Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сигнальная активность красоты




 

В природе и во взаимодействии живых существ с объектами и явлениями окружающей среды сигнально-организующие действия приобретают огромное значение.

Структурное сочетание созвучий, красок или ритмических движений действует на живые существа как сигнал к тому или другому поведению, то эти сигналы входят в восприятие живых существ не в своем непосредственном, вещественном состоянии, а преобразуясь в состояние или код чувственного, психического раздражителя. Но и в этом коде они сохраняют ту же структурность строения, которую имели в вещественном коде природных явлений. Это и есть структурный изоморфизм или изоморфно повторенная структура, способная как бы по своему образу и подобию заводить систему живого существа на определенное поведение.

Для животных определенные сочетания цветовых пятен и звукосочетания если и играют роль, то выступают эти сочетания лишь в качестве сигнально-организующих импульсов. Эти воздействия живые существа, конечно, не ощущают как красоту, испытывая, однако, их сигнально-заводящую функцию. Такие случаи сигнального действия в природе – это, например, реакция на пестрый наряд особей другого пола или влечение к блестящим, ярким предметам. Сюда же относятся и влечения насекомых к цветам с определенной окраской.

При созерцании какого-нибудь красивого явления или предмета красота его, действия на наше восприятие, упорядочивает наши ощущения, вызывает подъем наших чувств. Сам по себе этот подъем является своеобразной организацией чувств, возникающей в результате действия, которое мы восприняли при взгляде на данный предмет или явление.

Человек не только может воспринимать природные структуры, но и сам способен создавать предметы, оказывающие такое же структурно-сигнальное действие, т.е. творить по законам красоты.

 

3. «Бескорыстность» красоты

 

Смысл действия красоты заключается отнюдь не в каком-то потреблении самого свойства красоты, а в том, что образ красивого объекта, проникая в структуру чувств, соответственно организует их.

Еще Кант поставил среди своих знаменитых антимоний (неразрешимых противоречий) вопрос о так называемом незаинтересованном действии красоты. Кант правильно подметил, что красота не действует как сила потребительского влечения к предмету. Красота и эстетические ценности не приносят никакой утилитарной пользы и тем не менее они действуют на человека не менее сильно, но иначе – они создают своеобразную направленную организованность восприятия и внимания.

Эстетическое наслаждение бескорыстно. Если затронуто эстетическое чувство, мы не станем помышлять о том, чтобы превратить, скажем, березовую рощу в дрова.

Входя в наше восприятие, красота и эстетические ценности действуют как организующий импульс, обусловливающий соответствующую настроенность нашего духовного мира. Здесь проявляется особая сигнально-организующая природа красоты и эстетических ценностей.

Сила красоты действует по-своему не слабее каких бы то ни было утилитарно-полезных факторов.

Бескорыстная на первый взгляд, или как выражался Кант «незаинтересованная» действенность эстетического, оказывается не менее сильной, чем утилитарная польза предметов, несмотря на то, что проявляется она в иной сфере – в сфере сигнально-информационной организации человеческих чувств и сознаний.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных