Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гигиенические требования к оборудованию школ




Основным оборудованием классной комнаты является парта. Существует более 200 различных моделей парт, однако удачно сочетают в своем устройстве все педагогические, гигиенические и экономические требования очень немногие из них. К числу оправдавших себя на практике относится парта типа Эрисмана. Парты этого типа изготовляются одноместные и двухместные целиком из дерева или на металлическом основании. В массовой школе применяются двухместные парты. В санаторно-лесных школах, школах для слабовидящих, школах-интернатах и других специальных воспитательно-образовательных учреждениях по педагогическим и гигиеническим соображениям более приемлемы одноместные парты.

Для школ-интернатов и школ с продленным днем рекомендуются одноместные столы и стулья к ним, имеющие специальные устройства, позволяющие на время учебных занятий фиксировать стул по отношению к столу в положении отрицательной дистанции сидения. На время игр и различных занятий такая мобильная мебель позволяет изменять ее обычное размещение в классе.

Как одноместные, так и двухместные парты изготовляют 7 различных номеров. Каждый номер парты соответствует определенной группе роста детей.

Основные размеры парт установлены на основании антропометрических измерений детей и подростков и соответствуют средним величинам отдельных частей их тела.

Высота скамейки парты соответствует средней величине длины голени со стопой данной группы роста школьников с прибавкой 2 см (на толщину каблука).

Глубину скамьи (переднезадний ее размер) делают равной 2/3 длины бедра. Такая глубина скамьи обеспечивает устойчивое и удобное положение. При большей глубине край скамьи, упираясь в подколенную впадину ученика, будет сдавливать кровеносные сосуды. Сиденью придается небольшой уклон кзади. Это исключает возможные соскальзывания со скамейки.

Спинку парты делают из одного или двух брусков. Более целесообразно устройство спинок из двух брусков, обеспечивающих не только пояснично-крестцовую, но и подлопаточную опору.

Дистанция спинки - расстояние по горизонтали от заднего края крышки стола парты до спинки - представляет собой среднюю величину переднезаднего диаметра грудной клетки школьников соответственной группы роста с прибавлением 3-5 см.

Стол парты имеет наклонную плоскость в 14- 15°. Такой наклон крышки создает более благоприятные условия для работы глаз при чтении и письме. Размер одного места за столом определяется не только длиной предплечий с кистью, но и объемом движений во время письма, а также правильным размещением раскрытой тетради.

Дифференция - расстояние по вертикали между задним краем стола и плоскостью сиденья. Этот размер парт определен на основании измерений высоты расположения предплечья школьников над сиденьем при правильной посадке во время письма»

Изменение дифференции даже на 2 см уже создает условия для неправильного, асимметричного положения тела и искривления позвоночника. Увеличение дифференции способствует развитию правосторонних искривлений позвоночника, так как ученик должен обязательно поднять плечо, чтобы положить предплечье на парту. Наоборот, малая дифференция, вынуждая учащихся низко склоняться над столом, способствует развитию сутулости.

Дистанция скамьи - соотношение края стола и края скамьи по горизонтали - также является важным показателем, без которого трудно обеспечить учащимся правильное положение тела во время письма. По ГОСТ на парты предусматривается отрицательная дистанция 4 см, т. е. край скамьи заходит за край крышки на 4 см. Откидная часть крышки стола парты позволяет школьникам свободно садиться, выходить или стоять за партой.

Уменьшать глубину скамьи и ширину откидной части крышки стола при ремонте и реставрации парт недопустимо. Возникновение нулевой (край крышки расположен непосредственно над краем скамьи) или положительной (между краем откидной крышки парты и краем скамьи образуется значительное расстояние) дистанции не позволяет школьникам сохранять правильную посадку во время уроков письма.

Посадка за партой. Наилучшие физиологические и гигиенические условия для работы учащегося за партой: нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение - создаются при выработке у школьников прямой посадки. Ученик должен глубоко сидеть на скамье, ровно держать корпус и голову, лишь немного наклонять ее вперед. При этом расстояние от глаз до книги пли тетради сохраняется в 35 см. Между туловищем и краем парты остается свободное пространство в 3-4 см (грудь и живот не сдавлены). Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пол или подножку, предплечья свободно лежат на столе. Правильная посадка может быть только в том случае, если школьник сидит за партой правильной конструкции, основные размеры которой соответствуют пропорциям его тела. Парты неправильной конструкции, не соответствующие росто-возрастным размерам детей, неизбежно вынуждают учащихся сидеть неправильно: изгибаясь, низко наклоняя голову к тетради и книгам. При такой посадке дети быстро утомляются.

Правильной позы у учащихся во время занятий добиваются с первых дней посещения школы.

Правильный подбор парт. Учащиеся каждого класса распределяются не менее чем по 3-4 ростовым группам. Поэтому в каждом классе в соответствии с наличным количеством ростовых групп необходимо ставить в основном парты 3 различных номеров. Для учащихся 3-х, 5-х, 6-х и 7-х классов нередко требуется 4 различных номера парт в силу большой разницы их в росте.

Если в 1-4-х классах ставить (при разбивке детей на группы роста с различием в 10 см) парты № 8 и 9, то можно обеспечить правильную позу в соответствии с длиной тела 78% учащихся. Если же принять разбивку Детей по группам роста с разницей в 15 см, то два номера мебели (соответственно усредненная высота стола и скамейки), поставленные в классах, позволяют правильно рассадить 85% детей.

С переходом на кабинетную систему обучения особенно остро встает проблема правильного рассаживания учащихся.

Учебные кабинеты для 5--10-х классов целесообразно оборудовать столами и стульями № 10 и 11. В этом случае правильно смогут сидеть 66-72% учащихся. Если же принять распределение учащихся 5-10-х классов по группам роста с интервалом в 15 см, то, изготовляя два номера мебели (соответственно усредненная высота столов и стульев № 9-10 и 11 -12), возможно будет обеспечить соответствие размеров мебели длине тела 85% учащихся.

Систематически каждые 5-10 лет санитарно-эпидемиологические станции (краевые, областные, районные, городские) с помощью медицинских работников, обслуживающих школы, должны разрабатывать в соответствии с данными измерения роста учащихся (в обуви) местные таблицы номеров мебели (в %), необходимых для оборудования разных типов школ.

При двухсменной работе школы в одних и тех же комнатах размещают (в первую и вторую смену) параллельные или смежные по годам обучения классы.

Измерение роста учащихся производится обычным ростомером или специально приготовленной деревянной рейкой длиной 2 м с делениями, нанесенными через каждые 10 см, начиная со 110 см. Произведя измерение с помощью такой рейки, можно сразу видеть, на какую парту следует посадить школьника. Школьники, не снимая ботинок, становятся около прибора. Для определения требуемого номера парты могут служить и данные роста учащихся, имеющиеся у школьного врача. В этом случае, однако, к каждому показателю роста необходимо прибавить 2 см на обувь. Диктуется это тем, что при исследовании физического развития рост учащихся определяется без обуви. Учитель, руководствуясь полученными данными роста, рассаживает учащихся на парты требуемого номера.

Расстановка парт в классе. Парты меньших номеров ставят ближе к классной доске, а парты больших номеров - дальше. Для детей с ослабленным зрением или пониженным слухом парты ставят первыми. В случаях необходимости постановки парт большого номера ближе к классной доске их ставят только в первом или третьем продольном ряду.

Между рядами парт, а также между партами и стенами соблюдаются установленные разрывы, которые указаны в обязательных санитарных правилах рассаживания школьников и расстановки парт в классах. Расстояния эти следующие: между внутренней стеной в классе и первым рядом парт 50-60 см, а между рядами парт 70-75 см, между третьим рядом парт и наружной стеной 60-70 см, между первыми партами и классной доской 2,5-2,75 м.

Не менее 2 раз за учебный год учащихся, сидящих в первом и третьем ряду, меняют местами, не нарушая соответствия номера парт их росту. Допустим, в первую половину года учащиеся сидели в третьем ряду, тогда во вторую половину года их нужно посадить за парты соответствующих номеров в первом ряду. Это мероприятие исключает появление у учащихся привычки к постоянному наклону туловища и головы вправо или влево, в сторону классной доски (списывание) или наглядных пособий, карт и схем, размещенных над классной доской.

Стол и стул учителя изготовляют целиком из дерева или на металлическом основании. Для работы учителя наиболее удобны столы высотой.77 см (с площадью крышки стола 110X70 см, с наличием закрывающихся ящиков или тумбой) и стул высотой 45 см с

Достаточной площадью сиденья (40X41 см) и спинкой, обеспечивающей опору тела в пояснично-крестцовой и подлопаточной области.

Стол и стул размещаются в классе обычно перед первой партой первого ряда (у окна) или среднего ряда, чтобы учитель мог свободно наблюдать за поведением учащихся. Лучше позволяет учителю наблюдать за классом устройство кафедры или возвышения для стола.

Шкафы в классе предназначают для хранения книг, тетрадей и наглядных пособий. В школах последних лет строительства предусматриваются внутри-стенные шкафы с раздвижными или открывающимися вперед дверцами. При таком размещении шкафов можно предупредить излишнее скопление на них пыли и сэкономить площадь класса. Размер шкафа (высота, глубина полок) согласуется с ростом детей и длиной их рук (глубина полки от 20 до 50 см). Отделка мебели (парт, шкафов и др.) оказывает существенное влияние на уровень освещенности учебных помещений. Исследования показали, что в одно и то же время дня, при одинаковой ориентации окон и окраске стен, в классе, оборудованном светлыми (отделка с сохранением текстуры) партами, освещенность оказалась на 20% выше, чем в классах, оборудованных партами, покрашенными черной (стол) и коричневой (основание стола и скамейка) красками. Поэтому рекомендуется поверхность крышки парт и столов матовая, светлого цвета: светло-зеленого, светло-голубого, светло-серого и натурального цвета древесины. Наиболее гигиеничны парты и столы, поверхность которых покрыта светлым пластиком или стойкими эмульсиями, выдерживающими обработку горячей водой с мылом. Основание парт и столов, а также скамейки и стулья могут сохранять цвет натурального дерева или их следует окрашивать красками в светло-желтый цвет и цвет слоновой кости.

Окраска мебели учебных помещений в белый цвет неприменима, так как в подобных случаях резко повышается яркость света, отрицательно влияющая на зрение учащихся.

 

Классную настенную доску длиной 3- 3,5 м и шириной 1,2 м размещают посередине передней стенки класса. Перемещение ее в сторону окон резко увеличивает отсвечиваемость поверхности, а поэтому нецелесообразно, Для учащихся I- 4-х классов нижний край доски устанавливается на уровне 85 см от пола, а для учащихся 5-10-х классов - на уровне 95 см.

Значительные размеры рабочего поля позволяют делать подробные записи.

Поверхность классной доски изготовляют ровной, без изъянов и выпуклостей, матово-темной. Этим достигается контрастность фона и изображения, четкость букв, цифр и рисунков, максимальное поглощение падающего света и отсутствие отблесков, т. е. благоприятные условия для зрительного восприятия. Для изготовления досок используют линолеум, релин, пластмассу, резину или другие материалы, имеющие устойчивую, матовую и водостойкую поверхность. Цвет досок рекомендуют коричневый, темно-зеленый для классов и черный дли кабинетов черчения.

Доску окружают рамкой. Нижний борт рамки делают в виде лотка. Предусматривается также устройство ящика для хранения мела, губок и тряпок. Устройство лотка и ящика предохраняет пол от загрязнения осколками мела. Помимо настенных, употребляются доски передвижные большого и малого размера.

 

Гигиенические требования к планировке школьного участка, школьного здания

При строительстве новых школьных зданий и реконструкции существующих соблюдаются строительные нормы и правила.

Школа должна обеспечивать учащимся благоприятные условия для учебных занятий, всестороннего физического воспитания, отдыха, проведения внешкольных занятий и правильного питания.

Школьные здания рекомендуется строить малоэтажными — не выше двух этажей в сельской местности и малонаселенных районах и не выше трех этажей в городах. Строительство четырехэтажных зданий допускается только в условиях плотной городской застройки.

Планировка школьного здания должна предусматривать дифференцированное обучение учащихся разных возрастных групп, отделение общешкольных помещений от учебных, приближение послед­них к рекреациям, санузлам, гардеробам и выходам на пришкольный участок, возможность изоляции групп учащихся при возникновении инфекционных заболеваний, благоприятные условия воздушной среды, теплового и светового климата.

В пятиэтажных школах с одним общим выходом для школьников и централизованным гардеробом использование перемен на открытом воздухе для отдыха учащихся осложняется. В них нельзя осуществить дифференцированный режим обучения, в коридорную рекреацию выходят по 6—8 классов. Учебные помещения не изолированы от общешкольных. Размещение спортивного зала на верхних этажах затрудняет проведение занятий физкультурой на пришкольном участке. Размещение учебных помещений по обе стороны коридора исключает не только правильную ориентацию окон учебных помещений, ухудшая тем самым естественное освещение, но и достаточную вентиляцию помещений для отдыха и занятий. Расстояние от учебных помещений до спортивного зала и столовой удлиняется, образуются встречные потоки на лестницах, эвакуация школьников из здания в случае необходимости затрудняется. Кроме того, постоянные подъемы учащихся с нижних этажей на верхние часто утомительны для неокрепшего организма ребенка и создают излишнюю нагрузку на сердце, вследствие чего повышается кровяное давление, учащается пульс и т. п.

Блочная структура школьного здания обеспечивает возможность дифференцированного режима для разных возрастных групп учащихся, создает оптимальные условия для отдыха во время перемен и изоляцию в случае возникновения инфекционного заболевания.

В школах с секционной структурой учебные помещения расположены близко от гардероба и входа в здание.

Наилучшее решение имеют проекты школьных зданий с центрической учебной секцией, рассчитанные на активный метод обучения с применением технических средств. В составе секции наряду с кабинетами для фронтальных занятий, самостоятельной работы и лаборантскими есть зальная рекреация. В случае необходимости ее можно использовать как аудиторию, а во время перемены организовать подвижные игры.

При строительстве школ большой вместимости площадь земельного участка должна быть увеличена до 3—5 га, а радиус обслуживания не более 0,5 км. В них предусматриваются 2 обеденных зала, несколько гардеробов для разных возрастных групп учащихся и обязательная изоляция учащихся начальных классов с размещением их в отдельных блоках.

Учебные корпуса ПТУ не должны превышать четырех этажей. Этажность учебно-производственных зданий зависит от профиля училища.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных