Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Домонгольская иконопись.

Актуальные проблемы древнерусского искусства

В. А. Булкин

Задание. Письменно к 1 декабря.

1. " Построить" древнерусский храм. Выбрать место, как сориентировать храм в условиях городской застройки, храмозданная грамота от высшего церковного иерарха, разбивка фундаментов, стены, строит материал, система кладки, опорные конструкции, перекрытие, своды, фасады, окна, распределение, декоративные элементы, конфигурация фундамента, тип здания, форма столбов, все от начала до конца. Объяснительная записка с типологией, к-к, новгородский, например, почему именно получился новгородский. Храм определенной стилистической конструкции.

2. Расписать храм и написать икону.

Раннемосковский храм конца 14-нач 15 века

Искусство требует ласки.

Верхняя часть новгорлдского храма конца 12 века, фреска.

Черный В.Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997.

Раппопорт П.А. Архитектура Древней Руси. СПб, 2002.

 

Конспекты:

Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси.

Тарабукин Н.М. Смысл иконы.

Аверинцев С.С. К вопросу о смысле надписи над конхой центральной апсиды Софийского собора в Киеве

П.А. Флоренский. Иконостас.

Бычков В. Феномен иконы.

 

 

1. Духовной подоплекой является синтез языческой и христианской религии. С 988 года воспринятая из Византии вера была доминирующей. Язычество было отодвинуто на дальний план. Но когда говорят о двоеверии, нельзя принимать это серьезно. Реформа 988 была подготовлена язычеством, аура духовного облика молодых христиан накладывалась на христианскую догматику. Это стало сквозным действующим фактором на протяжении всей истории древнерусского искусства. Древнерусское искусство - автопортрет народа. Христианские богословы хорошо чувствовали эту ситуацию. Некоторые стороны языческой Руси они решили воцерковить. Слово о законе и благодати митрополита Илариона. Искренность от приобщения к христианской истине. Рыбаков. Язычество древних славян. Язычество Древней Руси. Памятники языческой архитектуры не дошли. Исключение - курганы. Кудесники, волхвы.

2. Христианство - истинная духовная подоплека древнерусского искусства. Важно подчеркнуть, что это искусство Средневековой Руси, а не древнерусское. Искусством оно тоже не является, это религиозное мировоззрение в красках. Икона для поклонения, а картина для любования. Искусство служило религии, было частью и средством религиозного культа. В музее икона становится искусством. Она обращается к нам эстетической стороной. Нам необходимо ее воспринимать как историко-художественное явление, культовое, но обособившееся. Допетровское искусство. 1703 год. Молитва перед иконой, поклонение не иконе, а тому, кто изображен. Эстетическое и религиозное друг другу не противоречат. Волнообразная природа иконы: от иконы идет красота и религиозное переживание. Красота в иконе пронизана религиозным смыслом. Мир сотворен - исходный пункт. Храм - это мир, его символ, ответ творцу. Творец даровал человеку мир как храм. Красота природы тоже сотворенная.

Десятинная церковь и методы ее изучения

 

Древнерусский храм - не только система, это организм. Архитектура - безмолвное искусство. Ландшафт делает храм выразительным, смыслом природы, символом мира, творением творения. Архитектура не мыслится без пространства. Архитектура воплощает только позитивные ценности.

 

Считалось, что у него было 25 глав (летопись 15 века). Был действительно многоглавый, но глав было меньше. Двухэтажная галерея перекрывает всю стену.

Реставрация: Раскрытие первоначальных форм, за этим может следовать восстановление утраченных вещей, если есть изображение или документальное подтверждение - только так, все остальное - недопустимо.

 

Чернигов, Спасо-Преображенский собор

1030-е годы. Притвор - с С-З или Ю (сени). Зондаж: плинфа, опусмикстум - смешанная техника (конец 10-нач.12 века). Пятиглавый храм. Трехнефный, шестистолпный, выделенный нартекс, поздний иконостас, интерьер типично византийский - тройная аркада внизу держит хоры, наверху - та же форма, три арки - в южной части храма, на севере то же самое. Нашли тонкие византийские колонны, которые потом обложили кирпичами. Игра с тяжестью. Не был оштукатурен. Кладка выполняет и конструктивную, и декоративную функцию.

 

Архитектурно-археологический метод

Реставрация

Исторический

 

Архитектура 1030-50х годов.

 

Киев растет. Стены дерево-земляные. Каменные стены только в Старой Ладоге. Софийский собор строился в подражании Константинополю.

Мудрость Божья, Истина, Творец, Бог в действии, сила, пронизывающая космос.

Рядом два храма: храм во имя Георгия и Ирины. Такие посвящения в честь имени в крещении Ярослава и его жены Ингегерд.

Софийский собор не только в Киеве (1037), но и в Новгороде (1045-1050) и в Полоцке.

Строили только летом.

София Киевская. Зондаж в апсиде. Опусмикстум, цемяночно-известковый раствор. Полуколонки, уступчатые ниши. Кладка со скрытым рядом.

 

Иконографический метод изучения архитектуры - исследование старых изображений. Каждое здание могло быть изображено на иконах, в миниатюрах, фотографиях.

 

17 век - голл художник Вестерфельд приехал в Киев, делал рисунки храмов, но не подписывал.

 

5 нефов, три апсиды, два яруса галерей, наружная галерея одноэтажная, 13 глав. Пирамидальная композиция, ступенчатая, иерархическая. Общая символика храма - образ космоса, образ мира.

Читать надо не снизу, а сверху. Духовное начало во главе всего.

Епископ - священник - дьякон.

Миряне - фауна - флора - вещество.

Архитектоника - соотношение внутреннего и наружнего.

Комара - свод, закомары - внешнее отражение свода.

Перекрытие и покрытие - кровля. Если оторвано, есть чердак.

 

 

Живопись

Искусство не самодостаточно, оно служит. Живопись не самоценна.

Возможности живописи ограничены. Символизм - в рамках церковного культа, "изобразить неизобразимое". Икона - изображение, а поклонение не изображению, а тому, кто изображен - так и совершается символизм. Путь, указание направления, ориентир, указывает на главное - инобытие. Икона - концентрация иконописного языка и служения живописи богослужебному обряду.

Настенная ж ивопись.

Система росписей христианского храма - упорядоченная, плотная система, напрямую связана с символикой архитектуры. Если храм - образ мира, то в живописи есть все для ориентирования в этом символическом мире. В ходе служебного действа система раскрывается. Очень строгая, последовательная.

Иерархия. Дионисий Ареопагит: мир строится иерархически. Первую, высшую и к Пресвятой Троице ближайшую иерархию составляют: Серафимы, Херувимы и Престолы, вторую, среднюю — Власти, Господства, Силы. К третьей относятся Начала, Архангелы, Ангелы. Церковная иерархия: епископ, священник, дьякон. Миряне - люди, фауна, флора, вещество.

Киевская София.

Купол - изображение Христа Пантократора в круге, не рама, а круг как символ совершенства.

Ритмика земного мира - указание на порядок инобытия. Человек организует свое бытие по законам красоты; красота - истина. Т.о. сам порядок - указание на сверхпорядок.

Дальше - архангелы.

В простенках барабана - непосредственно ученики Христа - апостолы. Иногда - пророки или праотцы. Сохранилось изображение апостола Павла.

Обычно - фронтальное изображение. Цель - быть понятным. Сочетание простоты и сложности "изображения неизобразимого". Статичность.

Павел - духовная стихия, он свидетельствует, он сопричастен истине, свидетельствует, что иной мир есть. Плоскостность, предметные характеристики сняты. Вещественность умалена, скорее угадывается, необходима для того, чтобы не потерялась связь с верующим.

 

В парусах - евангелисты. Посредники между Христом и людьми - переход в купол, они на границе.

 

В подпружных арках - мученики. Арки несут тяжесть, страдательное свойство, усилие, мучение.

 

Апсида, сверху вниз: Богоматерь Оранта, 5 м, Евхаристия, Святительский чин. Богоматерь будто склоняется к верующему.

Перед ними, по двум сторонам: Богоматерь и Гавриил - Благовещение.

Стены, своды, столбы - земной цикл Христа. Указание на путь.

На западной стене - изображение Страшного суда. Самая нравоучительная тема, последнее, что видит человек, выходя из храма.

Синтез - самое главное.

Византийская культура цвета, которая говорит о многовековой колористической культурной традиции.

 

Иконопись

Icon - образ.

Темпера предполагает рядоположение, не терпит смешение. Связующее - яичный желток. Икона предполагает по своему содержанию твердь, по словам Флоренского, - поэтому основа именно доска. Использовалась в основном липа. С тыльной стороны скреплялись шпонками: накладные и врезные. Скреплялись также шипами.

Икону надо оценивать не только по стилистике, но и материальной, технической точки зрения.

Филатов. Русская станковая темперная живопись. - Техническая сторона иконы.

Доска обрабатывалась топором или теслом. Пилу знали с 10 века, но для подготовки иконописных досок не использовали (поперечный распил разрушает волокна).

В центре лицевой стороны - ковчег и поля. Средник - название главного изображения. На полях с 13 века клейма - жития святых. На лицевую сторону накладывается паволока - либо вся поверхность доски, либо только фрагменты ткани на стыках досок или на местах сучков, щелей.

На паволоку накладывался левкас - мел или алебастр на медном клее. Тоже может помочь в определении датировки.

Живописная работа. Сначала доличное, потом личное. Нанести рисунок - назнаменовать. Разные способы переноса: прориси на листе или др. Сначала работает один художник, наносит доличное: фоны, одежды. Личное письмо. О разделении труда до 17 века ничего не известно. В 17 веке - несколько разных художников. Доличное, златописец, травщик - орнамент, личное. Живописцы делились на жалованные, кормовые - те, кто был учтен по всем городам, получали жалование сдельно, городовые - ходили по городам. Система в Оружейной палате была очень строгая.

Последняя стадия - защитный слой из льняного масла (олифы). Закрепляет слои и защищает от внешних воздействий. Колориту придает единство, усиливает глубину. Со временем появляются светло-желтые оттенки, где-то становятся темнее, закрывают краски. Требуется реставрация - поновление.

Домонгольская иконопись.

Сохранилось около трех десятков. Весь фонд домонгольской иконописи введен в научный оборот после революции. Грабарь, Анисимов - экспедиции.

ГТГ, ГРМ, новгородский музей, музей Ярославля.

Датировка домонгольской иконописи - главная проблема. Очень широкий диапазон.

Новгород.

Павел и Петр. Новогородский музей.

Личное переписано в 16 веке. Хитон - нижнее, гиматий - верхнее. Координированы по отношению друг к другу. Павел и Петр - в таком порядке - неустоявшаяся иконографии. Утрачен золотой фон. Сер. 11 века, время завершения собора, время формирования иконного убранства.

Георгий. ГТГ.

Из Георгиевского собора Юрьева монастыря (основан в 1119). Сначала считали, что 1030 год. Юрьев монастырь был основан по некоторым данным по указу Ярослава Мудрого (при крещении был Георгием). Либо написана для каменного храма - значит, 1130-40е.

Устюжское Благовещение. Считалось, что происходит из Устюга. На самом деле из Георгиевского собора Юрьева монастыря. В 16 веке Иван Грозный увез ее в Москву. Золотой фон сохранился очень плохо. Фигура богоматери была подрезана. Бог-отец изображен Ветхим деньми. Хорошо сохранился лик архангела Гавриила. Золоченые волосы.

Святой Георгий.

Из собора Юрьева монастыря. 1130-40е. Поясное изображение.

 

Византинизирующее направление: либо византийские мастера, либо русские ученики виз. художников.

Олимпий. 2/2 11 века.

 

Век. Архитектура.

Основа - зодчество Киевской Руси.

Приднепровская архитектурная школа. Киево-черниговская. Приднепровская - более широкое понятие. Киевское, чериговское, владимиро-волынское, рязанское, смоленское княжества.

Новгородская школа.

Владимиро-Суздальская школа.

Полоцкая

Смоленская после 1180х

Гродненская

Галицкая

 

Своеобразие и качество архитектуры = стиль, школа. Стиль - это высокое художественное качество, которое сопряжено с качеством. Стиль - редкость. Не любое своеобразие может быть стилем. Стилистика - своеобразие форм.

Школа - стилевое явление. В рамках древнерусского стиля. Древнерусское - фрагмент восточнохристианского стиля средневекового искусства.

 

Местные строители и местные строительные материалы - предпосылки.

 

Термины

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Примерные темы докладов по древнерусской литературе | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных