Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ




В конце ХIХ - начале XX в. становление квантовой механики явно показало зависимость физической реальности от наблюдений. Это привело к переформулировке классического принципа автономности объекта от средств познания и введению принципа дополнительности в каче­стве основного методологического средства. Если в классической науке универсальным способом задания объектов теории были операции абстракции и непосредственной генерализации наличного эмпирического материала, то в неклассической введение объектов осуществляется на пути математизации, которая выступает основным индикатором идей в науке, приводящих к созданию новых ее разделов и теорий. Математизация ведет к повышению уровня абстракции теоретического знания, что влечет за собой потерю наглядности.Переход от классической науки к неклассической характеризует та революционная ситуация, которая заключается во вхождении субъекта познания в "тело" знания в качестве его необходимого компонента. Изменяется понимание предмета знания: им стала теперь не реальность "в чистом виде", как она фиксируется живым созерцанием, а некоторый ее срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств и способов ее освоения субъектом. Поскольку о многих характеристиках объекта невозможно говорить без учета средств их выявления, постольку порождается специфический объект науки, за пределами которого нет смысла искать подлинный его прототип. Выявление относительности объекта к научно-исследовательской деятельности повлекло за собой то, что наука стала ориентироваться не на изучение вещей как неизменных, а на изучение тех условий, попадая в которые они ведут себя тем или иным образом, Научный факт перестал быть проверяющим. Теперь он реализуется в пакете с иными внутритеоретическими способами апробации знаний: принцип соответствия, выявление внутреннего и когерентного совершенства теории. Факт свидетельствует, что теоретическое предположение оправдано для определенных условий и может быть реализовано в некоторых ситуациях. Принцип экспериментальной проверяемости наделяется чертами фундаментальности, т.е. имеет место не "интуитивная очевидность", а "уместная адаптированность". Концепция монофакторного эксперимента заменилась полифакторной: отказ от изоляции предмета от окружающего воздействия якобы для "чистоты рассмотрения", признание зависимости определенности свойств предмета от динамичности и комплексности его функционирования в познавательной ситуации, динамизация представлений о сущности объекта - переход от исследования равновесных структурных организаций к анализу неравновесных, нестационарных структур, ведущих себя как открытые системы. Это ориентирует исследователя на изучение объекта как средоточия комплексных обратных связей, возникающих как результирующая действий различных агентов и контрагентов. На основе достижений физики развивается химия, особенно в области строения вещества. Развитие квантовой механики позволило установить природу химической связи, под последней понимается взаимодействие атомов, обусловливающее их соединение в молекулы и кристаллы. Создаются такие химические дисциплины, как физикохимия, стереохимия, химия комплексных соединений, начинается разработка методов органического синтеза.Становление неклассической рациональности, таким образом, привело к коренным изменениям оснований научного знания. В сфере идеалов и норм исследования происходит отказ от прямолинейного онтологизма и возникает понимание относи­тельной истинности теорий и картин природы, выработанных на том или ином этапе естествознания. Допускается истинность нескольких, отличающихся друг от друга, конкретных теоретичес­ких описаний одной и той же реальности. Возникает понимание того, что субъект познания детерминирован определенной научной традицией, а знание относительно по отношению к реальности и средствам познания. Принимаются объяснения со ссылками на средства познавательной деятельнос­ти. Объективной базой таких изменений служат открытие зависи­мости поведения элементарных частиц от средств исследования в атомной физике, обусловленности знания исходной точкой зре­ния в специальной теории относительности и релятивности онто­логии в общей теории относительности. Происходит также утрата наглядности, поскольку становятся понятными концептуальная нагруженность фактов, и отказ от определенности (точности) в пользу прагматичности, инструментальной эффективности. Новые идеалы и нормы обеспечивали расширение поля иссле­дуемых объектов. В нем появились сложные объекты, характеризу­ющиеся многоуровневой организацией, стохастическим взаимодей­ствием элементов, существованием управления и обратных связей, обеспечивающих целостность системы. Возникла статистическая схема детерминации, позволяющая учитывать роль случайностей в процессах развития. На этапе неклассической науки были созданы предпосылки для построения целостной системы природы, в рам­ках которой прослеживалась иерархическая организация Вселенной как динамического единства. Эти сдвиги сопровождались формированием новых философ­ских оснований науки. Субъект познания рассматривается как де­терминированный окружающим миром, поэтому содержание на­ших знаний полагалось определенным не только устройством са­мой природы, но и способом постановки вопросов. Новую трактовку получил и объект познания. Он понимается не как тело, а как процесс, воспроизводящий устойчивые состояния. Важную роль при описании динамики системы начинает играть категории случайности, возможности и действительности. Быстрое изменение техники и технологии благодаря примене­нию в производстве научных знаний — характерная черта техноген­ной цивилизации. Наиболее ярко она проявилась в XX веке. В это же время становятся заметными и негативные последствия внедре­ния научных достижений в практику, что приводит к развитию так называемых контрнаучных движений и распространению антисциентизма. Ценность научной рациональности ставится под сомнение.

 

Вопрос №33






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных