Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Различные подходы к разработке проблемы воспитания дисциплины и культуры поведения в педагогике




В разработке тео­рии и методики воспитания у школьников дисциплины, как и нравственного формирования вообще, в педагогике сложились три ос­новных направления. Одно из них ведет свое начало от немецкого педагога Иоганна Гербарта и целиком основано на авторитаризме. Основными средствами авторитарного воспитания в этом смысле были: внушение, угроза, наблюдение за поведением и различного рода наказания, не исключая и физических.

Второе направление связано с теорией так называемого свободного воспитания, согласно которой дисциплину детей следует поддерживать и воспитывать, не только не ограничивая их поведения, но, наоборот, обеспечивая им полную свободу и включая их в интерес­ную и увлекательную деятельность, за что такой подход в воспитании получил название «потешающей педагогики».

Понятно, что как авторитарный подход к формированию дисциплинированности школьников, так и теория «свободного воспитания» занимали крайние позиции, были слишком односторонними и не обеспечивали эффективных путей для решения этой сложной проблемы. Авторитарное воспитание было рассчитано на поддер­жание дисциплины в школе путем насаждения страха среди детей. Естественно, что сознательность учащихся здесь фактически ис­ключалась, хотя без этого не может быть настоящей дисциплины.

«Свободное же воспитание» базировалось только на возбужде­нии интереса детей, игнорируя то, что в жизни и деятельности че­ловека не может быть интересным все, и потому нужно приучать детей исполнять и «неинтересную» работу и преодолевать различ­ные соблазны и нездоровые влечения. Вот почему с давних времен многие прогрессивные педагоги по вопросам формирования дисциплинированности учащихся придерживались третьего направле­ния - гуманистического. Такие идеи, в частности, высказывали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и другие педагоги. Они считали, что дисциплинированность растущей личности есть очень сложный феномен, в основе которого в органическом единстве выступают ее сознание, чувства, а также навыки и привычки поведения и в котором сочетаются и хорошее понимание правил поведения, и пережива­ние своих обязанностей, и внутреннее стремление к их добросовестному вы­полнению, и способность преодолевать различные препятствия, которые возникают на этом пути.

Структурная сложность этого качества сама по себе исключает использование только какого-то одного подхода к его формирова­нию – авторитарного или основанного на невмешательстве в дет­ское поведение. Процесс этот требует и развития сознательности учащихся, и гуманного отношения к ним, и тактичной требователь­ности, и систематических упражнений (приучения) по соблюдению правил поведения. Именно эти направления и стали определяющи­ми в воспитании у школьников дисциплинированности и культуры поведения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных