Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 5. Теория контрактов




Участников контракта отличает две черты, существенные для современной экономической жизни.

1) Все участники экономической жизни (участники контракта) считаются изначально свободными. Это значит, что никто не принуждает их вступать в те или иные сделки, они в эти сделки вступают добровольно.

2) Все участники экономической жизни (участники контракта) преследуют свои собственные интересы.

В силу того, что участники контракта добровольно соглашаются взаимодействовать друг с другом и преследуют свои интересы, они должны прийти к согласию между собой. Ведь никто не может заставить другого сделать что-то, противоречащее интересам последнего. Поэтому контракт включает в себя характеристику этого согласия и процесс его достижения.

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНТРАКТА.

1) Предмет контракта. 2) Размер возмещения, получаемого участниками за свои действия. 3) Правила и процедуры, которые используются сторонами в обусловленных контрактом действиях в будущем. 4) Ожидаемое поведение.

С точки зрения теории контрактного права, можно выделить ряд параметров, по которым контракты различаются между собой. К ним обычно относят: размер, продолжительность, содержание, частоту, формальность, реальное равенство (или неравенство) участников.

1. Размер. Он может быть объективным и субъективным.

Объективный размер контракта - это размер по отношению к представлениям судебной инстанции. В каждой стране есть понятие малого контракта и большой суммы, которая подлежит новому порядку арбитражного рассмотрения.

Субъективный (или относительный) размер контракта связан с “эффектом богатства”. Чем больше ваш капитал, тем меньшую долю в нем занимает сумма определенного контракта, благодаря чему субъективный размер контракта разный для разных участников. Он связан в экономическом плане с реальным равенством или неравенством участников.

2. Продолжительность. Контракт может быть любой продолжительности – от разового, или точкового контракта (spot market contract) и вплоть до контракта с неопределенным сроком.

3. Содержание (contract content). Теорией контрактного права стандартно выделяются следующие виды контракта:

Sale contract (контракт продажи).

Hire contract (контракт разового найма). В данном контракте описывается, что конкретно должно быть сделано. Например, вы заключаете такой контракт с маляром, если вам нужно разовым образом покрасить свой дом.

Employment contract (контракт найма). В нем вы расписываете свое право, как нанимателя, распоряжаться действиями нанятого вами человека.

Таким образом, очевидно, что hire contract и employment contract - принципиально разные контракты.

Marriage contract (брачный контракт).

Consumer credit contract (потребительский кредитный контракт). Теперь на Западе это отдельный вид контракта. Он всегда асимметричен, и о подавленной стороне заботятся юристы этого кредита. Во всех странах и даже у нас существует достаточно мощное законодательство в защиту потребителей.

Следующие три вида контрактов - rent, mortgage и leasehold contracts – есть контракты аренды того иди иного ресурса.

Rent contract (контракт ренты). Контракт ренты есть стандартный договор аренды некоторой собственности, предусматривающий, что под него вы не даете ничего в залог.

Mortgage contract (кредитный контракт на приобретения недвижимости). Данный контракт является крупным договором аренды, и здесь залогом служит вся ваша кредитная история сама по себе

Leasehold contract (лизинговый контракт).

Credit contract (кредитный контракт). Большинство юристов считает, что кредитный договор (Credit) есть продажа денежных ресурсов (Sale), и специально его не выделяет. В теории контрактного права выделение коммерческого кредитного контракта крайне редко.

4. Частота. Контракт может быть разовый и повторяющийся. Повторяющийся контракт - это контракт, который повторяется ежедневно, еженедельно, ежегодно (т.е. укладывается в активный период деятельности какого-то предприятия). Если в своем повторении контракт совпадает с оборотом оборотного капитала, это - повторяющийся частый контракт. Если в своем повторении контракт совпадает с обновлением основного капитала, основных средств, это - повторяющийся, но редкий контракт.

5. Формальность. Контракт бывает писаный и неписаный. Чем мельче контракт, тем меньше вероятность того, что он записывается. Степень формализации контракта вообще есть проблема контрактного права и проблема экономической теории контрактов.

6. Реальное равенство (или неравенство) участников.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КОНТРАКТНОГО ПРАВА.

Privacy - причастность. Данное понятие используется в виде “with privacy” и “without privacy”, что означает “с ведома собственника” и “без ведома собственника”. Это центральный элемент контрактного права, устанавливающий, что ты имеешь право действовать либо только по согласованию с другой стороной, либо автономно.

Formation of contract - составление контракта. Это достаточно дорогостоящая процедура, и ей следует уделить внимание.

Contract content – содержание контракта.

Misinterpretation of contract – искажение контракта. (Очень важное понятие для юристов). Фактически misinterpretation of contract есть нарушение формальных условий контракта. Причем вы можете сделать это сознательно или несознательно (по забывчивости, по непониманию условий контракта, и пр.), но в любом случае это будет нарушением контракта.

Capacity - объем полномочий каждой стороны. Это понятие тесно связано с понятием “privacy”. У каждой стороны есть определенный объем полномочий в рамках контракта. Например, в employment contract объем полномочий представителя нанимателя: отдавать распоряжения рабочим в рамках 8-часового рабочего дня и установленного набора функций, которые эти рабочие должны выполнять. А объем полномочий рабочего: не делать ничего свыше записанного в контракте. Другой пример. Объем полномочий стороны, которая взяла в лизинг комбайн, ограничивается тем, что она может его использовать, но не может продать.

С нарушением контракта (misinterpretation of contract) связано понятие “illegality ” - “ незаконность или нелегальность”. Ваши действия будут признаны нелегальными и в том случае, если вы превышаете объем своих полномочий (capacity). Наряду с понятием “illegality” есть понятие “mistake” - “ошибка”. Illegality есть сознательное нарушение закона или контракта. Mistake есть несознательное нарушение закона или контракта.

Контракт не обязательно должен быть записан. Существует множество стандартных контрактов, которые заключаются при свидетелях передачи того или иного продукта на основании расписок или заказов. При этом есть бланк заказа, есть платежное поручение, а никакого контракта нет.

Задача теории контрактов состоит в том, чтобы выделить различные виды несовершенства контрактов; объяснить, каким образом сделки все же заключаются; и определить ту грань, за которой они перестают заключаться.

Какого рода проблемы возникают в реальном мире?

1. В реальном мире имеет место не абсолютная, а ограниченная рациональность (bounded rationality). Люди выбирают определенные стратегии и им следуют, пока те приносят позитивные результаты. Таким образом, резко возрастает роль исследований в рамках институтов. Люди начинают совершать выбор в крайне жестких рамках, обусловленных действующими институтами. Зона выбора у индивида очень узка, и внутри нее он пытается вести себя рационально, а выйти из нее боится.

2. В реальном мире имеет место неполнота информации, обусловленная ее дороговизной. А с неполнотой информации связаны такие явления, как opportunistic behavior (оппортунистическое поведение), moral hazard (моральная угроза, или моральный риск) и adverse selection (неблагоприятный отбор).

Оппортунистическое поведение. Понятно, что в контракте необходимо предусматривать контрмеры возможному оппортунистическому поведению партнеров.

Моральная угроза (или моральный риск). В общем, это вид оппортунистического поведения, который связан с формальным выполнением обязательств или реальным отклонением от них. А поскольку контракт невозможно прописать полностью, в нем всегда возникают “contract holes” (“контрактные дыры”).

Тема 6. Теория фирмы (организаций)

Фирма – это организация, которая приобретает факторы или услуги факторов производства (коими могут быть рабочие, экскаватор, капитал, интеллектуальная собственность) и организует их трансформацию в некоторые торгуемые товары и услуги, т.е. в те товары и услуги, которые фирма не потребляет сама, а реализует (не обязательно – продает!) другим экономическим агентам. Таким образом, фирма работает в три этапа:

o собирает полезные эффекты факторов производства (труд, капитал, материальные активы, природные факторы производства) в комбинацию, которая выражается в виде агрегированной производственной функции;

o трансформирует эту комбинацию в определенный набор благ, который полезен кому-то вне фирмы (обязательное условие!);

o реализует эти блага, услуги, товары другим экономическим агентам (семьям, другим предприятиям, государству).

Классическая микроэкономическая теория рассматривает две базисные организации – фирму (firm) и семейное хозяйство (household). Семейное хозяйство выступает как поставщик факторных услуг (труда и капитала) и как потребитель благ во всех простейших макро- и микроэкономических построениях. Мы, конечно, должны говорить о фирме в ее более-менее классическом виде. Те определения, которые были введены, очень широкие. Под них подпадает и благотворительная организация, и стройбат. В рамках дилеммы “фирма – семейное хозяйство” стройбат - явно не семейное хозяйство ни по человеческим отношениям, ни по исходному определению. В отличие от семейного хозяйства, которое нацелено на результат внутренний, на то, чтобы служить ячейкой потребления, фирма нацелена на результат внешний. Иначе говоря, фирма – ячейка производства, а семейное хозяйство – ячейка потребления.

Классическая форма фирмы имеет два ограничения.

Первое. Фирма действует на рынке в рыночных условиях, поэтому она никогда не получает свои факторы производства безвозмездно. Она может их получить только двумя способами:

o или приобретя в собственность,

o или взяв во временное пользование.

Второе. Фирма действует на рынке, и этот рынок конкурентный. Следовательно, для нее внешним образом заданы цены на те факторы, которые она привлекает, и на ту продукцию, которую она поставляет на рынок. Фирма может, конечно, сама назначить цену на произведенный ею стул или автомобиль, но совсем необязательно, что по этой цене ей удастся их продать. Она просто будет вынуждена ориентироваться на платежеспособный спрос, формируемый десятками или сотнями других фирм.

На основании общей характеристики фирмы невозможно сформулировать ее внешнюю цель, а введя два вышеназванных ограничения это уже сделать можно. Таковой целью является максимизация прибыли (чистого валового дохода), задаваемой несколькими параметрами. Конкуренция требует от фирмы работать на предельной изокванте, следуя по наиболее эффективному пути использования имеющихся ресурсов. И фирма пытается извлечь максимальный чистый доход, чтобы хозяева фирмы могли его либо инвестировать, либо потребить. Других способов выживания, кроме извлечения максимального чистого дохода, у коммерческой фирмы нет. Его извлечение возможно в двух вариантах: или это извлечение дохода прямо сейчас; или это извлечение дохода в некотором отсроченном периоде (в т.ч. постоянное извлечение дохода за вычетом отчислений на капитализацию фирмы, ибо ее владелец рассматривает также возможность ее будущей продажи). В любом случае мы говорим о прибыли in short-run or in long-run (в краткосрочном или долгосрочном периоде).

Такая классическая бизнес-фирма, разумеется, не охватывает всего пространства действующих в экономике форм организаций, но в рыночной экономике она доминирует.

Критерии эффективности фирмы

1) Аллокативная эффективность. Она связана с тем, что фирма пытается двигаться либо сверху, либо снизу к некоторому оптимуму - к точке пересечения со спросом, которая задана ситуацией на рынке.

В этой ситуации монопольная фиксация высокой цены представляет собой вычет из аллокативной эффективности. Отсюда возникает тот круг классических проблем, которые рассматривает теория организованных рынков, да и макроэкономика в целом. Постепенно двигаясь к аллокативной эффективности, фирма преодолевает проблемы монополизированности рынков и их сегментации, например, национальные границы или зафиксированную государством слишком низкую цену - price-selling на какой-то товар (скажем: не продавать хлеб дороже 13 коп.).

2) Х-эффективность. Она базируется на том, что у нас нет полной информации, контракты не полны, а неэффективность использования ресурсов возникает не на внешнем рынке, а именно внутри фирм, которые их просто не пускают на какие-то рынки.

В реальности это означает, что фирмы работают не на предельной изокванте, а ниже, и их движение должно быть вертикальным. Для достижения эффективности (оптимального использования ресурсов) западным фирмам того времени не хватало 25-35 %. Это движение от нижней изокванты к верхней, описывающей оптимальное использование ресурсов, и составляет тот базис, тот запас эффективности, который есть у фирм. Центральным моментом Х-эффективности, является искусство менеджеров, их опытность, что справедливо, но скорее относится к технологии производства. Однако, наряду с Х-неэффективностью, связанной с недостаточностью опыта менеджеров в комбинации тех или иных ресурсов, есть гораздо более широкий круг Х-неэффективностей, который опирается на недостаточные стимулы к эффективному комбинированию факторов производства, имеющихся у фирмы.

Фирма представляет собой, с одной стороны, набор факторов, а с другой - некую совокупность контрактов, и может трактоваться, как связка контрактов. Поэтому Х-эффективность и Х-неэффективность фирмы задаются не только и не столько эффективностью менеджеров, как считал Лейбенстейн, а в первую очередь традиционным для институциональной экономики фактором – неполнотой контрактов, информационными издержками и связанными с этим специфическими формами трансакционных издержек для предприятия. К последним относятся агентские издержки, которые обусловлены делегированием определенного рода прав принципалом подчиненному или нанятому им агенту при сохранении принципалом своей целевой функции.

Если принципал просто передает права агенту, не следя за своей целевой функцией, никаких агентских издержек не возникает. Так, при феодализме в отсутствие рынка у принципала был явный избыток прав, и он готов был частью этих прав поделиться в обмен на лояльность, преданность агента (он не мог съесть двух баранов, поэтому одного отдавал сатрапам; не мог спать со всеми женщинами в округе, поэтому распределял право первой ночи между своими баронами; и т.д.), но он не был заинтересован в сохранении своей целевой функции - у него ее просто не было. А рыночная экономика порождает агентские издержки, потому что у принципала больше нет излишков, ибо он может их продать, и ему приходится сохранять свою целевую функцию. И проблема агентских издержек становится центральной для определения эффективности той или иной формы экономической организации.

Вообще в условиях рыночной экономики эффективность конкретной фирмы определяется внешними обстоятельствами. Коль скоро есть рынок, есть и необходимость работать на внешнего потребителя – ведь если у фирмы ничего не купят, она разорится. Но речь не об этом, а о том, насколько управленческие решения и их эффективность внутри фирмы контролируются и определяются извне рынком. В этой связи Дженсен выделяет два типа фирм - закрытые и открытые.

Закрытые фирмы – это “внутри” определяемые фирмы. К ним он относит:

o proprietorship - индивидуальное частное предприятие с неограниченной ответственностью, за результаты деятельности которого владелец (например, содержатель кабачка или магазина) отвечает всем своим имуществом;

o partnership - товарищество;

o closed corporation - закрытую корпорацию.

Открытые фирмы – это “внешне” определяемые фирмы. Они очень сильно ориентируются в оценке своей внутренней эффективности на других, т.е. жестко завязаны на рыночную оценку. К ним Дженсен относит:

o open corporation - открытую корпорацию;

o mutual – общество, основанное на взаимности, которое характерно прежде всего для сферы финансов (например, фонды взаимного страхования, сберкассы в Европе, общества взаимного кредита), но в США встречаются и в нефинансовой сфере (например, клубы по интересам, ведущие широкую экономическую деятельность); к ним можно отнести также кондоминиумы;

o non-profit organization – некоммерческую организацию;

o political firm - политическую фирму (государственное или муниципальное предприятие).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных