ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Критерии истинностиВ рационалистической традиции (Декарт) гл. критерий истинности – очевидность; истинное – то, что невозможно подвергнуть сомнению.Развитие рационалистической тенденции выразилось в поиске внутренних критериев истинности знания (логическая непротиворечивость, самосогласованность знания). Сенсуалистическая традиция в качестве критерия истины называет ощущения. При этом, в отличие от материалистического, идеалистический сенсуализм на основании соответствия знания (понятия) ощущениям не делает вывода о соответствии знания действительности. В эмпирической традиции роль критерия истины выполняет опыт. Признание большинством А.А. Богданов (Малиновский) (1873 — 1928) представил истину как "организующую форму коллективного опыта", а критерием истины общезначимость – то, с чем согласно большинство работающих в данной сфере. Полезность. (прагматизм). В философии неопозитивизма (главные представители М.Шлик (1882 – 1936), Р.Карнап (1891 – 1970), Л.Витгенштейн (1889 – 1951), Б.Рассел (1872 – 1970) получил статус критерия истинности высказывания принцип "верификации" - возможность сопоставления высказывания с непосредственными данными чувственного опыта. Принцип фальсификации (Поппер): потенциальная опровержимость. Выяснение несостоятельности принципа верификации привело представителей неопозитивизма, прежде всего О. Нейрата (1882—1945) и Р.Карнапа, к созданию концепции когеренции, согласно которой истинным надо признавать высказывание внутренне логически непротиворечивое и не противоречащее другим высказыванием в составе данной теории. диалектический материализм: практика ( обществ., материально-преобразующую деятельность людей). Общественный характер практики выражается в том, что даже в тех случаях, когда речь идет о деятельности отдельного человека, он рассматривается как носитель опр. типа социальных отношений. Отличительными чертами практики являются целенаправленность, предметно-чувственный характер (практика прямо или косвенно связана с чувственно воспринимаемыми предметами), преобразовательный характер (активное вмешательство в природную или социальную среду). Причина, по которой практика может рассматриваться в качестве критерия истины, заключается в том, что, являясь деятельностью субъекта, практика невозможна без объекта. Она выступает в роли общего звена между субъектом и объектом и связывает их в единую систему. Поскольку знание невозможно непосредственно сопоставить с объектом, необходимо опосредующее звено, функцию которого выполняет практика. 18. Структура познавательного процесса. Субъект и объект. Познание – сбъект-объектное отношение. Начинается ли познават пр-сс с субъекта? Простое понимание: субъект – человек, воспринимающий и отражающий свойства объекта – вещей, реально существующих в действительности. (созерцательный материализим,Фейербах). (субъект пассивен) Субъективн. идеализм (Беркли, Юм, Фихте): то, с чем оперирует субъект в пр-ссе познания – его ощущения → объект познания создается субъектом и зависит от него. Солипсизм: субъект познает лишь собств. ощущения, не имея никакого представления о внешнем мире. (субъект активен) Агностицизм (И.Кант): сознание субъекта формирует объект познания на основе ощущений и априорных форм сознания → познаются не предметы, существующие в действительности, а их модели, созданные субъектом познания. (-//-) Диалектич. материализм: соц. действительность, природа преобразуются человеком, в пр-ссе деятельности формируется и сам человек → в практике создается как субъект, так и объект познания. Индивид. сознание развивается в общ-ве → субъект познания имеет обществ. природу → субъект познания – не только индивид, о и научное сообщ-во, реализующее себя через деят-ть отдельных ученых, а в конечн. счете все общ-во. Вопр. об активности субъекта познания стал еще более актуальным с возникн. неклассич. физики. Явл. ли познание в гум. науках субъективным творч-вом или в нем отобр. объективные св-ва и закономерности? Философия и наука. Взаимоотношением Ф. и науки занимается прежде всего позитивизм. В науке резко разделена история и собственно теория, а в Ф. нет. В науке есть общепризнанная теория, а остальные развенчаны, в Ф. же все теории имеют право на существование. Личность ученого в науке остается за кадром, а в Ф. ярко проявл. в самой Ф. теории, Ф. – личностное знание. В Н. нет спора о том, что является ее предметом, а в Ф. это один из централных вопросов. Любая наука стремится к общему языку, Ф. его не имеет: кажд. философ по-своему раскрывает ф. категории или может пользоваться обыденным языком (хотя, во многих учебниках пишут, что есть общ. яз). С др. с-ны, если под наукой иметь в виду методически организованное мышление, то Ф. явл. гуманитарной наукой, специфика к-й сост. в соотнесении разл. сп-бов видения объектов. Ф. мировоззрение так или иначе воздействует на 1-начальные позиции ученого, его отнош-е к миру и познанию, а также к необходимости развития той или иной конкретной области знания. 20. Сущность науки и её роль в обществе. Сциентизм и антисциентизм. Наука — сф. человеческой деятельности, функцией которой явл. выработка и систематизация знаний о действительности. Научные дисциплины а) фундаментальные (познание закономерных отн-й между явлениями действит-ти); б) прикладные (применение результатов фундаментальных наук). Роль науки стала быстро возрастать начиная с научной революции XVI–XVII вв. Сциентизм (лат. scientia наука, знания) — сис-ма убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний о мире. Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику. Сциентизм ставит науку в главенствующее положение в идейной и культурной жизни общества. Антисциентизм: возможности науки в решении проблем человеч-ва ограничены; крайнее проявл.: наука враждебна человеческому существованию. Наука утилитарна, не способна понять истинные проблемы мира и человека. Просвещение: усиливается поток предостережений против науки. Ж.-Ж. Руссо: в научных исследованиях возникает множество опасностей и ложных путей, перед тем, как достичь пользы, которую принесёт истина, приходится пройти множество ошибок. Н. Бердяев: «Вера в бога науки ныне пошатнулась, доверие к абсолютной науке, к возможности построить научное мировоззрение, удовлетворяющее природу человека, подорвано… Науки нет, есть только науки [= дисциплины]. <…> Наука есть лишь частная форма приспособления к частным формам бытия». Позицию интисциентизма занимает экзистенциализм (реакция на позитивизм, на мировую войну), экологисты, франкфуртская школа (апофеоз точного знания привел к созданию атомной бомбы, торжеству нацизма). Г. Маркузе (франкф. шк.), «Одномерный человек»: современный человек, в частности технический специалист, подвержен большому кол-ву перегрузок и напряжений, не принадлежит себе, эти обстоятельства указывают на болезненное и ненормальное состояние совр. общ-ва. Не только специалисты технических специальностей, но и гуманитарии сдавлены тисками нормативности и долженствования. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|