ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Философия Лейбница.Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646— 1716) — нем. математик, физик, юрист, историк и философ. Разработал дифференциальное и интегральное исчисление, сформулировал закон сохранения силы, предложил эволюционистское учение о происхождении Земли и солнечной системы, разработал теорию эволюции (на механистической основе), основоположник математической логики. Лейбниц стремился создать новый синтез античных, средневековых и совр. ему учений. Св. концепцию он характеризовал как перспективный центр, в котором примиряются различные философские направления. Так, развитие механистического взгляда на мир отбросило используемое в античной и ср-вековой Ф. понятие цели. Лейбниц: мир в целом и отдельные живые существа сходны с механизмами, но и у них есть опр. цель, намеченная Богом. Действия этих механизмов, подчиняющиеся законам механики, оказываются лишь сп-бом достижения данной цели. В споре между рационализмом (Декарт, Спиноза) и сенсуализмом (Локк) Лейбниц занимает промежуточную позицию: отрицая врожденные идеи Декарта и тезис Локка о том, что душа новорожденного ребенка есть «чистая доска». У человека есть врожденная способность к восприятию важнейших идей («Я», «тождество», «бытие» и т.п.). Онтология. В рационализме XVII в. нашла свое продолжение античная традиция деления реальности на мир умопостигаемый и чувственно воспринимаемый. Эту же линию развивает и Лейбниц в св. философском учении монадологии. Он предполагает исходное сущ-е Бога (первичной монады), Бог - творец реальности. Но, с другой стороны, он трактует материальный мир как иллюзию, а сотворенное Богом бытие оказывается у него совокупностью монад — духовных атомов, способных к восприятию, и в своем развитии дорастающих до стадии человеческого сознания. Эти духовные атомы в фил. Лейбница – гл. объект исследования. Анализируя важнейший атрибут материи — свойство протяженности, он отмечает, что пространство - всего лишь порядок одновременно сосуществующих вещей, а значит, это нечто такое, что рождается из взаимоотношения вещей → пространство — не не самостоятельный объект, а лишь отношение между вещами, а значит, производное от вещей представление, которое мы фиксируем в своем сознании. Аналогично он рассуждает и относительно времени. → если бы не было живых созданий, пространство и время существовали бы только в уме Бога. Реальный умопостигаемый мир сост.из бесконечного количества самост. субстанций — «монад» (от гр. «monas» — «единица»). Все существующее есть либо монада, либо совокупность монад. Монады просты и неделимы → они не могут быть протяженными и находиться в пространстве, ведь пространство бесконечно делимо; монады — это «метафизические точки». Они вечны и неуничтожимы, т.е. не могут возникать или погибать естественным путем: их существование зависит только от Бога. Монада — это духовная субстанция, она активна, ее деятельность состоит в смене восприятий и опр-ся стремлением к нов. восприятиям. Имея тождественную природу, монады различаются имеющимися у них восприятиями. В св. развитии монады проходят различные стадии, образуя иерархию по степени ясности восприятия мира. Высшие ступени занимают монады, способные не только к восприятию, но и самосознанию. К ним относится дух (интеллект) человека. Индивидуальное развитие всех монад идет по принципу «предустановленной гармонии» — плану, заранее заложенному в структуру бытия Богом. Всякая совокупность монад, представляющаяся в нашем сознании отдельной вещью, есть не случайное собрание, а агрегат (система), объединенный в целое одной высшей монадой. У животных такой доминирующей монадой является душа, у человека — дух или интеллект. Т.к. каждая монада живая, то даже тела, которые мы считаем неодушевленными, живые. А так как монады вечны, то, по сути, нет ни смерти, ни рождения живых существ, а есть только прогрессивное и регрессивное развитие монад. Теоретически могло бы существовать множество различных миров. Эти возможные миры могут отличаться не только набором существующих в них объектов, но и совершенством своего бытия. Бог совершенен, поэтому мир, созданный им, соединяет величайшее многообразие с наилучшим порядком. Бог вложил в этот мир наибольшее знание и счастье, наибольшую благость, доступные для этого мира. Поэтому наш мир — это « наилучший из возможных миров». Существование в мире зла - результат несовершенства людей, невыполнения человеком целей, ради которых он создан, средство недопущения большего зла либо достижения большего блага. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|