Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ И ДИНАМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ НЕВРОЗА




Анализ сновидений доказывает, что для понимания ментальных процессов недостаточно просто провести различие между «бессознательными» и «сознательными» процессами. Практическая работа с пациентами показала, что не все бессознательные процессы протекают на одном уровне; у них тоже есть своя структура. Следующий пример пояснит это утверждение наилучшим образом:

Пациентка, среди прочих расстройств, страдала от обсессивного страха, что ей придется соблазнять детей. Причина этого страха была ей неизвестна. У нее был старшин брат, душевнобольной, который покончил жизнь самоубийством. После его смерти поползли слухи о том, что он соблазнял детей. Во время лечения всплыли позабытые воспоминания и пациентка вспомнила, что в то время она с ужасом думала, что и про нес люди могут говорить такое. Затем она вспомнила, что в детстве и правда соблазняла своих товарищей по играм на сексуальные «проступки».

Эти воспоминания легко вернулись в сознание после короткого анализа; они были подсознательными. Обсессивный страх пациентки говорил о том, что она боится повторить то, что она действительно делала с другими детьми в детстве. Но «смысл» этого невротического симптома, «почему и зачем» воспоминание подсознательной идеи объяснить не могло.

После смерти брата, поведение пациентки резко изменилось. До этого времени она нежно любила своего отца, но теперь возненавидела его. Мать она до этого ненавидела, а теперь начала проявлять к ней нежность. Она пыталась занять место брата в жизни матери, потому что, каким-то образом, она чувствовала себя виноватой в его смерти. Она стала равнодушной, избегала контактов с людьми и чувствовала себя одинокой- Она была подавлена, не могла есть и часто думала о самоубийстве.

Когда она находилась в этом состоянии, у нее спонтанно появилась идея, что источник ее отчаяния — опыт, который был у нее в три года, когда она играла с гениталиями служанки. Это спонтанное воспоминание в ходе ана\иза было дополнено воспоминаниями о различных ограничениях, которые накладывала на нее мать, главным из которых было запрещение инфантильной мастурбации. В связи с этими воспоминаниями она в первый раз вспомнила, что в тот период неистово ненавидела мать и страстно желала ей смерти. Теперь она заново пережила эту ненависть. Хотя здесь невозможно изложить всю историю — чем глубже уходит анализ, тем сложнее он становится — я приведу значение симптома Пациентка словно говорила:

«За мои инфантильные сексуальные проступки и за то, что я желала смерти своей матери, я должна умереть, так же, как мой брат Но я боюсь, что после моей смерти многое выяснится, как это случилось после смерти брата, и обо мне распространятся те же слухи.» Без интенсивного аналитического лечения пациентка никогда не узнала бы смысл своего страха Таким образом интерпретация раскрывает и глубокую бессознательную мотивацию и смысл симптома.

В неврозе мы встречаемся с теми же двумя формами бессознательного, что и во сне одна может легко достичь сознания и называется подсознанием, а другая достигает сознания лишь в процессе работы с ассоциациями и называется собственно бессознательным. Таким образом, индивидуальные психические факторы, определяющие невротический симптом, проистекают из источников, принадлежащих к различным глубинам бессознательного, точно также, как индивидуальные элементы сновидения уходят корнями в различные уровни бессознательного.

Сходство структур невроза и сновидения просматривается и в других аспектах. Сновидец не знает истоков и смысла образов и ощущений из сновидения, а невротик не знает истоков и смысла своих симптомов. Проявленное сновидение маскирует латентное сновидение, а проявленный симптом скрывает бессознательный конфликт.

В сновидении разные «бессознательные» элементы могут относиться к разным системам, поскольку один может принадлежать к подсознанию, а другой — к бессознательному; психические детерминанты невротических симптомов тоже не эквивалентны в терминах системы, к которой они принадлежат. Они происходят из различных психических уровней, одни возникли в бессознательном, а другие — в подсознании. По определенным характеристикам можно вычислить, к какой системе принадлежат элементы сновидения; то же самое верно и относительно невротических симптомов.

 

Теперь давайте рассмотрим каждую систему в отдельности.

Бес (Бессознательная Система)

Как уже было отмечено, невозможно непосредственно увидеть бессознательное. Мы делаем вывод о его существовании, наблюдая определенные качества, которые мы ему приписываем на основе эмпирической информации (например, на основании изучения сновидений и невротических пациентов).

Бессознательное узнается по содержанию и по способу функционирования.

а) Содержание состоит из представителей инстинктов и из конкретных идей или идей о вещах.

Что такое представители инстинктов? Невозможно наблюдать сам инстинкт. Мы видим лишь его психические проявления, например, стремления и эмоции, которые объединяются с идеями и порождают желания. Представители инстинктов сопровождаются определенной разрядкой, моторной и секреторной по своей природе, то есть аффектами. Очевидно, что в каждом невротическом симптоме, огромное количество представителей инстинкта принимает форму аффектов. Каждый невротический пациент служит тому подтверждением. Приведу лишь один пример: анализируя вышеописанный ритуал засыпания компульсивной пациентки-невротика, мы видим, что внутреннее возбуждение являлось мотивирующей силой симптома. Пациентка осознавала определенный аффект, возбуждение и напряжение. Но она приписывала бессонницу своей крайней чувствительности, поскольку любой шум из соседней комнаты, любое соприкосновение ее тела с одеялом, не давали ей уснуть. Она не знала о истинной причине своего возбуждения, о подавленной сексуальной энергии. У пациентки возникли ложные идеи, главным образом, из-за механизма перемещения: аффект входит в сознание в связи с идеями, с которыми он изначально не был связан. В результате их источник и смысл остаются сокрытыми от сознания. Таким образом, пациент путает причину со следствием.

Еще один пример прояснит это утверждение:

Непосредственно перед началом болезни, женщине приснилось, что она совершает половой акт со своим отцом. Она проснулась в тревоге. На следующий день у нее возник страх, что ее ребенок умрет от туберкулеза, как ее отец, который страдал от этой болезни. Пациентка перенесла аффект тревоги в бодрствование, но содержание тревоги изменилось Во сне она тревожилась по поводу того, что вступила в запретные отношения со своим отцом, в бодрствовании она тревожилась, что ее сын умирает. Аффект отделился от одной идеи и перешел на другую.

Как показывает этот случай, сам аффект не обязательно является бессознательным, бессознательной является идея. к которой он первоначально относился.

Когда аффект полностью подавлен он может пойти по ненормальному пути вместо того, чтобы проявиться как эмоция, он разряжается в физической иннервации, например, в потении, в учащенном сердцебиении, конвульсиях, параличе, тике и тому подобном. В других случаях, особенно в психотических состояниях, аффект проявляется без маскировки. Это в особенности относится к кататоническим атакам в шизофрении и к маниакальным состояниям.

Таким образом, аффекты могут пойти как по «сознательному», так и по «бессознательному» пути; то есть сознание может воспринять аффекты. а может и не воспринять. В последнем случае их развитие блокируется, и их следует рассматривать как потенциальные аффекты. При неврозе они всегда в той или иной степени замаскированы, поскольку по большей части прервана их связь с идеями, к которым они первоначально -относились. Вследствие этого сознание пациентов страдает от аффектов, смысл которых от него сокрыт. Каждый душевнобольной человек страдает от излишка неразряженных аффектов, развитие которых было блокировано. Поскольку аффекты являются психическими представителями инстинктов, то каждый невроз представляет часть бессознательной инстинктивной жизни и его содержание составляют подавленные аффекты и желания.

Помимо аффектов, бессознательное содержит реальные объекты, с которыми связаны аффекты (то есть представители инстинктов). Объекты могут храниться в психике в форме идей, то есть в форме воспоминаний о восприятии объектов и о связанных с ними ощущениях, идея объекта содержит в себе идею предмета или конкретную идею, и вербальную идею. Конкретные идеи сформированы из восприятии и ощущений, которые попадают в центральную нервную систему, благодаря раздражению органов чувств (зрения, вкуса и обоняния), моторной и воспринимающей систем, а также благодаря мыслям, ментальным образам и внутренним телесным ощущениям. Все это представляет собой отражение или отпечаток внешнего и внутреннего мира в психической жизни личности. Вербальные идеи передаются главным образом через слух и формируются позднее, чем конкретные идеи. Развиваясь, ребенок постепенно усваивает слова, которые слышит, и связывает их со своими идеями о предметах. Вначале ребенок не понимает слово и обращается с ним, как с предметом. Даже взрослый может трансформировать абстрактное значение слова или мысли в нечто конкретное. Чаще всего это происходит в сновидениях и при шизофрении. Дневной остаток, мысль или услышанное слово превращается в визуальный образ. Сновидец обычно не слышит слов, он видит и ощущает их как предметы. Работа сновидений организовывает их таким образом, чтобы они соответствовали требованиям цензора. Как правило, когда нам сниться сон, мы не способны найти слова, соответствующие вещам, которые нам снятся. Вместо них появляются более примитивные идеи объектов (в форме картин). Таким образом, сновидение галлюцинирует мысли и желания.

В сновидениях галлюцинации являются нормальным явлением. Они становятся признаком болезни, только когда появляются в состоянии бодрствования. Они возникают при истерии и при психотических состояниях. И во сне, и в патологических состояниях они являются признаком регрессии от вербального способа мышления и желания к конкретному, главным образом пикторальному. Стремление к объектам проявляется не только в визуальной форме, но и в драматических и пластических телесных манифестациях. Любая поза, любое ощущение может выражать бессознательное стремление или мысль. Невротик словно бы неспособен понять или выразить свои эмоции и желания в адекватных словах. Вспомним пациентку с неконтролируемой рвотой в этом симптоме она цеплялась за сексуальный опыт, но была неспособна выразить его в словах.

У другой пациентки была странная, режущая боль и глазном яблоке. Она вспомнила, что много лет назад она придумала странную игру, в которую играла с другой женщиной. Одна пыталась дотронуться ресницами до глазного яблока другой и двигать веком во время этого контакта От этого наша пациентка чувствовала режущую, но приятную и чувственную боль. Для детей «играть» часто означает мастурбировать. Анализ пациентки подтвердил, что игра этих двух женщин была заменителей мастурбации. Более того, для болезни пациентки были характерны яростные, неконтролируемые самоупреки в мастурбации. Боли, которые появились а глазном яблоке во время анализа, быт похожи на те, которые возникали у нее во время мастурбации, перед возникновением болезни. Таким образом, в этом симптоме сочетались символическое удовлетворение мастурбации и, в то же время, наказание за нее. Она не могла внятно облечь в слова два, казалось бы, независимых стремления (мастурбировать и быть наказанной за это), но смогла выразить их в одном и том же физическом ощущении.

Очевидно, что ни та, ни другая пациентка не могла найти слов, соответствующих своим желаниям и эмоциям. Одна выражала свое желание моторной разрядкой (рвотой), а другая — физическим ощущением Люди с визуальными галлюцинациями, как и сновидцы, воспринимают свои желания и эмоции в невербальной форме. То же самое относится и к компульсивному невротику, в то время, когда он совершает компульсивные действия. В принципе, это верно и относительно компульсивного мышления. Мысли, выраженные вербально, связаны с теми идеями, к которым они первоначально не имели отношения; вследствие этого настоящий смысл компульсивных мыслей понять невозможно.

Пациент, узнав, что его отец был внебрачным ребенком, начал размышлять о своем собственном рождении и сомневаться, является ли он на самом деле сыном своего отца Сомнения относительно отца длились недолго. Вскоре их заменили компульсивные размышления о религиозных проблемах, о существовании Бога. Потом у него появились сомнения относительно всего. Когда пациент начал лечение, он уже не помнил о первой фазе, в которой у него возникли сомнения относительно отца. Когда эти сомнения снова достигли сознания, стало очевидно, что он враждебно настроен по отношению к отцу. Сознательно он сомневался в существовании Бога; бессознательно он ненавидел своего отца. В сущности фразу «Я сомневаюсь в существовании Бога» можно перевести как «Я ненавижу своего отца». Сознательное мышление формулируется в словах, которые выстраиваются в соответствии с грамматическими правилами. Бессознательное мышление совершенно иное — оно не знает ни слов, ни грамматических правил, чтобы его понять. необходимо перевести его на язык сознания Сознательные слова «Я сомневаюсь в существовании Бога» в бессознательном соответствуют конкретной идее, ненависти к отцу.

У компульсивного невротика разорвана связь между вербальными идеями и конкретными идеями, к которым они относились, и заменены другими. В то время как в конверсионной истерии (истерическом заболевании, для которого характерны физические разрядки) вербальные идеи не только оторванным от конкретных идеи, но и могут полностью исчезнуть, в компульсивном неврозе они теряются только как вербальные идеи, относящиеся к бессознательным идеям объектов, и заменяются другими. Однако общей чертой для всех неврозов является то, что нарушена связь между идеями предметов (объектов) и вербальными идеями. Иногда слова пропадают полностью; иногда они заменяются другими словами.

Невротик временно потерял вербальные, подсознательные идеи, в особенности те, которые могут открыть бессознательные стремления, но он сохранил в бессознательном идеи объектов. В каждом из приведенных случаев у инстинктивных стремлений безусловно был объект, хотя пациенты и не могли его назвать. Поскольку человек извлекает первые концепции объектов из своего непосредственного окружения, и поскольку невротик, как мы увидим позже, остановился на определенной стадии инфантильного развития или вернулся туда, истинные объекты его бессознательной инстинктивной жизни — это родители или их заменители.

При психозах, особенно при шизофрении, дело обстоит по-другому. Шизофреник либо частично, либо полностью теряет бессознательные объекты, но не всегда теряет слова. Подобно сновидцу, он использует слова, как предметы. Именно из-за этого возникает необычность речи шизофреника, а также неологизмы, искажения и тому подобное в сновидениях. Более того, речь шизофреника с его телесными органами. Она подобна сновидению и выдает бессознательные характеристики, в соответствии с системой, к которой она принадлежит.

Согласно доктору Эдварду Бирбингу, его пациентка-шизофреник, хотела сказать, что санитар, стоящий позади нее, красивый, вот что она сказала «Мой зад красивый».

При неврозе аффекты и истинные объекты, которые являются содержанием бессознательного, могут проявиться различными путями; но, главным образом, они выдают себя через симптомы. Психические выражения инстинктов (аффекты) могут быть как сознательными, так и бессознательными. По большей части они сознательные, пока они оторванны от соответствующих идей и заменены на другие идеи, их смысл остается в бессознательном. Они также остаются бессознательными, когда блокируется их продвижение к сознанию. Они могут проявиться и в других формах, которые мы обсудим позже.

При неврозе нормальная тесная связь между подсознательными вербальными идеями и бессознательными идеями предметов не только ослабевает, но и полностью рвется.

б) Поскольку подсознание мы будем обсуждать отдельно, сейчас мы обратим внимание на рабочие методы бессознательного, которые формируют проявленное сновидение. В предыдущей главе мы назвали эти методы первичными процессами. Слово «первичный» обозначает метод психической активности, характерный для первых стадий развития во младенчестве, и в ходе дальнейшего развития заменяется процессом, для которого характерна более высокоорганизованная психическая деятельность, то есть вторичным процессом.

В динамическом смысле, под термином «первичный процесс» мы понимаем метод функционирования бессознательного. Как показано в предыдущей главе, для него характерно свободное перемещение психических энергий и сжатие. Первичный процесс означает беспорядок и хаос в Бес. Единственная цель ид — разрядить свою энергию в движениях (действиях) и в эмоциях.

Перемещение и сжатие легко заметить в вышеприведенных примерах. Еще более показательным будет случай фобии.

Девушка-музыкант не могла выступать, потому что боялась войти в концертный зал В ходе анализа вскоре выяснилось, что этот страх вовсе не был первичным. Раньше она чувствовала тревогу, когда выходила на сцену, а еще раньше — когда сади\ась перед инструментом Эту тревогу удалось проследить до нескольких детских переживаний. Пациентка была откровенной эксгнбиционисткой; в ее снах наяву и в ночных сновидениях появлялись самые экстравагантные фантазии на тему наготы. Анализ выявил, что страх появиться на публике прежде всего скрывал страх показать себя публично. Но за этим страхом было спрятано желание показать себя публично. Бессознательное желание показаться обнаженной в конце концов превратилось в страх публичных выступлений. Психическая энергия, дававшая движущую силу идеям наготы, переместилась с них на идею концертного зала.

Бессознательное компульсивного невротика тоже часто использует перемещение, но разница в том, что у этого типа пациентов существует постепенно усиливающаяся тенденция перемещать психическую энергию на все более тривиальные и бессмысленные вещи. (Точно также, как во сне часть представляет целое.). Вследствие этого компульсивныи невротик все больше отдаляется от первоначальной идеи. У вышеупомянутого компульсивного невротика вначале были сомнения по поводу своей законорожденности, затем по поводу существования Бога, затем по поводу того, правильно ли он (он был продавцом) обслужил своих клиентов.

С другой стороны, сжатие характерно для конверсионной истерии. Психическая энергия нескольких стремлений концентрируется в каждом ее симптоме. Истерическая рвота, например, может выражать желание забеременеть, желание взять в рот мужские гениталии и, в то же время, отвращение при мысли об этом. Каждый невротический симптом строго определен.

Два других явления появляются вследствие первичного процесса: это идентификация и проекция. И то, и другое возникает из перемещения; в первом случае перемещение переходит с объекта на эго, во втором — с эго на объект.

Идентификация, то есть перемещение психического стресса с объекта на эго, является обычным психологическим явлением. Мы постоянно отождествляем себя с кем-либо. Помимо всего прочего, похоже, что именно на этом основывается возможность взаимопонимания и контакта между людьми. Идентификация — это процесс, при котором один человек в каком-то аспекте уподобляет себя другому. Идентификация может быть полной или частичной. Она всегда выполняет свою задачу и часто выражает нечто общее с той личностью, с которой человек себя отождествляет. Позже мы разберем идентификацию более подробно. А пока что я лишь приведу пример в качестве иллюстрации:

Пациентка, тревожившаяся по поводу соблазнения детей, отождествляла себя со своим умершим братом. Под влиянием стресса, вызванного его самоубийством, на поверхность вышло чувство вины, которое долгое время было латентным. Ее охватила уверенность, что ее будут обвинять в том же, в чем обвиняли ее брата, и что ее постигнет та же судьба. Уподобляя себя своему брату, она, в то же время, бессознательно наказывала себя. В ее случае, идентификация преследовала именно эту цель.

Проекция — такое же обычное явление, как и идентификация. У нее есть физиологическая параллель. Например, человек, которому ампутировали ногу, может галлюцинировать, что испытывает боль в ноге, которой уже нет. Мы постоянно помещаем внутренние процессы во внешний мир, потому что, чтобы не воспринимали психические системы, вне зависимости от источника, они направляют это во внешний мир. У детей и народов первобытной стадии развития механизм проекции очень высоко развит; они наделяют неодушевленный мир человеческими качествами. Такое отношение к миру соотносится с анимистической, концепцией жизни в определенных первобытных сообществах. У современных людей существует тенденция подобным образом обращаться с эмоцией, которую человек не может признать своей собственной. Если мы обратимся к сфере патологии, то увидим, что при паранойе основным защитным механизмом является проекция; собственные эмоции человека переносятся на преследователя. Мы вернемся к этой теме в связи с другим материалом.

Пока дело касается невроза, каждый невротик находится под властью первичного процесса, но в разных формах невроза он проявляется по-разному. Так, например, сжатие характерно для конверсионной истерии; перемещение — для компульсивного невроза; а проекция — для паранойи. При шизофрении даже слова подчиняются первичному процессу: они подвергаются сжатию и перемещению, как в сновидениях. Идентификация проявляется во всех неврозах. Однако, в неврозах идентификация частичная; в то время как во многих психотических состояниях, например в полностью развитой меланхолии, идентификация полная.

Бессознательное отмечено еще двумя характеристиками, которые встречаются во всех неврозах.

в) Прежде всего, бессознательное не знает противоречий. Сновидец не выражает противоречий, он позволяет противоположностям существовать бок о бок и заменяет да на нет; то же самое происходит и с невротиком. Следующая истерическая галлюцинация исполнения желания может послужить примером того. как реальный опыт представляется через свою противоположность:

Хотя в реальности пациент потерял любимого человека, ему казалось, что тот все еще с ним.

Отрицание потери не всегда выражается таким простым способом. Пациент может пользоваться и другими способами выражения — часто идентификацией. Тогда потерянный объект любви продолжает жить в нем.

Шизофреники и компульсивные невротики очень часто выражают идею через ее противоположность. Для бессознательного не существует слова «нет». Вследствие этого, в истерии, например, все отрицательное, несуществующее и нежеланное может быть выражено только с помощью физического состояния или ощущения. Истерический паралич часто выражает нежеланное действие, а анестезия — нежеланное ощущение.

г) Далее, следует обратить внимание на пропуски. Это наиболее характерно для компульсивного невроза: слово или ассоциация часто опускается, так что связь рвется или исчезает идея. Вследствие этого, смысл стремления становится недоступным сознанию.

д) В Бес нет понятия времени. Бессознательное не знает ни прошлого, ни будущего, только настоящее. Все стремления, даже если связаны с прошлым или будущем, в бессознательном переживаются только в настоящем времени. Давние переживания все еще живы в бессознательном, они не изменились, словно произошли только что.

Например, отец пациента умер восемь лет назад, но бессознательно пациент все еще ведет с ним ожесточенную борьбу, как будто тот до сих пор жив.

В своих симптомах невротик снова и снова переживает желания и эмоции, происходящие из более раннего периода, и их интенсивность почти не уменьшилась.

е) Следует упомянуть символический язык бессознательного. В сновидениях цензор препятствует проникновению в сознание непереносимых или оскорбительных идей. Как только импульсу удается замаскироваться с помощью символов, он обманывает цензора и получает доступ к сознанию. То же самое верно и относительно симптомов. Таким образом, полило прочего, каждый невротический симптом имеет и символическое значение.

ж) Наконец, следует подчеркнуть, что в бессознательном внешняя реальность заменена внутренней реальностью. Как и в сновидении, при неврозе, внешняя реальность заменена внутренней.

В качестве примера можно привести случай с пациентом, который обычно не испытывал страха, по ощущал тревогу, если ему приходилось идти по определенной улице. Другая пациентка теряла сознание при виде определенного человека. Причиной этих реакций было то, что, в первом примере, улица бессознательно напоминала пациенту о чем-то, что всегда вызывало у него настоящую тревогу; во втором случае, человек, при виде которого пациентка падала в обморок, бессознательно ассоциировался с другим человеком, который играл важную роль в ее жизни.

Можно привести бесчисленные примеры, иллюстрирующие вывод, что определенные внешние впечатления служат лишь поводом для оживления более ранних, бессознательных впечатлений. И человек реагирует на внешний сознательный опыт, как на внутренний. Реальное переживание оживляет внутреннее и бессознательное переживание; вследствие этого, пациент реагирует на бессознательное переживание, а не на реальное внешнее событие.

Как правило, невротик отворачивается от внешнего мира и поворачивается к внутренней жизни. Мы называем это интроверсией. Невротик, и в еще большей степени психотик, действует по отношению к внешнему миру и интерпретирует его в соответствии со своими внутренними стремлениями. Но разница между невротиком и психотиком состоит в следующем: первый ведет себя пассивно и, как правило, пытается уклониться от раздражителей из внешнего мира; а психотик старается изменить реальность с помощью галлюцинаций.

Отношение невротика к реальности можно понять, если обратиться к развитию психических систем. В начале развития не существует ясной границы между внутренней и внешней жизнью. Для младенца и, в определенной степени, для первобытного человека, внутренняя и внешняя жизнь — идентичны. Он проецирует то, что воспринимает, во внешний мир, где видит отражение своего собственного эго; для него это отражение является «реальностью». И в самом деле, реальность для него — это его внутренняя жизнь, которая возникает непосредственно из инстинктов. Лишь позднее человек учится контролировать внешний мир и отделять его от внутреннего с помощью собственных наблюдений. Невротик, и в еще большей степени психотик, в своих психических реакциях на реальность регрессирует до стадии, где внешние события еще мало влияют на внутренний опыт; то есть он реагирует на внешние раздражители лишь постольку, поскольку они отражают его внутренние нужды или переживания.

Таким образом, в невротических симптомах раскрывается содержание и функционирование бессознательной психической жизни. Здоровый человек (это. кстати, умозрительный идеальный образ) направляет свои мысли в соответствии с логическими принципами, с помощью своего поведения адаптирует себя к реальности, и, в соответствии с этим, контролирует свои бессознательные эмоции (которым он позволяет захлестнуть себя только в сновидениях); невротик же бессилен перед бессознательным. Поскольку бессознательная психическая активность, более старая и примитивная, — это психическая активность ребенка, на которую в ходе развития накладывается сознательная активность, то психическая жизнь невротика также имеет инфантильный оттенок. Пока дело касается его болезни, его мышление нелогично; его мышление находится во власти первичного процесса. Либо он не находит подходящих слов, чтобы описать подавленные эмоции, либо эти слова столь необычны, что совершенно чужды сознательному мышлению. Часто он выражает свои желания и эмоции драматически и пластически с помощью определенных телесных разрядок и ощущений. Он чаще. чем здоровый человек, использует символический язык. Его переполняют противоречивые чувства и идеи. Пока дело касается невроза, понятие времени для него теряется, потому что и прошлое и будущее для него смешиваются в настоящем. Как правило, он отворачивается от внешнего мира; внутренняя жизнь преобладает над внешним опытом. А психотик даже перетолковывает и переделывает внешний мир в соответствии со своими желаниями и эмоциями.

Это неполная характеристика невротика, поскольку для завершения описания необходимы дополнительные критерии.

Сс (Система сознания)

Систематическая концепция бессознательного помогла нам лучше понять некоторые загадочные проблемы невроза. Мы продвинемся еще дальше, если сумеем понять, какая связь существует между Бес и Сс. Однако, прежде всего, мы должны определить, что мы понимает под «сознанием». Это трудная задача. Осознание чего-либо означает, как уже было отмечено раньше, восприятие раздражителя. Таким образом, изучение сознания включает в себя восприятие самих структур восприятия; субъект исследования является одновременно его объектом. Многократно предпринимались попытки исследовать характеристики сознания с помощью самонаблюдения, но на результаты интроспекции нельзя положиться. Изучение сновидений, которым мы обязаны столькими открытиями, может помочь нам гораздо больше. В сновидениях мы видим образы, слышим слова, ощущаем и чувствуем что-то — короче говоря, мы воспринимаем. В состоянии бодрствования мы также воспринимаем, но зона восприятия гораздо шире, чем в сновидении. В сновидении воспринимаемые раздражители приходят только изнутри; в состоянии бодрствования они приходят и из внешнего и из внутреннего мира.

Функция сознания, в качестве структуры восприятия одинакова и в сновидении и в состоянии бодрствования: восприятие внешних раздражителей (сенсорное) и внутренних раздражителей (психическое восприятие и восприятие процессов, протекающих во внутренних органах). Таким образом, под сознанием мы понимаем орган чувств, расположенный на границе между внутренним и внешним миром и служащий для восприятия как внешних, так и внутренних процессов. Сознательная идея — это мимолетное явление, хотя она может повторяться и какое-то время привлекать внимание.

В состоянии бодрствования Сс обычно повернута к внешнему миру и с помощью органов чувств собирает из него раздражители, на которые человек более или менее адекватно реагирует. В связи с этим система сознания очень тесно связана с реальностью и функционирует по принципу проверки реальности: эго проверяет, является ли источник психического опыта внутренним или внешним. В сновидениях и при психозе этот принцип блокирован, а при неврозе зона его действия до некоторой степени ограничена. Если человек видит что-то, чего никогда на самом деле не было или совершает невозможные действия во сне. то это не имеет ничего общего с реальностью. Когда все желания пациента исполняются в галлюцинациях, или когда параноик считает себя королем, ведет себя так, словно окружающие его люди — его слуги и действует так, словно его власть безгранична, это тоже не имеет ничего общего с реальностью. Хотя у невротика отсутствует тенденция изменить мир, он тоже до некоторой степени отсоединен от реальности. Он не может перенести тягот реальности, не может выполнить определенных'! требований реальности, не может от чего-то отречься. Он убегает в болезни, в царство своих бессознательных фантазий, которые не зависят от принципа реальности. То, что он воспринимает ~ это отчасти реальность, модифицированная его бессознательными стремлениями, а отчасти замаскированные импульсы и идеи из бессознательного.

В качестве примера приведу случаи пациента, сравнительно молодого человека, у которого еще не было нормальных отношении с женщинами, но который внезапно влюбился в замужнюю женщину, мать шестерых детей. Его очаровали ее «материнские манеры». Лишь с большим трудом удалось убедить его, что в этой женщине он любил и идеализировал спою мать, с которой он был разлучен в пять лет, и которую он сознательно ненавидел. Он исказил реальность в соответствии со своими бессознательными идеями и желаниями.

Во всех вышеприведенных примерах можно наблюдать лишь частичное отрицание или искажение реальности. Полное отрицание реальности встречается только при психозах. Таким образом функция сознания по отношению к реальности частично не срабатывает при неврозах и полностью не срабатывает при психозах.

Но почему больной отворачивается от внешней реальности и погружается во внутреннюю или психическую реальность? Конечно, раз реальность стала непереносимой, бегство от нее нельзя считать неоправданным; значит ли это, что с бессознательным управиться легче? Мы уже узнали, что ядро бессознательного составляют психические представители инстинктов. Инстинкт, достигший определенной интенсивности, создает напряжение, которое требует разрядки. Как правило, напряжение сопровождается неудовольствием, а освобождение от напряжения приносит удовольствие. Таким образом, инстинкт стремится от неудовольствия к удовольствию. Эта тенденция к удовольствию формирует желания, которые направленны на переживания, приносящие удовлетворение. Поскольку инстинкты формируют ядро бессознательного, вся система Бес управляется принципом неудовольствия-удовольствия, в отличии от Сс, в которой функционирует принцип реальности. Больной, который избегает влияния реальности, сдается принципу удовольствия, доминирующему в бессознательном. Кое-что из бессознательного материала, доставляющего удовольствие, может войти в сознание, но не может удержать то чувство удовольствия, которое было у него в Бес, этот материал может доставить неудовольствие, когда войдет в Сс.

Поскольку мы будем в дальнейшем подробнее обсуждать трансформацию удовольствия в неудовольствие в процессе смены одной психической системы на другую, сейчас я хотел бы лишь указать, что бессознательное обладает прогрессивной тенденцией, в соответствии с которой бессознательные стремления стараются прорваться в Сс, чтобы породить там моторные и эмоциональные реакции. Другими словами, психическая энергия, накопившаяся в Бес, рвется вверх, чтобы разрядиться в действиях и эмоциях. Таким образом, психическую структуру можно сравнить с примитивным существом, которое, восприняв раздражитель, немедленно реагирует на нею.

С другой стороны, известно, что человек не всегда реагирует на любой раздражитель. Иногда очень интенсивные раздражители не воспринимаются, несмотря на то, что они направленны на Сс. Похоже, что существует специальное устройство, встроенное в систему Восп-Сс (Сокращение Восп-Сс означает особо близкую связь Сс с восприятием). Это устройство обеспечивает защиту от определенных раздражителей. Фрейд назвал это устройство барьером, защищающем от раздражителей. Оно помещается в Сс на границе между внешним и внутренним миром. Фрейд сделал предположение, что вся система Восп-Сс, вместе с барьером, защищающим от раздражителей, расположена в церебральном кортексе, который филогенетически расположен между внешним и внутренним миром. И в самом деле, центральная нервная система развивается из эктодермы, которая в начале эмбрионального развития находится между внутренним и внешним миром и лишь потом поворачивается вовнутрь. Кроме того, органы чувств - это дифференцированные проекции центральной нервной системы, которые поддерживают контакт с внешним миром Внешние раздражители, которые могут оказаться слишком сильными для психики, перехватываются защитным барьером, приглушаются и затем, в уменьшенном виде, допускаются в Сс. Короче говоря, их энергия экономично распределяется. В соответствии с этим барьер, защищающий от раздражителей, способен контролировать качество психической энергии. Когда защитный барьер позволяет раздражителю войти в Сс, рождается явление, которое мы называем «сознательным». Энергия раздражителя, входящего в систему, не оставляет там следов, она полностью тратиться в процессе осознания. Таким образом, в Сс нет памяти. В Бес происходит другой процесс. В Бес раздражитель оставляет воспоминания, которые всегда могут ожить и войти в сознание. Благодаря защитному барьеру достигается экономичное распределение в эго психической энергии, освобожденной раздражителями. Вследствие этого, напряжение психической энергии снижается и психические структуры могут войти в состояние покоя (принцип нирваны). Таким образом, процесс вхождения в сознание — это частный случай функционирования барьера, защищающего от раздражителей, поскольку результатом является освобождение напряжения.

Поскольку защитный барьер расположен на внешней границе психической структуры и находится в тесном контакте с внешним миром, создается впечатление, что необходимо защищаться только лишь от внешних раздражителей. Однако мы знаем, что в психике хранится огромное количество энергии, которая не может свободно разрядиться. Припадки силы, которые охватывают психотика в состоянии бешенства, демонстрируют, сколь разрушительна несдерживаемая энергия. Так что помимо барьера, защищающего от внешних раздражителей, должен существовать барьер, защищающий от внутренних раздражителей.

Вышеупомянутая пациентка с фобией защищалась от своих эксбиционистких импульсов страхом появления в концертном зале. Она подавила свои фантазии о наготе и, вместо этого, боялась, что на нее будут смотреть. Эксбиционисткий импульс был спроецирован во внешний мир. Защита обеспечивалась благодаря проекции внутреннего требования. Точно также, при паранойе, инстинктивный импульс проецируется и затем, для пациента, он реально начинает существовать во внешнем мире. Барьер может защитить от внутренних стимулов, лишь когда они спроецированы и стали чем-то внешним.

Однако в большинстве случаев, например при истерии и при компульсивных неврозах, пациент защищается от неприемлемого влечения не с помощью проекции, а с помощью подавления. Как и некоторые внешние раздражители, такое влечение не допускается в Сс и остается в бессознательном. Поэтому должна существовать защита от сил, хлещущих из недр психических структур, аналогичная барьеру, защищающему от раздражителей из внешнего мира.

Пс (Подсознательная система)

Пока что мы обозначили только две системы бессознательную и сознательную Последняя является системой восприятия и тесно связана с движением и эмоциональностью Однако, в ходе развития, между этими системами появляется что-то еще и усложняет психическую структуру Это подсознание (Пс) С одной стороны, оно содержит в себе производные от бессознательного; с другой стороны, в нем накапливаются впечатления из внешнего мира. Таким образом, подсознание связано и с реальностью и с бессознательным. Например, сновидение использует реальный опыт, мысль из состояния бодрствования или нечто подобное, чтобы выразить бессознательные желания.

Чтобы лучше понять подсознание, мы попытаемся воссоздать его развитие. Мы узнали, что удовольствие и неудовольствие воспринимаются и разряжаются рефлексивно. В младенчестве, когда психическая организация еще весьма примитивна, этот процесс регулируется системой восприятия-разрядки (Восп-Сс). Однако человек постоянно находится под влиянием своего окружения, которое заставляет его контролировать и изменять свои реакции. Сначала он учится использовать слова, потом — связно говорить; он усваивает приказы и ограничения и, таким образом, постепенно становится членом общества. В ходе этого процесса внешние влияния интернализуются и помещаются в специальную психическую систему, подсознание, которое топографически расположено между Сс и Бес. В этой системе развивается особая функция, использующая моральную и логическую критику. Она контролирует стремления, идущие из бессознательного, позволяя одним из них пройти в сознание и не пропуская другие. В другой главе мы увидим, что эта функция отчасти пересекается с функцией суперэго.

Как правило, у этой функции следующие проявления: цензор в сновидении, сопротивление в неврозе и контролирование ментальной жизни в состоянии бодрствования. Она появляется лишь в процессе развития психических структур и регулирует разрядку внутренних раздражителей, то есть инстинктивных раздражителей. Таким образом, она играет ту же роль по отношению к внутренним раздражителям, которую защитный барьер играет по отношению к внешним, но эта функция располагается в двух местах: на границе между Бес и Пес и на границе между Пес и Сс. Например, бессознательная эмоция в сновидении вначале маскируется под подсознательную идею, а затем трансформируется еще раз, когда входит в сознание. Сопротивление (цензора) в целом можно сравнить с защитным барьером, повернутым внутрь.

Сопротивление при неврозе (или цензор в сновидении) сдерживает разрядку подавленных бессознательных влечений; то есть тех влечений, которые некогда были сознательными, но были изгнаны из сознания, или тех, которые никогда не были сознательными, потому что никогда не допускались до сознания. Вышеупомянутый пациент тратил свою энергию на постоянные сомнения по поводу существования Бога, что было заменителем его ненависти к отцу.

При некоторых психотических расстройствах сопротивление теряет свою эффективность и не может сдерживать натиск подавленных бессознательных идей, часто происходят такие неистовые разрядки энергии, что пациент становится опасен для себя и для других.

Благодаря появлению подсознательной системы, сопротивление формируется внутри психических структур. Сопротивление не позволяет бессознательным стремлениям проникнуть в систему Восп-Сс и может привести к формированию невротических симптомов. Позже мы вернемся к многочисленным проблемам сопротивления, причины которого бывают самыми разными, а также к проблемам подавления. Сейчас я хотел бы коротко указать на два факта: во-первых к неврозу может привести не каждое бессознательное стремление, а только подавленное. Во-вторых, стремления индивидуальных психических систем могут конфликтовать друг с другом, и, благодаря этому, мы может узнать кое-что о взаимодействии бессознательных сил.

Пес хранит ключи от воспринимающей структуры Сс, от ее движений и эмоциональности. Если регулирующая функция потерпит неудачу, то будут потревожены моторные и эмоциональные реакции, а также реакции внутренних органов. При неврозе, эго (система сознания) получает слишком мало психической энергии; при психотических состояниях, оно часто получаст слишком много энергии. Нормальный человек более или менее контролирует свои стремления и приспосабливает свое поведение к реальности, у невротика же дело обстоит по другому. Он не позволяет своим стремлениям стать сознательными, он либо ограничивает свою эмоциональную жизнь, либо его поведение идет по неверному пути. Энергия, накопленная в его психических системах, не может успешно разрядиться. Вследствие этого, его психическая жизнь отмечена постоянным напряжением и беспокойством. Психотики, в особенности шизофреники, часто воспринимают те элементы из бессознательного, которые обычно не воспринимаются, и совершают действия, грозящие уничтожением как им самим, так и другим людям. Таким образом, при неврозе сопротивление становится слишком бдительным, а в определенных психотических состояниях оно перестает функционировать или «пропускает» всю энергию, хлещущую из внутренних источников. В соответствии с этим, при психозах (в состоянии галлюцинаций, при кататоническом ступоре) Сс обладает малой чувствительностью по отношению к внешним раздражителям и, более или менее, отрезана от реальности; при неврозе, эта система повреждена в меньшей степени.

Вторичный процесс

Мы узнали, что бессознательное подчиняется законам первичного процесса, а в подсознании правит вторичный процесс. Этот процесс устанавливает концепцию времени, формирует логические связи, заполняет провалы в цепочке мыслей и указывает на фактор причинности. Вторичный процесс функционирует и в состоянии бодрствования и в сновидении. Чем лучше он функционирует, тем более логическим является мышление Процесс мышления инициируется подсознательными мыслями и становится сознательным, лишь когда получает доступ в Сс. Вторичный процесс обычно действует и в сновидениях, поскольку каждое сновидение подвержено вторичному усложнению. И в самом деле, в сновидении часто содержатся слова, мысли и идеи, которые, почти без изменений, перенеслись из состояния бодрствования. Сон, смысл которого уже был скрыт благодаря работе сновидения, с помощью этих дополнительных элементов становится вразумительным для сновидца и, таким образом, маскируется еще лучше. Сходной цели вторичный процесс с служит и при психических болезнях, что особенно ясно видно на примере психозов.

У шизофреника была галлюцинация, что мир непрерывно изменяется. Люди трансформировались в животных, затем — в более примитивных животных, и так до тех пор, пока они не превращались в неживые предметы, а затем, после последовательной обратной трансформации, они снова превращались в людей. И это продолжалось бесконечно. Он позаимствовал эту идею из своих знаний о индуистской доктрине перерождения душ и из теории эволюции Дарвина, она вжилась в его доминирующую бессознательную фантазию что он может бесконечно воссоздавать и регенерировать весь мир из себя. Эта фантазия казалась сознательному мышлению бессмысленной и была рационализована с помощью использования приобретенного знания.

При неврозе происходит нечто сходное, хотя и не в столь абсурдной форме. Кто из невротиков не считает, что знает причину и объяснение своей болезни объяснение, основанное на знании, приобретенном в повседневной жизни? Например, обсессесивная компульсия, принуждающая невротика постоянно мыть руки, может быть рационализирована, как опасность инфекции. Источник информации об инфекции — подсознательное знание, в бессознательном компульсивное мытье рук означает защиту от определенных запретных импульсов и, одновремен но, их удовлетворение. Таким образом, подсознательное знание вживается в бессознательные идеи. Поэтому следует отличать вторичный процесс от того, что присуще самой болезни. Бессознательные стремления и идеи входят в сознание через подсознание. С другой стороны, при определенных психотических состоя ниях, бессознательные стремления и идеи обходят Пес и врываются прямо в Сс. Или они достигают сознания лишь тогда, когда первичный процесс модифицирует подсознательные мысли и, таким образом, лишают вторичный процесс возможности функционировать.

При истерии инстинктивные влечения, проявляющиеся в болезни, обычно являются бессознательными, при компульсивном неврозе и при многих видах шизофрении они близки к сознанию. Однако даже при этих двух формах болезни мы не можем говорить об истинном сознании. И в самом деле, рационализация компульсивного невротика проистекает из подсознательного материала. Если компульсивный невротик рационализирует обсессивное мытье рук тем, что он чувствует себя грязным, это значит, что его анальные тенденции, хотя и близкие к сознанию, не могут быть восприняты, кроме как в замаскированном виде и в качестве защиты. Шизофреники часто весьма открыто проявляют свои извращения, но рационализируют извращения словами, оторванными от их истинного значения.

Чтобы идея стала сознательной, ей недостаточно просто подняться из одной системы в следующую. Система сознания должна быть катектирована, чтобы воспринять поднимающийся подсознательный материал. Другими словами, эта система должна быть настроена на восприятие. Бессознательные идеи могут стать сознательными не с помощью подсознательных вербальных идей, а с помощью тактильных впечатлений, определенных моторных иннерваций и так далее, как в случае с глухонемым человеком.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных