Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вненаучное знание, его исторические формы, специфика и связь с теорией и практикой. Критерии научности знания




Наука не всегда опирается на рац-ть. Это связано с такими фактами как: интуиция, творчество, она на каждом этапе имеет иррац-ное звено.

1.Паранаука – выходит за рамки объясномого, но является знанием. Формы паранауки:

- девиатная Н, т.е. отклонения

- вульгаризированная наука- эконом.теория, географ.детерминизм – как окруж.среда отклад-ся на особенности чел-кой жизни;

- лженаука.

Ошибки науки

- изучает отд-ные тела, а не весь мир в целом;

- изучение тел происходит на основе формальной логики;

- наука развивается односторонне (пример, эфолюция чел-ка,д.б. разные (.)зр.на одно и то же).

3. Критерии научности знания:

- верификация (нач. 20в): научным явл-ся только такое утверждение, которое можно свести к протокольным предложениям. В противном случае оно не явл-ся научным, оно даже не обладает смыслом. Большинство из физики нельзя свести к протокольным предложениям.

- фальсифицируемость для эмпир.научной системы д.сущ-вовать возможность быть отвергнутой опытом. Всякая научная теория д.б. в принципе опровергаемой или фальсифицируемой.

4. Критерии ценности науки:

- критерии практики: если знание истина, то основання на нем практ. Де-ть будет успешной и если практ. Де-тьпризнается неудачной, то и лежащее в ее основе знание признается ложным.

- критерии непротиворечивости: истинное знание д.выражаться в логически непротиворечивых формах. Логическая противоречивость свидетельствует либо о заблуждении, либо о лжи.

- критерии когерентности: позволяет выбирать между двумя теориями, которые не м.б. проверены на практике и обе явл-ся логически непротиворечивыми, из этих 2-х теорий выбирается та, которая более совместима с фунд-м знанием.

- критерии экристичности: вступает в силу, когда перечисленные выше способы ограничения не позволяют принимать решение. Эвристичность характеризует потенцию знания к росту. Из 2-х теорий более истиной явл-ся та, в которой теорит.рост опережает эмпирический, т.е. более эвристична та теория, которая помогают предсказывать новые факты, обеспечивает прирост знания. А не просто систематизирует уже известные факты.

- критерий простоты: из 2-х теорий предпочтение следует отдать той, которая объясняет действительность, опираясь на меньшее кол-во независимых допущений.

- критерий красоты: хорошая теория отличается особой эстетичн. гармонией, элегантностью, ясностью, стройностью.

- критерий полезности – знание, которое обеспечивает Де-ть, ведущую к успеху следует рассматривать как истинное, независимое от его содержания.

Критерии отличия научного познания от ненаучного:

1. Основная задача научного познания – это обнаружение объективных законов действ-ти, а именно природных, социальных законов самого познания и мышления;

2. На основе знания законов функц-ния и развития исслед-мых объектов Н.осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности;

3. Непосредственная цель и наивысшая ценность научного познания – это объективная истина, кот-рая постигается преимущественно рац-ми средствами и методиками.

4. Существ-м признаком научного познания явл-ся его системность.

5. Для Н.характерная постоянная методологическая рефлексия (все знания собраны вместе и они преломляются через сознание); (объектив.истина м.б.только на опр-м этапе,т.к.она пост-но развивается, а с др.(.)зр.науч.плюрлизм – нет объективной истины. Объективное знание м.б.на опр-ном уровне, потом след.уровень объективного знания, напр., представ-ния о Земле, субъективизм д.соотноситься с др.знаниями.

6. Научному знанию присуща строгая доказат-ть, обоснованность полученных результатов и достоверность выводов.

7. Науч.познание – это сложный противоречивый процесс пр-ва и воспр-ва новых знаний.

 

Основные модели развития науки: коммулятивизм, антикоммулятивизм, прогрессивизм, нтипрогрессивизм, интернализм, экстенциализм. Платон и Аристотель – основоположенники двух главных теоретико-методологических моделей научного исследования

Коммулятивизм означает, что развитие науки представляется постепенным последовательным ростом однажды познанного. Основные положения:

1. Новые знания строятся на основе предшествующих знаний.

2. На каждом этапе развития науки в составе научного знания остается то, что было неправильно установлено на предыдущих шагах, а ошибки отбрасываются.

3. Научное знание развивается целенаправленно и отражает действительность все надежнее, точнее,полнее.

Антикоммулятивизм (Т.Кунн) «структура научных революций». Нельзя понять как развивается наука, если рассматривать процесс роста научного знания без учета мотивов и характера Де-ти ученых. Науку делают группы специалистов. Всякое научное сообщество исходит в своей Де-ти из какой-то системы общепринятых теорий, установок. Эта система служит основной для решения исследовательских задач, задает образцы и стандарты в соответствии с которыми д.решаться эти задачи.

Кун вводит понятие парадигмы «исходная теорит.система, принятая в научном сообществе» (парадигма – с греч. «пример»).

Позитивизм (лат «положит») – направление объясняет, что единственным источником истинного знания явл-ся эмпирические исследования, отрицающие познават.ценность фил.исследования.

Позитивизм оказал влияние на методологию естеств.и общ-х наук (особенно 2-я половина 19в.). Современная его форма – это неопозитивизм. Основоположник – О.Конт (франц.). В 30-хх годах 19в. Он предложил этот термин. С его (.) зр. развитие чел-ва рассматривается как прогресс, главную роль в котором играет наука. Прогресс связан с эволюцией, но не сводится к ней.

Интернализм – развитие науки имеет внутреннюю детерминацию, т.е. обусловлено внутренне присущими научными знаниями, закономерностями.

Экстернализм – развитие науки имеет внешнюю детерминацию, т.е. обусловлено действиями внешних социально-исторических факторов. Идеи возникают только из идей.

Интерналисты: существует логическая последовательность, в которой они зарождаются. Экстерналист наоборот: считают, что нельзя понятьпричины развития науки, не учитывая социальных условий. Наука – продолжение общества. Она явл-ся одной из отраслей общ-го труда. Научная е-ть призвана удовлетворять потребности общ-ва.

Прогрессивизм — течение или идеология направленная на пропаганду и осуществление социальных и политических реформ, и является противоположностью консерватизма и традиционализма.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных