знания. Специфика употребления глагола «знать»: знание-как и знание-что. Парадоксы рациональности (соотношение знания и веры). Биперспективизм и контекстуальная зависимость знания и сомнения. Натурализация эпистемологии. К. Поппер и принцип фальсификации. Аргументы ad hoc. Критика индуктивизма. Соотношение методов верификации и фальсификации научных гипотез и теорий.

 

Семинар 3

- Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 2 «Откуда мы все это знаем?»).

- Лоу С. Философский тренинг (Глава 3 «Изолированный мозг»).

- Лоу С. Философские истории (История 2 «Как узнать, что окружающий мир не иллюзия»).

- Реале Дж., Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней. (Т. 3. Глава 10. Джордж Беркли: гносеология номинализма в роли обновленной апологетики).

 

Дополнительная литература:

- Платон «Теэтет» //. Платон, Собрание сочинений. М.,, Т.2, стр. 203 – 263 («Знание не есть чувственное восприятие», «Знание не есть только правильное мнение»).

Вопросы к семинару:

Каковы источники нашего знания?
Какова роль разума и опыта в нашем познании?

Должно ли (и если да, то всегда ли) наше знание быть обоснованным?
Какие виды знания и способы его обоснования вы можете назвать?

Что такое эпистемологический скептицизм? Какие скептические аргументы вы знаете? Можно ли их опровергнуть?

 

Семинар 4

- Лоу С. Философский тренинг (Глава 18 «Странный мир чисел», Глава 19 «Что такое знание?»).

 

Дополнительная литература:

- Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979 (Книга IX «Пиррон», стр. 378 – 396).

- Райл Г. Понятие сознания. М., 2000 (Глава 2 «Знание-как и знание-что», стр. 21 – 69).

- Кэррол Л. «Что черепаха сказала Ахиллу?» // Кэррол Л. История с узелками. М., 1985, стр. 368 – 377.

Вопросы к семинару:

Возможно ли объективное знание и существуют ли универсальные истины?

Что такое прагматизм и инструментализм в отношении знания?

Познание – это в большей степени открытие или изобретение?

Как соотносятся практическое и теоретическое знание?

 

Семинар 5

- Лоу С. Философский тренинг (Глава 11 «Является ли креационизм научным?», Глава 14 «Почему мы ожидаем, что Солнце завтра взойдет?», Глава 23 «Чудеса и сверъестественное»).

- Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория (Часть I, Глава 1 и Глава 2).

- Реале Дж., Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней. (Т. 3. Глава 11. Дэвид Юм и иррационалистический эпилог эмпиризма; Т. 4. Глава 38. Критический рационализм Карла Поппера).

 

Дополнительная литература:

- Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М., 1995, Главы II – VII, стр. 21 – 107.

Вопросы к семинару:

Что такое научное знание, и чем оно отличается от ненаучного?

В чем заключается проблема индуктивного обоснования знания?
Существует ли врожденное знание?

Каким критерия должна отвечать научная теория? Как ученые выдвигают свои гипотезы?

Что такое научное объяснение, и каким оно бывает?

 

Тема IV. СОЗНАНИЕ И ТОЖДЕСТВО ЛИЧНОСТИ (Философия сознания)

Занятие 6-8

Призрак в машине или дуализм сознания и тела. Дуализм свойств. Феноменальные качества и неустранимость субъективного: пример Нагеля с летучей мышью. Понятие интенциональности. Материализм и теория тождества сознания и мозга. История о безумце и марсианине. Эволюционная теория и интенциональная установка Д.Деннета. Скептицизм по отношению к другим сознаниям. Аргумент по аналогии, неоправданное обобщение и контраргумент. Логический бихевиоризм и диспозиционные свойства. Поведение как критерий и «философский Зомби». Интеракционизм, элиминативный материализм и аномальный монизм. Возможен ли искусственный интеллект? Тест Тьюринга и «китайская комната» Д. Серля. Имитация и имплантация («киборг» и «репликант»). Функционализм как возможное решение. Подлинная проблема – мышление человека. Можно ли поменяться телами? Тождество качественное и количественное. Физический критерий тождества. Психологический критерий тождества. Теория потока: непрерывность памяти как условие тождества. Личность как субстанция или как сумма впечатлений? Пример Д.Парфита с телетранспортацией и удвоение личности. Проблема выживания. Личность как организующий принцип и уловки воображения.

 

Семинар 6

- Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 4 «Проблема “сознание - тело”»).

- Лоу С. Философский тренинг (Глава 13 «Загадка сознания»).

- Райл Г. Понятие сознания (Глава 1 «Миф Декарта»).

- Реале Дж., Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней. (Т. 3. Глава 4. Декарт - основатель современной философии).

 

Дополнительная литература:

- Прист С. Теории сознания. М., 2000 (Глава 1 «Дуализм»).

Вопросы к семинару:

- Как связаны сознание и тело? Является ли сознание особой вещью или особым свойством тела?

- Какие виды дуализма вы знаете?

- В чем смысл психофизической проблемы?

- Какие способы решения этой проблемы вы знаете?

- Можно ли научно объяснить феномен сознания? С какими трудностями может столкнуться такое объяснение?

- Как с проблемой сознания связана проблема свободы воли?

 

Семинар 7

- Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 3 «Другие сознания»).

- Лоу С. Философский тренинг (Глава 6 «Может ли машина мыслить?», Глава 8 «Удивительные рассуждения рационального дантиста»).

 

Дополнительная литература:

- Прист С. Теории сознания (Глава 2 «Логический бихевиоризм», Глава 5 «Функционализм»).

- Деннет Д. Виды психики: На пути к пониманию сознания. М., 2004 (Глава 2 «Интенциональность: интенционально-системный подход», Глава 4 «Как интенциональность приобрела важное значение»).

- Серл Д. Создавая сознание заново. М., 2002 (Глава III «Ослабляя хватку: силиконовые мозги, сознательные роботы и другие сознания», Глава IV «Сознание и его место в природе», стр. 77-92, 93-114).

- Прист С. Теории сознания (Глава 8 «Как разрешить проблему сознания и тела»).

Вопросы к семинару:

- Как мы понимаем, что имеем дело с разумным существом, обладающим сознанием?

- Какие аргументы вы знаете против скептицизма относительно чужих сознаний?

- Всегда ли необходимо сознание для того, чтобы обладать интеллектом?

- Что значит мыслить, и умеют ли машины это делать? Если нет, то почему?

- В чем смысл теста Тьюринга?

- О чем еще мы спрашиваем, когда спрашиваем о возможности искусственного интеллекта?

 

Семинар 8

- Лоу С. Философский тренинг (Глава 22 «Пересадка мозга, 'телепортация' и загадка персонального тождества).

- Лоу С. Философские истории (История 3 «Где же я?»).

 

Дополнительная литература:

- Парфит Д. «Что мы думаем о том, кто мы такие» // Метафизические исследования № 215 (Поиск тела), СПб., 2008, стр. 256-280.

- Деннет Д. «Где я?» // Хофштадтер Д., Деннетт Д. Глаз разума. Самара, 2003, стр. 205-213.

Вопросы к семинару:

Как бы вы сформулировали проблему тождества личности?

Какие бывают виды тождества в принципе?

Какие критерии тождества личности вы знаете?

Почему это может быть так важно - решить проблему тождества личности?

 

Тема V. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА (Философия языка)

Занятие 9-10

Значение как внутренний ментальный процесс. Наивная семантика и теория идеальных значений. Образы и абстрактные идеи. Беркли против Локка: проблема сходства. Истина как соответствие: тупики корреспондентной теории. Фреге о различии между значением и смыслом. Грамматика, семантика и онтология. Значение слова и значение предложения. Аргумент личного языка и проблема следования правилу (Л.Витгенштейн). Значение как употребление и концепция языковых игр. Преимущества и недостатки лингвистического бихевиоризма. Контексты и конвенции: социальная природа языкового значения. Теория речевых актов: высказывание как действие. Три уровня речевого акта (Д.Остин). Буквальное значение и понятие импликатуры (П.Грайс). Радикальная интерпретация и радикальный перевод. Малапропизмы. Паратаксис и пропозициональные установки.

 

Семинар 9

- Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 5 «Значение слов»).

- Лоу С. Философский тренинг (Глава 16 «Тайна значения»).

 

Дополнительная литература:

- Беркли Дж. «Трактат о принципах человеческого знания» (Введение) // Беркли Дж. Сочинения. М., 1978.

Вопросы к семинару:

- Как звуки становятся речью? Что такое осмысленная речь?

- Что может быть значением наших слов? Есть ли разница между их значением и их смыслом?

- Что значит понимать чью-то речь? Что именно происходит, когда мы кого-то интерпретируем?

- Что такое наивная семантика, и как с ней связаны размышления философов о значении слов?

- Как связаны речь и мышление?

 

Семинар 10

- Реале Дж., Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней. (Т. 4. Глава 26. Людвиг Витгенштейн: от «Логико-философского трактата» к «Философским исследованиям»; Глава 27. Философия языка).

 

Дополнительная литература:

- Витгенштейн Л. «Философские исследования», Часть I, // Витгенштейн Л. Философские работы Ч.1. М., 1994.

- Остин Дж. «Как совершать действия при помощи слов?» в кн. Остин Дж. Избранное. М., 1999.

- Прист С. Теории сознания (Глава 2, «Витгенштейн», стр. 85 – 93).

- Kemp G. What is This Thing Called Philosophy of Language. London: Routledge, 2013.

Вопросы к семинару:

- Что значит говорить правильно? Как связаны речь и мышление с правилами языка?

- В чем заключается парадокс следования правилу?

- Возможен ли личный язык? Если нет, то почему?

- Как связаны значение и употребление слова?

- Можно ли сказать, что речь служит только для выражения мыслей и эмоций?

Тема VI. СВОБОДА ВОЛИ

Занятие 11

Фатализм, судьба и осознанная необходимость. Тупики строгого детерминизма и крайнего индетерминизма. Либертарианское понимание свободы воли. Проблема свободы воли и нравственной ответственности. Законы природы и функционирование мозга. Умеренный детерминизм: теория совместимости и ее разновидности. Как мы принимаем решение? Диапазон возможностей и теория рационального выбора.

 

Семинар 11

- Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 6 «Свобода воли»).

- Лоу С. Философский тренинг (Глава 15 «Заслуживаем ли мы наказания?»).

 

Дополнительная литература:

- Смоллян «Даоист ли бог?» // Хофштадтер Д., Деннетт Д. Глаз разума. Самара, 2003, стр. 285-305.

- Юлина Н. С. Философский натурализм. О книге Дэниела Деннета «Свобода эволюционирует», М., 2007.

Вопросы к семинару:

- Что значит действовать свободно? В чем смысл слова «свободно» в этом случае?

- Каковы критерии свободного поступка? Что может ограничивать нашу свободу?

- В чем заключается философская проблема свободы воли?

- Какие решения этой проблемы вы знаете?

- Как эта проблема связана с моральной ответственностью?

 

Тема VII. ЭТИКА (Моральная философия)

Занятие 12-13

Нравственность и религия. Субстанциальность зла. Добродетель и знание. Субъективизм и объективизм в этике: как мы познаем моральные ценности? Проблема несовпадения сущего и должного. Можно ли рационально обосновать моральные ценности? Моральный релятивизм. Гедонизм и утилитаризм. Возможен ли альтруизм? Мета-этика Дж.Э. Мура и «натуралистическая ошибка». Современные направления в этике: нормативная этика, этика добродетели, консеквенциализм, эмотивизм, экспрессивизм. «Первичные» и «вторичные» качества в этике. Моральная удача и скептицизм. Биоэтика и генетика.

Деонтологическая этика. Кант о приоритете практического разума над теоретическим. Опровержение гетерономных теорий морали и проблема ответственности. Критерии рационального действия. Причины и мотивы поступков. Различие между гипотетическим и категорическим императивами. Счастье и моральный долг. Формализм кантовской этики и «казуистические вопросы». Современные интерпретации кантовской этики.

 

Семинар 12

- Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 6 «Добро и зло»).

- Лоу С. Философский тренинг (Глава 10 «Возможна ли нравственность без Бога и религии?», Глава 12 «Проектируемые дети», Глава 20 «Похожа ли мораль на очки?»).

 

Дополнительная литература:

- Блэкберн С. Этика. Краткое введение. М., 2006, «Введение» и Часть первая «Семь угроз этике», стр. 9-74.

Вопросы к семинару:

- Существуют ли объективные критерии добра и зла?

- Как можно понимать утверждение о том, что моральные нормы субъективны?

- Что такое моральный релятивизм, и является ли он приемлемым? Если да, то почему, или в каком смысле?

- Какие аргументы против морального релятивизма вы знаете?

- Существует ли связь, и если да, то какая, между религией и нравственностью?

 

Семинар 13

- Гулыга А. Кант. М., 1977 (Глава 4 «Идея личности»).

- Лоу С. Философский тренинг (Глава 17 «Убить Мэри, чтобы спасти Джоди»).

- Сэндел М. Справедливость: как поступать правильно? М., 2013. (Глава 5. Иммануил Кант. Важность мотива: откуда берутся права человека).

 

Дополнительная литература:

- Блэкберн С. Этика. Краткое введение. М., 2006, Часть третья «Основания», стр. 134-166.

Вопросы к семинару:

- Что такое моральные дилеммы и как их можно решать?

- Зависят ли моральные нормы и ценности от того, как мы о них говорим?

- Какие теории происхождения морали вы знаете?

- Чем мораль отличается от нравственности?

- Что такое нравственный поступок с точки зрения И. Канта?

- Существуют ли критерии нравственного поведения, и можно ли построить теорию такого поведения?

 

Тема VIII СПРАВЕДЛИВОСТЬ (Политическая философия)

Занятие 14-15

Основные концепции справедливости и общественного устройства. Справедливость как добродетель (Платон, Аристотель). Понятие естественного состояния и концепция общественного договора (Т.Гоббс, Ж.-Ж.Руссо). Государство и образ Левиафана. Какое принуждение допустимо? Справедливость и неравенство — точки пересечения. Основные черты политического либерализма. Свобода личности и понятие прав человека. Позитивная и негативная свобода (И.Берлин). Минималистская и максималистская концепции закона. Гражданское неповиновение. Теория социальной справедливости Д.Ролза: справедливость как честность. Коммунитаристская критика либерализма (Ч.Тэйлор, Т.Скэнлон). Справедливость как широко понимаемая лояльность (Р.Рорти). Солидарность. Анархия, минимальное государство и самоорганизация (Р.Нозик). Марксизм: политика, история и экономика. Есть ли смысл в различии между «левыми» и «правыми»? Биополитика и концепция власти у М.Фуко. Плюрализм, толерантность и мультикультурализм.

 

Семинар 14

- Рорти Р. «Справедливость как более широкая лояльность» // Логос №5 (62), 2007, стр. 54-69.

- Дворкин Р. О правах всерьез. М., 2004. (Глава 6 «Справедливость и права», Глава 12 «Какие у нас есть права?»).

- Реале Дж., Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней. (Т. 4. Глава 42. Минимальное государство Роберта Нозика).

 

Дополнительная литература:

- Хеффе О. Справедливость. Философское введение. М., 2007. (Главы II, III, IV, VIII, XI, XII).

- Уолцер М. О терпимости. М., 2000. (Введение «Как писать о толерантности», Глава 1 «Личные установки и политические институты», Глава 4 «Практические вопросы»).

Вопросы к семинару:

- Что для вас важнее: личная свобода или социальное равенство?

- Что такое позитивная и негативная свобода?

- Все ли виды неравенства несправедливы?

- На что человек имеет право от рождения? Какие вообще бывают права человека?

- Как социальная справедливость может быть связана с экономикой? С чем еще она может быть связана?

Что такое социальное государство?

 

Семинар 15

- Кимлика У. Современная политическая философия. Введение. М., 2010. (Главы I, II, III).

- Сэндел М. Справедливость: как поступать правильно? М., 2013. (Глава 3. Либертарианство. Являемся ли мы собственниками по отношению к самим себе?; Глава 6. Джон Роулз. Аргументы в пользу равенства).

- Реале Дж., Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней. (Т. 4. Глава 41. Неоконтрактуализм Джона Ролса).

 

Дополнительная литература:

- Миллер Д. Политические учения. Краткое введение. М., 2007. (Главы 1 — 5).

- Штраус Л. Введение в политическую философию. М., 2000. («Что такое политическая философия?»).

- Нозик Р. Анархия, государство и утопия. М., 2008. (Глава 1 «Зачем нужна теория естественного состояния?»).

Вопросы к семинару:

- Для чего вообще необходимо государство как форма правления? Какие еще формы политического правления вы знаете?

- Чем отличаются либерализм, либертарианство и коммунитаризм в своем понимании справедливости?

- В чем смысл идеи о том, что «государство – это ночной сторож»? Согласны ли вы этим?

- В чем смысл понятий «занавес неведения» и «рефлексивное равновесие» у Д. Ролза?

 

 

Тема IX. РЕЛИГИЯ И СМЫСЛ ЖИЗНИ.

Занятие 16

Вечность и время человеческой жизни: проблема объективной значимости. Объективный и субъективный подход. «Внешнее» придание жизни смысла и изобретение смысла «изнутри». Вопрос о смысле (судьбе) бытия и человеческое существование (М.Хайдеггер). «Сущность не предшествует существованию». Смерть как событие жизни. Негативное и позитивное значение смерти. Вечность «до» и вечность «после» рождения (Эпикур). Проблема бессмертия: случай Макропулос (Б.Уильямс). Страх смерти и бессознательное. Абсурд: ирония или пафос (А.Камю и Т.Нагель). Бог как трансцендентный источник смысла и предельное объяснение. Онтологический и космологический аргументы в пользу существования бога. Проблема зла и свобода воли. Пари Паскаля. Атеизм. Естественный отбор и эволюционная биология.

 

Семинар 16

- Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 9 «Смерть», Глава 10 «Смысл жизни»).

- Блэкберн С. Этика. Краткое введение. М., 2006, Часть вторая «Некоторые этические идеи», стр. 75-110.

- Лоу С. Философский тренинг (Глава 7 «Существует ли Бог?»).

 

Дополнительная литература:

- Суинберн Р. Есть ли бог? М., 2001.

- Докинз Р. Бог как иллюзия. М., 2008. (Глава первая «Глубоко религиозный безбожник» и Глава пятая «Корни религии»).

Вопросы к семинару:

- Почему люди боятся смерти и почему некоторые философы считают этот страх бессмысленным?

- Почему и всегда ли люди задаются вопросом о смысле своей жизни? Как именно они могут это делать?

- Как этот вопрос связан с религией и наукой?

- Как мы определяем, что имеет значение, а что нет?

- Что такое биперспективизм?

- Как можно относиться к абсурду и бессмысленности существования?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных