Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Отступление историографа: оценка действий Японии с точки зрения международного права того времени 2 страница




[15] Считается, что чуть ли не с этого времени жители региона, территорию которого ранее занимало Пэкче, были отделены от «большой политики».

[16] Если следовать этой логике, то основанная варягами Киевская Русь является скандинавской страной.

[17] Cumings B. Korea’s place.... Р. 35.

[18] Choong Soon Kim. Tradition… Р. 32

[19] Choong Soon Kim.Tradition …Р. 34.

[20] Буквальный перевод слова «янбан» означает «два деления».

[21] Grayson, James Huntley. Korea. A religious history. Oxford, 1989. Р. 84, 93, 104.

[22] Samguk Yusa. Legends and History of the Three Kingdoms of Ancient Korea. Seoul, 1972. Р. 98, 335, 338.

[23] Choong Soon Kim.Tradition… Р. 36.

[24] Тема пленников вако, равно как и судьба многих корейских ремесленников, вывезенных в Японию в ходе Имджинской войны, до сих пор является одной из болевых точек в корейско-японских отношениях. Так, когда в свое время Япония попыталась предъявить Северной Корее претензии по поводу своих 13-ти граждан, вроде бы похищенных северокорейскими шпионами, северяне немедленно припомнили им, сколько корейцев было «безжалостно похищено в прошлые времена».

[25] The Passing of Korea, стр. 80

 

[26] Можно вспомнить и вана Седжо, пришедшего к власти в результате дворцового переворота и изведшего своего малолетнего племянника, и вана Ёнджо, который заточил своего сына-шизофреника в ящик для риса за асоциальное поведение и проявление сыновней непочтительности после того, как тот отказался покончить с собой.

[27] Более подробно о том, что представлял собой традиционная структура власти и общества в конфуцианском культурном регионе и чем корейская версия отличалась от китайской, см. в след. главе.

[28] Cumings B. Korea’s place... Р. 46.

[29] Хотя средний срок существования партизанского отряда составлял 2-3 месяца, тем не менее, пока японский авангард воевал в северной глуши, основные силы японской армии были отвлечены на изматывающую и бесплодную антипартизанскую войну.

 

[30] Присоединив к своей флотилии остатки других, разбитых японцами в начале войны, командующий одной из флотилий провинции Чолла Ли Сунсин, человек выдающихся военных талантов, начал свои действия по тылам противника и до девятого месяца провел 4 крупномасштабных военных операции, в результате которых японский флот был практически выведен из строя. Корейские моряки превосходили японских в боевой выучке и в количестве артиллерийского оружия, а корейские “корабли-черепахи” (кобуксоны) просто не имели аналогов.

Оставшиеся без поддержки с моря и лишенные связи с Японией, сухопутные силы захватчиков начали быстро сдавать. И хотя на втором этапе войны благодаря умелой интриге японцев и грызне между феодальными “партиями” полководца лишили его поста и чуть было не казнили, после чего корейский флот был практически полностью уничтожен, вернувшийся к командованию Ли сумел снова разгромить десятикратно превосходящего противника в сражении в Мённянском проливе.

 

[31] Здесь отчасти понятно, что, говоря о втором этапе Имджинской войны, который европейские историки часто воспринимают как японско-китайскую войну на корейской территории, они бессознательно сравнивают ее с Корейской войной 1950-1953 гг., когда на корейской территории де-факто воевали Китай и США. Это связано еще с тем, что на переговорах 1593-1597 гг. впервые возникла идея раздела страны на сферы влияния.

[32] Cumings B. Korea’s place... Р. 77.

[33] Тягай. Г. Д. Формирование идеологии национально-освободительного движения в Корее. М., 1983. С. 54.

[34] Здесь, правда, надо еще раз напомнить, что конфуцианство не едино и в процессе своей эволюции заимствовало достаточное количество доктрин его противников, многие из которых, по мнению Л. С. Переломова (особенно активно он в связи с этим критикует деятельность Чжу Си), извратили сущность этого этического учения и превратили его в идеологию режима.

[35] Заметим, что осознание похожих моделей есть и в нашем обществе. Рассуждения о том, что «когда секретарша становится любовницей, она редко остается хорошей секретаршей» или «хочешь потерять друга – дай ему денег в долг» (вариант: «сделай его своим бизнес-партнером») тоже говорят о том, что определенные модели отношений не следует смешивать. По сути, это всё то же «правитель должен быть правителем, подданный подданным, отец – отцом, а сын – сыном».

[36] Переломов Л. С. Конфуцианство и современный стратегический курс КНР. М., 2007. С. 183

 

[37] История Кореи. С древнейших времен до наших дней. Т.I. М., 1974. С. 174.

[38] Маркс К. Британское владычество в Индии. http://helgg.narod.ru/Library/India.htm

[39] Толстокулаков И. А. Политическая модернизация Южной Кореи. Часть 1.Гражданское общество.Владивосток, 2007.С 176.

[40] Там же. С. 183

[41] И снова уточним. Не следует считать, что в конфуцианстве присутствует культ образования как книжного знания. Конфуций не говорил о том, что каждый должен получить университетское образование. Речь шла о том, что надлежит найти свое место в жизни, и это место в жизни, естественно, зависело от социального слоя, к которому принадлежит человек.

[42] Толстокулаков И. А.. Политическая модернизация Южной Кореи. Часть 1.С. 175.

[43] Толстокулаков И. А. Развитие демократического процесса в Южной Корее в период VI Республики. Владивосток, 2003. С. 42.

[44] Последнее представляется мне чрезвычайно важным, так как введение этих понятий в конфуцианскую парадигму без дополнительного разъяснения того, какой смысл в них вкладывается на Западе, может привести к тому, что в сознании масс западные понятия будут наполняться их традиционным восточным содержанием.

[45] Толстокулаков И. А.. Политическая модернизация Южной Кореи. Часть 1. С. 184.

[46] Переломов Л. С.. Конфуцианство и современный стратегический курс КНР. С. 184.

[47] Ли Ин Сонг. Россия и модель развития Восточной Азии // Мировая экономика и международные отношения. М., 1997, № 6. С. 123

[48] Централизованная бюрократическая система и классический феодализм, построенный на личной ответственности землевладельца, управляющего своими владениями в обмен на исполнение определенных обязательств по отношению к сюзерену, как правило, не сочетаются. Поясним: на своей земле, особенно при многоступенчатой системе вассалитета, местные власти гораздо больше воспринимают себя как нечто не связанное со структурой в Центре. Отсюда – стремление закрепить такое положение дел, дающее достаточно личной свободы. С этим же моментом связан догмат о правах личности и модель «Государство для человека, а не человек для государства», перетекающая в фундамент для формирования европейской модели демократии. С другой стороны, централизованная бюрократическая система исключает вариант регионального беспредела, и типаж помещика-самодура, который на своей земле и царь, и бог, и воинский начальник, из чего следует некоторое снижение напряженности и отсутствие крестьянских войн европейского типа.

[49] Breen M. The Koreans. Who They Are, What They Want, Where Their Future Lies. New York, 1998, 2004. Р. 91.

[50] Сама по себе идея весьма разумна. Так как политика и благосостояние страны зависят исключительно от правителя, его моральный облик имеет первостепенное значение. А поскольку короля, в отличие от чиновников, не выбирают, его надо правильно обучать.

[51] Korea and her neighbors, p 258-59

[52] Korea and her neighbors, p 341

[53] С. О. Курбанов переводит «сяо» как «служение старшим», ибо эта категория распространяется не только на сыновей, но и на дочерей, «почтительность» не всегда означает «служение», а объектом отношений служат не только собственно родители, но предки вообще (как живые, так и умершие), а также – любые «старшие»– от учителя до государя. При этом согласно «Сяо цзин», в это понятие входит еще и забота о собственной карьере и месте в жизни, - ведь только так можно прославить своих предков и обеспечить родителям достойную старость. См, в частности, его работу «Конфуцианский классический "Канон сыновей почтительности" в корейской трактовке».

[54] Переломов Л. С. Конфуцианство и современный стратегический курс КНР. С. 124

[55] Henderson, Gregory. Korea. The policy of the vortex. Cambridge, London, 1978.

[56] Представители этого сословия являлись лично свободными, имели наделы на государственной земле и поэтому платили налоги и подати государству. Важнейшей их повинностью была воинская.

[57] Крепостных могли свободно продавать и покупать. Часть крепостных составляла дворовую прислугу, но большая часть была наделена участками земли.

[58] Описание Кореи. Сокращенное издание. М., 1960. С. 351.

[59] Классическую «аристократию» в европейском понимании составляли все-таки лишь члены небольшого круга знатных кланов.

[60] Sung Chul Yang. The North and South Кorean Political Systems. A Comparative Analysis. Revised Edition. Seoul, 1999. Р. 21.

[61] Sung Chul Yang. Р. 19

[62] Henderson, Gregory. Korea. The policy of the vortex. Р. 398.

[63] Breen M. The Koreans… Р. 89.

[64] Yuong-ho Lee. Korean Politics in Transition. Cpt.1. The Рolitics of Democratic Еxperiment: 1948-1974 // Eward Rynolds Wright, Ed. Univ. of Washington press, 1975.

[65] Так, С.В. Волков считает, что численность чиновников по штатному расписанию составляла около 6 тыс. и не могла быть существенно больше (разве что если считать вместе с неранговыми), причем в реальности их могло быть еще меньше.

[66] Henderson. Р. 237.

[67] Любопытное: ввиду отсутствия фотографии тайных ревизоров нередко сопровождали художники, которые должны были зарисовывать сцены праведного или неправедного поведения чиновников. Таковые картины при этом имели статус доказательства.

 

[68] Замечу, что именно этим объясняется некоторое преувеличенное внимание корейцев к любому факту внешней агрессии. При значительных интервалах между вторжениями японцев, монголов и маньчжуров каждая такая агрессия воспринималась как из ряда вон выходящее событие. Для сравнения и развенчания любимого корейскими националистами мифа о том, что «нашу страну постоянно атаковали внешние силы» достаточно сравнить период с конца маньчжурского вторжения до начала открытия страны с аналогичным периодом хотя бы российской истории.

[69] The Passing of Korea, стр. 80

[70] Естественно, что в рамках такой системы «на небе не бывает двух солнц, на земле не может быть двух императоров», что создавало методологическую проблему с Японией, чей правитель также назывался императором. Естественно также, что престиж гегемона зависит от внутриполитической ситуации Китая, а также – от происхождения его правящей династии. Не случайно корейские ультра-традиционалисты позволяли себе вещи типа «теории малого Китая», подчеркивающие корейскую исключительность и статус образцового вассала.

 

[71] Ясно, что если в тексте учебника нет дополняющих разъяснений об отличии корейского вассалитета от европейского, читатель воспринимает ситуацию «по умолчанию», думая, что раз в книге написано «вассалитет», то речь идет именно об известной ему европейской модели таких отношений. Именно поэтому поздняя советская историография старалась использовать побольше национальных терминов, не называя японского тэнно или китайского хуанди императором, а корейского вана королем, а если и называла, то обращала внимание на то, что речь идет лишь о примерном соответствии.

[72] История появления и формирования мифа об извечной русской угрозе Корее – тема отдельного рассказа. Я отсылаю аудиторию к работам Алексея Пастухова, который довольно подробно и аргументировано доказал, что нельзя ставить знак равенства между активностью казаков и политикой русского правительства; что никаких реальных планов захвата Кореи в XVII-XVIII вв. Россия не вынашивала; что эпизод, в котором цинское правительство использовало помощь Кореи, не сыграл ключевую роль в русско-китайских столкновениях.

[73] Korea and her neighbors, p 179

[74] Хрестоматия для студентов-политологов университета Ёнсе. Сеул, 1990.

 

[75] Волков С. В. Правящий слой традиционной Кореи // Корея. Сборник статей к восьмидесятилетию со дня рождения профессора М. Н. Пака, М., 1998. С. 99-100.

[76] В XVI в. система прямого набора солдат по воинской повинности была заменена на сбор холста с военнообязанных. Проверить по 1 главе, убрать если уже сказано

[77] Лубенцов А. Г. Хамкенская и Пхиенанская провинции Кореи. Записки Приамурского отделения РГО. Т. 2, вып. 4, Хабаровск, 1887. С. 170.

[78] Henderson. Р. 195.

[79] Cumings B. Korea’s place... Р. 80, 81.

[80] Henderson. Р. 396.

[81] Добавим к этому и то, что рисосеяние, в том числе – высаживание рассады, очень плохо поддается процессу автоматизации, что также следует учитывать при анализе развития страны во второй половине ХХ в.

[82] Сегодня в Южной Корее лесов достаточно, однако 75 % нынешних лесов - искусственные посадки, причём совсем недавние, шестидесятых и семидесятых годов (самая успешная программа восстановления лесов в истории). В Корее XVIII-XIX вв. леса почти не было. В XIX в. многие западные путешественники отмечали голые холмы центральных регионов. Лес был только на дальнем севере или вдоль восточного побережья.

[83] Важность зависимости от энергоресурсов хочется подчеркнуть на таком простом примере, как роль американского нефтяного эмбарго, вынудившего Японию вступить во Вторую мировую войну против США.

[84] Cumings B. Korea’s place... Р. 82.

[85] Тягай Г.Д. Очерк истории Кореи во второй половине XIX в., М., 1960. С.20

[86] Как «реальные науки» Сирхак противопоставлялись «абстрактному» неоконфуци­анству Чжу Си.

[87] На с. 79 своей книги Korea’s place in the sun. A modern history Б. Камингс сравнивает Сирхак с лозунгом Дэн Сяопина «искать истину в фактах» по сравнению со схоластикой Мао.

[88] Как отмечает Хан Ён У, во второй половине XVII в. Ли Ик и его коллеги вообще отождествляли христианского бога-отца с Небом в классических текстах.

[89] Тягай. С. 20.

[90] Korean War and Modern History. Sese Publ. House. Seoul, 2006. Р. 13.

[91] По правде говоря, определенный резон в этой точке зрения тоже был. К чему может привести излишнее перетолковывание христианства через местные верования, мы знаем на примере Вуду.

[92] The Passing of Korea, стр.108

 

[93] Пак А. В. Диссертация на тему: «Общество Независимости (Тоннип Хёпхве) и его место в национально-освободительном движении в Корее в конце XIX – начале ХХ вв.», представленная на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Рукопись. 2006 г. С. 75.

[94] Henderson. Р. 207.

[95] Кстати, в результате этого сейчас Республика Корея занимает второе место по количеству канонизированных святых-великомучеников после РПЦ – там к ним отнесли всех пресвитеров, казненных в ходе гонений.

[96] Толстокулаков И. А. Политическая модернизация Южной Кореи. Часть 1. С. 229

[97] Пак А. В. Диссертация. Рукопись С. 65-66

[98] Тягай. С. 76-77.

[99] Пак А. В. Диссертация. Рукопись С. 65.

[100] Учитывая семантику термина «Чхончжу», Чхве фактически объявил себя богом, причем воплощением христианского Бога-отца

[101] Пак А. В. Диссертация. Рукопись С. 65-66

[102] История Кореи (Новое прочтение). М., 2003. С. 201-202.

[103] Переломов Л. С. Конфуций. Лунь юй. М, 1998. С. 150.

[104] Переломов Л. С. Конфуцианство и современный стратегический курс КНР. С. 125.

[105] При этом надо помнить, что период ориентировочно с 1840 по 1949 гг. воспринимается в Китае как век позора и время смуты и хаоса. Именно поэтому руководство Пекина играет на идее единения.

[106] Если на Западе плюрализм является одной из базовых общественно-политических ценностей, а европейская культура считает его важным инструментом для социализации личности, в конфуцианском мире мораль, общественное сознание и современные реалии поощряют «единство в многообразии», где на первый план выдвигается именно понятие единства, отчего плюрализм скорее отторгается и преследуется.

[107] Переломов Л. С. Конфуцианство и современный стратегический курс КНР. С. 185.

[108] История Кореи (Новое прочтение). С. 202.

[109] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том I. С. 321.

[110] В.М. Тихонов, Кан Мангиль. История Кореи. Том I, С. 372-373

[111] Тягай. С. 55.

[112] Тягай Г. Д. Очерк истории Кореи во второй половине XIX в. М., 1960. С.34-35.

[113] Толстокулаков И. А. Политическая модернизация Южной Кореи. Часть 1. С. 208.

[114] В.М. Тихонов, Кан Мангиль. История Кореи. Том I, С. 372

[115] Breen М. The Koreans…Р. 98.

[116] http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Korea/XIX/1880-1900/Sovr_Korea/text.phtml?id=2379.Текст воспроизведен по изданию: Современная Корея // Исторический вестник. № 2, 1886.

[117] Пак Б. д. Россия и Корея. С. 97.

[118] Толстокулаков И. А. Политическая модернизация Южной Кореи. Часть 1. С. 205.

[119] http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Korea/XIX/1880-1900/Sovr_Korea/text.phtml?id=2379. Текст воспроизведен по изданию: Современная Корея // Исторический вестник. № 2, 1886

 

[120] Пак Б. д. Россия и Корея. С. 106.

[121] Hulbert, Homer B. The history of Korea. vol. 2 стр. 205

[122] Cumings B. Korea’s place... Р. 96.

[123] http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Korea/XIX/1880-1900/Sovr_Korea/text.phtml?id=2379. Текст воспроизведен по изданию: Современная Корея // Исторический вестник. № 2, 1886

[124] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том I. С. 324.

[125] На о. Канхвадо находились Походный дворец, являвшийся временной резиденцией вана, и филиал королевской библиотеки Кюджангак, где хранилось более 6 тыс. томов ценных книг, большинство из которых сгорело. Как пишет Хан Ён У, французская армия увезла золота и серебра на сумму 200 тыс. франков, а также более 300 книг с рисунками, иллюстрирующими различные церемонии династии Чосон, и передала их в дар Наполеону III. Сейчас эти книги хранятся в Парижской государственной библиотеке.

[126] Cumings B. Korea’s place... Р. 96.

[127] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том I. С. 324.

[128] Henderson. Р. 381.

[129] http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Korea/XIX/1880-1900/Sovr_Korea/text.phtml?id=2379. Текст воспроизведен по изданию: Современная Корея // Исторический вестник. № 2, 1886.

[130] Hulbert, Homer B. The history of Korea. vol. 2 стр. 215

[131] http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Korea/XIX/1880-1900/Sovr_Korea/text.phtml?id=2379. Текст воспроизведен по изданию: Современная Корея // Исторический вестник. № 2, 1886.

[132] Пак Б. Б. Борьба западных держав за открытие корейских портов и позиция России (1866-1871). Документы // Россия и народы стран Востока. Иркутск. 1993. С. 132.

[133] Hulbert, Homer B. The history of Korea. vol. 2 стр. 207

[134] The Passing of Korea, стр. 116

[135] История Кореи (Новое прочтение). С. 212-214.

[136] В.М. Тихонов, Кан Мангиль. История Кореи. Том I, С. 376

[137] http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Korea/XIX/1880-1900/Sovr_Korea/text.phtml?id=2379. Текст воспроизведен по изданию: Современная Корея // Исторический вестник. № 2, 1886

[138] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том I. С. 323-324.

[139] http://slovari.yandex.ru/dict/brokminor/article/30/30449.html

[140] Cumings B. Korea’s place... Р. 98, 99.

[141] http://do.gendocs.ru/docs/index-261949.html?page=3

[142] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том I. С. 325.

[143] The Passing of Korea, стр. 116

[144] Любопытно, что в одном из источников встречается версия о том, что гробокопатели выдавали себя за русских солдат, однако реальный источник данного слуха, приведенный по адресу http://teleobektiv.ru/Istoriya-Korei/Ekipazh-parohoda-%C2%ABGreta%C2%BB.html, автором пока не выявлен.

 

[145] Эта версия встречается у историков наиболее часто, однако должен отметить, что в корейских текстах об этом говорят как о «случае ограбления могилы», и звучащая по-корейски эта фраза не дает адекватного ответа на то, как это все происходило, была могила разрыта или нет. В результате каждый европейский автор как бы дорисовывает картинку по своему разумению. См. по этому поводу http://www.rauk.ru/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=58

[146] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том I. С. 325.

[147] http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Korea/XIX/1880-1900/Sovr_Korea/text.phtml?id=2379. Текст воспроизведен по изданию: Современная Корея // Исторический вестник. № 2, 1886

[148] The Passing of Korea, стр. 298

 

[149] Oppert E., Ein verschlossenes Land, Leipzig, 1880

[150] Пак Б. д. Россия и Корея. С. 101-103.

[151] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том I. С. 326.

[152] http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Korea/XIX/1880-1900/Sovr_Korea/text.phtml?id=2379. Текст воспроизведен по изданию: Современная Корея // Исторический вестник. № 2, 1886.

[153] Cumings B. Korea’s place... Р. 97.

[154] Breen М. The Koreans… Р. 98.

[155] Корейские историки в этой связи отмечают другое. Тэвонгун получил донесения о победе и воспринял уход американцев не просто как подтверждение правильности своей политики, но и как подтверждение удивительной мощи и боеспособности корейской армии. Последствия понятны.

[156] Толстокулаков И. А. Политическая модернизация Южной Кореи. Часть 1. С. 206.

[157] The Passing of Korea, стр. 114

 

[158] Гамильтонъ Ангьюсъ. Корея. С.-Петербург, Издание А. С. Суворина, 1904.С. 67.

[159] The Passing of Korea, стр. 346

[160] Корея глазами россиян (1895-1945). Российское корееведение в прошлом и настоящем. Том V. М., 2008. С. 37-38

[161] The Passing of Korea, стр. 152

[162] Гамильтонъ Ангьюсъ. Корея. С.-Петербург, Издание А. С. Суворина, 1904.С. 68.

[163] Korea and her neighbors, p 253

[164] Korea and her neighbors, p 255-56

[165] Корея глазами россиян (1895-1945). С. 141.

[166] Understanding Korean History.С. 158.

[167] Korea and her neighbors, p 253

[168] Letters from Joseon. С. 105.

[169] Hulbert, Homer B. The history of Korea. vol. 2 стр. 218

[170] The Passing of Korea, стр. 120

[171] Hulbert, Homer B. The history of Korea. vol. 2 стр. 248

[172] В.М. Тихонов, Кан Мангиль. История Кореи. Том I, С. 386

[173] В.М. Тихонов, Кан Мангиль. История Кореи. Том I, С. 397

[174] Hulbert, Homer B. The history of Korea. vol. 2 стр. 219

[175] Cumings B. Korea’s place... Р. 99, 100.

[176] Толстокулаков И. А. Политическая модернизация Южной Кореи. Часть 1. С. 211.

[177] Hulbert, Homer B. The history of Korea. vol. 2 стр. 217

[178] Националистические историки описывают этот инцидент как сознательную провокацию. Дескать, под предлогом «поисков питьевой воды» японцы высадились на берег без разрешения властей, зная, что корейской армии в таких случаях предписывалось открывать огонь.

[179] Джеймс Палэ считает, что то, что Пак Кю Су, отвечавший за внешнюю политику после ухода Тэвонгуна, пошел на подписание договора 1876 г., спасло страну от насильственного открытия путем крупномасштабного военного вторжения.

[180] Разбор корейско-российского договора 1884 г. в сравнении с японо-корейским договором 1876 г. см. в книге «История Кореи (Новое прочтение)» на с. 214-216 и 218-225.

[181] В.М. Тихонов, Кан Мангиль. История Кореи. Том I, С. 382

[182] Cumings B. Korea’s place... Р. 102. Кстати, не забудем, что в английском языке существует две «свободы» - freedom как «свобода от», или внешняя свобода, и liberty – как внутренняя свобода, или «свобода для».

[183] История Кореи (Новое прочтение). С. 214

[184] Breen M. The Koreans… Р. 101.

[185] В.М. Тихонов, Кан Мангиль. История Кореи. Том I, С. 395

[186] Understanding Korean History.С. 183-184.

[187] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том I. С. 336.

[188] Cumings B. Korea’s place... Р. 87.

[189]Политика «самоусиления», или заимствования военно-технических достижений западных держав, была призвана восстановить пошатнувшийся после опиумных войн престиж Китайской империи. При этом в культурной сфере власти всячески укрепляли влияние конфуцианства, будучи уверенными в своём культурном превосходстве над «западными варварами».

[190] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том I. С. 335.

[191] Cumings B. Korea’s place... Р. 103.

[192] Тягай. С. 93.

[193] Толстокулаков И.А. Политическая модернизация Южной Кореи. Часть 1. Владивосток, 2007, с.213-214

[194] Тягай. С. 94

[195] Более подробно на эту тему смотрим работы Т. М. Симбирцевой (например, «Современная южнокорейская литература о России и русско-корейских отношениях: новые тенденции и традиция» или «Участие корейских отрядов в Албазинских войнах 1654 и 1658: Источники и историография»)

[196] Cumings B. Korea’s place... Р. 104.

[197] Тихонов В.М., Кан Мангиль. История Кореи. Т.1. М.: Наталис, 2011, с.392

[198] Тягай. С. 92.

[199] Hulbert, Homer B. The history of Korea. vol. 2 стр. 225

[200] Тихонов В.М., Кан Мангиль. История Кореи. Т.1, с.393

[201] В.М. Тихонов, Кан Мангиль. История Кореи. Том I, С. 396-397

[202] Тихонов В.М., Кан Мангиль. История Кореи. Т.1, с.395

[203] Как отмечает Хан Ён У, слово «кэхва» является сокращением двух конфуцианских цитат «кэмуль сонму» («выясняя сущность вещей, осуществлять дела») и «хвамин сонсок» («воспитывая народ, облагораживать нравы»).

[204] Тягай. С. 88.

[205] Тягай Г.Д. Формирование идеологии национально-освободительного движения в Корее. М: Наука 1983, с.49

[206] Тихонов В.М., Кан Мангиль. История Кореи. Т.1, с.395

[207] Тягай Г.Д. Формирование идеологии национально-освободительного движения в Корее. М: Наука 1983, с.137

[208] В.М. Тихонов, Кан Мангиль. История Кореи. Том I, С. 388

[209] В.М. Тихонов, Кан Мангиль. История Кореи. Том I, С. 392

[210] Тягай Г.Д. Формирование идеологии национально-освободительного движения в Корее. М: Наука 1983, с.126

[211] Тягай Г.Д. Формирование идеологии национально-освободительного движения в Корее. М: Наука 1983, с.59

[212] Тягай Г.Д. Формирование идеологии национально-освободительного движения в Корее. М: Наука 1983, с.59

[213] Тягай. С. 59.

[214] Являясь не столько политиком, сколько философом и первым президентом японской Академии наук, Фукудзава внес огромный вклад как в собственно идеологию японской модернизации, так и в создание современных иероглифических терминов. Его сочинения «Описание Запада» (1866) и «Всё о странах мира» (1869) знакомили читателей с политическим устройством западных стран, европейским парламентаризмом, банковской системой, военной организации. Фукудзава был последовательным сторонником вестернизации. В приписываемом ему эссе «Покинуть Азию» он заявлял о том, что, поскольку противиться проникновению западной цивилизации бесполезно, самым мудрым решением будет самим осуществлять вестернизацию, иначе Япония рискует потерять свою независимость.

[215] Толстокулаков И.А. Политическая модернизация Южной Кореи. Часть 1. Владивосток, 2007, с.218

[216] История Кореи (Новое прочтение). С. 226-227.

[217] Толстокулаков И.А. Политическая модернизация Южной Кореи, с.222

[218] Хан Ён У отмечает, что кроме сооль, среди реформаторов было много молодых янбанов из северных предместий Сеула, но автор, увы, не в курсе того, имеет ли это существенное значение.

[219] Суть социального дарвинизма, разработанного Гербертом Спенсером и Томасом Хаксли, заключалась в применении учения Чарльза Дарвина об эволюции к социальным процессам и истории человечества. Ключевыми понятиями социального дарвинизма, как и «биологического», являются «выживание сильнейшего/наиболее приспособленного» и «борьба за существование». Как и биологические организмы, человеческие общества и нации должны находиться в постоянном самосовершенствовании и развитии, чтобы не стать жертвой кого-то более сильного и лучше «приспособленного» к меняющимся условиям. Идеи социального дарвинизма играли заметную роль и в воззрениях Фукудзава Юкити.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных