Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






К. Маркс рассматривал общество как целостную социальную реальность.




Слайд 95

Так, экономические, политические, правовые и религиозные институты могут быть поняты только взятые во взаимозависимом единстве, хотя, по его мнению, экономические факторы оказывают первостепенное влияние и в значительной степени определяют другие аспекты общества. В качестве основного метода Маркс руководствовался материалистическим объяснением общественных отношений, согласно которому противоречия общества встроены в его структуру.

 

Из этого следовало, что противоречия, особенно экономические и социальные, являются исходным пунктом для объяснения любых конфликтов, возникающих в обществе.

Слайд 96

К другим конфликтным парадигмам можно отнести неомарксизм Д. Лукача и Г. Грамши, критическую социологию Франкфуртской школы, главными теоретиками которой были Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе и немарксистскую социологию конфликта Р. Дарендорфа и Л. Козера. Они использовали сделанное Марксом с целью превзойти его достижения, дать более углубленные представления о новых общественных реалиях, их противоречиях. Именно так двигается наука в отличие от идеологии, подгоняющей канонизированные догмы под интересы конкретных социальных групп людей.

 

Наиболее известные интерпретивные парадигмы исходят из теории социального действия М. Вебера, символического интеракционизма, феноменологической социологии, этнометодологии.

Слайд 97

Своими корнями они уходят в так называемую герменевтическую социологическую традицию (герменевтика – учение и искусство толкования различных явлений, понимания чужой индивидуальности, включающее в себя правила, согласно которым должны строиться объяснения; термин происходит от имени Гермеса – вестника богов в греческой мифологии).

Суть этой традиции в концентрированной форме представлена в знаменитой "теореме Томаса", сформулированной американским социологом У.А. Томасом:

 

"Если люди определяют какую-то ситуацию как реальную, то она действительно становится реальной по своим последствиям".

Слайд 98

Иными словами, общество или его социальные институты по своей сути есть то, чему сами люди дают определение. Отсюда следует, чтобы понять поступки людей, надо исходить из того, как они сами их осмысливают в конкретной ситуации.

 

Сторонники парадигмы социального действия сходятся во мнении, что социологам в первую очередь необходимо понять и интерпретировать поведение людей и раскрыть значения, которые сами люди ему придают

Слайд 99

посредством выявления связи между поставленной индивидами целью и доступными средствами. Вебер и его последователи были убеждены, что по мере развития общества люди думают и действуют более рационально, поэтому все большее количество социальных действий делаются понимаемыми, предсказуемыми, что, в конечном счете приводит и к пониманию, "расколдовыванию" человеческого бытия.

 

Основоположник символического интеракционизма Дж. Г. Мид считал, что люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что они взаимодействуют с помощью символов,

Слайд 100

которые не просто обозначают предмет или явление, но и предполагают определенную реакцию на них. Кроме того, символы обеспечивают средства, с помощью которых люди могут значимо общаться в социальной среде, ибо у них нет ни инстинкта языка, ни инстинктов поведения в обществе. С детства человек усваивает правила общества по символам-реакциям на его поведение родителей.

 

Тест 10

Можно ли объяснить любые конфликты, возникающие в обществе экономическими и социальными противоречиями?

Да

Нет

 

Представители феноменологической парадигмы основное внимание сосредоточивают на возникновении и сохранении человеческой социальности – на способах, которые используют люди для общения между собой и осмысления окружающего мира.

Слайд 101

Чтобы понять социальную жизнь, необходимо изучить то, как люди понимают друг друга, формируют обыденные знания о вещах и событиях.

 

Этнометодология – сравнительно новая социологическая парадигма, которая делает акцент на изучении методов, используемых людьми при трактовках социального мира.

Слайд 102

Этнометодологов интересует субъективное толкование людьми своей социальной жизни, то, как члены общества в процессе общения друг с другом сами придают ей смысл. Иными словами, в противоположность тем социологам, которые исходят из объективности социального мира, существующего независимо от интерпретаций людей,

 

этнометодологи утверждают, что социальные реалии – суть конструкции и интерпретации самих людей.

Слайд 103

В истории социологической мысли всегда предпринимались попытки ликвидировать противостояние между структурными и интерпретивными, макро и микро социологическими парадигмами. Определенных же результатов в этом плане добился русско-американский социолог П. Сорокин, создавший так называемую

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных