Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Герберт Нюнберг Нью-Йорк, 1965




МОСКВА

ББК 88.4 Н93

Перевод с английского: В.Варварова, К.Ягнюк

Редактор: Д.Трук

Компьютерная верстка: С.Аджубей

Блестящее изложение психоаналитической теории, ясное и живое и, в то же время, обладающее фундаментальной глубиной академического подхода к рассматриваемым вопросам, делает эту книгу незаменимой для всех, кто питает интерес к современному психоанализу. А яркие и, подчас, типические примеры могут прояснить некоторые жизненные ситуации для любого человека.

Книга издана при участии издательства "Университетская книга", С.-Петербург.

© Herbert Nunberg, 1955 © Институт Общегуманитарпых Исследований, перевод и оформление, 1999

ISBN 5-88230-071-1

 

Содержание

Предисловие.

Введение.

Глава I

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В НЕВРОЗЕ.

Глава II

СНОВИДЕНИЕ.

Глава 3

ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ И ДИНАМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ НЕВРОЗА.

Глава 4

ИНСТИНКТИВНАЯ ЖИЗНЬ НЕВРОТИКА.

Глава 5

ПСИХОЛОГИЯ ЭГО.

Глава 6

АКТУАЛЬНЫЕ НЕВРОЗЫ.

Глава 7

ТРЕВОГА.

Глава 8

ПРОЦЕССЫ ЗАЩИТЫ ЗАЩИТНЫЙ БАРЬЕР ПРОТИВ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ И ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ-НЕУДОВОЛЬСТВИЯ.

Глава 9

ПРОЦЕСС ЗАБОЛЕВАНИЯ.

Глава 10

ХАРАКТЕР И НЕВРОЗ.

Глава 11 ПРИЧИНЫ НЕВРОЗА 308

Глава 12 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ.

 

Предисловие

Впервые эта книга была напечатана на немецком языке в Берне, Швейцария, Хансом Хьюбером Ферлагом, и называлась Allgemein Neurosenlehre auf psychoanalytischer Crundlage. Моей целью было показать принципы психоанализа на примере невроза. Хотя с тех пор, как была опубликована эта книга, прошло некоторое время, я считаю, что изложенные в ней принципы верны и по сей день. С тех пор была проделана ценная работа, которая помогла лучше понять специфические проблемы, но основные идеи психоанализа остались неизменными.

Герберт Нюнберг Нью-Йорк, 1965

Введение

Фрейд заложил основы изучения неврозов в своих многочисленных работах и кратко изложил их в книге Aligemeine Neurosenlehre, третьей части ''Вводных лекций". С тех пор, однако, из-под его пера вышли важные дополнения, которые завершают или модифицируют некоторые идеи, изложенные в более ранних работах. Но психоанализ — сложная теория, и даже многие опытные аналитики не смогли воспринять новые идеи Фрейда, не говоря уже про новичков и студентов. Поэтому первоначально я ставил перед собой задачу показать, что "новые" идеи естественным образом возникли на базисе "старых", стали частью психоаналитической системы и теперь вполне гармонируют с "более ранними" взглядами. Я пытался отразить нынешнее состояние психоанализа и показать, как он применяется в отношении к неврозу.

Для этой цели необходимо вспомнить хорошо известные факты и сопоставить их с новыми наблюдениями. По этой причине, а также оттого, что у студентов был разный уровень подготовки, мои лекции получились несколько неровными; иногда они казались очень простыми, а иногда — очень сложными. Другая сложность возникла оттого, что я считал, что следует сообщать только достоверные сведения. Могу добавить, что если я заполнял пробелы, приводя собственные объяснения, то происходило это скорее случайно. Поэтому я хочу подчеркнуть, что я несу ответственность, особенно за ту роль. которую я сыграл в синтетической функции эго и в идеях о приспособлении к реальности и чувстве вины.

Очень тяжело понять психоанализ только слушая лекции и читая книги. Самоанализ имеет огромное значение. Прежде чем стать профессиональным аналитиком, безусловно нужно самому пройти психоанализ. Во-первых, человек должен на собственном опыте пережить то, что будет происходить с пациентами, доверившимися ему; он должен изучить психоанализ изнутри. Поняв себя, он станет лучше понимать других. Во-вторых, пройдя анализ, он освободиться от определенных эмоциональных склонностей, которые могли бы помешать его работе. Каждый, кто хочет практиковать психоанализ, должен уметь подойти к психическому явлению без предрассудков и ригидности. Без анализа его зрение будет затемнено бессознательными мотивами, он будет видеть то, что ему хочется видеть или не будет замечать очевидного.

Психоанализ — эмпирическая наука. Благодаря наблюдениям (главным образом за больными взрослыми и детьми) были собраны факты, прежде неизвестные или неверно интерпретировавшиеся; эти факты были соотнесены с психической жизнью в целом и на их основе была сформулирована все еще несколько несовершенная теория о динамике психических процессов, о структуре психических механизмов и о функционировании ума. Психоанализ стал независимой наукой. Однако необходимо отметить, что в эти науке исследования неотделимы от лечения больных. Мы не будем затрагивать сам психоаналитический метод и общие психоаналитические идеи, кроме тех случаев, когда это будет необходимо для того, чтобы лучше понять предмет нашего обсуждения. Мы будем обсуждать инсайты, возникшие при лечении больных психоаналитическим методом — Другими словами, мы будем обсуждать психопатологию невроза в свете теории Фрейда.

Хотя отправной точкой для психоанализа послужило стремление избавить человека от страданий, изучение неврозов принесет пользу не только врачам, планирующим заняться психоаналитической практикой. Ведь инсайты, возникшие при лечении больных людей вскоре проникли и в другие сферы человеческой жизни, например, в воспитание детей, изучение религии, в социальные науки и так далее.

Любое природное явление имеет множество аспектов. Чтобы полностью понять его, нужно рассмотреть его с разных точек зрения. Поэтому мы рассмотрим невроз в качестве проявления инстинктивной жизни, в качестве проявления бессознательной психической жизни, и в качестве манифестации эго. Этиология невроза будет обсуждаться в отдельной главе. Могут возникнуть сложности с пониманием материала, поскольку этот метод изложения приводит к кажущимся противоречиям, которые будут решены в самом конце. Более того, мы будем раскладывать на плоскости то, что происходит на самом деле на разных уровнях и в разных измерениях. Психические процессы переплетены и взаимосвязаны и невозможно избежать повторении.

Насколько это возможно, исходной точкой для наших рассуждений всегда будет материал, полученный от пациентов. Однако детальные истории болезней не будут приведены, поскольку даже одна-единственная полная история болезни займет собой всю книгу. Вначале мы ограничимся короткими, простыми примерами, которые будут более полезны студентам, чем описание запутанных длинных анализов. Однако потом нам потребуется несколько более развернутых примеров.

Глава I БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В НЕВРОЗЕ

Несколько лет назад меня позвали осмотреть молодую девушку, которая страдала от сильной рвоты. Я осмотрел пациентку, но не обнаружил никаких физиологических причин. Поскольку меня заинтересовало ее психическое состояние, я спросил ее, не расстроилась ли она из-за того. что произошло что-нибудь необычное, но получил отрицательный ответ. Однако я продолжал задавать этот вопрос и узнал, что несколько часов назад она гуляла по лесу со знакомым мне пожилым человеком. Поскольку я знал этого человека, у меня немедленно возникла мысль о том, что могло произойти в лесу, и я поделился своей догадкой с пациенткой. Она была изумлена и спросила, как же я мог узнать «об этом». В конце концов она признала, что у нее был сексуальный опыт. Она свободно рассказала мне об этом, и ее рвота прекратилась. Она внезапно снова хорошо себя почувствовала и пошла завтракать.

Вышеприведенный пример ни в коем случае нельзя считать психоанализом, это просто исследование, продиктованное моим психоаналитическим подходом. Моя догадка вызвала воспоминание о сексуальном нападении, которому подверглась эта девушка. До этого момента на не осознавала, что существует связь между этим событием и ее рвотой. Это дошло до ее сознания, лишь когда я указал ей на эту связь.

Тут мы сталкиваемся лицом к лицу с важнейшим утверждением психоанализа:

психическое явление, вызывающее болезнь, является бессознательным.

Для начала попытаемся понять, какую роль бессознательное играет в неврозе. На примере вышеприведенного случая можно отметить, что сильный эмоциональный опыт, крайне неприятный для пациентки, в этот момент оказывается забытым, а его место занимает симптом — рвота. Таким образом симптом является заместителем важного опыта, который становится бессознательным.' Важное событие, произошедшие в жизни пациента, выпадает у него из

Конечно же, эабывание само по себе не может создать невротический симптом; чтобы забытый опыт стал патологичным, должны быть вовлечены и другие факторы.

памяти. Подобные провалы в памяти мы встречаем у всех невротических пациентов. Они называются амнезией и простираются глубоко в раннее детство. С другой стороны, у некоторых пациентов бывают странные, разрозненные воспоминания, всплывающие тут и там. Вначале мы не знаем, почему эти разрозненные, явно бессмысленные воспоминания не были забыты. Однако в процессе анализа мы обнаруживаем, что за ними скрываются важные бессознательные переживания. Именно из-за этого Фрейд назвал их «заслоняющими воспоминаниями» (screen memories). Следующий пример поможет нам понять,что это значит:

В начале анализа пациентка рассказала мне о странной игре, в которую она играла, когда ей было пять или шесть лет. Примерно в это время родилась ее сестра. Когда пациентка была уверена, что ее никто не видит, она приподнимала ребенка в коляске до тех пор, пока головка не показывалась из-за занавесок (в те дни на коляску вешали занавески, чтобы защитить младенца от солнца); затем она отпускала сестренку и позволяла ей упасть обратно в коляску. Она постоянно без устали повторяла эту игру. Многие месяцы это воспоминание не было задействовано в ходе анализа; оно оставалось необъясненным. Однако, постепенно появились и другие воспоминания. связанные с этим. Сначала пациентка вспомнила день, когда родилась ее сестра. Об этом событии ей сообщил дядя. Когда она спросила его о деталях рождения, он кратко объяснил, что ребенка принес аист. Она не поверила и стала расспрашивать, как аист попал в комнату. Дядя ответил: через окно. Ее замечание о том, что окно был закрыто, осталось без ответа. Тогда она решила загадку по-своему: аист влетел в комнату, когда окно было открыто, спрятался за занавесками и, когда мать осталась одна, выскочил оттуда. Таким образом, когда она поднимала свою сестренку в коляске до тех пор, пока ее голова не показывалась из-за занавесок, они разыгрывала сцену рождения своей сестры (по представлениям пятилетней девочки).

Но что означает вторая часть игры — сестренка, исчезающая в глубине коляски? Рождение младшего брата или сестры часто имеет травматический эффект. Обычно ребенок пытается преодолеть травму с помощью фантазий. Так произошло и в случае с этой пациенткой. Однако и ее игре присутствовало не только рождение. Мы знаем, что рождение младшего брата или сестры пробуждает и ревность и ненависть. Если травма преодолевается с помощью фантазий, то ненависть и желание смерти нового брата или сестры также находят разрядку в фантазиях. Рождение сестры совсем не понравилось пациентке; она хотела, чтобы ее снова нс стало. Еще раньше, в возрасте двух с половиной лет, у нее был неприятный опыт рождения брата. Тогда она была так зла на захватчика, что ударила его палкой. Матери и няне приходилось охранять младенца, чтобы защитить его от ее гнева. (Даже теперь, в возрасте тридцати пяти лет. она не преодолела ненависть к младшему брату и младшей сестре.) Исчезновение сестренки за занавесками детской коляски символизирует се желание, чтобы ребенок исчез, также, как раньше она хотела убить своего брата.

Теперь мы можем понять всю игру: она изображает рождение и смерть младшей сестры. За этой игрой также скрывается еще более глубокая ненависть к брату. Только через анализ этого воспоминания мы смогли понять отношение пациентки к брату. Ее нынешние сознательное отношение к нему отражало ее бессознательную ненависть и ревность, которые она подавляла с раннего детства.

Таким образом заслоняющие воспоминания представляют собой фрагменты воспоминании; до определенной степени они заполняют дефицит воспоминании. Это можно сравнить с руинами древней цивилизации, ориентируясь по которым археолог определяет, в каком направлении производить раскопки.

В определенных случаях провалы в памяти заполняются заслоняющими воспоминаниями. Однако в других случаях амнезия настолько полная, что добраться до воспоминаний можно только в процессе длительного анализа. Но амнезия, п целом, характерна не только для невротиков. Большинство людей забывают раннее детство вплоть до четвертого или пятого года жизни. Возможно, мы поймем, почему мы забываем переживания именно этих первых пяти лет, когда осознаем, что инфантильная сексуальность достигает пика своего развития в этот период, и ее обычная участь — быть подавленной, то есть забытой. Инфантильное подавление имеет такие далекоидущие последствия, что даже зрелый человек отказывается вспомнить хоть что-нибудь из инфантильного периода сексуальности.

Полная амнезия чаще всего встречается при истерии; она характерна для этой болезни. При компульсивном неврозе, а также при шизофрении (где иногда возникают компульсивные воспоминания), пациенты действительно вспоминают личные переживания из раннею детства, но связь между воспоминаниями отсутствует, поэтому они остаются оторванными от контекста.

Молодая девушка с различными компульсиями страдала от бессонницы. Бессонница возникала из-за детского ритуала. Пациентка принимала определенную фиксированную позу, ложилась на спину, сжав ноги и согнув их в коленях. Только ее шея. колени и пальцы ног могли касаться одеяла: остальные части ее тела, особенно живот, ни а коем случае не должны были касаться одеяла.

В начале лечения пациентка понятия не имела, что означает этот ритуал. Лишь много позже она рассказала факт. казалось бы не имеющий отношения к этому ритуалу: до шестнадцати лет она спала в комнате смежной со спальней ее родителей. Дверь была приоткрыта и она часто слышала, как происходит сексуальный контакт между родителями. Это сексуально возбуждало ее и не давало заснуть. В другой раз она рассказала, что, прислушиваясь к родителям, она фантазировала о том, как ее отец лежит на матери и о том, как соприкасаются их животы. Тут се охватывало отвращение и она обрывала фантазию. Еще как-то раз она вспомнила, что боролась с мастурбацией, избегая прикосновения к гениталиям. Хотя она чувствовала сильное желание прикоснуться к животу и к гениталиям, ей удавалось сдерживать себя. Эти воспоминания не были забыты; они всегда оставались в сознании. Но она не знала, что эти воспоминания были связанны, и лишь соединив их. можно было понять, что она пыталась мысленно стереть сексуальный контакт между родителями. в то же время борясь с собственной мастурбацией. Впечатления п переживания, которые привели к возникновению симптома, оставались в сознании, но связь между этими впечатлениями и переживаниями, которая придавала им смысл, была бессознательной.

Таким образом, память о переживаниях, связанных с болезнью, может сохраняться в сознании, но связь этих переживаний с симптомом, а также их значение, остается в бессознательном. Причина болезни часто осознается, но мотив болезни, то «для чего» она всегда остается в бессознательном. Бессознательное содержании психического процесса не обязательное условие для развития симптома, но предварительным условием для развития симптома являются бессознательные связи и мотивы психического процесса. Эти мотивы содержат в себе смысл симптома.

Что мы имеем в виду, когда говорим о «смысле» симптома? В нашем примере симптом возник от того, что пациентка слышала звуки сексуального контакта между родителями и от того, что она боролась с мастурбацией. В ритуале засыпания пациентка пыталась уничтожить сексуальный контакт между родителями и оградиться от желания мастурбировать. Таким образом, если говорить в целом, «смысл» симптома, его цель или мотив, состоит в повторении важных подавленных переживаний и импульсов: одновременное удовлетворение инстинкта и отрицание удовлетворения в том виде, который неприемлем для сознания.

Поскольку каждый невротический симптом выдает часть бессознательной психической жизни, мы постараемся дать краткое определение термину «бессознательное».

Это не простая задача, поскольку у нас до сих пор нет прямых свидетельств существования бессознательного. Мы выводим его существование из косвенных свидетельств из изучения снов, фантазий и особенно из истории развития невротических симптомов, а также из поведения. Этих косвенных свидетельств такое множество и они так убедительны, что не оставляют сомнений в том, что существуют бессознательные психические явления.

Не только психоанализ признает бессознательную психическую жизнь. Многие философские и психологические системы согласны с тем, что существует бессознательное. Однако наша концепция бессознательного принципиально отличается от философской. Философы признают бессознательное только в негативном смысле и называют бессознательным все, что не является сознательным. Психоанализ представляет себе бессознательное, как нечто психологически позитивное; то есть мы отделяем его от сознания по определенным характеристикам, которые присущи только бессознательной психической жизни. Сны, невротические симптомы, определенные непроизвольные действия, фантазии и религиозные системы ясно выражают отличительные признаки бессознательного.

Как и философы, мы говорим о бессознательном в описательном смысле. Но нам ясно, что бессознательное не только проявляется через свои содержания, такие как переживания, мысли, идеи, желания и эмоции, но и сами эти содержания несут в себе психическую энергию. В связи с этим наша концепция требует исследования динамики бессознательного. Поэтому мы также говорим о бессознательном в динамическом смысле.

В то время, как термин «бессознательное» просто указывает на факт, динамическая концепция дает представление о взаимодействии бессознательных сил. которые управляют нашей психической жизнью и когда мы здоровы, и когда мы больны. Ведь бессознательные силы влияют на все стороны психической жизни и всегда участвуют в оформлении нашего сознательного опыта.

Глава II СНОВИДЕНИЕ

Чтобы лучше понять бессознательное и психоанализ, сначала мы должны рассмотреть структуру и функцию сновидения, хотя мы можем сделать это лишь частично.

Чтобы познать ментальную жизнь человека, необходимо понять сны. Невротические симптомы, к примеру, во многом повторяют паттерн сновидения. Таким образом, толкование сновидений помогает понять конфликты, скрытые за симптомами. Фрейд говорил, что в трудной ситуации ему очень помогало толкование сновидений; временами, когда ему приходилось бороться с запутанными проблемами, правильно истолкованное сновидение восстанавливало его уверенность в себе. Кажется ни одно психическое явление не зажигало человеческое воображение так же, как сны. Любой человек, грамотный или неграмотный, просвещенный или суеверный, всегда интересуется своими снами. Некоторые сны настолько поразительны, что никогда не забываются и таинственно преследуют вас всю жизнь. Неудивительно, что люди во все времена интересовались снами и пытались понять их. Понимание снов всегда связано с культурной стадией развития человека. Например, примитивные народы считают, что сны насылают возвращающиеся духи предков или демоны; они верят, что через сны можно контактировать с другим, сверхъестественным миром. Народы с развитыми теистическими религиями считают сны божественными посланиями. С древнейших времен люди из самых различных культур пытались понять смысл сновидений и скрытых в них предсказаний. Древние халдеи, египтяне и евреи разработали особое искусство толкования сновидений, с помощью которого они предсказывали будущее. Но то, что прежде было религиозным верованием, постепенно деградировало до уровня суеверия, распространенного среди необразованных людей в современном обществе.

На анимистической стадии развития человеку не всегда легко отличить события своей внутренней жизни от того, что происходит во внешнем мире. Он путает свои внутренние процессы, мысли, идеи, желания и борьбу с явлениями внешнего мира, принимая свою ментальную жизнь за внешнюю реальность и наоборот.

Более того, первобытный человек считает и мир и себя волшебными; он верит, что наделен сверхъестественными силами, которые он приписывает и внешнему миру. Таким образом его ментальная жизнь отражается во внешнем мире. Эго первобытного человека слабо отделено от внешнего мира и поэтому он считает сновидение явлением, наделенным магическими силами и не принадлежащим к его эго. В определенных психотических состояниях граница между внутренним и внешним миром также размыта; в этом случае они также сливаются. Поскольку человек с размытыми границами принимает свою ментальную жизнь за внешнюю реальность, то он, как и маленькие дети, рассказывая о сне, не говорит «Мне приснилось то-то и то-то», а говорит: «Я ночью видел то-то и то-то и делал то-то и то-то.» Психотику сновидение представляется реальностью и часто такие пациенты хотят жить в соответствии с реальностью сновидений. Иногда психоз начинается во сне и, когда такой пациент просыпается, он продолжает галлюцинировать, как во сне. У нормального человека «психотическое» состояние сна прекращается с пробуждением.

В процессе развития человечество постепенно изменило свое представление о сновидении. По мере того, как человек научился ясно отделять ментальные процессы от процессов, происходящих во внешнем мире. научился понимать, что один процесс ментальный, а другой — реальный, он постепенно отбросил убеждение, что все его мысли и желания являются объективной реальностью. И поскольку, в процессе развития, понимание реальности углублялось, идея о сверхъестественном происхождении сновидений стала неприемлемой.

Со временем появилось множество теорий о сновидениях, ни одна из которых не выдерживает научной критики. Фрейд первым сумел подойти к психологии сновидений и с его помощью они стали понятней.

Фрейд просил своих пациентов говорить все, что приходит им в голову, ничего не отбрасывая и не критикуя, то есть свободно ассоциировать. Таким образом, он заменил традиционный анамнез, то есть последовательный логичный рассказ пациента о своей болезни, беспорядочным и часто запутанным рассказом, что известно как «метод свободных ассоциаций». Возможно, он внес эти изменения, потому что прежде занимался гипнозом. Следующие положения сформировали теоретическую базу метода свободных ассоциаций: наше мышление всегда на что-то направленно, то есть у него есть цель. Иногда мы знаем об этой цели, иногда — нет. Если мы знаем, сознательно или полусознательно (подсознательно), что мы хотим выразить, то мы используем свой критицизм и логику, мы уничтожаем одни ассоциации и поощряем другие, мы выбираем, что говорить. Мы в приказном порядке собираем свои знания и опыт, чтобы добиться своей цели, которая нам более или менее известна. Однако, если цель наших мыслей и желаний совершенно нам не известна, никакие сознательные усилия не помогут нам ее узнать, не сделают ее осознанной. В этом случае мы применяем метод свободных ассоциаций, который — поскольку наше мышление всегда на что-то нацелено — поднимет неизвестную, бессознательную цель на поверхность. Таким образом, если цель нашего сознательного (или подсознательного) мышления более или менее нам известна, то цель бессознательного мышления мы узнаем только в конце цепочки свободных ассоциаций (и других операций, которые мы обсудим позже).

В ходе свободных ассоциаций пациенты Фрейда рассказывали о фантазиях, снах и снах наяву (все они имеют схожую структуру). Фрейд не отбрасывал их. как бессмысленные, а использовал их также, как и остальные ментальные творения пациентов: он применял их для продолжения процесса свободных ассоциаций и интерпретаций. Когда он обнаружил, что во всех снах есть смысл. В дальнейшем анализ сновидении дал ему возможность создать основу для гипотезы о структуре и функционировании психических систем.

Предварительное условие для сновидения - сон. Верно, что бывают сновидения и в состоянии бодрствования, так называемые сны наяву или фантазии; однако на них оказывают заметное влияние требования сознательных мыслительных процессов и поэтому они более запутанные, чем ночные сновидения. Ученые все еще спорят о природе сна. Но их споры не меняют того факта, что в глубоком сне теряется интерес как к внешнему, так и к внутреннему миру, в глубоком сне человек не ощущает раздражители, исходящие снаружи или изнутри (физическое или психическое возбуждение); человек ничего не слышит, не видит, не ощущает и не чувствует. Напрашивается вывод, что человек отдыхает от напряжения бодрствования, отключив деятельность органов чувств. Однако не всегда сон протекает столь спокойно. Вы можете видеть картины во сне, целые сцены; можете слышать слова; можете долго говорить, думать, чувствовать радость, печаль, тревогу и боль ~ другими словами, вы можете видеть сны. Таким образом, ментальная активность во сне не прекращается полностью. Она может быть подхлестнута мощным раздражителем снаружи или изнутри — как правило, это внутренний раздражитель — и, достигнув определенной интенсивности, она врывается в сознание спящего в форме сновидения и, таким образом, нарушает глубокий сон. Но Фрейд утверждает, что основная функция сновидения — быть хранителем сна. Давайте посмотрим, как можно разрешить это очевидное противоречие.

Человек хочет приостановить любую ментальную и физическую деятельность после дневных напряжений и стрессов и ложиться спать. Желание спать можно удовлетворить, если порвать все связи с реальностью, то есть с внешним миром, и вернуться в стадию самодостаточности, сравнимую с самодостаточностью зародыша в матке. Фактически, Фрейд считает, что сон удовлетворяет бессознательное инстинктивное желание вернуться в матку; в определенном смысле, инстинкт сна рождается при рождении. Казалось бы, сновидение противоречит желанию спящего забыть во сне дневное напряжение и беспокойство. Но во сне, в сновидении, активировашиеся бессознательные влечения и желания достигают специфического сознания спящего. Если за ними не следить, они могут разбудить спящего. И задача сновидения — контролировать бессознательные влечения и желания. Если сновидению удастся выполнить бессознательное желание, сон будет продолжаться. В этом смысле, сновидениехранитель сна.

Однако такая функция сновидения, как исполнение желании, не вполне очевидна. Проявленное сновидение, ментальная деятельность, которая сохраняется в памяти после пробуждения, как правило несвязанно и лишено смысла. С помощью свободных ассоциации вспоминаются латентные сновидения, скрытые за проявленными сновидениями. Только когда первые трансформируются в последние, можно понять их значение и увидеть удовлетворение бессознательного желания.

Чтобы трансформировать проявленное сновидение в латентное, сновидец должен свободно ассоциировать весь сон или его элементы. Через интерпретацию материала, наиденного с помощью ассоциаций, другими словами, через перевод с языка сновидений на нормальный язык бодрствования, мы узнаем содержание латентных сновидений. Активность, искажающая латентное сновидение и формирующая проявленное сновидение называется работой сновидений (dream work). Работа, направленная на противоположную цель, на превращение проявленного сновидения в содержание латентного, называется толкованием сновидений или анализом сновидений.

Следующий сон иллюстрирует то, что было сказано:

Пациентке приснилось, что она купает новорожденного младенца. Ассоциацией на этот сон было то, что ее лучшая подруга родила ребенка накануне сна. Это событие вновь пробудило ее сильное желание завести собственного ребенка, желание, которое по определенном причинам не могло быть выполнено. Во сне она обращалась с ребенком так, будто это был ее ребенок, как будто она сама его родила.

Очевидно, что во сне исполнилось давнее желание пациентки. На самом деле, любой сон содержит в себе исполнение фрустрированного желания. С небольшими изменениями, эта формула применима ко всем сновидениям.

Утверждение, что любое сновидение является исполнением желаний, скорее всего вызовет возражения. Можно возразить, что содержание сновидений бывает неприятным, как, например, в тревожных снах, которые явно не могут представлять собой исполнение желаний. Но, во-первых, сознательные желания редко проявляются в сновидениях; в них проявляются бессознательные желания, которые противостоят сознательной личности и потому должны быть подавлены. Поскольку во сне самоконтроль слабее, чем во время бодрствования, эти подавленные желания могут случайно всплыть в сновидении.

На вопрос о том, как сны с неприятным содержанием могут быть исполнением желаний, можно ответить контрвопросом: разве нельзя вообразить, что иногда человек может желать чего-то неприятного и удовлетворять это желание в сновидении? Почему человек может желать чего-то неприятного, это другая проблема. Это зависит от множества факторов; здесь мы не сможем детально обсудить их, поэтому лишь сделаем набросок. Иногда можно пожелать меньшего зла, чтобы избежать чудовищной катастрофы; часто неприятные сновидения такого рода имеют характер жертвоприношений. Еще чаще неприятные сны возникают у тех, кто страдает от сильного чувства вины. Эти люди часто хотят быть наказанными, хотят страдать. Их желание исполняется, они получают наказание в сновидении.

Тревожные сны не имеют отношения к желаниям. Тревога играет огромную роль и в сновидениях и в неврозе. Проблема тревожности не является специфической проблемой, связанной со сновидениями, поэтому позже мы уделим ей много внимания. Пока что нужно лишь отметить, что тревога всегда является индикатором сильного психического конфликта, борьбы между определенными желаниями и той частью личности, которая даже во сне препятствует их удовлетворению. Спящий обычно просыпается после такого сна; тревога не позволяет ему выполнить желание и прерывает сон. Таким образом тревожное сновидение не является исполнением желания; это его противоположность.

Возвращаясь к нашему примеру, можно сказать, что там была очевидная связь между сном и рождением у подруги ребенка. Одно из дневных событий появилось следующей ночью во сне. Это общее правило — определенные дневные переживания, называемые «остатками дня», являются факторами, определяющими ход сновидения. Эти остатки дня формируются не только внешними событиями, как в нашем примере, но и внутренними переживаниями, например, беспокойствами, навязчивыми идеями или важными воспоминаниями. В каждом сне содержатся воспоминания или аллюзии на события предыдущего дня. Однако не каждое дневное событие играет роль в создании сновидения. В сон входят лишь те остатки дня, которые связаны с определенными бессознательными мыслями, влечениями или желаниями. Другими словами, сновидение стимулируется лишь теми событиями из бодрствования, которые находят отголосок в бессознательном.

Если обнаружена связь между остатками дня и соответствующими бессознательными мыслями или влечениями, то сновидение легче интерпретировать, а сновидцу легче его принять. Осознав.-это, он сможет увидеть, как его бессознательное притягивает переживания повседневной жизни, как магнит притягивает сталь; тогда интерпретация перестанет быть для него чем-то академическим и превратиться в непосредственный опыт.

Пожалуй, не будет излишним указать на то, что латентное сновидение не возникает в процессе ночного сна; оно было сформировано задолго до этого и в данную конкретную ночь просто превратилось в проявленное сновидение под влиянием остатков дня. Бессознательный материал хватается за остаток дня и представляет его таким образом, что под реальным переживанием оказываются скрыты мысли, воспоминания и прошлый опыт.

Наша сновидица легко согласилась, когда сон был истолкован, как желание завести ребенка. Это желание не было ей полностью незнакомо; невозможность исполнить это желание заставляла ее сильно страдать. Но впервые рассказывая этот сон, она не подозревала, что настолько захвачена этим желанием. Только в процессе ассоциаций она постепенно поняла, что в ней долгие годы было это желание, но она не всегда осознавала его.

Подсознательными мм называем те переживания, идеи, побуждения и тому подобное, которые иногда бывают сознательными, а иногда не бывают, но легко могут достичь сознания. Таким образом, желание нашей сновидицы было подсознательным. Только что было показано, что дневной остаток участвует в формировании сна, только если он связан с инстинктивным влечением. Пациентке не снилось, что она «рожала» ребенка, ей снилось, что она «купала» ребенка. Это символическое отображение родов. Сновидения очень часто, хотя и не всегда, содержат в себе символы. Вода (купание) связана с родами и на символическом языке означает рожать или рождаться. Таким образом пациентка символически удовлетворила свое желание родить ребенка.

Другой пациентке приснилось, что она летела верхом на сине-зеленой полосатой птице и приземлилась посреди чудесного ландшафта. Она привела множество ассоциаций, несущих разнообразный ясный смысл, ко всем элементам сна, кроме самой птицы. Поскольку птица является известным символом мужского полового органа, а «езда верхом» в простонародном языке символически обозначает половой акт, это сновидение должно означать, что сновидица занимается, или хочет заниматься сексом как мужчина, то есть находясь сверху. Точность этого толкования подтверждается тем фактом, что муж сновидицы проходил психоаналитическое лечение из-за невротической импотенции, и его состояние улучшилось до такой степени, что он мог иметь половые сношения, но только лежа снизу, в то время как его жена играла мужскую роль. Однако, в последнее время он опять отдалился от нее. Таким образом, это сновидение является символическим исполнением желания

Символизм не ограничивается сновидениями; его можно обнаружить и во многих других областях. Символы пронизывают языки всех народов. Они встречаются в фольклоре и в шутках; они обитают в суевериях, в обычаях, в сказках, в мифах и легендах. Есть типичные символы, возникшие в первобытные времена (огонь=любовь); но постоянно возникают все новые символы, даже в нашем веке, в наши дни (например, самолет и автомобиль). Эти символы все еще развиваются и у разных людей могут иметь разное содержание. Как правило, типичные символы всегда имеют одно и то же значение, если не считать незначительных индивидуальных вариаций, которые иногда случайно появляются. Они всегда относятся к человеческому телу, в особенности к половым органам и к половым функциям.

Сновидение использует те же символы, которые встречаются и в других ситуациях. Иногда у них может появиться индивидуальное значение, но затем они снова обретают типичное значение. Чтобы избежать ошибок, работая с индивидуальными символами, нужно тщательно изучить каждую деталь. Но даже типичные символы нельзя использовать автоматически. Лишь когда найдены все необходимые ассоциации или когда сновидец не способен ассоциировать элементы про который мы знаем, что это типичный символ, — лишь тогда мы можем определить его значение. Верно, что знакомство с символами очень помогает в понимании сновидений. Но используя символическое толкование небрежно, без разбора, мы низводим анализ сновидений до уровня криптографии.

Чтобы избежать недоразумений, я хочу подчеркнуть, что из сновидений мы не узнали ничего нового о происхождении и значении символов. В символическом толковании мы просто используем то, что узнали из других источников. Изучение этих источников показало нам, что символический язык связан с примитивным способом мышления и является неотделимой частью, возможно основной частью, общения между первобытными людьми В нормальном состоянии бодрствования этот тип мышления почти полностью исчез; в снах он возвращается снова и снова. Поскольку мысли выражены в символах, мыслительный процесс и сновидении спускается на более низкую стадию развития; он становится архаичным. Символический язык - это воистину интернациональный язык.

Примитивность мышления в сновидении проявляется не только в символическом языке, но и в других способах выражения. Как правило, сновидец не мыслит понятиями или словами. Когда он произносит осмысленные слова или предложения, то они, фактически, были сформированы не в сновидении, а в бодрствовании, предшествовавшем сновидению. Сновидец использует их, чтобы спрятать определенные бессознательные идеи сновидения за осмысленным фасадом. Предложения или слова являются подсознательными, в то время как идеи сновидения, которые они помогают раскрыть, являются бессознательными. Из этого правила есть исключения — слова и разговоры, действительно услышанные в детстве: они принадлежат бессознательному, так же как и звуковые галлюцинации при шизофрении и «звучащие мысли» при обсессивном неврозе. Бессознательнoe мышление в сновидении очень сильно отличается от мышления в состоянии бодрствования. Оно не принимает форму идей, понятий или слов, оно принимает форму картинок. Сновидец видит картины. В той сцене, где сновидица купала ребенка, она галлюцинировала идею, желание, и, таким образом, драматически отобразила рождение ребенка.

Такая замена мыслей визуальным восприятием характерна не только для сновидений, язык изображений является древним и примитивным символическим языком он использовался егитянами и другими древними культурами.

Таким образом в сновидении абстрактное мышление трансформируется в конкретное мышление, то есть идеи представлены пpeдмeтaми. Слова превратились в одушевленные или неодушевленные предметы и с ними обращаются так словно они материалны. Например, пациентке приснилась бешеная собака. Она заметила, что я «обращался с ней плохо», как с «бешеной собакой».

Примитивные и архаические элементы психической жизни соотносятся с той далекой стадией исторического развития человечества, которая в сущности исчезла из состояния бодрствования, но сохранилась в сновидениях. Человек в своем развитии от младенчества до зрелости проходит через те же стадии, через которые проходило человечство, хотя, конечно же, в сжатой форме. На каждой определенной стадии развития человечество оставляет следы, которые преодолевает на более поздних стадиях; то же самое происходит и со стадиями развития личности. Эти следы формируют индивидуальное прошлое человека, и они могут всплыть при определенных условиях, например, во сне. Это прошлое, охватывающее само» раннее детство, проявляется не только в оживлении архаических форм мышления но и в возрождении идей и инстинктивных импульсов, принадлежащих прошлому. Таким образом сновидение снабжается содержаниями и пoтребностями из детства и из историк человечества. Почти в каждом сне в той или иной форме появляются родители или их заместители, и сновидение удовлетворяет инфантильные инстинктивные потребности. Более того, сновидение может повторить, в искаженной или в неискаженной форме, детские идеи и фантазии, относящиеся к рождению, смерти и жизни, к различиям полов и к множеству других проблем Короче говоря, на глубочайшем уровне, сновидение отражает подлинную инфантильную психику со всеми ее фантазиями и желаниями. Таким образом становится очевидно, что сновидение является не только примитивной, но и инфантильной конфигурацией. Далее, поскольку отправная точка сновидения находится и настоящем, то оно принадлежит и прошлому и настоящему; оно представляет собой желание (из прошлого), которое исполняется (в настоящем). Таким образом, сновидение возвращается к примитивному способу функционирования психических систем, где галлюцинируются желания или первые зачатки мыслей.

Возвращаясь снова к сну из нашего примера, мы видим явное противоречие в том, что, с одной стороны, сновидение содержит в себе подсознательное желание, а, с другой стороны, — бессознательное желание, выраженное в символах. Это противоречие будет разрешено, как только мы выясним, что бессознательное проявляется в двух формах: (1) в качестве подсознания, что означает, что психические процессы лишь временно являются бессознательными и в любой момент могут стать сознательными; и (2) как собственно бессознательные процессы, которые либо никогда не были сознательными, либо были подавлены и могут снова стать сознательными лишь после определенных изменений в ментальном функционировании. Хороший пример этого — сновидение нашей пациентки. Ко времени сновидения, она знала о своем желании родить ребенка; однако постепенно стали всплывать воспоминания о фантазиях и детских играх, из которых стало ясно, что в детстве она хотела родить ребенка от своего отца. В тот период жизни, который предшествовал сну, она хотела родить ребенка от своего мужа. Однако она не знала, что в ее бессознательном муж был заменителем ее отца, и что ее желание родить ребенка происходило из детства. То, что ее муж был заменителем ее отца и то, что в детстве она хотела ребенка от своего отца, во время сновидения не присутствовало в сознании; эти факты были в бессознательном.

А желание или любой другой психический материал, не относящийся ни к сознанию, ни к подсознанию, однако существующий по свидетельству обстоятельств, принадлежит к собственно бессознательному, как было указано выше. Наша пациентка, зрелая женщина, совершенно не подозревала ни о чем, хотя бы отдаленно связанным с желанием иметь ребенка от своего отца. Если бы это желание существовало в каком-нибудь уголке ее сознательного ума, она должна была бы любой ценой изгнать его оттуда; фактически же ей удалось вообще не пускать это желание в сознание. Соответственно, оно оставалось бессознательным во время бодрствования. Однако во сне, где ослабевают подавляющие факторы эго, ее желание смогло сформировать сновидение и войти в сознание. Если бы это желание не было искажено до такой степени, что ее спящее эго не смогло его узнать, ее сон был бы нарушен и она бы проснулась. Искажение позволило ей продолжать спать. Желание было исполнено, а сознание не было оскорблено, ведь в проявленном сновидении не говорилось: «Я хочу иметь ребенка от своего отца», а лишь: «Я купаю ребенка.»

Таким образом очевидно, что сновидение может содержать и подсознательные и бессознательные желания. Однако, подсознательное желание не воспринимается сновидцем, если оно не подпитывается энергией соответствующего бессознательного желания. Таким образом, именно исполнение инфантильного желания гарантирует сон.

В сновидении из нашего примера первоначальное инфантильное желание было замаскировано под символические роды. Это общее правило проявленное сновидение содержит идею латентного сновидения в искаженной форме. Существуют различные формы искажении, которые мы рассмотрим в свое время. Сейчас я хотел бы лишь указать на две формы искажения идеи латентного сновидения, которые ярко заметны в нашем примере во-первых, искажение методом символическою отображения; во-вторых, пропуск. В идеи латентного сновидения отец пациентки играл важнейшую роль, в то время как в проявленном сновидении он вообще не упоминался. Пропуск является одним из самых эффективных методов искажения сновидений. Именно благодаря ему материал латентного сновидения выражается в проявленном сновидении в сжатой форме. Иногда в проявленном сновидении может содержаться лишь одно слово или одна картинка.

Анализ еще одного сна прояснит механизмы искажения и маскировки сновидений Вот этот сон:

Я взяла пистолет и выстрелила в будильник. Пуля прошла прямо в цифру 3 на циферблате часов. Я была довольна своим выстрелом, потому что мне показалось, что я попала именно туда, куда целилась.

Перед тем, как лечь спать, пациентка завела будильник. Koгда будильник разбудил ее в нужное время, она не встала, а заснула снова. Будильник продолжал звонить — и сон, очевидно, был реакцией на этот звук.Она помнила, что была очень зла, когда наконец-то проснулась. Появилась ли злость, когда зазвонил будильник или она злилась и до этого.3 В течении нескольких дней, предшествовавших сновидению, анализ протекал тяжело, а накануне сна она жаловалась, что ничего не может добиться в жизни, жаловалась, что слишком медлительна, выражала опасение, что никогда не достигнет своей цели. Весь день она думала о том, что ничего не умеет и у нее нет никаких способностей (несмотря на то, что она была очень талантливой). Она легла в постель и заснула в подавленном, безнадежном настроении. Возможно, она разозлилась на звонок и снова заснула после пробуждения, как бы говоря: «Я не хочу ничего знать о мыслях, причиняющих мне боль.). Стрельба по будильнику заставила ее вспомнить выражение «убить время». Это напомнило ей символическое изображение времени, в виде старика с длинной белой бородой и с косой. Эта картинка называлась «Отец Время». Ее любимая песня называлась «Отец Время» и в ней 6ыл следующие слова:

Отец Время — умелый человек,

И у него свои привычки

И мы знаем, что нам не удастся

Заставить его отдать прошедшие дни

Поэтому «20», и мы еще здесь,

Будем верными друзьями

Давайте веселиться

Пока у нас есть время играть,

Ведь все мы обожаем играть с вами

Таким образом стрельба в будильник отражает ее сожаление о том, что она тратит время; когда она накануне жаловалась на свои несчастья, она использовала фразу «я убиваю время». Эти мысли вызвали воспоминания о радостном детстве когда трата времени не имела значения, в детстве можно было играть, не беспокоясь. Печальные и болезненные дневные воспоминания превратились в латентном сновидении превратились в приятные воспоминания о том, как тратилось время в детстве. В реальности она была несчастна, в патентном сновидении она была счастлива, таким образом она изменила свое настроение. До сих пор сновидение представляло собой исполнение желания аннулировать прошедшее время.

Песня «Отец Время» была для нее связана кое с чем еще. а именно с предложением «я ваяла пистолет». Пистолет у нее всегда ассоциировался с тем, что ее отец совершил самоубийство, застрелившись в храме из револьвера. Он владел этим револьвером много лет и она помнила, что несколько раз видела револьвер в детстве. Она «до смерти его боялась и не осмеливалась подойти к нему.

После смерти отца на была глубоко потрясена и обвиняла себя в этом трагическом событии. Во сне она владела оружием, которое принадлежало ее отцу и к которому она не осмеливалась прикоснуться, пока он был жив. Теперь же она выстрелила из этого револьвера в «жестокое время», в старика с часами, в Отца Время, в безжалостного человека, который никогда не возвращает прошедшие дни. Она стреляла, точно также, как это сделал наяву ее отец. Однако в сновидении она стреляла не в себя, как отец, она стреляла в жестокого Отца. Время, который не возвращает прошедшее счастье. Когда ее отец совершил самоубийство, он забрал с собой ее счастливое детство. Когда он застрелился, она оцепенела и заснула, словно хотела позабыть, что произошло.

Важно отметить, что проснувшись после этого сновидения, она злилась на меня. Она считала, что ее злость была с провоцирована моими попытками извлечь из нее воспоминания о прошлом, которые она не могла или не хотела вспоминать. Лучше она будет спать. Стреляя в Отца Время, она несомненно целилась в меня и в своего отца, которому она не могла простить ту боль, которую он ей причинил, совершив самоубийство.

Та сцена сновидения, где пуля проходит прямо через цифру 3, в очень сжатой форме отображает ее обвинения против отца, ее мнимое чувство вины. ее самообвинение и чувство неполноценности, а также любовь к отцу и разочарование в нем. Ассоциацией на эту сцену была песня под названием «Утром в три часа». Она не могла припомнить слов этой песни, но знала, что это был английский вальс, под который она часто танцевала. Это был единственный танец, который она танцевала с отцом, когда была ребенком. Он танцевал с ней только два или три раза, потому что ему не нравилось, как она танцует; он говорил, что она не успевает за ним. Это ее очень расстраивало. Она не могла приспособиться к тому, как танцевал ее отец. У него была репутация очень хорошего танцора. Она с сожалением прибавила, что если бы она знала, как к нему приспособиться, у нее получилось бы намного лучше.

Танцы напомнили ей о том, что иногда ее отец, который фактически бросил игру на скрипке, все же вытаскивал ее и играл несколько минут, а она ему аккомпанировала. Часто, садясь за пианино, она начинала играть и петь популярную песню того времени под названием «Убаюкай меня». Размер этой песни, так же как и вальса, упоминавшегося выше, был 3/4. Когда отец был в хорошем настроении, он брал скрипку и играл obligate, пока она пела и аккомпанировала ему на пианино, но всегда кончалось тем, что он находил всевозможные ошибки в ее игре. Обычно он критиковал ее за размер [tempo] (Время!). Он говорил, что она слишком вольничает с размером; когда написано Ritardando. она слишком замедляет игру, а когда написано Accelerando, слишком ускоряет. Отец был настоящим музыкантом, отметила она, и много позже она поняла, что ее игра была слишком сентиментальной и недисциплинированной. Однако в то время она этого не понимала и не могла сообразить, что же она делает неправильно. Она сильно страдала от язвительности отца; она чувствовала, что в его критике сквозило презрение. Еще хуже, чем его критика было то, что иногда, после нескольких попыток, он вообще переставал играть, потому что ее аккомпанимент вызывал у него отвращение. Точно также он переставал танцевать, потому чго ему не нравилось, как она танцует. По крайней мере именно этому она приписывала то, что он прекращал играть на скрипке или танцевать. Она пожаловалась, что он никогда не брал на себя труд обучить ее делать все так, как ему хочется; если она не могла выполнить что-либо в совершенстве, он не хотел иметь с ней дела. Так она потеряла веру в себя и стала считать себя полной, безнадежной неудачницей; она думала, что никогда не сможет стать хорошей танцовщицей или пианисткой. Она добавила, что в разговорном языке про музыканта, который плохо исполняет произведение, говорят, что он «убивает» музыку. Она думала, что ее отец вполне мог говорить ей, что она «убивает» композиции, которые играет.

В любой простой сцене сновидения, и даже в каждом ее элементе, сжаты и объединены противоречивые мысли и желания. Лишь в бессознательном эти противоречивые элементы могут сосуществовать и выражаться одной картиной или сценой, как будто они не являются противоборствующими стремлениями.

Нетрудно понять, что сновидение неизбежно искажается, раз в одной-единственной сцене сжаты события, происходящие одновременно в нескольких измерениях, события, отделенные на самом деле годами. Пытаясь раскрыть это сновидение, преодолеть искажение — то есть, анализируя — мы заметили, как много в нем различных значений. У каждого сновидения множество значений. В психоаналитической терминологии эту множественность значений называют сверхдетерминацией. Другими словами, каждый элемент сновидения может содержать несколько идей, мыслей и желаний. Процесс выражения множества стремлений и мыслей в одном элементе сна называется сжатием сновидения.

Искажение также может быть достигнуто с помощью механизма перемещения. Благодаря перемещению, психическое напряжение переходит с одного элемента на другой. Искажение с помощью перемещения может принимать самые разнообразные формы.

Пациенту приснилось, что он занимался любовью со своей женой в постели, но почувствовал беспокойство и, оглянувшись, увидел, что его маленький сын наблюдает за ним из колыбели.

Полный анализ этого сновидения будет приведен в одной из следующих глав. Сейчас мы лишь кратко остановимся на том, что было обнаружено з ходе анализа. Сновидение отображает тот факт, что пациент, в возрасте между годом и тремя, был свидетелем половых отношений своих родителей. Таким образом, этот сон повторяет ситуацию, в которой любопытство пациента по поводу отношении его родителей было удовлетворено. В сновидении он приписал свое детское любопытство своему сыну, как бы говоря: «Это не мне было любопытно, что делают мои родители, это моему сыну любопытно, что делают его родители.» Он переместил сексуальное любопытство с себя на своего сына.

Помимо перекладывания ответственности, у перемещения есть и другие функции. (Сновидение может выразить отрицание лишь в позитивной форме.) В нашем сновидении пациент проявил любопытство в двух ролях: в роли отца и в роли сына, как в кино, когда один и тот же актер играет одновременно две роли, как бы расщепляя свою личность. Фактически, искажение с помощью перемещения часто ведет к расщеплению личности сновидца, то есть в сновидении несколько человек представляют самою сновидца.

Концепция перемещения включает в себя концепцию сжатия. Когда психический стресс перемещается по цепочке ассоциации, индивидуальные элементы остаются за бортом, а их энергия концентрируется на других элементах, которые сами по себе часто не важны. Таким образом один незначительный элемент отображает несколько элементов не содержащихся в проявленном сновидении. Сновидение становится коротким, но очень насыщенным. Таким образом сновидение является результатом сжатия и аллюзией на различные скрытые мысли и идеи.

Работа перемещения происходит сходным образом, когда идеи и мысли взаимозаменяются на основе малозначительных представлений. Например, часто случается, что один человек замещает другого из-за того, что у них одинаковый цвет волос или из-за того, что они присутствовали при одном и том же событии. Просто человек не всегда четко разграничивает объекты в сновидении; часть может представлять целое и наоборот; одна ситуации может заменить другую независимо от того, есть ли между ними логическая связь, схожее содержание, время или место. Сновидению требуется лишь, чтобы пластическое отображение было подходящим. Чтобы выразить мысль, сновидение заменяет элементы или сжимает их до тех пор, пока не обретут пластично-драматическую форму. Сновидец преследует ту же цель, превращая слова в предметы или изменяя слов»; и сжимая их до тех пор, пока они не превратятся в совершенно новые невразумительные выражения.

Именно перемещение психического акцента наделяет сновидение специфическими чертами, благодаря которым сновидение так отличается от психической активности в бодрствующем состоянии. В бодрствующем состоянии мышление направляется логическими принципами, объекты отделены друг от друга и от субъекта, а пространство и время не смешиваются; в сновидении эти законы не действуют. Образы там взаимозаменяются, часть принимается за целое, а мышление направляется не логическими принципами, а правилами сжатия и перемеще ния. Этот тип психической активности встречается у некоторых первобытных людей и у маленьких детей; он появляется в самом начале психического развития и поэтому называется первичным процессом.

Первичный процесс, чуждый природе сознательного мышления, появляется п сновидении и управляет психической деятельностью, которой нет места в сознании. Другими словами, психическая деятельность, ведущая к перемещению и

1 Механизмы перемещения и сжатия действуют и в повседневной жизни. Они проявляются в символических действиях, в таких ошибках, как, например, неправильное произнесение слов и имен. забывчивое ге. потери, неверное понимание.

сжатию, протекает вне царства сознания, даже в тех случаях, когда сознание замечает результаты этого процесса. Эти психические процессы называются бессознательными процессами. В дальнейшем я добавлю еще кое-что об этом первичном процессе.

Перемещение и сжатие являются самыми важными и эффективными методами, с помощью которых сновидение искажается и скрывает свой смысл. Мы уже упоминали символическое отображение, регрессию, пропуски, и кроме них существует еще множество методов. Один метод заслуживает особого внимания и мы рассмотрим его на примере сновидения, любезно предоставленного доктором Сидней Кар:

На следующий день после обсуждения приближающегося отпуска аналитика, молодая пациентка рассказала такой сон: «Я в отчаянии бегу вдоль дороги, ищу кого-то. Попав на перекресток, я не знаю, куда повернуть.» Этот сон был крайне неприятным. В нем было отчаяние и безнадежность. Дома были незнакомые и она не узнавала местность. Это был повторяющийся сон, но она не могла вспомнить, когда он появился впервые. Во время аналитической сессии пациентка казалась холодной и отстраненной; она между делом упомянула, что собирается через несколько дней уехать, поискать работу в другом штате, где, как ей казалось, у нее будет больше шансов сделать карьеру. Затем o/ia без особого чувства упомянула, что слышала, будто до трех лет была очень/привязана к отцу. а потом он уехал из Европы в Соединенные Штаты. Ей говорили, что отец ее очень любил. Через четыре года, когда семья воссоединилась с отцом в этой стране, все заметили, что она уже не выказывала прежнюю любовь к отцу. Она проявляла безразличие и избегала его общества. В последовавшие несколько лет она неоднократно убегала из дому.

Угроза разлуки с аналитиком оживила давно подавленные чувства, вызванные травматической разлукой с отцом в возрасте трех лет. В этом повторяющемся сновидении она вновь и вновь переживала боль того времени и отчаянные, безуспешные поиски отца.

На следующий день пациентка рассказала матери о своем сне. Ее мать узнала дома, дорогу и перекресток, которые описала ей пациентка. Эта дорога вела к городку, в котором они жили в Европе. Мать рассказала ей, что после того, как отец уехал в Соединенные Штаты, она была безутешна и несколько раз выбегала искать отца на дорогу.

В этом сновидении исполнение желания приняло форму опережения, пациентка как будто говорила аналитику: «Прежде, чем ты покинешь меня, я покину тебя.» Но это опережение выразилось в повторении раннего детского опыта. Многие сны повторяют в почти неискаженной форме травматический опыт, часто опыт раннего детства. Сам опыт может быть почти полностью забыт, но в сновидении он появляется с прежней силой. Тогда сновидение представляет собой единственное воспоминание о забытом опыте, который нельзя вспомнить другим путем. Функция таких сновидений — абреакция травмы, которая переживается снова и снова.

Сновидение может маскироваться не только с помощью различных искажений содержания латентного сновидения, но и с помощью искажения аффектов. Однако термин «искажение» едва ли можно применять к аффектам, поскольку аффект как таковой всегда остается аффектом, который часто можно проследить до раннего детства.

Эмоция может быть сильной и адекватной, а может казаться парадоксальной и несоответствующей содержанию проявленного сновидения. В первом случае эмоция не искажает сновидение. Во втором случае эмоция принадлежит к содержанию латентного сновидения, к которому мы приходим через ассоциации. Такая форма искажения достигается благодаря тому, что аффект отстраняется от одной идеи сновидения и прикрепляется к другой. Однако, часто аффект из проявленного сновидения является прямой противоположностью аффекта из латентного сновидения; проявленное сновидение может выражать радость и любовь, в то время как латентное сновидение наполнено ненавистью и печалью. Часто проявленное сновидение лишено аффектов, в то время как латентное сновидение крайне эмоционально. В этом случае искажение происходит благодаря подавлению аффекта.

Мы постулировали, что проявленные сновидения не имеют смысла и обретают смысл только после интерпретации; это утверждение может показаться противоречивым, поскольку некоторые сновидения упорядочены и осмыслены. Эти сновидения содержат вполне логичные и разумные разговоры и размышления. Однако это впечатление обманчиво, и это доказывает анализ подобных сновидений. Сперва ассоциации приводят от размышлений в сновидении к сходным размышлениям в бодрствующем состоянии. На самом деле упорядоченные и осмысленные предложения в сновидении происходят из бодрствования. Обычно это повторение предложений или слов, которые сновидец говорил, слышал или читал. Однако встречаются сновидения, в которых нет размышлений и разговоров, только образы и действия, которые выглядят разумными и упорядоченными; короче говоря, они кажутся реалистичными. Вы чувствуете, что подобное могло случиться и в реальной жизни и это верно, поскольку рациональный элемент таких сновидений принадлежит к бодрствующему мышлению. Мышление, которое управляется принципами логики, устанавливает причинные связи, не смешивает объекты с идеями, а время с пространством, не характерно для сновидения. Оно характерно для состояния бодрствования. Оно не подвержено перемещению и сжатию, присущими первичному процессу. Поскольку такое мышление развивалось после первичного процесса, оно называется вторичным процессом. Первичный процесс является бессознательным, а вторичный — подсознательным.

Вышеприведенный обзор техник искажения ни в коем случае не охватывает все методы сокрытия бессознательного смысла сновидения. Однако здесь мы не будет обсуждать другие методы, поскольку цель этой главы — обозначить основные принципы психологии сновидений. За более исчерпывающей информацией лучше всего обратиться к неисчерпаемому источнику все психоаналитических знаний — к работам Фрейда.

Анализировать сновидение, убирать искажения и трансформировать проявленное сновидение в латентное лучше всего с помощью свободных ассоциаций. Однако не следует считать, что свободные ассоциации и содержание латентного сновидения идентичны. Используя сравнение Фрейда, можно сказать, что содержание латентного сновидения содержится в ассоциациях, как в химическом растворе, из которого его нужно извлечь. Содержание латентного сновидения содержит как подсознательный, так и бессознательный материал. Подсознательный материал должен быть отделен от бессознательного и соотнесен с проявленным сновидением. Эта операция является предварительным условием для толкования сновидения.

Мы показали, что сновидение исполняет бессознательное желание, котopoe замаскировано с помощью искажения сновидения. Теперь возникает вопрос: почему сновидение маскируется?

Во всех снах содержится желание, уходящее корнями в детство; оно либо остается бессознательным, либо достигает сознания и тут же забывается. В обоих случаях результат одинаков: желание не допускается в сознание, то есть, в психоаналитической терминологии, подавляется. Какие силы вызывают подавление мыслей и желаний?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны предвосхитить содержание следующей главы и постулировать, что личность обладает структурой, состоящей из трех частей: эго, суперэго и ид Поскольку другие качества этих частей будут обсуждаться позже, мы рассмотрим их лишь поверхностно. Эго относится к подсознанию; суперго содержит бессознательные и подсознательные элементы. Оно контролирует совесть и, используя критику, накладывает ограничения на эго. Ид относится к бессознательному и содержит в себе наши инстинкты.

Если в процессе анализа обращать пристальное внимание на то, как рассказываются мысли и ассоциации, связанные со сновидением, то можно заметить, что сновидец не всегда способен удержаться от самокритики, несмотря на свои лучшие намерения. Он опускает связующие звенья, рассказывает не все, не говорит о том, как впервые ему пришла в голову такая ассоциация; короче, в последний момент он пытается изложить свои мысли таким образом, чтобы невозможно было понять, что они на самом деле значат. Иногда самокритика пациента достигает таких масштабов, что толкование сновидения становится невозможным.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных