Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.




Для студентов неэкономических специальностей

Лектор: ст. преподаватель Джусибалиева А.К.

Тема 10. Макроэкономическое равновесие и отклонения от него.

Вопросы:

1. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.

2. Безработица и инфляция как проявления экономической нестабильности.

3. Формы и причины безработицы. Закон Оукена.

4. Сущность и виды инфляции.

5. Регулирование инфляции и антиинфляционная политика.

Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.

Основу макроэкономического равновесия составляет соответствие спроса и предложения в масштабе всей экономики, т.е. совокупного спроса и совокупного предложения.

Впервые проблемой макроэкономического равновесия занялся один из классиков экономической теории – швейцарский экономист Леон Вальрас (1834-1910).

Совокупный спрос представляет собой модель, показывающую различные объёмы товаров и услуг, т.е. реальный объём национального производства, который потребители (домашние хозяйства), предприятия (фирмы) и правительство (государство) готовы купить при любом возможном уровне цен.

В экономической теории под совокупным спросом (АD, aggregate demand) понимаются запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике.

Другими словами, совокупный спрос (АD) это суммарные расходы макроэкономических субъектов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике в течение определенного периода времени.

В соответствии с распределением расходов между отдельными секторами экономики, в составе совокупного спроса выделяют следующие основные элементы:

а) потребительские расходы домашних хозяйств (С);

б) инвестиционные расходы частного сектора (I);

в) государственные закупки (G);

г) чистый экспорт (Xn).

Таким образом, совокупный спрос в целом может быть выражен как сумма указанных элементов расходов:

АD = С + I + G + Xn.

 

Поэтому, в структуре совокупного спроса можно выделить:

а) спрос на потребительские товары и услуги;

б) спрос на инвестиционные товары;

в) спрос на товары и услуги со стороны государства;

г) спрос на экспорт данной страны со стороны иностранцев (или спрос на чистый экспорт).

Таким образом, спрос в макроэкономике выступает не как спрос отдельных покупателей или групп населения, а как совокупный платежеспособный спрос в масштабе всего национального хозяйства. Это спрос всех домашних хозяйств на потребительские товары и услуги, всех фирм на инвестиционные товары и услуги, всего государства на приобретаемые им товары и услуги, а также весь спрос из-за границы на товары, услуги и экономические факторы данной страны.

На совокупный спрос оказывают влияние ценовые и неценовые факторы. Важнейшей детерминантой АD выступает цена.

Кривая совокупного спроса (АD) показывает количество товаров и услуг, которое будет куплено при каждом данном уровне цен. Эта зависимость графически представлена в виде кривой совокупного спроса (рис.1).

Изменение объёма совокупного спроса выражается в движении вдоль кривой АD. Согласно количественной теории денег: MV = PY. Отсюда Yd = MV/P, где Р – уровень цен в экономике; Yd – реальный объём дохода; М – количество денег в экономике; V – скорость обращения денег.

Р

 
 


На рис.1 приведены различные сочетания Р и Y. На оси

абсцисс – реальный ВНП, или реальный объём производства,

на оси ординат – уровень цен, или дефлятор,

т.е. не абсолютный, а относительный показатель.

AD

 
 


Y

Рисунок 1 – Кривая совокупного спроса

Таким образом, в экономической теории теоретически обосновывается закон убывающей зависимости величины совокупного спроса от уровня цен. Базируется этот закон на характеристике трёх эффектов в экономике, вызываемых изменением общего уровня цен:

· эффект Кейнса (эффект процентной ставки) означает – Р ↑, => М/Р↓, => i ↑, => I ↓, => AD ↓;

· эффект Пигу (эффект реальных кассовых остатков, или эффект богатства) означает – Р ↑, => М/Р↓, =>С↓ => AD ↓;

· эффект импортных покупок означает – Р ↑, => Е ↓, => NE ↓, => AD ↓.

Помимо вышеперечисленных ценовых факторов, на совокупный спрос оказывают влияние неценовые факторы, которые вызывают изменение характера AD и приводят к смещению кривой AD, т.е. все то, что влияет:

а) на потребительские расходы домохозяйств (благосостояние потребителей, их ожидания, изменения в подоходном налоге);

б) на инвестиционные расходы фирм (процентные ставки, субсидии, льготные кредиты инвесторам, налоги на бизнес);

в) на государственные расходы (государственная политика);

г) на чистый экспорт (колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т.д.).

Важно помнить еще два неценовых фактора совокупного спроса: предложение денег (М) и скорость обращения денег (V).

Совокупное предложение является моделью, которая показывает уровень наличного реального объёма производства при каждом возможном уровне цен.

Совокупным предложением (АS, aggregate supply) называется сумма всех произведенных в стране конечных товаров и услуг, которую фирмы готовы предложить на рынке в течение определенного периода при каждом возможном уровне цен. Другими словами, совокупное предложение – это реальный объём национального производства при различных значениях индекса цен на конечные товары и услуги. Это понятие часто используется как синоним ВВП.

Совокупный спрос может быть представлен как использованный национальный доход, а совокупное предложение – как произведённый национальный доход.

Кривая совокупного предложения АS показывает, какой объём совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике.

На характер кривой АS влияют:

а) ценовые факторы;

б) неценовые факторы.

Ценовые факторы изменяют объём совокупного предложения (перемещение вдоль кривой АS). Неценовые факторы (изменения в технологии, ценах ресурсов, объёме применяемых ресурсов, налогообложении фирм, структуре рынка и т.д.) приводят к сдвигу кривой АS.

Форма кривой АS интерпретируется по-разному в классической и кейнсианской школах. Так, изменения величины совокупного предложения под влиянием одного и того же фактора могут быть неодинаковы, что обусловлено тем, какой период (краткосрочный, или долгосрочный) принимается во внимание.

Современные концепции объясняют отличие краткосрочной кривой AS от долгосрочной несовершенством рынка, т.е. негибкостью цен и несовершенством информации. И классическая, и кейнсианская концепции описывают воспроизводственные ситуации, которые вполне возможны в реальной действительности. Поэтому три формы кривой совокупного предложения принято объединять в одну линию, которая имеет три участка: горизонтальный (кейнсианский, I), промежуточный (восходящий, II), вертикальный (классический, III) - рис.4.

Р

Уровень

цен III

II

I

Y

Доход, выпуск

Рис.2 - Кривая совокупного предложения

 

Кейнсианский отрезок (горизонтальный) – на нём экономика находится в состоянии глубокого кризиса, наблюдается огромная недогрузка производственных мощностей, рабочая сила бездействует. Классический отрезок – характеризуется высокой загруженностью производственного оборудования, полной занятостью трудовых ресурсов, достаточно высоким уровнем цен, что приводит к перепроизводству и снижению цен, а значит – к снижению производства. Промежуточный отрезок отличается одновременным повышением цен и ростом объёма производства, что возможно из-за неравномерного развития отдельных фирм и отраслей экономики.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных