Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Н.И. Кареев, автор первого в России университетского лекционного курса по социологии




Слайд 42

напротив, был горячим сторонником введения социологической подготовки уже в начальной школе. Опираясь на свой богатый педагогический опыт и опыт своих коллег, хорошо зная традиции и системы образования стран Западной Европы, Кареев создал оригинальную концепцию гуманитарного образования. Ему принадлежит наиболее глубокое обоснование той системы социологического и исторического образования, в которой определяется объем, содержание и характер тех знаний, которые должны получать по этим предметам учащиеся средних и высших учебных заведений России. Труды Кареева по вопросам гуманитарного образования и его роли в воспитании гражданина сыграли большую роль в формировании общественного мнения. Он пропагандировал свои идеи не только на страницах научных изданий, но и в публицистических работах, во вводных статьях к сборникам для тех, кто решал вопрос, куда пойти учиться.

Н.И. Кареевым в начале XX в. было выдвинуто немало идей, остающихся актуальными и сегодня.

Слайд 43

Поэтому стоит вкратце осветить их содержание. Его взгляды базировались на твердом убеждении, что изучение общественных наук – истории, экономики, юриспруденции, политической мысли, социологии – немыслимо без учета их психологической основы и этического элемента. В этом проявились особенности научного мышления того времени, когда среди социологов еще ощущались стремления истолковывать общественные явления в духе натурализма.

Тест 8

Считалась ли политическая экономия ближе других к социологии?

Да

Нет

 

Кареев утверждал о том, что нельзя рассчитывать на успех в объяснении социальных процессов, используя только натуралистический подход и учитывая лишь материальные стороны общественной жизни.

Слайд 44

Наиболее важными принципами русской социологии он считал:

1) признание ею психической основы общественных явлений;

2) ее взгляд на значение личности;

3) защиту ею так называемого субъективного отношения к общественным явлениям.

Оценивая распространенные в то время социологические теории, он отмечал, что социал-дарвинизм не рассматривает человека как личность. Для него он лишь животная особь, ведущая борьбу за существование и вступающая в отношения с другими такими же особями. Тем самым игнорируется то важное обстоятельство, что связь между людьми – это нечто совсем иное, чем связь между клетками организма. Экономический материализм (так Кареев в завуалированной по цензурным причинам форме обозначает марксистскую теорию общества) ставит "материальные условия человеческой жизни" в "основу всех общественных явлений". В отличие от "дарвинистической социологии", он придает особое значение тому, что в обществе борьба за существование "происходит иначе и ведется иными средствами, нежели в животном мире".

 

Внутри классов, подчеркивает Кареев, действуют также законы солидарности, а это означает, что основу для объединения людей составляет не физиологическая связь, а материальный интерес.

Слайд 45

Рассматривая этот процесс объединения, он замечает, что экономический материализм не учитывает такой важный фактор, как духовная культура. А ведь именно она вместе с материальным интересом выступает внутри классов в качестве связующей силы. Без духовной культуры, без психического взаимодействия были бы невозможны сами экономические отношения. Поэтому, считал он, психические процессы, которые предваряют в реальной жизни людей события экономические, становятся сами по себе важным объектом изучения. И

 

социология, и экономика, и юриспруденция, и политика, и, конечно же, история имеют каждая свои психологические основы, которые требуют тщательного изучения.

Слайд 46

Этот взгляд на природу социальных процессов и это понимание задач изучения взаимоотношения наук Кареев положил в основу концепции социологического образования.

 

Социологическое образование Кареев рассматривает как явление исторически обусловленное, как результат длительной эволюции мировой научной мысли в направлении ее все большей гуманизации.

Слайд 47

Социология как наука, изучающая "человеческую личность во всех ее общественных проявлениях и отношениях", стоит, на его взгляд "ближе к основной черте гуманитарного образования, чем политика, юриспруденция и экономика". Все названные дисциплины считаются гуманитарными благодаря социологической постановке своих вопросов. И что особенно характерно, замечает Кареев, - это тот факт, что среднестатистического читателя в них привлекает не то, что представляет интерес для специалиста, а то, что полезно для общего образования, то есть социологически важное.

По возможностям «встречи между собою» отдельных общественных наук с социологией сравнима, по мнению Кареева, лишь история. Другие же науки, обретя к XIX веку историческую почву, подготовили, продолжает он, условия для появления исторической школы права, исторического направления в политэкономии и т.д. Это способствовало сближению всех социальных наук на основе трех понятий: личность, общество, история. Тем самым всем наукам придавался гуманный характер.

 

Гуманное, т.е. человеческое образование становится возможным пор мере осознания науками внутренней сущности человека.

Слайд 48

Это представление исключает какие бы то ни было пристрастия или исключительность в оценке людей, поскольку это несовместимо ни с научным, ни с этическим подходом.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных