Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОТДЕЛ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ




КЛЮЧИ И ОБРАЗЦЫ ДОСТАТОЧНЫХ ОТВЕТОВ К ЗАДАНИЯМ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

Учебный год

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

Класс

I-й уровень. Русский язык (6 заданий = 30 баллов)

 

1.1. М. В. Ломоносов в «Российской грамматике» упоминает восемь пунктуационных знаков. Названия первых четырех не отличаются от современных: запятая, точка, точка с запятой, вопросительный знак. Как мы называем сейчас ломоносовские «две точки», «удивительный знак», «вместительный знак» и «единительный знак»? (2 б.) Перечислите их основные функции (2 б.). Какой из этих знаков сегодня не относится к пунктуационным? (1 б.) (5 баллов)

 

Правильные ответы Количество баллов
«Две точки» – это двоеточие: разделяет слова автора и прямую речь; стоит после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; используется как символ, который вводит перечисление чего-либо; ставится между частями бессоюзного предложения.  
«Удивительный знак» –это восклицательный знак: ставится в конце предложений, имеющих эмоциональную окраску; может сочетаться с вопросительным знаком и с многоточием; может ставиться при обращении.  
«Вместительный знак» –это скобки: парный знак препинания. Выполняют функцию выделения. Выделяют вставные конструкции. Одиночная скобка применяется для рубрикации, выделения пунктов плана и т.п.  
«Единительный знак» –это дефис – орфографический знак. Используется при написании сложных слов, при сокращенном написании слов, для передачи на письме эмоционально окрашенной речи (О-о-очень хорошо!).  

 

1.2 Прочитайте слова: околица, океан, окно, окинуть, окулист.

Какое (какие) из этих слов образовано от славянского слова око? (1 б.) Ответ аргументируйте (1 б.). Укажите, от каких слов образованы другие слова (4 б.) (6 баллов).

 

Правильные ответы Количество баллов
От славянского слова око образовано слово окно ( его буквальное значение – «око в стене»).  
Околица образовано от слова «около», родственное слово – коло, т.е. круг.  
Окинуть – от глагола кинуть с помощью префикса о-  
Океан – слово, заимствованное из греч. языка, означает «всемирное море; море, омывающее вселенную».  
Окулист – глазной врач – слово латинского происхождения («оculus» – глаз).  

1.3. В глагольных словосочетаниях главным словом является, естественно, глагол. Слова каких частей речи могут быть зависимым компонентом такого словосочетания? (3 б.) Приведите соответствующие примеры (3 б.) (6 баллов).

 

Правильные ответы Количество баллов
Зависимое слово в глагольных словосочетаниях может быть выражено: – формами:  
1) косвенных падежей существительного (читал книгу),  
2) субстантивированных прилагательных (читал больным),  
3) числительных (читал пяти),  
4) местоимений (читал мне),  
5) глагола (забежал купить; читал отдыхающим; читал, раздумывая);  
– наречием (читал выразительно).  

1.4. Прочитайте отрывок, определите автора (1 б.) и название произведения (1 б.). Объясните, как изменится смысл высказывания в зависимости от слитного или раздельного написания слов, заключенных в скобки (2 б.). Какой вариант в данном случае вам представляется правильным (какой у автора текста) и почему? (2 б.) (6 баллов).

…Ты жил, старик;

Тебе есть в мире что забыть!

Ты жил! я (так же, также) мог бы жить!

Лермонтов М. Ю. Поэмы и повести в стихах: Комментарии и варианты / Коммент. Б. М. Эйхенбаума // Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений: В 5 т. — М.; Л.: Academia, 1935—1937.

Т. 3. Поэмы и повести в стихах. — 1935. — С. 555—665.

С. 106

Правильные ответы Количество баллов
М. Ю. Лермонтов, «Мцыри».  
При раздельном написании так же – это местоименное наречие и частица, значение «таким же образом».  
При слитном написаниитакже – союз, значение союза «и».  
У М. Ю. Лермонтова слитное написание. Значение «и я мог бы жить».  

1.5. Известному педагогу Василию Сухомлинскому принадлежат слова: «Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. Если ребенку безразлично, что происходит с его родными и близкими, что происходит с больными и бедными, с одинокими и обманутыми, – он никогда не станет настоящим человеком».

Что, по-вашему, означает «быть настоящим человеком»? Что каждый из нас может сделать для того, чтобы в мире стало больше добра? Свой ответ оформите в форме 5 предложений: простого, сложносочинённого, сложноподчинённого, сложноподчинённого, бессоюзного (7 баллов).

5 предложений – 5 баллов

Без ошибок – 2 балла

1-2 ошибки – 1 балл

 

 


2-й уровень Литература (2 задания = 30 баллов)

2.1. 12 баллов

Назовите персонажей, которые выступают с приведёнными ниже обращениями (по 1 б.). Укажите название художественного произведения (1 б.) и его автора (1 б .). (12 баллов).

1. Солнце трижды светлое! С тобою Каждому приветно и тепло. Что ж ты войско князя удалое Жаркими лучами обожгло? И зачем в пустыне ты безводной Под ударом грозных половчан Жаждою стянуло лук походный, Горем переполнило колчан? 3. Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь – и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, – видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, – любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, <…> Нет, так любить никто не может!
2. Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время; Теперь отдыхай! уж не ступит нога В твое позлащенное стремя. Прощай, утешайся − да помни меня <…> 4. Я вам жить завещаю – Что я больше могу? Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дальше служить. Горевать − горделиво, Не клонясь головой. Ликовать − не хвастливо В час победы самой. И беречь ее свято, Братья, − счастье свое, − В память воина-брата, Что погиб за нее.

1. Обращение Ярославны к солнцу. «Слово о полку Игореве». Автор не известен.

2. Обращение князя Олега к своему коню. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

3. Обращение Тараса Бульбы к запорожским казакам. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».

4. Обращение погибшего безымянного солдата к живым. А. Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом…».

2.2. Назовите два произведения А. С. Пушкина, в которых действует дружина из 33 (!) человек (2 б.). Каковы ее функции? (2 б.) (4 балла)

Поэма «Руслан и Людмила»: «33 богатыря» (литературная провокация – «Сказка о царе Салтане»: «30 витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных…»); охранять владения.

2.3. Что такое анапест? (2 б.). Приведите 2 примера (за каждый пример по 2,5 б.) 7 баллов

АНА́ПЕСТ – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. - -! - -! - -! -

О, весна без конца и без краю -

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

(А. А. Блок)

В холода, в холода

От насиженных мест

Нас другие зовут города, –

Будь то Минск, будь то Брест, –

В холода, в холода...

(В. С. Высоцкий)

Возможные примеры:

Что ты жадно гладишь на дорогу

В стороне от веселых подруг,

Знать забило сердечко тревогу,

Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

(Н. А. Некрасов "Тройка")

Никогда не забуду – он был или не был

Этот вечер. Пожаром зари

Сожжено и раздвинуто бледное небо.

И на желтой заре – фонари.

(А. Блок "В ресторане").

Я тебе ничего не скажу,

Я тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

(А. Фет)

Я убит подо Ржевом

В безымянном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

(А. Твардовский)

Ни страны, ни погоста

Не хочу выбирать.

На Васильевский остров

Я приду умирать.

(И. Бродский)

2.4.

Подчеркните средства художественной выразительности, напишите их названия. Номера стоят напротив строк, в которых представлены средства художественной выразительности. Приёмы могут повторяться. Возможен не один правильный ответ (7 баллов).

Пусть вечно милы посевы, скаты, Кудрявость рощи, кресты церквей, Что в яркой сини живут, сверкая, — И все ж, деревня, прощай, родная! Обречена ты, обречена ты Железным ходом судьбы своей. Весь этот мирный, весь этот старый, Немного грубый, тупой уклад Померкнуть должен, как в полдень брачный Рассветных тучек узор прозрачный, Уже, как громы, гудят удары, Тараны рока твой храм дробят. (Валерий Брюсов) 1) однородные члены 2) метафора / олицетворение 3) эпитет, 4) олицетворение 5) (риторическое) восклицание / обращение / инверсия 6) (лексический) повтор 7) эпитет, 8) метафора 9) повтор 10) эпитет 11) сравнение, эпитет 12) метафора 13) сравнение 14) аллитерация 0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
 

3-й уровень. Творческое задание (1 задание – 30 баллов: 15 (литература), 15 (язык))






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных