ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Свобода и необходимость в человеческой деятельности (Свобода и ответственность личности)в котором он живет. Но не только внешние обстоятельства ограничивают свободу человека. Человек несет ответственность за свои действия. Поэтому понятие «свобода» соотносится с понятием «ответственность». Мышление. 1.. Мышление как форма умственной деятельности человека. 2. Особенности мышления: А) опосредованный характер Б) обобщенность 3. Мыслительные операции: а) анализ и синтез. б) сравнение в) абстрагирование и конкретизация г) обобщение 4. Типы мышления: (или: а) теоретическое б) практическое 5. Мышление и речь. Социальная природа мышления
Человек очень мало приобрел бы необходимых ему сведений, если бы процесс познания ограничивался только тем, что непосредственно дают ощущения и восприятия. Например, мы не могли бы знать, что происходило на Земле до нас, так как не воспринимали минувших событий; не могли бы определить расстояние от Земли до Солнца: ведь непосредственно это расстояние измерить невозможно. Но мыслительные процессы основаны на данных, полученных нами через ощущения и восприятия, которые нам сохранила память. Без этих психических процессов мышление невозможно. Обобщения люди выражают посредством речи, языка. В понятиях! Например, понятие ЧЕЛОВЕК, есть синтез неких свойств, присущих только человеку: природных и социальных).
3. Мыслительные операции. В процессе мыслительной деятельности у людей выработались определенные приемы, или операции, мышления. Анализ и синтез. Когда мы изучаем какой-нибудь предмет, то нередко (в особенности, если предмет сложный) расчленяем его на части и затем рассматриваем каждую из них отдельно (анализ). Но в процессе умственной работы человеку приходится делать и обратную мыслительную операцию: отдельные части или элементы предмета соединять вместе. Так, нельзя получить представления о растении, если мысленно не объединить его отдельные части (ствол, листья, ветки, корни) в одно целое. Прием объединения отдельных элементов или частей в целое называется синтезом. Сравнение. Мысленное выделение (анализ) отдельных качеств предметов, а также объединение (синтез) отдельных элементов в целое дают возможность сравнивать друг с другом предметы и явления. Сравнивать предметы и явления можно по одному какому-нибудь признаку или по целому ряду признаков и свойств; так, политическую систему двух стран можно сравнить друг с другом по форме правления, а можно и по количеству партий, типу политической культуры, идеологии и т.п. Абстракция и конкретизация. В процессе мышления нередко приходится отвлекаться от ряда признаков предмета или от самих предметов, выделив какой-то один признак или свойство. Так, говоря о «человеке» мы выделяем его существенные признаки (как биосоциального существа), не вдаваясь в подробности различий между людьми. Мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделение одного, нужного для нас, называется абстракцией. Но если мы указываем на определенный предмет или подчеркиваем конкретный признак этого предмета, то здесь происходит процесс так называемой конкретизации. Обобщение. Понятия образуются у человека в результате процесса обобщения, т. е. мысленного объединения предметов и явлений, имеющих общие свойства. Обобщения будут правильными, когда предметы и явления объединяются по существенному признаку. Так, мыслить понятие «металл» — это значит выделить общие признаки, которыми обладают железо, сталь, чугун, медь и др., и объединить их в одном обобщающем слове. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|