Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Расчет цены лицензии на основе расчета размера вознаграждения




Данный метод расчёта лицензии связан с определением размера вознаграждения. Экономическое обоснование цены лицензии должно содержать: анализ экономи­ческой эффективности использования объекта в сопоставлении с возможными аль­тернативными вариантами, обоснование верхнего и нижнего предела, а также рас­чётной цены лицензии, отвечающей интересам лицензиата и лицензиара. Расчет лицензии каждая сторона может проводить самостоятельно либо совместно на основе взаимосогласованной информации.

На практике могут использоваться следующие виды лицензионных платежей:

роялти - периодические платежи (в процентах или твердых ставках), выплачи­ваемые в течение всего срока действия лицензионного соглашения;

паушальный платеж - твердые (фиксированные) суммы, выплачиваемые единовременно или в рассрочку;

комбинированные (смешанные) — периодические платежи в сочетании с первоначальными или минимально гарантированными платежами.

Определение расчётной цены в виде роялти

В основе роялти экономический эффект, прибыль (доход), получаемые при использовании объекта интеллектуальной собственности.

На размер лицензионного вознаграждения влияют:

- стадия разработки научно-технического достижения;

- правовая охрана объектов интеллектуальной собственности;

- техническая и коммерческая ценность разработки;

- объём передаваемых прав;

- условия платежа;

- стратегия фирмы.

Для расчёта цены лицензии необходимо определить срок действия лицензионного договора. Как свидетельствует мировая практика, лицензиар (продавец) заинтересован в увеличении срока действия договора, лицензиат стремиться сократить его, чтобы скорее освободиться от выплат роялти.

Срок действия лицензионного договора включает периоды освоения объекта и его коммерческого использования. Как правило, он не должен превышать срока действия охранных грамот, а также периода его старения. На длительность действия лицензионного договора влияют степень монополизации рынка этих объектов, спрос на них, наличие предложений конкурентов. Предоставление лицензиату раз­личных льгот (бесплатная передача усовершенствований, закупка у него продукции или поставка ему необходимых компонентов, элементов оборудования и т. п.) спо­собствует увеличению срока действия договора. Более длительные сроки устана­вливаются, если расчёты осуществляются в форме роялти или комбинированных платежей, и более короткие - при паушальных платежах.

Базой для определения роялти служит продажная цена продукции, производимой по лицензии. Для определения цены следует принимать во внимание особенности объекта, используемые материалы, способ его изготовления и исполь­зования, так, чтобы лицензиар мог получить прибыль от использования объекта ли­цензиатом. Тогда прибыль лицензиара по мере увеличения производства и продаж будет возрастать. В качестве базовых показателей могут быть выбраны текущие за­траты (себестоимость), прибыль лицензиата до использования объектов лицензии, а затем их сравнивают с этими же показателями после использования лицензии.

Экономический эффект, прибыль как база роялти не всегда устраивает лицен­зиара (продавца), так как вынуждает его периодически проводить контрольные расчёты на протяжении всего срока действия соглашения. Гораздо более удобной базой является стоимостной объём реализуемой продукции, изготовляемой по ли­цензии. Если по лицензии передана технология базой роялти может быть объем реализуемой продукции, производимой на её основе. Если лицензия относится к части технологического процесса или продукции, производимой по лицензии, в ка­честве базы роялти целесообразно использовать количество реализуемой продук­ции, изготовляемой по лицензии. Такой подход эффективен и при заключении со­глашений с малоизвестными лицензиатами, так как исключает для лицензиара риск, связанный с колебаниями цен на лицензионную продукцию и увеличением её себе­стоимости. По той же причине лицензиат не всегда соглашается на фиксированные отчисления с единицы реализуемой продукции.

Для контроля за показателями, являющимися базой роялти, в соглашении пред­усматривается возможность ревизии бухгалтерских отчетов и других документов.

После выбора базы партнёры переходят к определению ставок роялти.

Вначале устанавливается диапазон возможных ставок роялти, приемлемых для сторон, затем согласуются их окончательные размеры. Ставка нижнего предела, т. е. минимальная ставка, на которую может согласиться лицензиар, определяется как производная от наименьшей суммы платежей за лицензию. Она как минимум должна покрыть затраты лицензиара, включая затраты на маркетинг, выплату вознаграждения авторам и др.

Если соглашением предусмотрена передача лицензиату дополнительной ин­формации или оказание помощи в обучении персонала, пусковых работ и т.п., свя­занные с этим расходы также учитываются при расчёте ставки нижнего предела. При этом, если объект лицензии не освоен лицензиаром, затраты на НИОКР вклю­чают при определении ставки нижнего предела. Если объект освоен лицензиаром, имеет охранные грамоты, содержит ноу-хау, это повышает ценность лицензии, так как снижает риск лицензиата, что необходимо учитывать при согла­совании окончательного размера роялти.

Определение ставки нижнего предела в дальнейшем поможет установить мини­мальную расчётную цену лицензии. Ставка верхнего предела позволяет выйти на максимальную цену лицензии. Таким образом, определяют диапазон ставок роялти, в пределах которого стороны должны найти взаимовыгодный размер ставки.

Определение ставки роялти можно производить на основе стандартных отраслевых ставках роялти, определение их размера по аналогам, т.е. ранее заключенным сделкам на сходные объекты. Примерные размеры роялти для отдельных видов товаров и оборудования приведены в табл.1.

 

Таблица 1 - Примерные размеры роялти для отдельных видов товаров и оборудования

Вид товара или оборудования Размер роялти (%)
  Автозапчасти 2-3
  Автомоторы и части к ним 2-4
  Изделия из пластмассы  
  Клапаны, вентили 3-6
  Котлы 3-5
  Компрессоры, насосы 3-5
  Литье 3-5
  Моторы промышленного назначения 4-5
  Металлические конструкции 2-4
  Приборы измерительные 5-7
  Ручной инструмент  
  Самолеты, вооружение 5-10
  Станки металлообрабатывающие 4-6
  Строительные машины 3-5

 

Другой важнейший фактор, влияющий на размер ставки роялти, - вид лицензионного договора. Наиболее высокие ставки характерны для полной и исключительной лицензии. Как правило, при выдаче такой лицензии ставки роялти повышаются на 1-2% по сравнению с простой.

Если за базу роялти принимается стоимостной объём реализуемой продукции, расчёт производится по формуле:

, (12)

где СR - цена лицензии, рассчитанная в виде роялти; UTi - планируемый объём реализуемой продукции в i-ом году; Цтi - цена единицы реализуемой продукции в i-ом году; Ri - ставка роялти в i-том году, t -срок действия лицензионного договора.

Если за базу роялти принимается физический объём продукции, расчёт произ­водится по формуле:

, (13)

где Ri - ставка роялти в i-том году с единицы реализуемой продукции.

Если за базу роялти принимается экономический эффект, прибыль (доход) от использования объекта лицензии в производстве, расчет производится по формуле

(14)

где Вi -экономический эффект, прибыль (доход) от использования объекта лицен­зии в i-году; Ri - ставка роялти в i-ом году как доля лицензиара в экономическом эффекте, прибыли (доходе) лицензиата.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных