Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность рынка и функции рынка.

Для студентов неэкономических специальностей

Очной и заочной форм обучения

Лектор: к.э.н., ст. преподаватель Джусибалиева А.К.

Тема 5. Сущность и механизм функционирования рыночной экономики.

Вопросы:

Сущность и функции рынка.

Классификация и виды рынков.

Рыночная инфраструктура и ее элементы.

Сущность рынка и функции рынка.

Рынок как сложная экономическая категория, тесно связан с обменом, обращением, торговлей и другими категориями.

Обмен представляет собой производственные отношения, экономические связи между людьми как производителями и потребителями по поводу движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты.

Товарное обращение – более развитая форма товарного обмена. Это товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег (Т – Д – Т), на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимного соглашения участников данного процесса.

Рынок конкретная форма проявления товарного обмена и обращения. Отсюда рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Основными элементами (категориями) рынка являются:

Спрос;

Предложение;

Товар;

Цена;

Конкуренция.

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими прибыли, а также удовлетворению платёжеспособности спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возможности эквивалентности и конкурентности. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег. Дело в том, что рынок функционирует в определённой экономической системе, что не может не вызвать специфику в формах его проявления.

На рынке как самостоятельной подсистеме представлены все экономические отношения данной системы: отношения производства, распределения, обмена и потребления; отношения собственности, реализации экономических интересов и организации рыночной деятельности; отношения планомерности и свободные стихийные рыночные отношения.

Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены. Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. В частности, спрос находится в обратной зависимости с ценой: с повышением цены товара спрос на него, как правило, сокращается и наоборот.

Рынок выполняет следующие функции:

1.Согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объёму и структуре. Эту функцию регулирования пропорции рынок выполняет путём установления связей между сотнями и тысячами независимых производителей и потребителей через куплю-продажу товаров и услуг;

2.Становление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и с какой пользой;

3.Экономическое стимулирование эффективности производства, побуждение производителей к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получение максимальной прибыли;

4. Стимулирование научно-технического прогресса и на его основе интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики;

5. Обеспечение динамичной пропорциональности в развитии отдельных регионов, областей, территорий, национальных хозяйств в условиях углубления общественного разделения труда и тенденции к интернационализации и росту интеграционных процессов в экономике.

6. Обеспечение экономичности потребления, сокра-щение издержек обращения в сфере потребления и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия «функция» и «роль» рынка тесно связаны между собой. Функция и роль – как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, осуществляющая ее.

2. Классификация и виды рынков.

Виды рынков. Характеристику рынка как совокупности или арены актов купли-продажи можно раскрыть через его структуру, систему рынков и инфраструктуру. Структура рынка – внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Признаками любой структуры являются: тесная связь между её элементами; определённая устойчивость этих связей; целостность, совокупность данных элементов.

Выделяют следующие виды рынков:

1.Потребительский рынок в нашей стране до недавнего времени был организован предприятиями государственной и кооперативной торговли, общественного питания, колхозными рынками и отдельными малоразвитыми формами в виде частной. Он включает рынки продовольственных товаров, транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения.

2. Рынок жилья в нашей стране до недавнего времени существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и др. владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могут быть проданы или куплены. В связи с приватизацией жилого государственного сектора и развития рыночных жилищных отношений, в экономике происходит формирование полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи «по договорённости» рынка жилья, охватывающего все виды жилья.

3. Рынок рабочей силы представляет собой также рынок труда, на котором формируется спрос и предложение на рабочую силу.

4. Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в котором объектом рыночных отношений становятся капиталовложения.

5. Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала,так как он представляет реально существующий капитал в титулах собственности - акциях, облигациях, векселях и других видов денежных обязательств.

6. Рынок денег и валюты - нормальное функционирование этого рынка требует создание фондовых и валютных бирж, на которых будет продаваться и покупаться валюта за тенге по мировому, государственному, свободному и аукционному курсу.

7. Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализа-торских предложений. Переход к рыночной экономике даёт основание рассматривать инновации товаром, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.

8. Рынок информационного продукта – особый рынок, предметом купли-продажи здесь выступают книги, газеты, картины, различного рода реклама и всякое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию.

9. Рынок лицензий – это часть рынка инноваций. Объектом купли-продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта и т.д., это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплек-сный технологический обмен с предоставлением ноу-хау и инжиниринговых услуг по промышленной реализации продаваемой технологии.

10. На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь имеет место конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.

11. Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание, так как большее влияние на рынке имеют продавцы, а не покупатели.

12. Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду др. потребителям с выгодой для себя.

13. Мировой рынок – не только совокупность национальных рынков, различных государств, экономические связи, между которыми определены международной торговлей, но и появлением нового качества.

Современная рыночная инфраструктура включает информационные системы, маркетинг, кредитование и страхование.

Инфраструктура рынка – это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

3. Рыночная инфраструктура и ее элементы.

Конъюнктура рынка – совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг. Конъюнктура рынка определяется экономическими показателями, характеризующими состояние рынка: соотношением спроса и предложения, уровнем цен, ёмкостью рынка, платёжеспособными возможностями потребителей, состоянием товарных запасов рынка и т.д.

Конъюнктуру рынка следует отличать от народнохозяйственной конъюнктуры, представляющей собой совокупность экономических условий и признаков, определяющих процесс общественного воспроизводства в целом и характеризующих общее состояние экономики на данный момент.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

1.Биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

2.Аукционы, ярмарки, и другие формы организационного не биржевого посредничества;

3.Кредитная система и коммерческие банки;

4.Налоговая система и налоговая инспекция;

5.Таможенная система;

6. Лизинговые компании;

7. Торговые дома;

8. Коммерческие бизнес-центры;

9. Центры оптовой торговли;

10. Центры маркетинговых исследований;

11. Общества защиты прав потребителей;

12. Страховые компании и др.

Функции инфраструктуры рынка следующие:

- облегчение участникам рыночных отношений в реализации их интересов;

- повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

- организационное оформление рыночных отношений;

- облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;

- подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.

Конкуренция, являясь конкретной формой функционирования рыночных отношений, составляет важный элемент рыночного механизма, что позволяет выделить в рыночном механизме две стороны:

1) механизм взаимосвязи спроса и предложения с его целевой функцией их сбалансирования;

2) механизм конкуренции с его целевой функцией стимулирования товаропроизводителей.

Сущность рынка находит своё выражение в главных его экономических функциях. Экономическая функция – основное назначение, которое призвана выполнять данная категория.

Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:

1. Выдавать сигнал производству, что, в каком объёме и структуре следует производить (это обратные «первичные» связи, так как производить нужно то, что можно реализовать);

2. Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;

3. Дифференцировать товаропроизводителей в соответ-ствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;

4. «Санитарная» роль рынка сводится к выбыванию не конкурентоспособных предприятий и свёртыванию устаревших производств.

В заключение нужно отметить, что определяя рынок как экономическую категорию, важно помнить о том, что экономические отношения товаровладельцев на рынке приобретают форму юридическую, долевого отношения, а конкретные формы рыночных отношений проявляются в количественных и качественных соотношениях основных элементов рынка – спроса, предложения, цен и т.д., составляющих в целом рыночный механизм.

 

 

Лектор: к.э.н., ст. преподаватель Джусибалиева А.К.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государство и рынок в смешанной экономической системе. | Основной капитал и основные фонды.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных