Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия Лейбница.




Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646— 1716) — нем. математик, физик, юрист, историк и философ. Разработал дифференциальное и интегральное исчисление, сформулировал закон сохранения силы, предложил эволюционистское учение о происхождении Земли и солнечной системы, разработал теорию эволюции (на меха­нистической основе), основоположник математической логики.

Лейбниц стремился создать новый син­тез античных, средневековых и совр. ему учений. Св. кон­цепцию он характеризовал как перспективный центр, в котором примиряются различные философские направления.

Так, развитие механистического взгляда на мир отбросило используемое в античной и ср-вековой Ф. понятие цели. Лейбниц: мир в целом и отдельные живые существа сходны с механизмами, но и у них есть опр. цель, намеченная Богом. Действия этих механиз­мов, подчиняющиеся законам механики, оказываются лишь сп-бом достижения данной цели.

В споре между рационализмом (Декарт, Спиноза) и сенсуализмом (Локк) Лейбниц занимает промежуточную позицию: отрицая врожденные идеи Декарта и тезис Локка о том, что душа новорожденного ребенка есть «чистая доска». У человека есть врожденная способность к восприятию важнейших идей («Я», «тождество», «бытие» и т.п.).

Онтология. В рационализме XVII в. нашла свое продолжение ан­тичная традиция деления реальности на мир умопостигаемый и чувственно воспринимаемый. Эту же ли­нию развивает и Лейбниц в св. философском учении монадологии.

Он предпо­лагает исходное сущ-е Бога (первичной монады), Бог - творец реальности. Но, с другой стороны, он трактует материальный мир как иллюзию, а сотворенное Богом бытие оказывается у него совокупностью монад — духовных атомов, способ­ных к восприятию, и в своем развитии дорастающих до стадии челове­ческого сознания. Эти духовные атомы в фил. Лейбница – гл. объект исследования.

Анализируя важнейший атрибут материи — свойство протяженности, он отмечает, что пространство - всего лишь порядок одновременно сосуще­ствующих вещей, а значит, это нечто такое, что рождается из взаимоот­ношения вещей → пространство — не не самостоятельный объект, а лишь отно­шение между вещами, а значит, производное от вещей представление, которое мы фиксируем в своем сознании. Аналогично он рассуждает и относительно времени. → если бы не было живых со­зданий, пространство и время существовали бы только в уме Бога.

Реальный умопостигаемый мир сост.из беско­нечного количества самост. субстанций — «монад» (от гр. «monas» — «едини­ца»). Все существующее есть либо монада, либо совокупность монад. Монады просты и неделимы → они не могут быть протяженными и находиться в пространстве, ведь пространство бесконечно делимо; монады — это «метафизические точки». Они веч­ны и неуничтожимы, т.е. не могут возникать или погибать естествен­ным путем: их существование зависит только от Бога.

Монада — это духовная субстанция, она активна, ее деятельность состоит в смене восприятий и опр-ся стремлением к нов. восприятиям. Имея тождественную природу, монады различаются имеющимися у них восприятиями.

В св. развитии монады проходят различные стадии, образуя иерархию по степени ясности восприятия мира. Высшие ступени занимают монады, способные не только к восприятию, но и самосознанию. К ним относится дух (интеллект) человека.

Индивидуальное развитие всех монад идет по принципу «предустановленной гармонии» — плану, заранее заложенному в структуру бытия Богом.

Всякая совокупность монад, представ­ляющаяся в нашем сознании отдельной вещью, есть не случайное со­брание, а агрегат (система), объединенный в целое одной высшей мо­надой. У животных такой доминирующей монадой является душа, у человека — дух или интеллект. Т.к. каждая монада живая, то даже тела, которые мы считаем неодушевленными, живые. А так как монады вечны, то, по сути, нет ни смерти, ни рожде­ния живых существ, а есть только прогрессивное и регрессивное раз­витие монад.

Теоретически могло бы существовать множество различных миров. Эти возможные миры могут отличаться не только набором существующих в них объектов, но и совершенством своего бытия. Бог совершенен, поэтому мир, созданный им, соединяет величайшее многообразие с наилучшим порядком. Бог вложил в этот мир наиболь­шее знание и счастье, наибольшую благость, доступные для этого мира. Поэтому наш мир — это « наилучший из возможных миров».

Существование в мире зла - результат несовершенства людей, невыполнения человеком целей, ради которых он соз­дан, средство недопущения большего зла либо достижения большего блага.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных