ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проблема метода в философии Нового времени.17 век – начало Нового времени, становления капитализма, бурного развития экономики, науки (Галилей, Кеплер, Ньютон). Главным направлением философии становится теория познания. Сложилось два основных направления в философии 17 в. – эмпиризм и рационализм. Основоположник эмпиризма – Френсис Бэкон, который считал необходимым освободить человеческий разум от заблуждений которые мешают достижению истины. В познании следует опираться на опыт – в этом суть эмпиризма. Основоположник рационализма Рене Декарт прославился известным афоризмом «Я мыслю, следовательно, существую». В работе «Рассуждение о методе» он утверждает, что главный инструмент познания – разум (в этом суть рационализма), а основной метод – дедукция. Ключевые идеи человеческого разума являются врожденными и ведущими свое происхождение от Бога.
Идеи Ф. Бэкона в философии были развиты Т. Гоббсом и Дж. Локком. Томас Гоббс считал, что существует только материя, состоящая из тел и находящаяся в постоянном движении, критически относился к идее Бога и религии. Источник идей, по Гоббсу – внешний мир, ощущения. Джон Лок к утверждал, что первоначало человек – tabula rasa («чистая доска»), а все идеи и знания приходят к нему от ощущений, из внешнего мира (сенсуализма). Большую роль в познании уделял опыту. Идеи Р. Декарта были развиты Б. Спинозой и Г. Лейбницем. Бенедикт Спиноза считал, что существует только одна субстанция, единая и бесконечная, которая есть причина самой себя – Природа или Бог (пантеизм). У этой субстанции два атрибута – мышление и протяженность. Готфрид Лейбниц полагал, что в интеллекте нет ничего, чего бы не было раньше в чувствах – кроме самого интеллекта. Рассматривал мир как совокупность духовных первокирпичиков-монад. Мир – гармония, созданная Богом. Во 2-й половине 18 в. появились мыслители, которые начали выражать сомнения в возможности познания сущности вещей. Джордж Беркли, соглашаясь с тем, что человек воспринимает мир с помощью своих ощущений, утверждал, что эти ощущения и создают реальный мир. Существовать – значит быть воспринимаемым, полагал Дж. Беркли. По Дэвиду Юму, познание ограничено пределами опыта, и только в этих пределах оно обладает определенной ценностью. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|