Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 3.5 ИНВЕСТИЦИИ И ОЦЕНКА ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ




Инвестиции – это долгосрочное вложение капитала с целью получения.

Различают реальные инвестиции, к которым относят вложение денег в капитальное строительство, расширение и развитие производства, и финансовые инвестиции, к которым относят приобретение ценных бумаг (акций, облигаций и др.), вложение денег на депозитные счета в банках под проценты и пр.

Выбор оптимального варианта производственных инвестиций осуществляется на основе составления бизнес-планов и расчетов финансовой эффективности по каждому из возможных проектов.

Бизнес-план составляется на прединвестиционной стадии.

Это основной документ, позволяющий обосновать и оценить возмож­ности инвестиционного проекта, определить доходы и расходы, рассчитать поток реальных денег, проанализировать безубыточность, окупаемость и другие показатели. Кроме того, это специальный инструмент управления проектом, форма изложения технико-экономического обоснования (ТЭО).

Т.о., основная задача бизнес-плана — дать целостную системную оценку перспектив проекта.

Бизнес-план необходим как для привлечения инвесторов и по­лучения инвестиций под конкретные мероприятия, так и для ква­лифицированной текущей работы в бизнесе.

Следует иметь в виду, что нередко разработка бизнес-плана пред­шествует технико-экономическому обоснованию инвестиций. Он может быть альтернативой ТЭО в несложных проектах, а в более сложных — служить итоговым максимально компактным докумен­том.

Вместе с тем он должен быть и достаточно подробным, чтобы, ознакомившись с ним, потенциальные инвесторы и другие участ­ники смогли получить достаточно полное представление о предла­гаемом проекте и понять его цели.

По своему характеру бизнес-план должен представлять собой четко структурированную систему данных о коммерческих намерениях и перспективах осуществления проекта, финансовом и организационном обеспечении программы реализации намеченных мероприятий, а также выполнять функции рекламы.

Бизнес-план содержит следующие примерные разделы.

1) Резюме. В нем в сжатой форме излогается суть предлагаемого проекта, его преимущества, подведены итоги маркетинговых исследований и финансово-экономических расчетов. Отмечается привлекатель­ность, новизна, выгодность проекта.

2) Сущность предлагаемого проекта. Приводится описание пред­лагаемой продукции, ее преимущественные характеристики и пр.

3) Оценка рынков сбыта и конкурентов. Дается характеристика рынка, уровней продаж, покупателей.

4) План маркетинга. П ланируются совокупность мероприятий, направленных на формирование и завоевание рынка продаж.

5) План производства. Описываются производственная база, приме­няемые технологии, трудовые ресурсы, расчет себестоимости и т. д,

6) Организационный план. Приводится организационная структура управления.

7) Финансовый план. Отражаются финансовые результаты и рас­считывается эффективность проекта по общепринятым критериям оценки эффективности.

8) Приложения. Копии контрактов, пояснения к расчетам и др.

Одним из наиболее ответственных и значительных этапов в уп­равлении инвестиционным проектом является обоснование его экономической эффективности, включающее анализ и интегральную оценку всей имеющейся технико-экономической и финансовой информации.

Методы оценки эффективности инвестиционных проектов — это способы определения целесообразности долгосрочного вло­жения капитала в различные объекты с целью оценки перспектив их прибыльности и окупаемости.

Базовые принципы оценки:

1) Оценка возврата инвестируемого капитала на основе показателя денежного потока (cash flow, CF), который формируется в процессе эксплуатации инвестиционного проекта и рассчитывается одним из трех альтернативных способов:

а) по чистой прибыли;

б) по чистой прибыли с учетом амортиза­ционных отчислений;

в) по чистой прибыли с учетом амортиза­ционных отчислений и ликвидационной стоимости основных фон­дов (т.е. если в ходе или по окончании реализации проекта планируется поступление дохода от ликвидации оборудования, машин и т.п. (н.: сдача в металлолом), то эти поступления должны быть учтены как доходы соответствующих периодов).

При этом показатель денежного потока может приниматься при оценке дифференцировано по отдельным годам эксплуатации инвестиционного проекта или как среднегодовой;

2) Обязательное приведение к настоящей (текущей) стоимости (методом дисконтирования) как инвестируемого капитала, так и сумм денежного потока.

Дисконтирование - это приведение разновременных доходов и рас­ходов, осуществляемых в рамках инвестиционного проекта, к еди­ному (базовому) моменту времени, т.е. моменту первоначального вложения капитала.

Это необходимо потому, что:

- во-первых, происходит постоянное обесценение денег (инфляция);

- во-вторых, желательно периодическое поступление дохода на капитал, причем в размере не ниже определенного минимума.

3) Выбор дисконтной ставки (норма дисконта, коэффициент дисконтирования), в качестве которой могут быть использованы:

а) средняя депозитная или кредитная ставка (например, ставка рефинансирования ЦБ);

б) индивидуальная норма доходности инвестиций с учетом уровня инфляции – учитывает минимально допустимый для инвестора доход;

в) альтернативная норма доходности по другим возможным видам инвестиций.

Н.: 17 % = 12 % + 5 %

ставка дисконтирования = ставка рефинансирования ЦБ + уровень инфляции

Причем, если сравниваются несколько инвестиционных проектов с различными периодами инвестирования, то обычно для проекта с большим периодом реализации применяется и более высокая дисконтная ставка (%), т.к. он более рискован.

 

Для оценки эффективности инвестиционных проектов рассчитываются следующие показатели:

 

1) Чистый приведенный доход (net present value, NPV ). Другие термины — чистый дисконтированный доход и чистая текущая стоимость, интегральный эффект. Суть критерия состоит в сравнении текущей стоимости будущих денежных по­ступлений от реализации проекта (present value, PV) с инвестиционными расходами, необходимыми для его реализации.

NPV - это разница между приведенной к настоящей стоимости путем дисконтирования суммой денежного потока (текущей стоимости будущих денежных по­ступлений от реализации проекта (present value, PV)) за весь период эксплуатации инвестиционного проекта и суммой инвестируемых в его реализацию средств.

 

В общем виде величина NPV определяется по формуле:

NPV = PV - I (46)

где PV (present value) – дисконтированный денежный поток за весь период эксплуатации проекта; I — затраты на инвестиции (investment).

 

1 случай. Если предполагается разовое инвестирование.

NPV = PV - I = - I (47)

где CFt денеж­ный поток (cash flow) от инвестиций в t-ом году; n норма дисконта, в абсолют.ед; m — продолжительность расчетного пе­риода, т.е. количество лет в течение которых проект будет приносить доход.

 

2 случай. Если предполагается инвестирование, осуществляемое в течение ряда лет, то должны дисконтироваться и инвестируемые средства, начиная со 2-го этапа инвестирования.

 

NPV = PV - I = - (48)

где i - планируемый уровень инфляции, в абсолют.ед.; Ij - сумма инвестиций в j-ом году; k – продолжительность периода инвестирования, лет.

NPV используется как для сравнительной оценки эффективности нескольких инвестиционных проектов (более эффективен тот проект, где NPV больше), так и как критерий целесообразности их реализации (т.е. к реализации принимается только проект, у которого NPV > 0. Если же NPV < 0, то проект д.б. отвергнут, т.к. он не принесет инвестору дополнительный доход на вложенный капитал).

Следует также отметить одно важное свойство показателя NPV – это возможность его суммирования по разным проектам, что позволяет оценить общий доход предприятия от различных инвестиций за определенный период.

2) Индекс доходности (profitability index, PI ). Другие терми­ны - индекс прибыльности и рентабельность проекта. Формула для расчета этого показателя имеет вид:

PI = (49)

PIиспользуется как для сравнительной оценки эффективности нескольких инвестиционных проектов, так и как критерий целесообразности их реализации. Очевидно, что величина критерия PI > 1 свидетельствует о целе­сообразности реализации проекта. Причем, чем больше PI превыша­ет единицу, тем выше инвестиционная привлекательность проекта.

3) Пери­од окупаемости (payback period, PP ). Другой термин — срок окупаемости. Смысл заключается в определении необходимого для возмещения инвестиций периода времени, за который ожида­ется возврат вложенных средств за счет доходов, полученных от реализации инвестиционного проекта. Для расчета сумма инвестиций делится на величину сред­негодовых денежных поступлений.

PP = I / (50)

= PV / m (51)

где - среднегодовая сумма денежного потока

Чем меньше период окупаемости, тем выше инвестиционная привлекательность проекта.

 

4) Внутренняя норма рентабельности (internal rate of return, IRR ). Другие термины — внутренняя норма доходности, внутренняя норма прибыли. Под внутренней нормой рентабельности понимают ту расчет­ную ставку процента (ставку дисконтирования), при которой отдача от инвестиционного проекта (денежный поток) равна первоначаль­ным инвестициям в проект. Т.о. IRR = n, при которой NPV = 0.

Этот показатель указывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть инвестированы в конкретный проект. Например, если проект финансируется за счет банковского кредита, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает инвестиционный проект убыточным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1 Основная литература

 

1.1 Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации) [Электронный ресурс]: учебник/ Баскакова О.В., Сейко Л.Ф.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2013.— 372 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14122.— ЭБС «IPRbooks»

1.2 Романенко И.В. Экономика предприятия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Романенко И.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Финансы и статистика, 2011.— 352 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12459.— ЭБС «IPRbooks»

 

2 Дополнительная литература

 

2.1 Чалдаева Л.А. Экономика предприятия: учебник для бакалавров/ Л.А. Чалдаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 410 с.

2.2 Экономика фирмы: учебник для бакалавров/ под ред. В.Я.Горфинкеля. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 685 с.

2.3 Экономика предприятия (фирмы) / Под ред. О.И.Волкова и О.В.Девяткина.- М.: ИНФРА-М, 2007.- 601 с.

 

 

УДК 331

 

 

Автор методического пособия – Михайлова О.М., старший преподаватель кафедры ЭиУ

 

Учебно-методическое пособие. Краткий курс лекций по дисциплине «Экономика машиностроительного производства» для студентов направления подготовки 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» (все формы обучения) – Новоуральск, НТИ НИЯУ МИФИ, 2016. - 48 с.

 

 

Сдано в печать 19.06.2016 Формат А4 Бумага писчая

Печать плоская Уч.-изд.л. Тираж 50 экз.

Заказ 11 Издательство НгтИ Лицензия ИД № 00751 г.Новоуральск, Ленина, 85

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных