ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сущность рынка и функции рынка.Для студентов неэкономических специальностей Очной и заочной форм обучения Лектор: к.э.н., ст. преподаватель Джусибалиева А.К. Тема 5. Сущность и механизм функционирования рыночной экономики. Вопросы: Сущность и функции рынка. Классификация и виды рынков. Рыночная инфраструктура и ее элементы. Сущность рынка и функции рынка. Рынок как сложная экономическая категория, тесно связан с обменом, обращением, торговлей и другими категориями. Обмен представляет собой производственные отношения, экономические связи между людьми как производителями и потребителями по поводу движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты. Товарное обращение – более развитая форма товарного обмена. Это товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег (Т – Д – Т), на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимного соглашения участников данного процесса. Рынок – конкретная форма проявления товарного обмена и обращения. Отсюда рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда. Основными элементами (категориями) рынка являются: Спрос; Предложение; Товар; Цена; Конкуренция. Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими прибыли, а также удовлетворению платёжеспособности спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возможности эквивалентности и конкурентности. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег. Дело в том, что рынок функционирует в определённой экономической системе, что не может не вызвать специфику в формах его проявления. На рынке как самостоятельной подсистеме представлены все экономические отношения данной системы: отношения производства, распределения, обмена и потребления; отношения собственности, реализации экономических интересов и организации рыночной деятельности; отношения планомерности и свободные стихийные рыночные отношения. Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены. Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. В частности, спрос находится в обратной зависимости с ценой: с повышением цены товара спрос на него, как правило, сокращается и наоборот. Рынок выполняет следующие функции: 1.Согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объёму и структуре. Эту функцию регулирования пропорции рынок выполняет путём установления связей между сотнями и тысячами независимых производителей и потребителей через куплю-продажу товаров и услуг; 2.Становление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и с какой пользой; 3.Экономическое стимулирование эффективности производства, побуждение производителей к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получение максимальной прибыли; 4. Стимулирование научно-технического прогресса и на его основе интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики; 5. Обеспечение динамичной пропорциональности в развитии отдельных регионов, областей, территорий, национальных хозяйств в условиях углубления общественного разделения труда и тенденции к интернационализации и росту интеграционных процессов в экономике. 6. Обеспечение экономичности потребления, сокра-щение издержек обращения в сфере потребления и соразмерности спроса населения с заработной платой. Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия «функция» и «роль» рынка тесно связаны между собой. Функция и роль – как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, осуществляющая ее. 2. Классификация и виды рынков. Виды рынков. Характеристику рынка как совокупности или арены актов купли-продажи можно раскрыть через его структуру, систему рынков и инфраструктуру. Структура рынка – внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Признаками любой структуры являются: тесная связь между её элементами; определённая устойчивость этих связей; целостность, совокупность данных элементов. Выделяют следующие виды рынков: 1.Потребительский рынок в нашей стране до недавнего времени был организован предприятиями государственной и кооперативной торговли, общественного питания, колхозными рынками и отдельными малоразвитыми формами в виде частной. Он включает рынки продовольственных товаров, транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения. 2. Рынок жилья в нашей стране до недавнего времени существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и др. владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могут быть проданы или куплены. В связи с приватизацией жилого государственного сектора и развития рыночных жилищных отношений, в экономике происходит формирование полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи «по договорённости» рынка жилья, охватывающего все виды жилья. 3. Рынок рабочей силы представляет собой также рынок труда, на котором формируется спрос и предложение на рабочую силу. 4. Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в котором объектом рыночных отношений становятся капиталовложения. 5. Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала,так как он представляет реально существующий капитал в титулах собственности - акциях, облигациях, векселях и других видов денежных обязательств. 6. Рынок денег и валюты - нормальное функционирование этого рынка требует создание фондовых и валютных бирж, на которых будет продаваться и покупаться валюта за тенге по мировому, государственному, свободному и аукционному курсу. 7. Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализа-торских предложений. Переход к рыночной экономике даёт основание рассматривать инновации товаром, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса. 8. Рынок информационного продукта – особый рынок, предметом купли-продажи здесь выступают книги, газеты, картины, различного рода реклама и всякое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. 9. Рынок лицензий – это часть рынка инноваций. Объектом купли-продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта и т.д., это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплек-сный технологический обмен с предоставлением ноу-хау и инжиниринговых услуг по промышленной реализации продаваемой технологии. 10. На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь имеет место конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков. 11. Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание, так как большее влияние на рынке имеют продавцы, а не покупатели. 12. Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду др. потребителям с выгодой для себя. 13. Мировой рынок – не только совокупность национальных рынков, различных государств, экономические связи, между которыми определены международной торговлей, но и появлением нового качества. Современная рыночная инфраструктура включает информационные системы, маркетинг, кредитование и страхование. Инфраструктура рынка – это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. 3. Рыночная инфраструктура и ее элементы. Конъюнктура рынка – совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг. Конъюнктура рынка определяется экономическими показателями, характеризующими состояние рынка: соотношением спроса и предложения, уровнем цен, ёмкостью рынка, платёжеспособными возможностями потребителей, состоянием товарных запасов рынка и т.д. Конъюнктуру рынка следует отличать от народнохозяйственной конъюнктуры, представляющей собой совокупность экономических условий и признаков, определяющих процесс общественного воспроизводства в целом и характеризующих общее состояние экономики на данный момент. Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются: 1.Биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество; 2.Аукционы, ярмарки, и другие формы организационного не биржевого посредничества; 3.Кредитная система и коммерческие банки; 4.Налоговая система и налоговая инспекция; 5.Таможенная система; 6. Лизинговые компании; 7. Торговые дома; 8. Коммерческие бизнес-центры; 9. Центры оптовой торговли; 10. Центры маркетинговых исследований; 11. Общества защиты прав потребителей; 12. Страховые компании и др. Функции инфраструктуры рынка следующие: - облегчение участникам рыночных отношений в реализации их интересов; - повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности; - организационное оформление рыночных отношений; - облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики; - подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка. Конкуренция, являясь конкретной формой функционирования рыночных отношений, составляет важный элемент рыночного механизма, что позволяет выделить в рыночном механизме две стороны: 1) механизм взаимосвязи спроса и предложения с его целевой функцией их сбалансирования; 2) механизм конкуренции с его целевой функцией стимулирования товаропроизводителей. Сущность рынка находит своё выражение в главных его экономических функциях. Экономическая функция – основное назначение, которое призвана выполнять данная категория. Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему: 1. Выдавать сигнал производству, что, в каком объёме и структуре следует производить (это обратные «первичные» связи, так как производить нужно то, что можно реализовать); 2. Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики; 3. Дифференцировать товаропроизводителей в соответ-ствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; 4. «Санитарная» роль рынка сводится к выбыванию не конкурентоспособных предприятий и свёртыванию устаревших производств. В заключение нужно отметить, что определяя рынок как экономическую категорию, важно помнить о том, что экономические отношения товаровладельцев на рынке приобретают форму юридическую, долевого отношения, а конкретные формы рыночных отношений проявляются в количественных и качественных соотношениях основных элементов рынка – спроса, предложения, цен и т.д., составляющих в целом рыночный механизм.
Лектор: к.э.н., ст. преподаватель Джусибалиева А.К.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|