Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Свобода и необходимость в человеческой деятельности (Свобода и ответственность личности)




в котором он живет. Но не только внешние обстоятельства ограничивают свободу человека.

Человек несет ответственность за свои действия. Поэтому понятие «свобода» соотносится с понятием «ответственность».

Мышление.

1.. Мышление как форма умственной деятельности человека.

2. Особенности мышления:

А) опосредованный характер

Б) обобщенность

3. Мыслительные операции:

а) анализ и синтез.

б) сравнение

в) абстрагирование и конкретизация

г) обобщение

4. Типы мышления:
а) образное
б) понятийное
в) знаковое

(или: а) теоретическое

б) практическое

5. Мышление и речь. Социальная природа мышления

  1. Мышление как форма умственной деятельности человека
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий, и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Например, математические модели, задачи; некоторые астрономические объекты, недоступные наблюдению; законы развития общества и т.д. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.


Благодаря мышлению мы не только узнаем факты и явления, но и можем понять причины их существования. Мышление дает нам возможность предвидеть будущие события: увидя тучу, мы делаем вывод о том, что будет дождь. Особенно большое значение в жизни имеет научное предвидение. Так, еще задолго до запуска искусственного спутника Земли ученые точно определили его орбиту.

Человек очень мало приобрел бы необходимых ему сведений, если бы процесс познания ограничивался только тем, что непосредственно дают ощущения и восприятия. Например, мы не могли бы знать, что происходило на Земле до нас, так как не воспринимали минувших событий; не могли бы определить расстояние от Земли до Солнца: ведь непосредственно это расстояние измерить невозможно.

Но мыслительные процессы основаны на данных, полученных нами через ощущения и восприятия, которые нам сохранила память. Без этих психических процессов мышление невозможно.

2. Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Например, мы можем представить пустыню, зная, что такое песок и жара. Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познаниеобщего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. В понятиях! Например, понятие ЧЕЛОВЕК, есть синтез неких свойств, присущих только человеку: природных и социальных).

 

3. Мыслительные операции.

В процессе мыслительной деятельности у людей выработались определенные приемы, или операции, мышления.

Анализ и синтез. Когда мы изучаем какой-нибудь предмет, то нередко (в особенности, если предмет сложный) расчленяем его на части и затем рассматриваем каждую из них отдельно (анализ). Но в процессе умственной работы человеку приходится делать и обратную мыслительную операцию: отдельные части или элементы предмета соединять вместе. Так, нельзя получить представления о растении, если мысленно не объединить его отдельные части (ствол, листья, ветки, корни) в одно целое. Прием объединения отдельных элементов или частей в целое называется синтезом.

Сравнение. Мысленное выделение (анализ) отдельных качеств предметов, а также объединение (синтез) отдельных элементов в целое дают возможность сравнивать друг с другом предметы и явления. Сравнивать предметы и явления можно по одному какому-нибудь признаку или по целому ряду признаков и свойств; так, политическую систему двух стран можно сравнить друг с другом по форме правления, а можно и по количеству партий, типу политической культуры, идеологии и т.п.

Абстракция и конкретизация. В процессе мышления нередко приходится отвлекаться от ряда признаков предмета или от самих предметов, выделив какой-то один признак или свойство. Так, говоря о «человеке» мы выделяем его существенные признаки (как биосоциального существа), не вдаваясь в подробности различий между людьми.

Мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделение одного, нужного для нас, называется абстракцией. Но если мы указываем на определенный предмет или подчеркиваем конкретный признак этого предмета, то здесь происходит процесс так называемой конкретизации.

Обобщение. Понятия образуются у человека в результате процесса обобщения, т. е. мысленного объединения предметов и явлений, имеющих общие свойства. Обобщения будут правильными, когда предметы и явления объединяются по существенному признаку. Так, мыслить понятие «металл» — это значит выделить общие признаки, которыми обладают железо, сталь, чугун, медь и др., и объединить их в одном обобщающем слове.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных