Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 8. Экономический анализ политических институтов




Общественный выбор - это коллективное принятие каких-либо решений.

Механизм общественного выбора, в отличие от рыночного механизма, действует в общественном секторе как нерыночный механизм расширения ресурсов. А в частном секторе рыночный механизм, с помощью равновесной цены, выявляет индивидуальные, личные предпочтения потребителей, а также эффективно распределяет ресурсы.

Механизм общественного выбора и рыночный механизм имеют несколько отличий:

Во-первых, рыночный механизм допускает неравенство людей и концентрацию экономической власти в руках небольшой группы людей. А в механизме общественного выбора действует принцип «один избиратель – один голос», который подразумевает равенство всех людей, отсутствие привилегий у какой-либо группы.

Во-вторых, общественный выбор основывается на коллективном, совместном принятии решений всеми членами общества для решения общих проблем, а рыночный механизм основан на личном выборе потребителя при удовлетворении индивидуальных проблем.

В-третьих, механизм общественного выбора предполагает принудительный порядок экономических отношений государства и общества (оплата налогов - каждый член общества должен заплатить налог в размере, указанном государством). Функционирование рыночного механизма основывается на гарантиях экономической свободы (потребитель оплачивает стоимость именного того товара, который он приобрёл).

Это основные, но не все отличия рыночного механизма от механизма общественного выбора.

При осуществлении своего выбора люди руководствуются следующими факторами, которые отражают реальную рыночную ситуацию в стране:

А) Потребительские предпочтения. При принятии решения покупатель, прежде всего, руководствуется своими предпочтениями, которые определяют цель его выбора. Однако, появление рекламы, способствовало появлению искусственных потребностей. Таким образов человек покупает товар, в котором он не нуждается, но реклама продукта с лучшей стороны вызвала у человека мысль о необходимости для него этого продукта.

Б) Рациональность выбора. Потребитель стремится приобрести такой набор благ, который обладал бы максимальной полезностью. Это возможно лишь при осознанном выборе из списка альтернатив.

В) Бюджетные ограничения. Человек всегда ограничен в вопросе финансовых ресурсов и поэтому может располагать только определённой суммой денежных средств. Именно в рамках этой суммы, с вычетом средств на сбережения, он и приобретает определённый набор благ. Иными словами, так как ресурсы человека ограничены, а потребности безграничны (основная проблема экономики), то человек ограничивает себя в каких-либо желаниях.

Г) Относительность цен. Цена на совершенном рынке является определяющим фактором прибыли, которую получит предприниматель в результате сделки куплепродажи. Она (цена) определяется соотношением спроса и предложения. Цена также является определяющим фактором потребительского выбора. Особенно важна система относительных цен, иными словами, потребитель выберет из всех качественных товаров самый дешёвый, а из однородных по цене – самый качественный. В этом суть рациональности потребителя – желание осуществить максимально полезный выбор.

Сторонники описываемой теории доказали, что нельзя доверять результатам голосования, так как они в большой степени зависят от существующих правил принятия решений.

Вследствие этого возникает противоречие, согласно которому существующие голоса не отражают реальных предпочтений населения. Процесс принятия общественных решений можно описать в пяти пунктах (этапах или стадиях):

А) Формирование повестки дня или определение интересующей проблемы

Б) Разработка и рассмотрение альтернативных способов решения поставленной проблемы (то есть рассмотрение всех путей и методов решения проблемы).

В) Принятие решения (выбор из набора альтернатив того решения, которое устраивает большинство)

Г) Реализация принятого решения (создание каких-либо организаций, которые будут исполнять принятое решение).

Д) Контроль за ходом выполнения решения (создание организаций, которые будут следить за тем, как принятое решение выполняется).

Экономика бюрократии - одно из важнейших направлений теории общественного выбора. Суть её заключается в том, что избиратели голосует за депутатов, те, в свою очередь, формируют аппарат для выполнения различных задач, которые ставит государство. Этот аппарат и является источником бюрократии, в зависимости от которого находятся все избиратели.

В схематическом виде это выглядит следующим образом (см. рис. 1)

Рис.1

Бьюкенен считал, что бюрократическая система является неэффективной по трём причинам. Во-первых, она осуществляет выбор, основываясь не на общественных экономических ценностях, а на других критериях. Во-вторых, бюрократия создаёт зависимость подчинённых от властьимущих. В-третьих, при бюрократии происходит борьба за доступ к благам, что негативно сказывается на обществе.

Однако у бюрократии есть и свои достоинства. Она необходима как стабильная организация для реализации долгосрочных программ и проектов. Также бюрократия способствует сохранению преемственности власти, а также осуществляет контроль за оппортунистическим поведением.

Согласно теории общественного выбора, экономия бюрократии - это система, состоящая из организаций, которые не производят никаких благ, имеющих ценность для общества, и извлекают денежные средства из тех источников дохода, которые не связаны с результатом их деятельности.

Исходя из этих факторов, видно, что бюрократия не интересуется потребностями избирателей, а удовлетворяет только свои потребности. Чиновники не только реализуют принятые законы, но и активно участвуют в их разработке. Поэтому они часто связаны с группами, которые отстаивают определённые интересы в парламенте.

Структура государственного аппарата схожа со структурой крупных корпораций, однако из-за слабого контроля за функционирование государственных учреждений, недостаточной конкуренции, эти учреждения не могут использовать все преимущества структуры частных фирм. Поэтому сторонники теории общественного выбора выступают за всемерное ограничение функций государства в экономике. Они считают, что рынок должен преобразовывать общественные товары и услуги в экономические блага, а не государство.

Условием эффективной борьбы с бюрократией они считают приватизацию, его содержанием — развитие "мягкой инфраструктуры", а конечной целью — создание конституционной экономики. Понятие «мягкая инфраструктура» ввёл У. Нисканен, под которым понимается увеличение количества прав человека и ограничение сфер деятельности государства.

Приверженцы теории общественного выбора исследуют политический рынок в сравнении с товарным. Государство - это место, где люди борются за власть, за уровень участия в принятии решений, а также за право владеть, пользоваться и распоряжаться имеющими ресурсами. Однако участники данного процесса имеют особые права, по сравнению с субъектами товарного рынка:

1. Избиратели выбирают представителей в высшие органы власти.

2. Депутаты принимают законы

3.Чиновники следят за исполнением принятых законов и других распоряжений.

Таким образом, если на товарном рынке люди обменивают денежные средства на товары и слуги, то на политическом рынке люди обмениваются голосами (избиратели) и предвыборными обещаниями (политики).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных