Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСТОРИИ




Философские произведения пытаются разрешить величайшие проблемы с помощью абстрактных методов, но все люди независимо от типа культуры всегда предпочитали рассказывать друг другу истории и притчи и таким образом объяснять сложные вещи, которые по-другому не объяснить. Эти истории принято называть по-разному, особенно популярен термин «миф». Однако в обыденной речи это слово означает нечто недостоверное, неподлинное, и я предпочел употребить здесь выражение «религиозные истории», поскольку речь идет вовсе не о лживых выдумках, а о попытках передать глубокие истины касающиеся самых сложных вопросов бытия. Ветхий Завет начинается с такого рода историй (книга Бытия) и тем самым задается масштаб всех дальнейших событий.

Разделы еврейской Библии

Последовательность книг в христианском Ветхом Завете опирается не на рукописи еврейской Библии, а на греческий перевод (Септуагинту), сложившийся в Египте где-то к началу христианской эры. В еврейской Библии материалы распределялись совершенно иначе и распадались на три больших раздела: Закон, Пророки и Писания.

ЗАКОН

Эта часть состоит из пяти первых книг Библии (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие), которым приписывалось особое значение, поскольку автором их считался сам Моисей. Бытие, разумеется, ничем не напоминает нынешние конституции – это собрание историй, и на первый взгляд книгу можно было бы отнести к категории летописи. Ныне мы воспринимаем «закон» как набор правил и предписаний, как кодификацию права, трактуемую юристами и применяемую судьей. Трудно вообразить, чтобы наш современник согласился со словами израильского поэта: «Закон Твой – утешение мое» (Псалом 118:77). Библейский «закон» вмещает в себя гораздо больше, чем наш. Основное значение еврейского слова, которое в переводе обычно передается как «закон» (Тора), – «руководство», «наставление»; для еврейской Библии «закон» – это то, что дает людям возможность узнать, как следует верить в Бога, как жить в согласии с Его волей. Именно по этой причине изложение Торы неразрывно связано с сюжетами из истории Израиля. Ветхий Завет исходит из убеждения, что познание Бога и послушание Ему не сводится к слепому исполнению некоего набора религиозных и моральных предписаний, что человек должен ощущать любовь и попечение Бога в личной жизни и в складе своего общества. Закон включает в себя юридические положения, но он не может обойтись без исторических сюжетов, служащих повседневными примерами, на основании которых люди будут строить свою жизнь, и «казусами», демонстрирующими, что произойдет, если они изберут иной путь.

ПРОРОКИ

Это самый большой раздел еврейской Библии, созданный многочисленными политическими и религиозными деятелями, в течение нескольких столетий оказывавшими влияние на жизнь нации. Он, в свою очередь, распадается на две части: «ранние» и «поздние» пророки. Поскольку авторство «поздних» пророков более очевидно, нежели ранних, нам будет удобнее начать исследование с них.

■ Поздние пророки. Пророки участвуют во всей истории Израиля. Первоначально это были не писатели, а ораторы и политические деятели. Основу ветхозаветной веры в ее окончательной форме составляло убеждение, что духовность находит выражение не столько в ритуалах, совершающихся в святилищах и храмах, сколько в правилах повседневной жизни. Оглядываясь на прошлое и вникая в предания о жизни своих предков, израильтяне пришли к выводу, что Бог выше всего ценит свободу и справедливость. Поскольку евреи сперва были рабами в Египте и Господь пришел им на помощь в нужде, а затем с помощью Моисея вывел их на свободу, напрашивалась мысль, что Бог всегда будет на стороне бедных и угнетенных. Эта мысль освящена множеством еврейских установлений, в особенности Второзаконием.

Нетрудно провозгласить подобную веру, но гораздо сложнее осуществлять ее на деле. Пророки служили чем-то вроде коллективной совести нации, постоянно напоминая народу, сколь многим Израиль обязан любви и щедрости Бога, призывая людей проявлять те же качества в отношениях друг с другом и с другими народами. Пророки восставали против обычного порядка вещей, подвергались преследованиям, некоторых из них даже убивали, но их весть была средоточием подлинной веры Израиля, и потому ей отводится большое место в книгах Ветхого Завета.

Не все пророки имеют «свою» книгу в Библии. На долю Илии, Иеремии и Иезекииля (так называемые «великие пророки») приходятся самые большие тексты, а у двенадцати остальных, «малых» пророков (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софо-ния, Аггей, Захария и Малахия) гораздо более короткие книги. Насколько мы можем судить, пророки редко произносили чересчур длинные речи, обычно они ограничивались кратким сообщением, удобным для передачи и запоминания. По большей части они прибегали к поэтической форме, но по мере надобности они были также мимами и драматургами, разыгрывавшими полные смысла сцены на рыночных площадях или городских перекрестках.

«Ранние» пророки. Сюда относятся книги Иисуса Навина, Судей, 1-я–4-я Царств. В еврейской Библии они стоят перед «поздними» пророками. На первый взгляд эти книги столь разительно отличаются от пророческих сочинений, что непонятно, каким образом они попали в этот раздел. Скорее это национальная история от момента освобождения из египетского рабства до той эпохи VI века до н.э., когда столица Израиля была разрушена вавилонскими завоевателями и жители уведены в изгнание. Между этими крайними точками мы находим рассказ о кратком периоде политической стабильности и процветания в правление Давида и Соломона. Но далее мы видим, как великое царство распалось на два (Израиль и Иудея), и обе половины были вынуждены насмерть бороться за сохранение национальной независимости перед лицом угрозы со стороны больших государств, таких, как Египет, Ассирия, Вавилон и Сирия.

Эти книги относятся к пророческим потому, что они не просто излагают хронику событий, но и – как любое хорошее историческое повествование – интерпретируют эти события, поясняют читателю, что означают эти сюжеты и как их следует понимать в перспективе общемировой истории. Значит, авторы этих летописей анализировали события с той же точки зрения, что и пророки. Пересматривая национальную историю, они убеждались, что народ процветал в те времена, когда на первое место выдвигалось послушание Богу и следование указанным Им ценностям. Когда же люди забывали о заповедях справедливости и любви, происходили национальные катастрофы. Мы уже отмечали, что вера Израиля формулируется не в виде философских категорий, а как рассказ об отношениях Бога с людьми в их повседневной жизни, поэтому история приобретала религиозный смысл и становилась ключом к пониманию деятельности Бога. Правильно оценив содержание и значение исторических событий, применив к ним метод истолкования, предложенный пророками, народ мог постичь, как ему следует строить свою жизнь. Все произведения пророков – и «ранних», и «поздних» – рассматривались как повесть о том, что Бог говорит Своему народу. Иногда Он говорит устами людей, а в другой раз – знаками исторических событий, но это Один и Тот же Господь, и весть Его все та же.

ПИСАНИЯ

В этот раздел входят все остальные книги еврейской Библии. Они достаточно разнообразны: так, Псалмы, Притчи и книга Иова относятся к числу поэтических произведений, но содержание их крайне различно. Есть также книги, называемые «Мегиллот» – «пять свитков»: Руфь, Песнь Песней, Екклесиаст, Плач Иеремии и Есфирь. Эти пять книг также различны в плане жанра и стиля, но они были объединены потому, что все они использовались в ритуале определенных религиозных церемоний: Руфь на Пятидесятницу, Песнь Песней на Пасху, Екклесиаст в Праздник кущей, Плач Иеремии увековечивал разрушение Иерусалима, а Есфирь читали в Пурим. Далее в этом разделе находятся книги Ездры, Неемии и 1-я–2-я Паралипоменон, описывающие положение немногих уцелевших из народа Иудеи, которым было разрешено вернуться на родину, после того как персидский царь Кир сокрушил Вавилонскую империю. И, наконец, книга Даниила, содержащая видения и некоторые повествовательные сюжеты, описывает еще более позднюю эпоху.

Столь необычное распределение книг скорее всего сложилось исторически, и три раздела еврейской Библии в общем и целом отражают три стадии формирования Ветхого Завета. В первую очередь подвергся окончательной фиксации Закон, затем Пророки и лишь намного позднее Писания. Вот почему книги Ездры, Неемии и Паралипоменон были включены в последний раздел, а не вошли наряду с другими историческими книгами в «ранних» пророков: просто они были написаны гораздо позднее и отражали взгляды VI века до н.э., веру людей, переживших разрушение Иерусалима. Многие сюжеты Паралипоменон дублируют книги Царств, но эти события проанализированы с точки зрения более поздней эпохи, и из них извлекается урок, полезный для нового поколения. К тому времени Закон и Пророки уже были приняты в качестве канона священных книг, и потому к их содержанию уже ничего нельзя было добавить.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных