Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Влияние физического развития школьников на их работоспособность, успеваемость и поведение




Отклонения в состоянии здоровья детей и подростков с легкой или глубокой степенью поражения организма сказываются на их работоспособности, успеваемости и поведении. В массовой школе

условия обучения, учебные и трудовые нагрузки в целом рассчитаны на здоровых детей. Учащиеся, страдающие хроническими заболеваниями, нуждаются со стороны педагога в дифференцированном к ним подходе и создании для них щадящего режима.

Несмотря на то что в последние годы заболевание ревматизмом резко сократилось, однако оно продолжает оставаться.

Дети, страдающие ревматизмом, отличаются повышенной утомляемостью, больше других пропускают занятия. В периоды между приступами болезни у них отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, центральной нервной системы и других органов. Они могут испытывать боли в суставах, в области сердца, головные боли при физических нагрузках, у них развивается одышка. Во время занятий больные дети чаще, чем здоровые сверстники, отдыхают. К концу учебного дня у них резко падает работоспособность и возникают неблагоприятные сдвиги со стороны сердечно-сосудистой системы (учащается пульс, повышается артериальное давление и др.). Дети, перенесшие ревматическое поражение нервной системы (хорею), рассеянны, неусидчивы на уроках, отличаются повышенной раздражительностью, плохой памятью, сниженной работоспособностью. Выполнение самостоятельных заданий вызывает у них большие затруднения. По сравнению со здоровыми детьми среди больных ревматизмом в 3 раза больше неуспевающих, чаще это дети с выраженными поражениями сердца и перенесшие хорею.

На течение ревматического процесса неблагоприятно влияют отрицательные эмоции. Об этом должен помнить учитель и создавать положительный эмоциональный климат на уроке и в общении с такими учениками. Сдача экзаменов для детей, страдающих ревматизмом, является повышенной учебной нагрузкой, которая иногда приводит к глубоким физиологическим сдвигам. В целях снижения отрицательного воздействия учебной нагрузки педагогам по рекомендации врача необходимо для таких учащихся вводить облегченный режим занятий: предоставлять дополнительный выходной день среди недели, освобождать от последних уроков, уменьшать объем домашних заданий, устанавливать рациональный режим дня дома. Их целесообразно по согласованию со школьным врачом освобождать от экзаменов. Щадящий режим занятий благоприятно сказывается на работоспособности учащихся. У выполняющих его реже отмечается обострение ревматического процесса, вследствие чего дети меньше пропускают занятия в школе.

Перевод учащихся на облегченный режим занятий требует от педагога большого такта и индивидуального подхода к детям, страдающим ревматизмом, поскольку не все из них легко соглашаются на такой режим. Старшеклассники и отстающие ученики отказываются пропускать уроки, чтобы не отстать по программе, их травмирует сознание своей неполноценности. Все это должен учитывать учитель, тем самым способствуя охране здоровья детей.

Снижение работоспособности под влиянием учебной нагрузки наблюдается и у детей с нарушениями сосудистого тонуса. У некоторых учащихся учебная работа вызывает нервно-психическое перенапряжение, которое является ведущей причиной, вызывающей гипертоническую болезнь. Во время экзаменов у детей с нарушением сосудистого тонуса по гипертоническому типу выраженные реакции сердечно-сосудистой системы возникают чаще, чем у здоровых.

У школьников с гипертоническим состоянием также отмечается ухудшение работоспособности под влиянием учебной нагрузки. Увеличение умственной нагрузки в старших классах усиливает гипотонию. Исследования по изучению влияния учебного процесса на работоспособность учащихся с гипотоническими реакциями показали, что к концу учебного дня у них уменьшается скорость и точность работы.

Успеваемость у детей с сердечно-сосудистыми нарушениями постепенно снижается вследствие повышенной утомляемости, снижения работоспособности, ослабления памяти и т. д.

В результате широкого проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в системе здравоохранения многие хронические заболевания у школьников не имеют явного клинического выражения, поэтому педагоги иногда дают этим учащимся учебную нагрузку такую же, как и здоровым. Однако многими исследованиями доказана зависимость между состоянием здоровья, работоспособностью, поведением и успеваемостью детей и подростков. Эта зависимость и определяет необходимость дифференцированной нагрузки и индивидуального подхода педагогов к школьникам с различными отклонениями в состоянии здоровья.

Восстановление функций организма и работоспособности учащихся, перенесших заболевание, наступает не сразу. В зависимости от перенесенного заболевания продолжительность периода восстановления различна. В восстановительный период у школьников отмечается снижение сопротивляемости организма в течение 6-8 недель. Переболевшие дети отличаются от здоровых прежде всего повышенной утомляемостью. Они с трудом выдерживают учебный день, отпрашиваются с уроков, жалуются на головные боли. Они рассеянны, плохо запоминают материал. У этих школьников отмечается ослабление процесса активного внутреннего торможения, к концу учебного дня ослабевают оба корковых процесса - раздражительный и тормозной, тогда как у здоровых ослабляется только тормозной. Таким образом, учебная нагрузка вызывает дополнительные напряжения физиологических функций в первые дни занятий после болезни.

Восстановление функций организма до рабочего уровня у большинства переболевших детей наступает на 9-10-й день после прихода в школу. Период восстановления (реконвалесценции) харак­теризуется разными сроками нормализации функциональных систем. В первые шесть дней посещения школы у них наблюдается низкий уровень функционального состояния коры головного мозга, скорость реакции замедлена. На 7-8-й день эти показатели улучшаются, скорость реакции увеличивается, и на 9-10-й день показатели стабилизируются. В первые дни под влиянием трудовой нагрузки учащается пульс, изменяется уровень артериального давления. Однако на 7-8-й день отрицательные реакции наблюдаются только у небольшого числа детей. После 8-го дня у реконвалесцентов изменения артериального давления не отмечается.

Сроки реконвалесценции зависят от состояния здоровья школьника и от характера заболевания. Не у всех школьников нормализация физиологических показателей после клинического выздоровления наступает в сроки, установленные для основной массы больных детей.

Особенно глубокие изменения физиологических показателей вызывают такие длительно протекающие заболевания, как скарлатина, воспаление легких и др. Педагогам и родителям необходимо в период восстановления оберегать таких учащихся от излишнего нервного возбуждения, чрезмерного утомления, чтобы не нанести ущерба здоровью и не вызвать серьезных осложнений.

На работоспособности детей сказываются заболевания органов зрения и слуха. Дети с близорукостью и слабослышащие быстро утомляются, работоспособность их снижена.

Итак, дети-реконвалесценты, страдающие обострением хронических заболеваний, функционально ослабленные, нуждаются в индивидуальном подходе, в облегченном режиме занятий и отдыхе для сохранения и укрепления здоровья. Педагоги в период реконвалесценции не должны предъявлять учащимся таких же требований и нагрузок, как к здоровым их сверстникам.

Для оздоровления и повышения работоспособности учащихся организуются загородные школы и классы. Режим и условия занятий в них существенно отличаются от обычных школ. В теплую погоду уроки проводятся на свежем воздухе. Перемены между уроками по 20 мин. Учащиеся занимаются 2 ч утром и 2 ч во вторую половину дня, в перерыве между занятиями — полуторачасовой дневной сон. Уроки на дом не задаются. Освободившееся время используется на занятия физической культурой и для работы на опытном участке. В результате учащиеся получают дополнительный месяц активного отдыха. При таком режиме занятий успеваемость повышается, заболеваемость снижается, улучшается физическое развитие.

Опыт организации загородных школ и классов практикуется в ряде зарубежных стран: Франции, Болгарии, Чехословакии и др. Так, в Чехословакии учащиеся после длительных заболеваний пребывают в этих школах от 14 дней до 2—6 месяцев.

Во многих школах нашей страны дифференцирован подход к учащимся с отклонениями в состоянии здоровья. Детей берут на диспансерный учет и распределяют на следующие группы: сердечно-сосудистая патология; заболевания уха, горла, носа; хронические неспецифические заболевания легких; понижение остроты зрения; нарушение осанки; отставание в физическом развитии. В таких школах проводятся индивидуальные лечебно-профилактические мероприятия, введен индивидуальный щадящий режим. Педагоги учитывают психологические особенности этих детей. Общение их со школьниками особенно чуткое, внимательное и доброжелательное.

В результате лечебно-профилактических и педагогических действий в этих школах наблюдаются положительные сдвиги в функциональном состоянии организма, работоспособности и успеваемости детей и подростков. Педагоги, постоянно осуществляя дифференцированный подход к детям с отклонениями в состоянии здоровья, способствуют его укреплению, совершенствованию развития, преодолению второгодничества и повышению успеваемости.

 

20 Понятие «здоровья» и «болезни». Группы здоровья. Воспитание санитарной культуры школьников

Важнейшей задачей государства и всего общества в целом является забота о здоровье населения. На вопрос, что такое здоровье, чаще всего следует ответ, что это отсутствие болезней, хорошее самочувствие, т.е. здоровье обычно определяют отсутствием болезней. Поэтому вначале следует определить понятие болезни.

Определений понятия болезни множество: нарушение нормальной жизнедеятельности, адаптации к среде обитания (дезадаптация), функций организма или его частей, связей организма с внешней средой, гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), невозможность полностью осуществлять человеческие функции.

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения болезнь – это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограничениями свободы жизнедеятельности больного.

Прежде, чем говорить о здоровье, следует разобраться в двоякой сущности человека: с одной стороны, человек является неотъемлемой частью биологического мира (человек – homo sapiens, подтип позвоночных, отряд приматов, класс млекопитающих – высшая ступень развития организмов на Земле), с другой стороны, человек – социальное существо (общественное), способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир. Это существо обладает сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью.

Философы и врачи Древнего мира считали человека подобием природы, мира, космоса. Человек – это микрокосмос в макрокосмосе, он состоит из тех же элементов: воды, воздуха, огня и т.д. Следовательно, здоровье является равновесием этих элементов, а болезнь – нарушением этого равновесия. У некоторых мыслителей древности в результате наблюдения за жизнью людей, их образом и условиями жизни складывались убеждения о роли социальных факторов в жизни человека. По мере развития медицины, истории и других наук все больше накапливалось наблюдений и доказательств значения социальных факторов в жизни человека. Особенно это получило развитие в эпоху Возрождения, когда деятельность, духовный мир, общение людей, т.е. социальные начала, нашли отражение в философских и научных трудах.

Наибольшее развитие эти взгляды получили в эпоху Просвещения. Так, Гельвеции писал, что человек – животное с особой внешней организацией, позволяющей пользоваться оружием и орудиями труда. Но ученые той поры социальное начало в человеке трактовали неполно, лишь как внешнее проявление телесной связи человека с окружающей средой.

Сторонники противоположных взглядов на сущность человека, по сути, разделяли взгляды К. Маркса: “Сущность человека есть совокупность общественных отношений”. Более полно и объективно охарактеризовал человека Ф. Энгельс: “Сущность человека проявляется двояко: в качестве естественного (т. е. биологического) и в качестве общественного отношения (т. е. социального)”. Неразрывность биологического и социального в человеке отражена в “Капитале” К. Маркса: “Воздействуя на внешнюю природу и изменяя ее, он (человек) в то же время изменяет свою собственную природу”.

Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья и болезни.

Медики древности видели истоки здоровья и причины болезней не только в смешении элементов организма, но и в поведении людей, их привычках, условиях и образе жизни. Делались даже попытки установить соответствие между спецификой заболевания и характером труда.

Социалисты-утописты видели залог хорошего здоровья людей в их вымышленных городах, прекрасных условиях жизни. Французские философы-энциклопедисты эпохи Просвещения не раз указывали на зависимость здоровья людей от социальных условий. Английские врачи и санитарные инспекторы XIX в. в своих отчетах не раз приводили примеры пагубного действия тяжелых условий труда на здоровье рабочих. Прогрессивные отечественные деятели медицины второй половины XIX в. представили тысячи доказательств неблагоприятного воздействия на здоровье трудящихся условий труда и быта. Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала предметом изучения социальной гигиены с начала XX в.

Определение соотношений социального и биологического начал в человеке позволяет выявить их влияние на здоровье человека. Как в сущности самого человека нельзя оторвать биологическое от социального, так нельзя разорвать биологическую и социальную составляющие здоровья. Здоровье и болезнь отдельного человека в основе своей биологические. Но общебиологические качества не являются основополагающими, они опосредуются социальными условиями его жизни. Не только в трудах отдельных исследователей, но и в документах международных медицинских организаций говорится о социальной обусловленности здоровья, т.е. о первостепенном воздействии на здоровье социальных условий и факторов.

Социальные условия – это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономический строй и политическая структура общества. Социальные факторы – это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда, отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т.д.

В Уставе ВОЗ дано определение здоровья – “состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней”. Но следует сказать, что единого определения сейчас нет. Можно предложить следующие варианты определения здоровья, предложенные Ю.П. Лисицыным: гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными воздействиями (болезнь – нарушение этого единства); состояние, которое позволяет вести не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции (прежде всего трудовые), вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие.

Индивидуальное здоровье – здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т.д. Групповое здоровье – здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т.д. Здоровье населения – здоровье людей, живущих на определенной территории.

Наиболее трудно определить здоровье общественное. Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. “Общественное здоровье – такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т. е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества” (Ю.П. Лисицин).

Потенциал общественного здоровья – мера количества и качества здоровья людей и его резервов, накопленных обществом. Индекс общественного здоровья – соотношение здорового и нездорового образа жизни населения.

Эксперты ВОЗ критериями общественного здоровья считают: процент валового национального продукта (ВНП), идущего на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; уровень детской смертности; среднюю продолжительность предстоящей жизни и т.д.

К методам изучения здоровья населения относятся: медико-статистический, социологический (анкетирование, интервьюирование, посемейное комплексное обследование), экспертный, организованного эксперимента.

Гигиеническое воспитание, проводимое школой, включает работу по внедрению среди детей и подростков гигиенических навыков и обучение их гигиене в порядке учебной работы в классе, в пределах, предусмотренных школьными программами, а также сообщение им медико-биологических знаний путем внеклассной и внешкольной работы. Не менее важно вовлечение учащихся в общественную работу по охране и укреплению здоровья, поддержанию гигиенического режима в школе и семье и проведению отдельных медико-санитарных мероприятий.

Основная работа по воспитанию гигиенических навыков проводится в младших классах школы. В средних и старших классах работа в этом направлении не должна прекращаться, а все усилия учителей, а также родителей должны быть направлены на закрепление и развитие гигиенических навыков у учащихся. Следует иметь в виду, что приобретенные учащимися в младших классах навыки, не закрепленные и не развиваемые в средних и старших классах, незаметно исчезают и нередко на смену им возникают антигигиенические привычки.

Воспитание гигиенических навыков у учащихся является неотъемлемой частью всей воспитательной и образовательной работы школы. Среди двадцати «Правил для учащихся» пять правил связаны с гигиеническим поведением. В основу воспитания гигиенических навыков и гигиенического образования надо положить правила поведения учащихся, а также материал учебных программ, в которые включены вопросы школьной гигиены.

После предварительного ознакомления учителя с уровнем гигиенических навыков и поведением детей с первых же дней пребывания их в школе и желательного ознакомления с санитарной культурностью семьи надо начинать систематическую работу по гигиеническому воспитанию школьников. Одновременно следует начинать работу по сообщению детям элементарных сведений по гигиене. Обучение детей элементарной гигиене необходимо органически связывать с работой по воспитанию гигиенических навыков, и, наоборот, работа по привитию гигиенических навыков должна закрепляться в беседах учителя по вопросам личной и общественной гигиены.

Особенно большие возможности имеются для преподавания учащимся средней школы основ гигиены при прохождении курса анатомии и физиологии человека. Почти в каждой теме программы по этому предмету имеется материал, тесно связанный с вопросами охраны и укрепления здоровья человека.

Наилучшей формой прохождения гигиенического материала, включенного в учебные программы, является урок. Необходимо в процессе учебной работы по гигиеническому воспитанию использовать все доступные в этом направлении методы, рекомендуемые дидактикой.

Преподавание вопросов гигиены следует вести с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах мотивировки, обосновывающие отдельные гигиенические положения, должны быть краткими и их следует обосновывать на наблюдениях и фактах из жизни и собственного опыта детей. При преподавании вопросов гигиены в начальной школе надо использовать объяснительное чтение. Для этого учитель использует буквари, книги для чтения, хрестоматии, в которые включен материал по охране и укреплению здоровья. Могут также быть использованы выдержки из детских журналов и разных детских книг.

При преподавании вопросов гигиены следует широко применять метод наглядности путем демонстрации таблиц, картин, плакатов моделей, отдельных предметов гигиенического обихода и проведения опытов. Можно также использовать доступные учащимся младших возрастов короткометражные фильмы (например, режим дня школьника и др.).

Большое значение имеют так называемые наглядные уроки по охране здоровья, проводимые в начальных классах. На этих уроках дети сами под руководством учителя обучаются правилам соблюдения тех или иных гигиенических навыков, например, умывания, чистки зубов и пр. Такие наглядные уроки имеют большое воспитательное значение, поскольку здесь сочетаются гигиенические знания с практическими гигиеническими навыками и поскольку сами дети проводят практические упражнения, дающие им возможность усвоить те или иные гигиенические навыки.

Гигиенические материалы, включенные в программы, должны планироваться учителем, как и всякий иной учебный материал.

С целью облегчения работы учителей в области гигиенического воспитания и повышения уровня их знаний в области гигиены школьный врач, как компетентное в вопросах гигиены лицо, должен помогать учителям в этом направлении. Врачу следует проводить беседы с учителями по вопросам гигиены и обсуждать на педагогическом совете гигиенические мероприятия, подлежащие проведению в школе. В школьном педагогическом кабинете (там, где он имеется), а также в районном педагогическом кабинете необходимо создать специальную выставку или уголок по школьной гигиене.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных