Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие, типы и структура научной рациональности. Глобальные научные революции и смена типа научной парадигмы.




Под рациональностью вообще понимают разумность, разумную обоснованность, оправданность суждений и действий.,

рациональность — это характеристика (оценка) суждений и действий с точки зрения их логичности, расчетливости, целесообразности, эффективности, экономности. С одной стороны, научную рациональность связывают с историей развития науки и естествознания, с совершенствованием систем познания и с методологией. В этом отождествлении рациональность покрывается логико-методологическими стандартами. С другой стороны, рациональность синонимична разумности, истинности, где проблемы выяснения критериев истинного знания, совершенствования языка познания. Проблема рациональности была предметом рассмотрения многих философов: А. Бергсона, Э. Гуссерля, М. Вебера, М. Хайдеггера, К. Ясперса и др.

В настоящее время существует следующая историческая периодизация типов рациональности:

1. Доклассический тип рациональности (С Античности до Возрождения)

2. Классический тип рациональности (17 в. – конец 19 в.) которая стремилась обеспечить объективность и предметность научного знания

3. Неклассический тип рациональности (конец 19 – 1-я п 20 вв.). В эту эпоху произошли революционные перемены в физике (открытие делимости атома, разработка релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникли кибернетика и теория систем, сыгравшие важную роль в развитии современной научной картины мира. Неклассическая рациональность стала учитывать, что представления о реальности зависят от средств ее познания и от субъективных факторов исследования.

4. Постнеклассический тип (2-я половина 20 века – по сей день) Для нее характерна не только нацеленность на объект, на объективное знание, она не только учитывает влияние субъекта — его средств и процедур — на объект, но и соотносит ценности науки (познание истины) задач знаний и методов, характерных для разных дисциплин и

Парадигма – это совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, методов, схем научной деятельности, предполагающая единство в толковании теории, в организации эмпирических исследований и интерпретации получаемых данных. Научные революции - это, прежде всего, перестройка оснований в науке. Это значит, что перестраивается, кардинально меняется вся исследовательская стратегия, представления о целях научной деятельности и способах их достижения, меняется научная картина мира, философские идеи и принципы, обосновывающие цели, методы, нормы и идеалы научного исследования.

В зависимости от того, какой компонент основания науки перестраивается, различают две разновидности научных революций.

1. идеалы и нормы научного исследования остаются неизменными, а картина мира перестраивается.

2. одновременно с картиной мира радикально меняются не только идеалы и нормы науки, но и ее философские основания.

Всего насчитывается четыре научных революции:

Первая научная революция произойти в XVII в. Она привела к возникновению классической европейской науки, сопровождалась перестройкой видения физической реальности, созданием идеалов и норм классического естествознания. Становление классического естествознания - возникла механика, физика.. Произошло удвоение бытия - на религиозное и научное. Предметом научного познания стал реальный мир.. Восторжествовал объективизм в том смысле, что знание о природе не зависит от познавательных процедур, осуществляемых исследователем. Галилей ввел теоретически спроектированный эксперимент вместо эмпирического фиксирования наблюдаемых явлений природы. Начался процесс математизации наукиМеханика применялась ко всем наукам, даже к химии. Господствовала механическая картина мира, продолжавшаяся вплоть до начала 19 в.

Вторая научная революция - конец 18- первая половина 19 в. Вторая научная революция, хотя и закончилась окончательным становлением классического естествознания, тем не менее, способствовала началу пересмотра идеалов и норм научного познания. Произошел переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке. Появляются такие науки как биология, химия, геологи и др. Появляются первые намеки на введение субъективного фактора в содержание научного знания

Третья научная революция конец 19 в. до середины 20 в. - означала формирование нового типа рациональности, неклассической науки. Революционные преобразования произошли сразу во многих науках: в физике открытие делимости атома и появились релятивистская и квантовая теории, в биологии - генетика, в химии возникла квантовая химия, в космологии – концепция нестационарной Вселенной и т. д. В центр исследовательских программ выдвигается изучение объектов микромира. Изменилось и понимание идеалов и норм научного знания. Это выразилось в том, что:а) Ученые согласились с тем, что мышлению объект не дан в его природном, первозданном состоянии. Мышление изучает взаимодействие объекта с прибором. б) Проблемы истины становятся связанными с деятельностью экспериментатора. Стала особо актуальной активность исследователя как субъекта познания. Согласились, что каждая наука конструирует свою реальность и ее изучает. в). Принцип тождества мышления и бытия продолжал «размываться»..

Четвертая научная революция произошла в последнюю треть 20 в. означает появление постнеклассинеской науки.. Объектами изучения становятся исторически развивающиеся системы (Земля как система взаимодействия геологических, биологических и техногенных процессов; Вселенная как система взаимодействия микро- и мега-мира и др.) Физика вторгается в структуру элементарных частиц, входит в обращение понятие «кварки». Вместе с возникновением постнеклассической науки меняется сам характер научной деятельности: компьютеризация науки, появлении сложных и дорогостоящих приборных комплексов и т. д. Наряду с дисциплинарными исследованиями на передний край все более выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности. Специфику этой науки составляют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания. Характерно также то, что происходит сращивание в единой системе научной деятельности теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний, интенсификация прямых и обратных связей между ними. Происходит интеграция принципов и научных картин мира, относящихся к различным наукам. Картины реальности становятся взаимозависимыми и составляют целостную общенаучную картину мира.

 

Основания для производства и воспроизводства научного знания (идеалы и нормы научности, научная картина мира, философские основания науки). Социокультурная обусловленность научного знания.

Идеалы и нормы научного творчества. Научное творчество это вид деят-ти. Отличие идеалов науки от норм науки. Идеалы: 1-Опред-ся будущим. 2-Идеалы желаемы в достижении. 3-Формулир. приблизительно, расплывчато, неопред. Нормы:1-Опред-я прошлым. 2-Их выполнение обязательно. 3-Опред-я однозначно, точно и строго.

Идеалы науки: 1- Теоретичность научного знания. Она выражается в 2-х аспектах. а-систематизация знания в пределах одной теории. б-объединение множества теорий в единую. Напр., в 60-е гг. амер физик Вайнберг и Салам объединили электро-магнитное поле и слабое ядерное в электро-слабое. 2- Истинность научного знания. Истинность. Выделяют 4 теории истины: 1) классическая теория истинности (Истинно, что сегодня 12.02. если сегодня 12.02) Истинно то знание, j соответствует действительности. 2)Когерентная теория истинности. Истинно то знание, j не противоречит др. истинному знанию.3) Прагматическая концепция истинности. Истинно то знание, j приносит пользу и подтверждается практикой. 4)эллиминационная теория истинности., т.е. знание не истинно, но убедительно. Выделяют 2 группы критериев истинности знаний: эмпирические критерии и теоретические. Истинность – желаемый результат научного знания. 3- Объективность научного знания. Всякое познание есть взаимод-е субъекта и объекта познания, причем в процессе познания они не сливаются в тождестве; в объекте всегда остается нечто недоступное субъекту, а в знаниях субъекта, не все определено объектом познания 4- Аксиоматизация знаний и формализация знаний. В качестве идеалов они означают следующее: Аксиоматизация – это построение дедуктивных теорий, в j очевидно ясных аксиом по заранее опред-м правилам выводится новое знание. Формализация – в случае тотального распространения позволило бы однозначно исчислять что делало бы любое док-во однозначным и не опровержимым.

Нормы научного знания: Выделяют 3 важнейшие универсальные нормы научного познания: 1 -обоснованность это требование, согласно j всякое знание д.б. доказано исчерпывающим образом. 2- Логистическая последовательность. Логическая не противоречивость базируется на строгой обязательности определенных выводов из принятых положений.. 3. Рациональность. Сущность этой нормы выражается в след-х тезисах: 1.рациональными считаются такие действия, j приводят к поставленной цели. 2.Цель научной д-ти достижение истинных знаний.

Научная картина мира. Под картиной мира понимают сов-ти мировоз-х знаний, на основе j люди осмысливают реальность. Научная картина мира – это сов-ть знаний полученных в рамках научной рациональности.

Философские основания науки - одно из центральных понятий современной философии науки, обозначающее совокупность философских идей, посредством которых обосновываются фундаментальные онтологические, гносеологические и методологические принципы научного познания. ФОН выполняют две основные функции: 1) являются средством адаптации научных знаний к более широкому социокультурному контексту; 2) определяют эвристические программы научного познания, ориентируя ученых на новые формы связи между субъектом и объектом, и, соответственно, на открытие новых структур и законов бытия. Социокультурная обусловленность познания. В наше время направленность развития философии науки является отражением общей тенденции в истории познания — гуманитаризации и аксиологизации знания, противостоящих абсолютизации «предметно-вещного», односторонне объективистского подхода, требующего полного отвлечения от культуры и истории.. Примером этому может служить «поворот» от философии науки, верящей, что применение оптимальных стандартов, норм и правил может создать «хорошую науку», к философии науки, предпочитающей исследование неявных ценностных предпосылок и принципов. Примерами такого поворота могут служить «тематический анализ» Дж. Холтона; борьба формалистических и антиформалистических концепций философии науки, недостаточность каждой из которых очевидна, так же как очевидна необходимость их синтеза и взаимодействия, вполне достижимых в рамках социально-исторического понимания науки и ее методологии.

.

11. Специфика и структура эмпирического уровня знания (предмет, методы, источник знания, критерий истинности). Понятие и роль эмпиричесвких абстрактных объектов в науке, проблема их построения и реальности.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент (суждения, понятия) присутствует, но подчинен. Поэтому объект отражается со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность - характерные признаки эмпирического познания. Эмпирическое, опытное исследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Основной формой знания, получаемого на эмпирическом уровне, является научный факт и совокупность эмпирических обобщений.

В эмпирическом знании 2 подуровня: а) непосредственные наблюдения и эксперименты; б) познавательные процедуры, посредством которых осуществляется переход от данных наблюдения к эмпирическим зависимостям и фактам.

Структура эмпирического знания:

1. Эмпирические высказывания (протокольные предложения);

2. Факты (индуктивные обобщения протоколов);

3. Эмпирические законы;

4. Феноменологические теории (они имеют отношение к явлениям).

Эмпирическое знание – совокупность высказываний о реальных эмпирических объектах.

Исходная форма любого эмпирического познания – наблюдение. Оно используется и в обыденном и в научном познании. Далее эксперимент, в котором, в отличие от наблюдения, ученый сознательно вмешивается в ход процесса, чтобы получить результаты. Особенность эксперимента – он обеспечивает возможность активного практического воздействия на познаваемые процессы и явления. Эмпирические законы – определенная реальность, функция или поведение эмпирических объектов. Эта регулярность может иметь необходимый и устойчивый характер, когда выделяется причинная или функциональная связь (причина + следствие).

Абстракция (от лат. abstraho – отвлекать, исключать, отделять) – необходимое условие познания путем формирования «вторичных образов» реальности (ее информационных моделей), в частности, таких, как восприятия, представления, понятия, теории и прочее.

Абстрактный объект - объект, созданный какой-либо абстракцией или при посредстве какой-либо абстракции; результат абстракции мыслится при этом как нечто самосущее, как отдельная реалия в системе определенных представлений. В зависимости от силы абстракций, порождающих абстрактные объекты, последние подразделяют на реальные и идеальные.

Самой развитой системой абстракций обладает математика, которая по существу является наукой об абстракциях. Естествознание в той мере, в какой оно пользуется математикой, заимствует из ее абстракций, добавляя к заимствованным и свои. Но вместе с тем существуют и общенаучные абстракции, необходимые как на первых шагах образования понятий, так и на всех уровнях формирования знаний о природной и общественной жизни.

 

 

12. Специфика и структура теоретического уровня знания (предмет, методы, источник знания, критерий истиныности). Понятие, роль и способ образования идеальных объектов в науке, проблема реальности идеальных объектов.

На теоретическом этапе познания главной гносеологической задачей является раскрытие причин и сущностных связей между явлениями. На теоретическом уровне получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых и раскрывается сущность изучаемых явлений. На теоретическом этане познания используются такие методы, как анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза и др.

Научная теория – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности..

Функции теории:

1. систематизация знаний, полученные в определенной области,

2.объяснение наблюдаемого положения вещей, экспериментальных фактов.

3. предсказание окружающих нас вещей и явлений.

Теоретическое знание – это совокупность высказываний об идеализируемых объектах – продукт конструктивной творческой деятельности человека. Идеальные объекты в отличие от реальных характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств. Таким образом, идеальный объект строится так, что он полностью интеллектуально контролируется..

На каждом уровне теоретические знания организуются вокруг конструкции - теоретической модели и формулируемого относительно нее теоретического закона. В качестве их элементов выступают абстрактные объекты, которые находятся в строго определенных связях и отношениях друг с другом. Теоретические законы непосредственно формулируются относительно абстрактных объектов теоретической модели.

В основании развитой теории выделяют фундаментальную теоретическую схему, построенную из небольшого набора базисных абстрактных объектов, конструктивно независимых друг от друга, и относительно которой формулируются фундаментальные теоретические законы (в ньютоновской механике ее основные законы формулируются относительно системы абстрактных объектов: "материальная точка", "сила"; связи и отношения перечисленных объектов образуют теоретическую модель механического движения)..

В развитых дисциплинах законы теории формулируются на языке математики. Признаки абстрактных объектов, образующих теоретическую модель, выражаются в форме физических величин, а отношения между этими признаками - в форме связей между величинами, входящими в уравнения.

Эмпирический и теоретический уровни научного знания органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня. Но существенно то, что и эмпирическое знание неотрывно от теоретических представлений; оно обязательно погружено в определенный теоретический контекст.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных