Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Анатомо-физиологические особенности дошкольников (4-7 лет)




Энергия роста ребенка в этом возрасте несколько замедляется, процесс окостенения продолжается менее интенсивно, чем в преддошкольном возрасте, корковые и подкорковые функции укрепляются, заканчивается формирование речи. Более интенсивно развиваются процессы внутреннего торможения, что способствует постепенному расширению возможностей воспитательного воздействия на организм ребенка. Вместе с тем в связи с преобладанием в этом возрасте иррадиации возбуждения большое гигиеническое значение имеет ритм деятельности ребенка, способствующий своевременному переключению его от одного вида деятельности к другому, а также обеспечение сна в количественном и качественном отношении. Для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеют зрительные и слуховые функции. Зрение ребенка в дошкольном возрасте развивается особенно интенсивно, но и среди дошкольников преобладает гипер- метротическая рефракция глаза.

Связанное с этим напряжение ресничной мышцы служат средством тренировки аккомодационного аппарата. При неблагоприятных условиях зрительной работы на близком расстоянии перенапряжение ресничной мышцы может вызвать спазм ее и рефлекторно спазм конвергенционных мышц и возникновение содружественного косоглазия. При неблагоприятных условиях зрительной работы гиперметроприя может перейти в миопию. В связи с этим приобретают особое значение мероприятия по облегчению зрительной работы, по охране бинокулярного зрения, т. к. нарушение зрения может оказать влияние на развитие всего организма ребенка. Среди этих мероприятий особенно важны уровень освещения, режим зрительной работы и систематический контроль окулиста.

Гигиеническое обеспечение зрительной работы в дошкольном возрасте способствует более легкому образованию у детей рефлекса чтения.

Острота тонального слуха у дошкольников мало отличается от остроты тонального слуха у школьников, а речевые пороги превышают таковые у школьников на 7—8 дБ, что свидетельствует о различной степени развития физиологических механизмов, обусловливающих реакцию на слуховые раздражители первой и второй сигнальных систем. Это необходимо учитывать при проведении воспитательной работы. Резкие звуки и шум могут служить причиной притупления слуха в дошкольном возрасте.

Костная часть позвоночного столба у дошкольников растет энергичнее, чем хрящевая, и поэтому количество хрящевой части постепенно уменьшается. Однако позвоночный столб сохраняет, особенно в грудной части, большую подвижность, гибкость и податливость, и неправильное положение тела может привести к его искривлению. К концу дошкольного периода формируется кривизна в шейной и грудной частях позвоночного столба, однако она сглаживается при горизонтальном положении тела ребенка. Все это требует осуществления соответствующих гигиенических мероприятий по охране детей от пороков осанки. При целенаправленном воспитании в дошкольном возрасте развиваются новые формы движения, в частности мышц кистей рук, что способствует формированию рефлекса письма.

В этот период адаптация к изменяющимся условиям внешней среды развивается более интенсивно, в особенности функция терморегуляции. Однако несовершенство иммунобиологических защитных механизмов и высокая общаемость дошкольников делают очень актуальной охрану их от инфекций. Особенности дошкольного возраста выдвигают необходимость с особой тщательностью охранять ребенка от неблагоприятных факторов внешней среды, в частности, путем санитарного благоустройства и содержания детских дошкольных учреждений, а также с помощью укрепления старых и воспитания новых навыков личной гигиены.

Особенности дошкольного возраста обусловливают вместе с тем необходимость расширения диапазона гигиенических мероприятий, которые носят не только охранительный, но и стимулирующий характер. Сюда прежде всего относятся меры по усилению динамичности микроклимата, дозированные занятия физическими упражнениями и подвижными играми, в частности, способствующими развитию мышц разгибателей спины, воспитание правильной осанки, общие и специальные меры по закаливанию организма. Большое значение имеет плановая ревакцинация и дегельминтизация, а также систематический медицинский контроль за сдвигами в здоровье и развитии детей. Недостаточное гигиеническое обеспечение детей дошкольного возраста может привести к задержке их физического и психического развития, снижению иммунологической реактивности, к некоторым острым и хроническим заболеваниям.

На завершающей ступени дошкольного возраста в связи с подготовкой детей к школе особое значение приобретают дальнейшее всемерное укрепление их здоровья, развитие их физической и психической выносливости, что способствует достижению так называемой школьной зрелости. Под школьной зрелостью понимают функциональную готовность ребенка к выполнению тех требований, которые предъявляет школа.

Как показали соответствующие исследования, школьная зрелость определяется:

1) достаточным развитием замыкательной функции коры большого мозга — быстротой и легкостью образования условных рефлексов;

2) высоким уровнем дифференцированного торможения;

3) состоянием развития второй сигнальной системы;

4) развитием фонетики;

5) достаточной координацией и дифференциацией движений пальцев руки;

6) необходимым развитием так называемых позных мышц, способных длительное время удерживать голову и туловище ребенка в вертикальном положении.

Основными учреждениями, организующими мероприятия по гигиеническому обеспечению воспитания детей дошкольного возраста, являются поликлинические отделения детских больниц, в структуре которых предусмотрены специальные должности школьных врачей по обслуживанию детских учебно-воспитательных учреждений. В крупных детских поликлиниках организуются дошкольно-школьные отделения как прогрессивная форма медицинского обслуживания детей.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных