Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II.2. Томские татары

Летопись Томска начинается именем Тояна. В своё время Тоян, князь татарского племени эушта, отправился с челобитной в Москву с просьбой о приёме его народа в русское подданство, после чего в 1604 г. был основан город Томск.
С любопытством разглядывали томских татар (товиков) русские служилые люди: народ на вид был памятный - мужчины коренастые, смуглолицые, черноглазые. Одеты они были в нагольные шубы шерстью внутрь, а те, что побогаче в лисьи или бобровые. Женщины и девушки - миловидны, носят большие серьги в ушах, а по одежде навешивают бисер, жемчуг или драгоценные камни.

Со времен Чингисхана жили томские татары спокойно, разводили мохнатых, некрупных, но выносливых лошадей, собак ездовых и охотничьих. Держали понемногу коров и овец. Сеяли ячмень, охотились, ловили рыбу. Ремёсла - кожевенное дело, изготовление верёвок из липового лыка, вязание сетей, плетение коробов из ивовых прутьев, изготовление берестяной и деревянной посуды, телег, лодок, саней, лыж. Занимались торговлей, отхожими промыслами (работы по найму в сельском хозяйстве, на казённых лесных дачах, лесопильных и др. заводах), извозом, т.е. перевозкой купеческих грузов на своих лошадях. Служилые татары совместно с русскими служилыми людьми обороняли Томск и его окрестности от нападений кочевников: белых и черных калмыков, кыргызов, ходили в походы и сопровождали посольства.
В фольклоре бытуют сказки, легенды, пословицы, загадки, народные песни, которые делятся на короткие песни-четверостишия, лирические, плясовые песни, частушки, исторические песни (байты). Их исполнение сопровождалось игрой на народных музыкальных инструментах: курай - деревянная дудка, кобыз - язычковый инструмент из металлической пластинки, бубен - ударный инструмент, гармоника, двухструнный смычковый инструмент из дерева, вытесненный затем скрипкой. Бытуют исторические песни, которые сочинялись и записывались грамотными татарами на бумагу.

Большинство томских татар традиционно исповедует ислам в форме суннизма. Из мусульманских праздников наиболее широкое распространение имеют ураза (рамазан) и курбан-байрам. В некоторых деревнях томских татар еще во второй половине 19 в. действовали служители древних языческих культов. Вплоть до 1920-х гг. встречались шаманы (камы), которые лечили больных и камлали во время жертвоприношений.

Из домосульманских верований сохранялись культ предков, культ животных, тотемизм, вера в духов - хозяев явлений природы, жилищ, усадеб, астрально-мифологич. представления, вера в духов-идолов (покровителей семьи, общины, личных покровителей).

 

II.3. Селькупы

Селькупы - народ, живущий на севере Западной Сибири. До 1930-х их называли остя́ко-самое́дами. Численность в России — около 4250 чел.
Предположительно с XVII века селькупы разделены на две территориальные группы — южную (нарымскую) и северную (тазовско-туруханскую). Южные (нарымские, или среднеобские) селькупы являются прямыми потомками носителей кулайской культуры, существовавшей в Среднем Приобье в V в. до н. э. — V в. н. э. С этой историко-культурной общностью исследователи связывают происхождение всех народов самодийской языковой подгруппы. Непосредственным преемником кулайцев в Среднем Приобье, по мнению археологов, являлось население, создавшее рёлкинскую культуру (VI—VIII вв. н. э.). Многие элементы хозяйственного уклада, орудий труда и быта релкинцев имеют аналоги с селькупским этнографическим материалом.

Северные селькупы образовались в результате ухода в XVII в. части самодийского населения со Средней Оби на север, в бассейн Верхнего Таза и левого притока Енисея реки Турухан. Окончательное этническое оформление этнографической группы северных селькупов завершилось лишь в XIX веке. Наряду с собственно селькупским компонентом, в состав северных селькупы вошли семьи энецкого, кетского и хантыйского происхождения.

К концу 16 века существовало объединение Селькупов - Пегая орда. С основанием Нарымского острога (1596) русские сумели закрепиться на Средней Оби и обложить Селькупов данью. В начале 18 века было осуществлено крещение томских Селькупов. Под влиянием русских нарымские Селькупы стали поселяться в деревнях, заводить домашний скот, культивировать огородничество.

Основными направлениями хозяйственной деятельности селькупов являются охота и рыболовство. Главный объект пушной охоты в тайге - белка. Северные Селькупы добывают песца, используя капканы и деревянные ловушки - пасти. Из парнокопытных объектами охоты являются в тайге лось, а в тундре и лесотундре - дикий олень, главным образом с помощью ружья. Современный охотничий промысел развит главным образом на севере селькупского региона.Среди томских (среднеобских) Селькупов профессиональных охотников-промысловиков практически нет. Ведущее место в промысловой охоте занимает добыча водоплавающей птицы и боровой дичи.

II.4. Ханты.

Ханты - коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири. Самоназвание ханты означает люди. Предки хантов проникли с юга в низовья Оби и заселили территории современного Ханты-Мансийского округа, Томской и Тюменской области.
По своему складу среднего, даже ниже среднего роста (156—160 см), с чёрными или каштановыми (редко белокурыми)волосами, тёмными глазами, смуглым цветом кожи, плосковатым лицом, несколько выдающимися скулами, губами небольшой толщины и коротким, широким и вздёрнутым на конце носом. Вообще тип несколько напоминает монгольский, но глаза правильно прорезаны и череп чаще узкий. Всё это придаёт хантам особый отпечаток, и некоторые склонны видеть в них остатки особой древней расы, населявшей некогда и часть Европы. Женщины небольшого роста и в большей степени монголообразны, чем мужчины. Единственным физическим признаком красоты являются длинные волосы. Не случайно, почти все хантыйские божества имеют косы.

Изначально ханты не были единым народом. По русским источникам XVI-XVII веков известно о существовании по крайней мере двух групп хантов – северных и южных.

Южные ханты испытывали давление со стороны сибирских татар. Поэтому, хотя ханты и оказали сопротивление Ермаку, но впоследствии приняли активное участие в покорении русскими Западной Сибири. Именно с их помощью было подчинены татаро-селькупские государства – Сургутское княжество и Пегая Орда.

Ханты и традиционно являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством, на юге - скотоводством. У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлись временными, разборными, другие - постоянными. Разнообразны были хозяйственные постройки, бытовали культовые сооружения.

Предметы домашнего обихода изготавливали из местных материалов: дерева, бересты, кореня кедра и т.д.

Одежда хантов существенно отличалась по группам: у северных преобладала глухая (без разреза, надеваемая через голову), у южных и восточных - распашная. Богат и разнообразен орнамент.

II.5. Кеты.

Кеты (самоназвание кето, кет — «человек») -малочисленный коренной народ Сибири, живущий на севере Красноярского края и Томской области. Используют кетский язык, который относится к группе енисейских языков. Численность в России - около 1500 человек. Предки современных кетов сформировались, по некоторым предположениям, в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. В антропологическом отношении кетов относили к уральскому типу, сочетающему в себе европеоидные и монголоидные черты. Однако последующее изучение позволило выделить кетов в самостоятельный енисейский тип.

Основным занятием большинства кетов была охота и рыболовство. Главный объект пушного промысла — белка, которая составляла 80-90 % стоимости всей добывавшейся пушнины. Сильнее всего беличий промысел был развит у южных кетов. Кроме белки кеты добывали колонка, горностая, лисицу, соболя, дикого оленя, лося, а на севере и песца. Вся пушнина кетами продавалась. Для себя оставлялись только заячьи и медвежьи шкуры, а также шкуры и большая часть мяса, добываемых диких оленей и лосей. Орудием добычи прежде всего служили луки и стрелы, которые были также и военным оружием. Острые наконечники стрел, а позже и ружейные пули обмазывались ядом из разложившегося рыбьего жира. С появлением ружей луки почти вышли из употребления.

Традиционное жилище кетов — конический чум из шестов и берестяных покрышек (кус). Другой распространенный тип жилища — землянка. Внутри чума на земляной пол укладывали берестяные подстилки, пихтовые ветки. Одежду кеты еще до революции шили преимущественно из покупных тканей и сукна (зипуны) и из шкур домашнего и дикого оленей. Материалом для одежды служили также заячьи и беличьи шкурки.
Средством передвижения в зимнее время являлись широкие, подклеенные камусом лыжи. В качестве водного транспорта использовались долбленки-однодеревки и большие дощатые лодки-илимки.

В основе религиозных представлений кетов лежал анимизм. Мир, делившийся на три сферы (верхний небесный мир, средний мир людей и нижний подземный мир) населялся множеством добрых и злых духов.

Высшим добрым началом в кетской мифологии было небесное божество Есь. Низвергнутая на землю жена этого божества, Хоседэм, олицетворяла собой зло. С приходом в Восточную Сибирь русских землепроходцев и миссионеров кеты, наряду с другими сибирскими народами, начали принимать православное крещение.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Назовите составные цвета | Определение понятия «этнографические источники».


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных