Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Марксистская философия.




Марксистская Ф. была создана совместно Карлом Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во 2й пол. XIX в. и является со­ставной частью более широкого учения — марксизма, который наряду с Ф. вкл. в себя экономику (политэкономию) и со­ц-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма получила широкое распространение в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой половине ХХ вв. В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возве­дена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

Гл. произведениями основателей марксизма являются: "Тезисы о Фейербахе", "Капитал" К. Маркса; "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Эн­гельса; "Диалектика природы", "Анти-Дюринг", "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека", "Происхождение семьи, частной собст. и гос-­ва" Ф. Энгельса.

Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материа­лизм). На каждом этапе общественного развития люди для обеспе­чения своей жизнедеятельности вступают в особые, объек­тивные, не зависящие от их воли производств. отноше­ния. Производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является бази­сом для институтов гос-ва и общества, обществ. отношений. Они выступают в кач-ве надстройки по отношению к экономич. базису. Базис и надстройка взаимно влияют друг на друга.

В зависимости от уровня развития производительных сил и про­изводств. отношений, опр. типа базиса и над­стройки выделяются общественно-экономические формации — первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовла­дельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский; феодальный; капиталистический; коммунистич.

Рост уровня производственных сил приводит к изменению про­изводственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя. Уровень экономики, материальное производство, производ­ственные отношения определяют судьбу гос-ва и обще­ства, ход истории.

Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия: средства производства; отчуждение; прибавочная стоимость; эксплуатация чел. человеком.

Средства производства - уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необхо­дима сила, обслуживающая их, - так называемая "рабочая сила".

В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчужде­ния основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар - средства производства - сосредоточиваются в руках немногих собствен­ников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств про­изводства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обра­щаться к собственникам средств производства в качестве наем­ной рабочей силы за заработную плату.

Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ни­ми, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые сред­ства производства для получения в будущем еще большей при­бавочной стоимости.

Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (комму­нистических) общественно-экономических отношений, при которых будет ликвидирована частная собственность на средства произ­водства, эксплуатация человека человеком и при­своение результатов чужого труда (прибавочного продукта) уз­кой группой лиц; частная собственность на средства производства будет заме­нена общественной (государственной), произведенный продукт, результаты труда будут делиться ме­жду всеми членами общества благодаря справедливому рас­пределению.

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на материалистических принципах. Основные положения диалектического материализма:

• бытие опр. сознание, сознание не самостоятельная сущность, а св-во материи отражать саму себя;

• материя находится в постоянном движении и развитии, она вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы существования;

• Бога нет, Он является плодом человече­ской фантазии для объяснения явлений, непонятных челове­честву, и дает человечеству утешение и надежду;

• важный фактор развития - практика (преобразо­вание человеком окружающей действительности и самого человека);

• развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качест­во, отрицания отрицания.

55. Позитивизм в философии 19-20 вв.: этапы развития, представители, основные идеи.

Позитивизм возник в 40 гг. XIX в. Основоположник – Огюст Конт. Выделяют 3 волны позитивизма.

1-й позитивизм (классический) – О. Конт, Е. Дюринг, Г.Спенсер, М.М.Троицкий

Ф. Конта во многом – реакция на атмосферу неприязни к разуму, науке, др. символам Просвещения в XIX в. → отправной пункт его Ф. – отвержение «метафизики» (спекулятивной Ф) и отождествление познания с научно-исследоват. деятельностью. Конт: цель науки - накопление и систематизация позитивного знания (=«научных фактов» - данных наблюдений и экспериментов, относящихся к реальному миру). «Позитивная» Ф. должна стать «теорией науки», заниматься логикой научного исследования и его методологией.

Эмпирическое происхождение знания – основа его научности. При этом познание ориентировано на описание явлений, установление связей между ними, а не на проникновение в их сущность (наука отвечает на вопр. «как», а не «почему»).

Умств. созревание человеч-ва проходит в 3 стадии: 1) теологическая (чел. объясняет явления антропоморфно, населяя мир богами, духами и т.д.); 2) метафизическая (объяснение окруж. мира за счет вымышл. абстрактных сущностей, якобы скрывающихся за явлениями); 3) позитивная (отказ от поисков сущностей, попыток проникнуть в природу вещей и переход к научн. познанию на осн. опыта, к наблюд. и опис. явлений).

2-й позитивизм (эмпириокритицизм (махизм) – Э.Мах, Р. Авенариус

«эмпириокритицизм» - «критическое исследование опыта»

Мах предлагает пересмотреть научн. терминологию с целью определения, какие из научн. понятий имеют значение. Если пон. можно сопоставить с комплексом ощущений, оно имеет значение, если нет – это фикция.

Ощущения - «нейтральный элемент», предшествующий делению целостного опыта на «внешний» (физический) и «внутренний» (психологический). Это деление опыта приводит к появлению метафизических учений (как материалистических, так и идеалистических), и — как следствие — к бесконечным и бессмысленным спорам между ними. Отказываясь от этого деления, мы понимаем: то, что обычно считается вещью внешнего мира, есть всего лишь «комплекс ощущений», а то, что стоит за этими комплексами и их вызывает, нам не доступно, и потому любые рассуждения об этом ненаучны. Отсюда, «атом», «субстанция», «материя» и т.п. есть столь же ненаучные понятия, как и кантовская «вещь-в-себе».

2-й позитивизм отрицал связь научного знания с объективной реальностью → невозможно выделить научную концепцию, на основании того, насколько точно она отображает реальность → выбирать надо ту, которая наиболее просто описывает ощущения – исходный материал научн. познания = принцип экономии мышления.

Ленин выступил с критикой махизма; аргумент – ощущения субъекта – форм отржения объективного мира → научное знание в той или иной мере отражает реальность.

3-й позитивизм (неопозитивизм) – 30 гг. ХХ в. Венский кружок (вокруг преемника Маха – Шлика): Нейрат, Карнап, Гедель. Анализ научного знания должен проводиться с пом. логич. ср-в; задача Ф. – логический анализ языка науки. Разрабатывали критерии научности. В кач-ве такого критерия б. принят пр-п верифицируемости (научные знания эмпирически можно подтвердить).

2-й и 3-й позитивизм способствовали выделению Ф.науки в особую отрасль философск. знания.

56. Философия жизни: основные понятия и представители.

30-40 гг. XIX в. Основоположник – Артур Шопенгауэр. Осн. представители – Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, А. Бергсон, Х. Ортега-и-Гассет, В. Соловьев.

В центре Ф.жизни стоит жизнь в широком смысле. Жизнь – иррациональное пон., к-му нельзя дать строгого опр., но можно выделить его признаки: жизнь – это движение, развитие, она противопоставлена всему механическому и искусственному, тому, что движ. под принуждением. Будучи потоком, жизнь самоорганизована, ей присуща согласованность функций. Жизнь противопоставлена сметри как кажимости жизни (чел. живет, но, по сути, существует).

Изначально Ф.Ж. (в лице Шопенгауэра и Ницше) возникла как реакция на госп-во ф. рационализма, идеи о том, что нет сф., куда не мож. проникнуть наука. Ф.Ж.: есть сф. закрытые для науки: любовь и др. внерациональные области бытия.

Способ запечатлеть жизнь – искусство, особ. музыка. Ф. т.ж. помогает прояснить, что такое жизнь.

Шопенгауэр не мог понять, почему Ф. Гегеля («Разум правит миром», в смысле логики, научн. разума), те. не требуется большого ума, чтобы понять, что это не так: всюду побеждала бы просвещенность, власть принадлежала бы просвещ. людям. Такое бывает в виде искл. Скорее властью обл. те, у кого есть воля. Воля – гл. св-во в человеке («воля к жизни»).

Жизнь – борьба разнонаправл. воль. Воля толкает к сохр. св. жизни, ее развитию, к вожделению: подчинить др., к-е также испытывают такое желание. Прогресса нет, а к чему приведет б-ба воль неизвестно.

Знание и наука в совр. виде ослабляют волю к жизни. Они разв. рац. сторону, но способств. рыхлости духа: множ-во знаний приводит к сомнениям. Чел. не отягощ. знаниями решительнее, он готов к испытаниям жизни (сорняки и культурные растения).

Знания не порожд. волю, воля дает возм. приобрести необх. знания.

«Ф. страдающей воли»: борьба воль не приводит к желаемому результату, абсолютной победы нет.

Сущ. 2 выхода: через иск-во (дает очищение воли, что делает волю своб. от агрессии и готовой к творч-ву во благо людей.) или самоотречение воли (аскетизм).

Ф. Ницше начинал как послед-ль Шопенгауэра, но в дальнейш. стал критиковать его: выходит, что «воля к жизни» не им. цели. Ницше счит., что воля должна им. цель, и это власть.

Центр. пон. Ницше – воля к власти и сверхчеловек.

Критикует Гегеля (за рационализм), общ-во (за мещанство). Зап.-евр. об-во утратило возвыш. ориентиры, лидир. роль в мире, озабочено мелкими проблемами: наполк. богатсва, комфорт «маленькое удовольствие на день, мал. удов. на ночь».

1) Последние люди (наступила эра сверхчеловека; они забыли великое предназначение); 2) лазающие обезьяны (толкая др. др., пытаются занять место повыше в гос-ве, не имея на то оснований; их не волнуют высокие ценности) – катег. людей в «Так говорил Заратустра».

Воля к власти – не жел. занять рук. пост, а умение подчинить людей морально: сверхчел. не заним. высокий пост, но им. власть над душами. Сверхлюди – люди творч., жел. изменить мир к лучшему; никогда не просят помощи («падающего толкни»).

Критикует церковь и христ-во. «Бог умер» = люди убили его в св. сердцах; они молятся, но в душах их бога нет. Чел. не может без духовного пастыря → освободилось место для сверхчеловека.

«По ту сторону добра и зла» - красота; эстетическое выше этического. Красота проявл. в риске, преодолении трудностей (стань самим собой; постоянное становление).

3 превращения духа: верблюд (тянущ. поклажу – ценности культуры), лев (осмелиться на критику всего, что нагружено), дитя – можно свободно творить, совершать открытие.

57. Прагматизм: основные понятия и представители.

Название этого фил. учения - от гр. "прагма" -дело, действие. Возник в 70-е гг. ХIX в. в США.

Прагматизм заявил о необходимости реконструкции Ф.: она должна быть не размышлением о 1х началах бытия и познания, а "человеч. проблемами", помогать человеку в решении встающих перед ним жизнен­ных задач.

Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914) рассм. мышление как вид приспособительной деятельности организма, направленной на регулиро­вание отношений между организмом и средой. Мышление принимается за работу тогда, когда возникает сомнение, препятствующее действию. Оно должно преодолеть сомнение, восстановить веру, готовность действовать. В силу разл. обстоятельств состояние веры может смениться состоянием сомнения, равнозначным приостановке действия. В противоположность вере сомнение - беспокой­ное и неприятное состояние, и мы стремимся как можно скорее освобо­диться от него.

Процесс познания - переход от сомнения к вере. Вера не является истиной. Человек (в том числе и уче­ный) стремится не к истине, а к устойчивому верованию. А чтобы веро­вание было устойчивым, его по возможности должны разделять все чле­ны общества. Для этого часто применяется метод авторитета, когда некоторая организация предписывает людям совокупность обязательных для них верований, преследуя и наказывая инакомыслящих.

Уильям Джемс (I842-1910) стремился разрешить противоречие между наукой и религией. Он считал, что чел. жизнь невозможна без религии. Религия нужна человеку для того, чтобы чувствовать себя в большей безопасности в ненадежной, полной случайностей Вселенной. При этом не утверждал существование Бога. Но раз вера в Бога имеет вечные последствия для человеческой жизни, люди вправе считать объект веры реальным.

Наша жизнь зависит от нас самих, от нашей веры в возможность ее улучшения. Нужно верить в успех и действовать; чем сильнее вера, тем больше шансов на успех. Джеймс понимает истину как успешность или работоспособность некоторой идеи, ее полезность для достижения той или иной цели, к-ю ставит и к осуществлению к-й стремится человек. Функция мышления сост. преимущественно в выборе средств для осуществления наших планов и намерений.

Джон Дьюи (1853-1952) говорит, что основная задача Ф., на­уки и научного метода заключается в наилучшем приспособлении чело­века к среде, в обеспечении успешного чел. действия. Все теории - своеобразные инструменты, орудия, позволяющие решить проб­лемы, возникающее в жизни людей. Теории, идеи признаются истинными в той мере, в какой они оказываются успешными. Мерило истинности теории - ее практическая эффективность. Истина определяется как по­лезность.

Для прагматизма в целом характерно убеждение, что все объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения возникающих жизненных задач, мышление - не отражение действительности, а средство приспособления организма к окружающей среде с целью успешного действия.

58. Экзистенциализм: основные направления, представители, проблематика и понятия.

Экзистенциализм (от лат. «existentia» — «существование») 30 гг. и до 60-70 XX в.

Мартин Хайдеггер, Карл Яспер, Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар

Одним из ее источников была Ф. жизни.

Центральное место в философии экзистенциализма заняла проблема человеческого существования (экзистенция).

Существование предшествует сущности (экзистенция предшествует эссенции): отрицание того, что всякий предмет, явление обладает некоторой сущностью, которая изначально присутствует в нем; наоборот: сначала нечто существует, а затем обретает или не обретает св. сущность. Нет заранее заданной сущности.

Человек обретает сущность через испытание (пограничная ситуация – ситуация выбора между жизнью и смертью). Сущность нельзя обрести раз и навсегда, однажды пройдя испытание, в следующий раз его можно не пройти, не решиться на риск и потерять свою сущность. Жизнь человека – постоянный выбор.

Понять человеческое бытие невозможно рациональными методами и тем более методами естественных наук, оно постигается только интуитивно. Как и в Ф. жизни, человеческое бытие предстает перед взором исследователя в виде потока переживаний, в который вовлечен и сам исследователь, а значит, он не только его созерцает, но и сам живет в нем. Для анализа человеческой жизни экзистенциалисты используют ряд понятий, описывающих определенные состояния человека: «страх», «надежда», «отчаяние», «решимость» и т.д.

Важнейшая особенность человека — его смертность. Неизбежность, неотвратимость смерти заставляет нас по-другому взглянуть на жизнь и оценить ее, в частности посмотреть на нее не с «начала», а с «конца», что позволяет нам глубже понять ее сущность.

Человек переживает экзистенциальное одиночество – невозможно передать св. внутр. мир др. человеку и не дано понять, что переживает др. человек.

Каждый индивид существует только в рамках определенной культуры и конкретной ситуации. Наличие тех или иных биологических и психологических задатков, принадлежность к той или иной социальной группе и этносу, нахождение в определенной историко-культурной ситуации и т.п. — все это объективные характеристики и условия, которые навязаны человеку извне и помимо его желаний.

Одно из центральных мест в экзистенциализме занимает проблема свободы. Ее сущность объясняется на базе понятия «экзистенция» и такой ее важнейшей характеристики, как «направленность» («интенциональность») на трансцендентную сущность.

Религиозный экзистенциализм: свободу можно обрести только в Боге.

Атеистический экзистенциализм (Сартр): свобода - возможность для человека выбирать самого себя, т.е. свою сущность, которая не зависит ни от чего в этом мире. Свобода оказыва­ется при этом тяжелым бременем, которое вынужден нести человек, если он выбрал себя как личность. Но человек может и отказаться от этого выбора, тогда он перестает быть самим собой и становится «как все». При этом он погружается в мир обезличенности, анонимности, где никто ничего не решает и не несет ни за что никакой ответственности, человек превращается «в винтик» в общественном механизме.

В религиозный экзистенциализм (Бердяев, Марсель, Ясперс, поздний Хайдеггер) включает в св. систему бога, а атеистический (Сартр, Камю) нет (его не отрицают, просто его существование никак не оговаривается).

59. Характерные черты русской философской мысли. Основные вехи её истории.

Проблема начала РФ (с 19 в. – Лосский или с 11 в. – Зеньковский). Специфическая нац. традиция мысли; история становления самобытного мировидения и тесная связь с европ. ф., принятием или критикой ее.

Периодизация.

11 – 17 века: зарождение, связь с эллинизмом, античной диалектикой платонизма, византийским христ-вом и вост. патристикой; осн. проблемы: соотношение веры и разума, здравого смысла и интуиции, Ф. и теологии, идеала аскетического и мирского, осмысление духовности православия в условиях русской нац. жизни и становление личностного самосознания; культ книжников;

митрополит Илларион «Слово о законе и благодати» (11 в., правда перед Богом важнее, стремление к высшему) + старец Филофей «Москва – третий Рим» (16 в., поиск культ. идентичности, особое историч. назначение, верность идеям православия, роль объединителя христ. сил и их распространение); нестяжательство (Нил Сорский, 15 в., молчаливая молитва, отказ от монастырской соб-ти и т. п., отстранение церкви от гос-ва) ↔ иосифляне (Иосиф Волоцкий, центр-ция религ. жизни, церковь + гос-во)

18 век: дифф-ция философ. мысли на антропологию, гносеологию, соц. взгляды; идеи просветительского гуманизма (Г. С. Сковорода, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев и А. Д. Кантемир; «весна русского Просвещения»); становление русской метафизики с характ. интересом к проблеме Бога, человеч. души; усердное ученичество у Запада + поиск своего пути

19 век: самост. фил. мысль; выраженный обществ. акцент, спор западников и славянофилов об ист. судьбе России; материалистич. взгляды (Чернышевский, Писарев).

1870-е – 1917: народническая идеология (Бакунин, Лавров, Михайловский); В. С. Соловьев (основа русской религ-философ. мысли); Н. А. Бердяев, Л. Н. Толстой, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Н. О. Лосский, С. Л. Франк → русская религ. Ф; марксизм (Плеханов, Ленин)

После 1917: диамат как госуд-идеологич. доктрина, секулярная, научно ориентированная мысль + постсоветский этап (становление, активный поиск новых парадигм и расширение проблемного круга)

Характерные черты.

1. онтологизм – придание бытийного статуса гносеологическим и этическим понятиям (онтология «Добра» В. С. Соловьева и «Непостижимого» Франка); утверждение реальности как динамического единства Бога, человека и космоса, мессианская роль чел. в деле спасения мира; акт познания как развертывание идеи воссоединения бытия

2. метафизичность – связь мира тварного с миром нетварным, рассуждения о Боге, о чел. душе, связь с православной теологией и лит-рой и народной мифологией; мистическая интуиция; Ф как синтез для обретения полноты жизни

3. интуитивизм и гносеологический реализм – отсутствие схоластики, интуиция как высшая форма познания, как опыт непосредств., живого чувства реальности; стоит выше рационального познания, синтетична по своей сути, ее предмет – целостность мира во всей его сложности и трагичности

4. антропологизм – в центре фил. рассуждений человек, его творч. и нравств. силы; особое внимание соборным качествам чел., его духу и жизни, проблемы этики

5. историософичность – поиск глубинных духовно-культ. и религ. архетипов истории, ее софийности (Соловьев, Булгаков, Флоренский), выявление смысла истории, места и роли России

6. антиутилитарный, антисциентистский, нравственно-гуманистич. х-р ценностей; акцент на «больные» нравственные вопросы

7. акцент на соц. проблематику (особо 20 век); отзывчивость на «больные» вопросы об-ва, истории

8. нет философских систем (кроме Соловьева); предпочтение статьям, худож. лит-ре, мало терминологии






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных