Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Часть 4. Теоретические сведения

Часть 1. Литература ½ ХIХ века.

1. Как называется вид рифмовки, который использует А.С. Пушкин в стихотворении «Туча»?

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несёшься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

 

2. Укажите название художественного приёма, к которому прибегает А.С. Пушкин в следующих строках:

Одна ты несёшься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

 

3. Как называется приём «очеловечивания» явлений природного мира, к которому прибегает А.С. Пушкин, рисуя образ «последней тучи рассеянной бури»? Укажите термин.

 

4. Назовите художественный приём, основанный на противопоставлении разнородных явлений («унылая тень» - «ликующий день»)

 

5. Назовите художественное средство, многократно используемое в стихотворении и усиливающее эмоциональное звучание образов («ясная лазурь», «алчная земля», «унылая тень» и т.п.)

 

6. Определите размер, которым написано стихотворение А.С. Пушкина «Туча»:

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несёшься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

 

7. Стихотворение А.С. Пушкина «Туча» написано в жанре:

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несёшься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

 

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождём.

 

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

 

8. Одним из важнейших композиционных приёмов в стихотворении А.С. Пушкина «Туча» является:

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несёшься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

 

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождём.

 

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

 

9. Назовите стихотворение, в котором А.С. Пушкин аллегорически рассказывает о предназначении поэта, описывая встречу героя с посланцем небес.

 

10. Назовите стихотворение А.С. Пушкина, строки из заключительной строфы которого предложены ниже:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст…

Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвратясь,

Весёлых и приятных мыслей полон,

Пройдёт он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

 

11. Какое жанровое определение дал своему произведению «Медный всадник» А.С. Пушкин?

 

12. Назовите имя персонажа произведения А.С. Пушкина «Медный всадник» - «безумца бедного», о котором идёт речь в отрывке:

Кругом подножия кумира

Безумец бедный обошёл

И взоры дикие навёл

На лик державца полумира.

Стеснилась грудь его. Чело

К решётке хладной прилегло,

Глаза подёрнулись туманом,

По сердцу пламень пробежал,

Вскипела кровь. Он мрачен стал

Пред горделивым истуканом

И, зубы стиснув, пальцы сжав,

Как обуянный силой чёрной…

 

13. Памятник какому русскому царю является Медный всадник?

 

14. Как называется приём противопоставления, с помощью которого автор передаёт переживания героя («обуянный силой чёрной», «злобно задрожав» - «смущённых глаз не подымал»)?

 

15. Как называется стилистический приём, состоящий в нарушении привычного порядка слов, например постановке определяемого слова перед определением («безумец бедный», «Всадник Медный», «строитель чудотворный» и др.)?

 

16. Как называется образная характеристика предмета или явления, основанная на использовании выразительных или эмоционально окрашенных определений («тяжело-звонкое скаканье», «безумец, бедный», «с тяжёлым топором» и др.).

 

17. Укажите название стихотворения М.Ю. Лермонтова, в котором есть следующие строки:

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

 

18. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Монолог» начинается с вопроса, не требующего ответа и содержащего утверждение. Как называются подобные вопросы?

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

 

19. Назовите средство художественной изобразительности, представляющее собой образное определение («пылкая любовь свободы», «дружбы сладкой»)?

 

20. Укажите название тропа, основанного на переносе свойства одного предмета или явления на другое («злобы яд», «жизни чаша»)

 

21. Какой приём использует М.Ю. Лермонтов, характеризуя своё поколение: «Мы, дети севера, как здешние растенья, / Цветём недолго, быстро увядаем…»?

 

22. Укажите размер, которым написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Монолог».

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Мы, дети севера, как здешние растенья,

Цветём недолго, быстро увядаем…

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго

Её однообразное теченье…

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует…

Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,

Средь бурь пустых томится юность наша,

И быстро злобы яд её мрачит,

И нам горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит.

 

23. К какому литературному направлению принадлежит лирика М.Ю. Лермонтова?

 

24. В стихотворении М.Ю. Лермонтова резко проявляется контраст между образами адресата поэтического монолога («ты») в настоящем и «подругой юных дней» из прошлого. Как называется приём противопоставления, использованный поэтом в произведении?

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

 

25. Как называется вид рифмовки, который использован М.Ю. Лермонтовым в стихотворении «Монолог»?

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

 

26. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Монолог»?

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

 

27. Определите жанровую принадлежность произведению Н.В. Гоголя «Портрет»?

 

28. Какова тематика произведения Н.В. Гоголя «Портрет»?

 

29. Портреты скольких художников представлены в повести Н.В. Гоголя «Портрет»

 

30. В какие годы было создано произведение Н.В. Гоголя «Потрет»?

 

Часть 2. Литература 2/2 ХIХ века.

1. Вспомните список действующих лиц в драме А.Н. Островского «Гроза». Кто из персонажей пьесы характеризуется автором как «молодой человек, порядочно образованный»?

 

2. На берегу какой реки начинается и заканчивается действие драмы А. Н. Островского “Гроза“?

 

3. Кто из героев драмы А.Н. Островского «Гроза» «позавидовал» мёртвой Катерине, считая собственную жизнь предстоящей мукой?

 

4. Кто из литературных критиков охарактеризовал героиню драмы А.Н. Островского «Гроза» Катерину как «луч света в тёмном царстве»?

 

5. Укажите, какая реплика о грозе принадлежит Дикому, персонажу из драмы А. Н. Островского “Гроза“.

1) “Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали. А ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться“

2) “Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать!“

3) “Эко, братец ты мой, точно клубком туча-то вьётся, ровно в ней там живое ворочается. А так на нас и ползёт, как живая“

4) “Как девушка не бояться! Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми“

 

6. Действие романа И. А. Гончарова «Обломов» происходит в:

 

7. Что являлось “нормальным состоянием“ Ильи Ильича Обломова, героя романа И. А. Гончарова “Обломов“?

 

8. Какой внесюжетный элемент композиции помогает понять истоки “обломовщины“?

9. Кто из персонажей романа И.А. Гончарова "Обломов" так говорит о себе: “Ты сказал давеча, что у меня лицо не совсем свежо, измято... да, я дряблый, ветхий, изношенный кафтан, но не от климата, не от трудов, а от того, что двенадцать лет“ во мне был заперт свет, который искал выхода, но только жёг свою тюрьму, не вырвался на волю и угас“?

10. Где в конце романа И. А. Гончарова “Обломов“ происходит встреча Штольца с Захаром?

 

11. Какова была внешняя причина дуэли Базарова и Павла Петровича Кирсанова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

12. Какой художественный приём использует И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети»?

13. Взгляды какого учения проповедует Базаров в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

14. Как автор объяснял неожиданную и нелепую смерть Евгения Базарова?

15. Назовите персонаж романа И. С. Тургенева “Отцы и дети“, с которым произошла встреча Базарова перед смертью, когда он произнёс фразу: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…“?

 

16. Укажите тематическую разновидность лирики Ф.И. Тютчева, воспроизводящую душевные переживания поэта: «Я встретил вас – и всё былое…», «О, как убийственно мы любим…», «Ещё томлюсь тоской желаний…»?

 

17. Укажите название стихотворного размера, которым написано стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное»:

Как хорошо ты, о море ночное, -

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

 

18. В каком из стихотворений Ф. И. Тютчева есть данное четверостишие?

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвётся из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

 

19. Как называется средство художественной выразительности, заключающееся в нарушении прямого порядка слов в предложении: «И нам сочувствие даётся, // Как нам даётся благодать…»?

 

20. Определите размер, которым написано стихотворение:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся, -

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать…

 

21. Укажите название поэтического сборника, автором которого является А. А. Фет.

 

22. Для поэзии А.А. Фета характерны мотивы:

 

23. Какому художественному направлению близко творчество А.А. Фета?

 

24. Какой художественный приём является одним из главных в изображении природы у А.А. Фета?

25. Какие художественные особенности являются ведущими для стихотворения А.А. Фета:

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!..

 

26. Большинство любовных стихотворений Н.А. Некрасова посвящены:

 

27. Как называется художественный приём, использованный автором в следующих строках:

Но ты идёшь по лестнице крутой

И дерзко жжёшь пройденные ступени!

 

28. Укажите произведение Н.А. Некрасова, в котором поэт размышляет о духовном развитии народа:

Эх! Эх! Придёт ли времечко,

Когда (приди, желанное!..)

Дадут понять крестьянину,

Что рознь портрет портретику,

Что книга книге рознь?

 

29. Кто в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо“ сочинил песенку “Русь“?

 

30. Укажите часть поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо“, повествование в которой ведётся от первого лица:

 

 

31. Укажите приём, который представляет собой сочетание реального и фантастического и часто используется в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

32. Какой творческий метод, построенный на принципах художественного историзма, т.е. признающий существование объективных социально-исторических закономерностей, влияющих на личность и общество, является ведущим в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина?

 

 

33. Укажите название сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, основными темами которой стали тема обывательского страха: «Кажется, что я жив? Ах, что-то завтра будет? и – шире – тема смысла человеческого существования: «Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал?».

 

34. Как называется фольклорный жанр, лексику, фразеологию и интонационный рисунок которого воспроизводит М.Е. Салтыков-Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»: «Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове»?

35. Назовите эпитет, которым М.Е. Салтыков-Щедрин «наградил» героя известной сказки, помещика, существующего за счёт крестьянства и одновременно молящего избавить его от «мужицкого духу».

 

36. Объясните, почему Раскольников покушается на жизнь старухи-процентщицы?

 

37. Укажите, какой конфликт является основным в романе «Преступление и наказание»?

 

38. Символика цвета играет большую роль в романе «Преступление и наказание». Какой цвет преобладает в описании Петербурга Достоевского?

 

39. После совершения преступления раскольников ищет сочувствия у Сони, потому что…

 

40. Кто из героев романа Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» представлен следующим образом: «Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом с обидно-нескрываемым удивлением…»?

 

41. Укажите, кому из героев романа Л.Н. Толстого “Война и мир“ принадлежит следующее размышление, выраженное несобственное-прямой речью: “И ему представилось сражение, потеря его, сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец представляется ему. Он твёрдо и ясно говорит своё мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам. Все поражены верностью его соображения, но никто не берётся исполнить его, и вот он берёт полк, дивизию, выговаривает условие, чтоб уже никто не вмешивался в его распоряжения, и ведёт дивизию к решительному пункту и один одерживает победу“.

 

42. Какое определение жанровой форме «Войны и мира» дали исследователи?

 

43. Какое средство характеристики героя создаётся с помощью детального описания его внешнего облика: «Долохов шёл медленно, <…> вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как и всегда, имел на себе подобие улыбки», «губы его дрожали, но всё улыбались; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил»?

 

44. Какое военное событие не нашло отражения в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?

 

45. С какой целью Пьер Безухов остался в Москве после Бородинского сражения:

 

46. В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» Вера Иосифовна имела талант:

 

47. От чьего имени ведётся повествование в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»?

 

48. Чем можно объяснить перемены, произошедшие с доктором Старцевым, главным героем рассказа А.П. Чехова «Ионыч»?

 

49. Назовите место, где героиня рассказа А. П. Чехова «Ионыч» назначает свидание Старцеву?

 

50. Один из способов изображения жизни, не отвергающий её комичных сторон, является художественным приёмом, который А.П. Чехов часто использует в своих рассказах. Писатель о серьёзном говорит с усмешкой, улыбкой, скрывая её под маской серьёзности. Назовите этот художественный приём?

51. Какое из перечисленных произведений принадлежит перу Н. С. Лескова?

 

52. К какому жанру относится произведение Н.С. Лескова «Очарованный странник»?

 

53. Основная идея повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» состоит в следующем:

 

54. В какой газете впервые была опубликована повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник»?

55. Кто является главным героем повести Н.С. Лескова «Очарованный странник», которому автор даёт следующее описание: «то был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке»?

 

56. В каком жанре написана пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад»?

 

57. Назовите фамилию персонажа пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад», который является владельцем имения и вишнёвого сада.

 

58. В какой должности служил Фирс в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»?

 

59. Симеонов-Пищик постоянно упоминает о дочке Дашеньке, которая «велела кланяться», однако на сцене она так и не появится. Гаев вспоминает о Петрушке Косом, который также на сцену не выйдет. Как в литературоведении называется такой тип персонажей?

 

60. Каким термином называются короткие высказывания персонажей, обращённые к другим действующим лицам на сцене?

 

Часть 3. Литература ХХ века

1. К какому из эпических жанров принадлежит произведение И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

 

2. Каким термином в литературоведении называют художественный образ, заключающий в себе обобщённый многозначный смысл (океан, пароход «Атлантида»)?

 

3. Укажите название рассказа И.А. Бунина, главный герой которого «сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый… <…>. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старый слоновой костью – крепкая лысая голова».

 

4. Укажите название сборника произведений И.А. Бунина, частью которого является рассказ «Чистый понедельник»?

 

5. Какое средство иносказательной выразительности использует И.А. Бунин, рисуя образы вечернего неба(«золотая эмаль заката») и древесных ветвей («серый коралл сучьев»)?

 

6. Каким пейзажем начинается рассказ А.И. Куприна «Гранатовый браслет»?

 

7. что поняла Вера Николаевна, главная героиня рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет», в сцене прощания с Желтковым?

 

8. Почему Олеся, героиня повести А.И. Куприна «Олеся», оставляет на прощание бусы, дар, мало подходящий для мужчины?

 

9. В рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» Желтков преподносит Вере Николаевне подарок. Что это за подарок?

 

10. Последней просьбой Желткова из рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» заключалась в том, чтобы Вера Николаевна прослушала Сонату №2. Кто её композитор?

 

11. Какой творческий метод нашёл воплощение в ранних произведениях М. Горького «Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике», «Старуха Изергиль» и т.д.?

 

12. Укажите жанр произведения М. Горького «Старуха Изергиль»?

 

13. Каким термином называют какую-либо значимую и ёмкую подробность, важную для понимания цельного художественного образа (например, «холодные и гордые» глаза героя)?

 

14. В чём видит Макар Чудра из одноимённого рассказа М. Горького призвание человека, его роль на земле?

 

15. В чём особенность жанра пьесы М. Горького «На дне»?

 

16. Назовите назидательно-аллегорический жанр, которому близок рассказ Луки о праведной земле (драма М. Горького «На дне»)

 

17. В драме М. Горького «На дне» противопоставлены две «правды жизни»: «Человек… Это звучит гордо!» (Сатин) и «Все люди на земле лишние» (Бубнов). Укажите название художественного приёма, основанного на противопоставлении или сопоставлении резко противоположных понятий или образов.

 

18. В русле какого литературного направления начинал своё творчество А.А. Блок?

 

19. Как называется лирический цикл, куда вошло стихотворение «Предчувствую Тебя…»?

 

20. Кого называют «духовным предтечей» поэта и кого А.А. Блок сам называет своим учителем?

 

21. Укажите название произведения А.А. Блока, в котором создан такой символический образ:

Стоит буржуй, как пёс голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пёс безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

 

22. С именем Блока в литературоведение вошло понятие, введённое Ю. Тыняновым:

 

23. Укажите название поэтического течения в русской поэзии начала ХХ века, одним из лидеров которого являлся В.В. Маяковский?

 

24. Какой приём поэтического синтаксиса использует В.В. Маяковский в стихотворении:

«… значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

Значит – кто-то называет…»

 

25. Как называется вид тропа, основанный на переносе свойств одного предмета или явления на другие: например, «в метелях полуденной пыли»?

 

26. Укажите термин, обозначающий художественное определение («беззвёздная мука»).

 

27. Как называется тип вопроса, не требующий ответа, которым заканчивается стихотворение В.В. Маяковского «Послушайте!» (Значит – это необходимо, // чтобы каждый вечер // над крышами // загоралась хоть одна звезда?!»)

 

28. Как называлось поэтическое течение, одним из идеологов которого в 1919 году стал С.А. Есенин?

 

29. Определите размер, которым написано стихотворение С. А. Есенина:

Запели тёсаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

 

30. Как в литературоведение называется разновидность описания, с помощью которого С.А. Есенин создаёт поэтическую картину родной природы:

«Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосёт глаза…»?

 

31. Какой приём противопоставления использует С.А. Есенин при создании образа лирического героя, влюблённого в родную землю:

«Не надо рая,

Дайте родину мою»?

 

32. Как в литературе называют художественный приём очеловечивания, одушевления образа природы, к которому прибегает С.А. Есенин в стихотворении:

Гой ты, Русь, моя родная!

Хаты - в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосёт глаза…

 

33. В русле какого литературного направления начинала своё творчество А.А. Ахматова?

 

34. Определите ведущую тему стихотворения А.А. Ахматовой

 

Сжала руки под тёмной вуалью…

«Отчего ты сегодня бледна?»

- Оттого что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

 

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

 

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Всё, что было. Уйдёшь, я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

8 января 1911, Киев

 

35. Как называется художественный приём, использованный автором в следующих строках:

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Всё, что было. Уйдёшь, я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

 

36. Назовите произведение А.А. Ахматовой, о котором поэтесса говорила: «Это 14 молитв», - и рассматривала его как цикл стихотворений, то как поэму.

 

37. Укажите тему, объединяющую стихотворения А.А. Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество», «Родная земля».

 

38. К какой из жанрово-тематических разновидностей лирики относится приведённое стихотворение М.И. Цветаевой:

Тоска по родине! Давно

Разоблачённая морока!

Мне совершенно всё равно –

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что – мой,

Как госпиталь или казарма…

 

39. Каким пафосом пронизано стихотворение М.И. Цветаевой:

Тоска по родине! Давно

Разоблачённая морока!

Мне совершенно всё равно –

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что – мой,

Как госпиталь или казарма…

 

40. Назовите средство художественной изобразительности, передающее эмоциональное отношение автора к различным жизненным явлениям («пленный», «зоркой»).

 

41. Как в поэтике называется созвучие стихотворных строк:

Тоска по родине! Давно

Разоблачённая морока!

Мне совершенно всё равно

Где совершенно одинокой…

 

42. К какому хронологическому периоду относится творчество М.И. Цветаевой?

 

43. В чём особенности композиции романа Е.И. Замятина «Мы»?

 

44. Кто является главным действующим лицом в романе Е.И Замятина «Мы»?

 

45. Что заложено в названии романа Е.И. Замятина «Мы»?

 

46. Какое развитие получает в романе Е.И. Замятина «Мы» мотив прозрачности?

 

47. Какое название носят граждане в Едином Государстве в романе Е.И. Замятина «Мы»?

 

48. В каком году выходит в свет сборник рассказов М.А. Шолохова «Донские рассказы»

 

49. Определите тему сборника рассказов М.А. Шолохова «Донские рассказы»

 

50. Какое из перечисленных произведений не принадлежит перу М.А. Шолохова?

 

51. Какое из произведений М.А. Шолохова по своей структуре напоминает роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир»?

 

52. Кто является главным героем романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»?

 

53. Какое произведение М. А. Булгакова увидело свет в начале 60-х годов на страницах журнала «Новый мир»?

 

54. Где происходит действие романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (назовите города)?

 

55. В финале романа «Мастер и Маргарита» о главном герое говорится, что он «не заслуживает света». А что «заслужил» Мастер?

 

56. Что, по мнению Иешуа Га-Ноцри, является самым страшным грехом?

 

57. Кто является автором эпиграфа: «… так кто ж ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (назовите фамилию)?

58. К какому литературному течению начала ХХ века относится ранее творчество Б.Л. Пастернака?

 

59. Как называется стилистический приём, применённый Б.Л. Пастернаком для усиления звуковой выразительности стиха, например, в словосочетании «клик колёс»?

 

60. Укажите название стихотворного размера, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака:

Февраль. Достать чернил и плакать

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною чёрною горит.

 

61. Кого из названных русских поэтов ХХ века можно назвать поэтическим «единомышленником» раннего Б.Л. Пастернака?

 

62. Каким мотивом пронизана поздняя лирика Б.Л. Пастернака?

 

63. Какой авторский приём использует Н.А. Заболоцкий, размышляя о единстве человека с природой?

Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,

Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.

Всё труднее дышать, в небе облачный вал шевелится.

Низко стелется птица, пролетев над моей головой…

 

64. Какой традиционной тематической классификации поэзии близко стихотворение Н.А. Заболоцкого?

Есть лица, подобные пышным портретам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг…

 

65. Каким размером написано стихотворение Н.А. Заболоцкого?

Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,

Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.

Всё труднее дышать, в небе облачный вал шевелится.

Низко стелется птица, пролетев над моей головой…

 

66. Сколько типов человеческих лиц оказывается в центре внимания лирического героя стихотворения Н.А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»?

 

67. Чьим последователем в своём творчестве был Н.А. Заболоцкий (назовите фамилию)?

 

68. Укажите фамилию главного героя рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

 

69. Назовите произведение (вторая половина ХХ века), о героине которого автор пишет: «…она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже двенадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его стаже и сколько он там получал».

 

 

70. Какое название А.И. Солженицын дал рассказу «Матрёнин двор»?

 

71. Какова главная проблема рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»?

 

72. Каково время и пространство в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»?

1) В рассказе существует параллельность времени и пространства, что даёт исторический срез повествования.

2) Повествование охватывает несколько лет, а также путешествия повествователя.

3) Рассказ начинается в пять утра и заканчивается размышлением о времени: днях – годах – жизни.

4) События охватывают всего один день, пространство охватывает кругозор повествователя.

 

73. Какое из перечисленных произведений современной прозы написано В.Г. Распутиным?

1) «Обмен»

2) «Прощание с Матёрой»

3) «Царь-рыба»

4) «Чудик»

 

74. Укажите фамилию писателя, который является автором произведений: «Прощание с Матёрой», «Пожар».

 

75. Какая важная для В.Г. Распутина русская идея с наибольшей полнотой воплотилась в повести «Прощание с Матёрой»?

 

76. С каким чувством Дарья рассказывает Богодулу о своих родителях в рассказе В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой»?

 

77. Как Дарья реагировала на приход к ней Богодула в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой»?

 

78. Какой поэт начинал свой творческий путь, утверждая, что Пушкин «непонятнее иероглифов», а позже посвятил ему стихотворение «Юбилейное»?

79. Укажите фамилию автора поэмы о Великой Отечественной войне, который сформулировал свою художественную задачу так:

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей.

 

80. Тексту поэмы А.А. Ахматовой «Реквием» предписаны строки из более позднего ахматовского стихотворения:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Как называют цитату, предписанную всему произведению или его части?

 

Часть 4. Теоретические сведения

1. Укажите верное определение «символизма» как течения в литературе.

1) Одно из течений в искусстве и литературе. В его основе - отрицание традиционной культуры, ценностей культурного наследия, урбанизм, бунтарство, экспериментаторство в области словотворчества.

2) Одно из течений в искусстве и литературе. В его основе – провозглашение «победы образа над смыслом». Произведение могло не иметь содержания, но оно должно быть насыщено словесными образами.

3) Одно из течений в искусстве и литературе. Утверждалось как «искусство выражения», противопоставившее себя реализму стремлением передать, прежде всего, личные ощущения художника. При этом художественный образ обретал предельную эмоциональность и напряжённость.

4) Одно из течений в русской литературе. В его художественной системе искусство рассматривалось как чисто художественное явление, независимое от общественных задач. Главное в художественном творчестве – интуитивное, мистическое прозрение. Многозначность и зашифрованность содержания.

2. Образное определение предмета, явления. Отличается от простого предложения художественной выразительностью, передаёт чувство автора к изображаемому предмету, создаёт живое, яркое представление о нём: Вечером синим, вечером лунным // Был я когда-то красивым и юным. // Неудержимо, неповторимо // Всё пролетело… далече… мимо (С. Есенин)

 

3. Художественный приём соединения слов, обозначающих обычно несовместимые понятия: Ты, меня любивший фальшью Истины и правдой лжи (М. Цветаева).

 

4. Уподобление изображаемого явления другому по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте сравнения новые важные свойства: На глаза осторожной кошки похожи твои глаза (А. Ахматова).

 

5. Слово или выражение, употреблённое в переносном значении. В основе переноса наименования лежит сходство предметов или явлений по какому-либо признаку: Тёплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней… (М. Горький)

 

6. Разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы или отвлечённым понятиям свойств живых существ: К ней прилегла в опочивальне её сиделка – тишина (А. Блок)

 

7. Перенос наименования, в основе которого лежит смежность предметов, понятий, различная связь между ними: Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули: Стой! (В. Маяковский).

 

8. Разновидность метонимии, троп, состоящий в употреблении части вместо целого или целого вместо части: Пуще всего береги копейку (Н.В. Гоголь).

 

9. Художественный приём, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления: В сто сорок солнц закат пылал (В.В. Маяковский).

 

10. Художественный приём, основанный на чрезмерном преуменьшении свойств изображаемого предмета или явления: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка (А. Грибоедов).

 

11. Игра слов, использование многозначности, омонимии или звукового сходства слов с целью достижения комического эффекта: Чуть пробуждается народ,// Сейчас дают ему уставы,// Кричат: «Закройте-ка уста вы!»// И вмиг кладут печать на рот (К. Фофанов).

 

12. Художественный приём, когда слово или высказывание обретают в тексте значение, противоположное буквальному или подвергающее его сомнению: Отколе, умная, бредёшь ты, голова (И.А. Крылов).

 

13. Суждение, содержащее едкую, язвительную насмешку над изображаемым, высшая степень иронии: Ты уснёшь, окружён попечением дорогой и любимой семьи (Ждущей смерти твоей с нетерпением) (Н. Некрасов).

 

14. Описательный оборот речи, применяемый для замены слова или группы слов с тем, чтобы избежать повторения, придать повествованию большую выразительность. Обычно такой оборот содержит описание существенных признаков лица, предмета или явления: царь зверей (вместо лев), Страна восходящего солнца (вместо Япония), певец Гяура и Жуана (вместо Байрон), наши меньшие братья (вместо животные).

 

15. Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, с целью усиления выразительности речи: Дар напрасный, дар случайный,// Жизнь, зачем ты мне дана? (А.С. Пушкин).

 

16. Повторение слов или фраз в начале смежных высказываний: Жди меня, и я вернусь.// Только очень жди…// Жди, когда наводят грусть// Жёлтые дожди,// Жди, когда снега метут,// Жди, когда жара,// Жди, когда других не ждут,// Позабыв вчера (К. Симонов).

 

17. Повторение слов или фраз в конце смежных высказываний: Я не знаю, где граница // Между Севером и Югом,// Я не знаю, где граница // Меж товарищем и другом (М. Светлов).

 

18. Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов: Белый ест ананас спелый, чёрный – гнилью моченый. Белую работу делает белый, чёрную работу – чёрный (В.В. Маяковский).

 

19. Последовательное расположение слов или частей фраз в порядке их возрастающего (реже убывающего) значения: Присягаю ленинградским ранам,// Первым разорённым очагам:// Не сломлюсь, не дрогну, не устану,// Ни крупицы не прощу врагам (О. Берггольц).

 

20. Вопрос, не требующий ответа, утверждение или отрицание, выраженное в форме вопросительного предложения:

А выноктюрн сыгратьмогли бына флейте водосточных труб? В.В. Маяковский

 

21. Восклицательное предложение, выполняющее в тексте роль эмоционального усиления: То было в утро наших лет – О счастие! О слёзы!// О лес! О жизнь! О солнца свет! О свежий дух берёзы! (А. Толстой)

 

22. Построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов, фигура, придающая речи динамичность, насыщенность: Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет (А.С. Пушкин).

 

23. Повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно – в положении анафоры: И блеск, и тень, и говор волн (А.С. Пушкин).

 

24. Длинное, многочленное сложное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения) идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где даётся вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг: Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,// Когда б мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,// Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, -// то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной (А.С. Пушкин).

 

25. Художественный приём, состоящий в расчленении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Такое расчленение графически отображается с помощью точек, имитирует разговорную речь. Например: Прошлый раз на пути из Луги на какой-то станции, несмотря на форменное переполнение, в вагон ещё какой-то тип влазит. Не старый ещё. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах (М. Зощенко).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
бомбардувальників В-52G “Стратофортрес”. | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных