Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Объект, предмет и метод




Мухаев Р. Т.

ПОЛИТОЛОГИЯ

Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов

МОСКВА


Автор Р. Т. Мухаев, д-р полит, наук, проф.

Рецензенты: кафедра политологии Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана (зав. кафедрой, д-р философ, наук, проф. А. М. Ушков); д-р философ, наук, проф. А. Г. Белов (зав. кафедрой политической социологии МГУ им. М. В. Ломоносова).

Мухаев Р. Т.

Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. - М.: Издательство «ПРИОР», 2000. 400 с. ISBN 5-7990-0049-8

Учебник представляет собой опыт наиболее полного и систематического изложения автором теоретических и практических проблем политики. Он написан в соответствии с требованиями гуманитарного образовательного стандарта Российской Федерации.

Особенностью учебника является активное использование компаративного (сравнительного) подхода в анализе политики. Сопоставление политико-правовых институтов, представлений, систем ценностей и стандартов политической деятельности элит, лидеров различных стран позволяет лучше понять природу мира политики, специфику функций политических институтов. Особое внимание уделяется политическому процессу в России.

Книга предназначена для студентов юридических и гуманитарных факультетов с углубленным изучением проблем политики.

Редактор - А. В. Земцов

Корректор - Г. И. Евдокимова, А. Г. Буданова

Компьютерная верстка - Н. А. Веткина

Издательство ПРИОР

Москва, Воронцовский пер. 5/7

Телефон: 964-42-00

Интернет; http://knigotorg.jump.ru

Издательская лицензия ЛР № 065184

Гигиеническое заключение № 77.99.2.953.П.5615.9.99 от 16.09.99

Подписано в печать 12.11.99 г. Заказ 893. Тираж 6 000 экз. (2-й завод)

Издание осуществлено совместно с издательством Приоритет

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО "Ярославский полиграфкомбинат".

150049, Ярославль, ул. Свободы, 97.

© Р. Т. Мухаев, 1997

© Издательство «ПРИОР», 1997


ВВЕДЕНИЕ

Мечты о справедливом обществе, где люди не только смогут удовлетворять свои материальные потребности, но и будут счастливы, не покидали человека с момента появления у него социального сознания. Построение такого общества неизменно связывалось с государством и властью. Государство рассматривалось как «самая совершенная форма человеческого общежития», а власть представлялась тем авторитетом, который должен «привлекать к добродетели и побуждать граждан к прекрасному» (Аристотель). Однако, создавая государство во имя общего блага, люди вскоре оказывались заложниками его корыстных интересов и всеохватывающего влияния. Поэтому они пытались ограничить влияние государства и контролировать его. Но, даже ощущая свою беззащитность перед всесилием власти, люди понимали, что вне политики и помимо нее общественный прогресс невозможен.

Стремление раскрыть «тайны» политики, понять ее логику, возможности использования ее потенциала в интересах человека стало причиной появления в США во второй половине XIX в. политологии как академической науки.

Известно, что общество функционирует благодаря созидательной деятельности индивида, которая позволяет ему удовлетворять свои потребности. В результате взаимодействия людей в процессе деятельности происходит не только воспроизводство условий их жизни (экономических, социальных, политических, культурных), их поддержание и развитие, но и воспроизводство самого человека как субъекта исторического творчества. При естественных различиях интересов и потребностей индивидов процесс эволюции приобрел бы форму бесконечных конфликтов и войн, раздирающих общество. Однако благодаря политике поддерживается целостность общества и поступательность его развития.

Человека, в отличие от других живых существ, характеризует способность ставить цели, мотивировать свои поступки и оценивать результаты собственной деятельности. Данные факторы выступают составляющими свободы индивидуального и общественного выбора. Политика оказывает влияние на общество посредством сознательного формирования целей и предпочтений, устойчивых ориентиров, концентрированно выражающих потребности широких слоев общества, что обеспечивает результативность общей деятельности.


Осязаемость и результативность социальных изменений достигается наличием у политики эффективного набора средств реализации общезначимых интересов, важнейшим из которых является власть. Формируя развитую систему стимулов, политика определяет формы практического участия индивидов в массовой продуктивной деятельности.

Однако в политике действуют люди со своими желаниями, представлениями о добре и зле, страстями, им свойственны заблуждения, ложь, лицемерие. Поэтому мотивы политического участия включают не только рациональные элементы (учет реальных интересов групп, политические идеологии и др.), но и иррациональные (эмоции, переживания, аффекты, верования, влечения). Характер мотивации определяет содержание политического влияния. Оно может быть конструктивным, когда политика создает возможности для саморазвития и самореализации индивидов. Но политика может влиять и деструктивно, когда она оторвана от реальности, отдает предпочтение утопическим целям или сиюминутным настроениям толпы. Следовательно, понимание природы политики, возможностей ее влияния на общество заметно расширяет границы социальной свободы индивида, позволяет эффективнее использовать созидательный потенциал политики в интересах прогресса. Незнание глубинных причин политики, ее логики делает общество беззащитным перед лицом всепроникающего могущества власти, которая становится средством удовлетворения клановых и эгоистических интересов.

Политическая наука в России лишь в начале 90-х годов текущего столетия получила права гражданства. Особая значимость ее для российского общества связана с необходимостью определить модель желаемого будущего^ и демократических способов ее достижения. Подобная технология предполагает выход на политическую сцену широких масс, прежде лишенных возможности свободного участия в политике.

Долгое время политика по воле правящих элит была окружена ореолом таинственности, недосягаемости и неприкосновенности для широких масс. Это определило тип и характер их участия. Несмотря на чрезмерную политизацию общества, участие населения в политической жизни было принудительным и управляемым, поскольку основывалось на догматическом повторении определенного набора-мифов и утопий при строго дозированной (по объему и направленности) информации. Сегодня, когда с политики снято мифическое покрывало


«святости», она предстала сферой, где подчас торжествует порок (корыстолюбие, ложь, коррупция и т. д.), а не добродетель (забота, об интересах личности и общества), где нередко царят абсурд и непредсказуемость, а не логика и рациональность. Однако политику, чтобы понять ее глубинные мотивы, необ-' ходимо воспринимать такой, какова она есть на самом деле.

Тоталитарное прошлое и долгие годы невостребованности политической науки в России не позволили широким слоям общества компетентно и осмысленно участвовать в формировании демократических институтов власти, выявили их политическую неразвитость и наивность. Однако, как справедливо заметил лауреат Нобелевской премии М. Фридман, «... общество таково, каким его делаем мы сами... Только от нас зависит создание такого общества, которое охраняет и расширяет свободу человеческой личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и следит за. тем, чтобы правительство всегда оставалось слугой народа и не превращалось в его хозяина».

Решение столь масштабной задачи во многом зависит от сформированности граждански зрелой и политически активной личности, способной жить в условиях свободы и демократии. Созидательный потенциал подобного типа личности обусловлен ее ориентацией на такие ценности гражданской культуры, как права, свободы и достоинство личности; уважение к демократическим институтам власти, политическая терпимость, уважение к оппозиции и инакомыслию; стремление к согласию, предотвращение и цивилизованное разрешение конфликтов и т. д. Усвоение норм демократической культуры позволяет личности реально и компетентно участвовать в общественных преобразованиях. Знание тенденций мирового политического процесса, опыта организации демократических институтов ограждает личность от манипулирования ею со стороны власти, нейтрализует деструктивное влияние политического радикализма и экстремизма. И здесь неоценимую помощь может и должна сыграть политология.

Настоящий учебник представляет собой опыт систематического и общедоступного раскрытия многоликого мира политики. Он соответствует содержанию гуманитарного образовательного стандарта России. Анализ теории политики дополняется социологическим материалом, иллюстрирующим опыт формирования и функционирования властных структур, политических сил в различных странах. Отличительная особен-


ность представленного учебника состоит в том, что классические и современные западные политологические концепции излагаются в контексте актуальных проблем российского политического процесса. Это позволяет адаптировать западные концепции к российской практике и раскрыть перед читателем «вечную злободневность» и реальность рассматриваемых проблем. Учитывая многозначность терминов, составляющих язык политологии и ранее не известных российскому читателю, в каждом разделе употребляемые понятия выделяются особо, а их содержание раскрывается на конкретных примерах, что поможет быстрее запомнить их и сделать работающими.


РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

Объект, предмет и метод

Политологии

 

Л

огика политической науки, ее содержание, а следовательно, и специфика по сравнению с другими социальными науками в значительной мере обусловлены пониманием политики как общественного явления.

Термин «политика» (от греческого слова «полис») относится к сущностно оспариваемым понятиям, до сих пор вызывающим острые дискуссии. И это естественно. Появившись более двух тысячелетий назад, политика эволюционировала вместе с развитием общества. Дав права гражданства новому термину, Аристотель понимал его как цивилизованную форму общности, служащую для достижения «общего блага» и «счастливой жизни». С тех пор содержание термина получало различные интерпретации, в которых в зависимости от обстоятельств на первый план выходили те или иные свойства политики как общественного явления. Однако при всех различиях в подходах к ее определению политика имеет сущностные признаки, выделяющие ее из всех форм социальных взаимодействий.

Глава I. Политика: природа, социальный смысл и содержание

1. Значение термина «политика»

Современное понимание политики многозначно. В международном словаре Уэбста политика определяется как.

1) раздел этики, связанный более с государственным или общественным организмом в целом, чем с отдельной лично стью; разновидность (подраздел) нравственной философии, имеющей дело с этическими отношениями и обязанностями правительств (властных структур) или иных социальных орга низаций; общественная или социальная этика;

2) политические действия, практика;

3) политические отношения или деловое соревнование ме жду соперничающими группами интересов, а также индивида ми за власть и лидерство; действия - в целях расширения кон-


троля и с некоторыми иными целями - внеправительственной (неправящей) группы; политическая жизнь как основная сфера деятельности или профессия;

4) политическое руководство (проведение политики) в ча стных делах;

5) политические принципы, убеждения, мнения или сим патии отдельной личности (женская и иная политика);

6) общая совокупность взаимодействующих и обычно кон фликтных отношений между людьми, живущими в обществе; отношения между лидерами и нелидерами в любом социаль ном организме (политическое сообщество, церковь, клуб или профсоюз);

7) политическая наука.

Подобная многозначность термина «политика» всякий раз требует уточнять значение, в котором он употребляется: в научном или обыденном.

В массовом сознании политика обычно отождествляется с управлением каким-либо процессом. Например, «экономи-


веская политика» или «политика в области образования» означает, что проблемы, накопившиеся в экономике и образовании, требуют внимания и контроля со стороны государства. Это внимание выражается в формировании задач развития, определении средств, которыми могут быть решены постав-" денные задачи, исходя из возможностей государства.

Другой смысл термина «политика», свойственный для обыденного сознания, связан с такими характеристиками активного человеческого начала, как способность сознательно ставить цели и определять средства для их достижения, а также умение соизмерять затраты и результаты. В данном смысле политика отождествляется с понятием «стратегия*.

Естественно, что значения термина «политика» в массовом сознании не следует отвергать, поскольку они указывают на важные стороны этого сложного явления. В частности, они характеризуют такие функции политики, как целеполагание, достижение согласованных решений с помощью власти. Однако подобные интерпретации политики оказываются недостаточными. Прежде всего потому, что узкопрагматическое, прикладное понимание политики оставляет вне поля зрения ее ценностные, смысловые начала. Кроме того, политическую.сферу вряд ли можно ограничивать только государственным управлением, поскольку часто негосударственные структуры имеют не меньше, а подчас даже больше власти и влияния. Например, средства массовой информации, различные лобби и т. д.

Для выявления целостного понимания политики рассмотрим процесс ее формирования как важного социального явления, выполняющего в обществе определенные функции.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных