Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Масштаб, направления и формы деятельности




Работа примерно половины сообществ сосредоточена на территории города или его части, вторая половина не ограничивается Самарой и привлекает к своим мероприятиям участников из близлежащих территорий, а также из других регионов, в ряде случаев осуществляет какие-то формы деятельности на этих территориях (например, проводит благотворительные акции для семьей с тяжелобольными детьми, проживающих на территории области, или объединяет автовладельцев города и области для оказания взаимной помощи на дорогах и т.п.).

Использование интернет-коммуникации существенно изменило городские сообщества. Так, ещё относительно недавно сообществ, которые бы охватывали весь город, практически не существовало. Сообщества возникали лишь на основе личной коммуникации, и в силу этого весь город был слишком большим пространством для формирования общегородских сообществ. Но с появлением интернета в качестве средства массовой коммуникации данная проблема перестала существовать.

Содержательная палитра направлений деятельности городских сообществ столь же разнообразна, сколь широк круг интересов горожан. Она включает:

- развитие и пропаганду здорового образа жизни,

- сохранение истории города и развитие гражданской ответственности за жизнь города,

- организация досуга, проведение развлекательных событий и мероприятий по интересам (настольные и ролевые игры, танцевальные вечеринки, обучение танцам, занятие рукоделием, авто и мотопробеги),

- благотворительная помощь, помощь нуждающимся,

- формирование патриотизма,

- решение проблем локальных территорий города, городского хозяйства, общежития на локальных территориях,

- передача традиций, семейного уклада жизни, взаимопомощь по организации быта семьи и решению возникающих социально-психологических трудностей,

- поддержание и развитие творчества (художественного, литературного, музыкального), творческие мастерские и события,

- профессиональное развитие, обмен профессиональным опытом.

Приведенный перечень является далеко не полным[4].

В целом, среди содержательных направлений деятельности, по результатам анкетирования, преобладает организация свободного времени по интересам или поддержание хобби-сообществ, а также объединения по направлениям «культура и искусство», «спорт» и «духовное развитие».

По результатам анкетирования, большая часть опрошенных сообществ организуется для решения проблем, с которыми встречаются участники сообщества. Это подтверждает мнение экспертов о том, что наличие проблемы становится причиной формирования сообщества. Проблемы могут иметь социальный характер (недовольство качеством среды обитания) или восприниматься как личные (недовольство уровнем личностного развития). Решение проблем территории – предмет непосредственного и осознанного внимания только 6,5% опрошенных сообществ, всего 5 сообществ из всех принявших участие в исследовании (Приложение 1, таблицы 2, 3).

При этом каждое из указанных направлений представлено как большими группами, так и микросообществами (Приложение 1, таблица 4).

Среди микро- и малых сообществ не представлены такие, которые ориентированы на вопросы большого территориального масштаба или требуют значительных ресурсов для ведения деятельности: экология, жилищно-коммунальное хозяйство, защита животных, развитие территории города и сохранение его культурно-исторического наследия.

Формы взаимодействия участников во многом определяют устойчивость социальных связей между ними и возможности дальнейшего существования сообществ.

Согласно данным анкетирования, перечень видов проводимых мероприятий возглавляют встречи участников сообщества, на втором месте находятся конкурсы и обучающие программы, на третьем – соревнования, праздники, тренировки, благотворительные акции и концерты. Остальные формы мероприятий проводятся значительно реже.

 

Рис. 5. Какие мероприятия проводятся вашим сообществом?

 

 

Сообщества, ориентированные на внутренние потребности участников, чаще проводят различные встречи, соревнования, обучающие мероприятия, конкурсы, выставки (Рис. 5).

Социально ориентированные объединения активнее используют благотворительные акции и сбор средств.

А вот сообщества, деятельность которых направлена на развитие территории, более активны в проведения собраний, сборов подписей, массовых встреч (Приложение 1, таблица 12).


Наиболее частым местом «встреч» или общения членов сообщества является интернет-пространство (Рис. 6).

Рис. 6. Где чаще всего вы проводите свои мероприятия?

 

 

Места живого общения и взаимодействия лидеров сообществ также упоминаются в качестве мест проведения мероприятий и событий. Открытые площадки города (набережная, скверы, тайм-кафе и т.п.) используются для таких встреч достаточно часто.

По договоренности некоторые мероприятия городские сообщества проводят в учреждениях города (библиотеках, клубах, центрах внешкольной работы и т.п.).

В целом интернет-пространство является скорее местом координации действий, текущего планирования. Как правило, на подготовительных этапах к совместным акциям и т.п. деятельность осуществляется онлайн, а сами акции или мероприятия проводятся оффлайн.

Основными инкубаторами новых и средством поддержки существующих неформальных объединений, возникновения новых идей мероприятий и событий являются площадки для личных встреч участников сообществ.

«Это место, где можно качественно провести свой досуг, где не просто чай/кофе пьёшь, а где ты ещё познаёшь, участвуешь в чём-то либо реализуешься. Человек мог прийти один и найти себе единомышленников... только в общении появляются какие-то интересы, идеи, следовательно, проекты и люди, которые имеют опыт, умения, навыки».

 

По способам взаимодействия сообществ с внешней средой можно оценить степень их социальной активности. Так, можно выделить:

- «активную» позицию со стремлением воздействовать и изменять окружающую среду,

- «презентационную» позицию со стремлением предъявить себя в социокультурном и информационном пространстве и найти своих «зрителей»,

- «нейтральную», ориентированную на взаимодействие внутри сообщества и презентацию себя для его участников.


Очевидно, что к первым - наиболее предприимчивым и настроенным на общение с внешним миром - можно отнести сообщества, которые стараются оказывать постоянное влияние на общественную жизнь, представляя собой открытую систему, готовую принять любого человека с близкими убеждениями. Например, «Сперанский-клуб» представляет собой группу людей, заинтересованных участвовать в решении социокультурных проблем города, сохранять историко-культурные ценности и т.п.

Во вторую группу чаще всего попадают культурные сообщества, которые дают о себе знать публикациями, перформансами, другими акциями. Пример такого сообщества – «Поэтическая мастерская».

«По возможности делаем как для себя, так и для зрителей».

Профессиональные, спортивные, этнические группы объединяет то, что они вполне самодостаточны (например, игротехнический клуб «За гранью», Клуб бизнес-тренеров). Бизнес-тренерам не нужно навязывать обществу информацию о себе, игротехникам хватает придумывания игр, большинство игроков не заинтересовано в расширении круга играющих. Однако и здесь бывают исключения (группы, организующие занятия спортом на открытом воздухе, последователи даосизма и т.п.).

«Мы взаимодействуем с другими организациями, с ребятами такого же убеждения, мы помогаем друг другу в проведении мероприятий».

Если проводить анализ сообществ по степени их социальной «автономности», т.е. ориентированности на взаимодействие с более обширным окружением, то можно выделить:

- те, которые сотрудничают с другими сообществами или организациями при проведении мероприятий и проектов,

- те, которые замкнуты на организации взаимодействия со своими участниками и не видят необходимости в контактах с кем-либо еще либо взаимодействуют с ограниченным кругом сообществ с совпадающими интересами.

Первые представлены теми сообществами, чьи благополучатели находятся во внешней среде (помощь беженцам, бездомным животным, нуждающимся в дорогостоящем лечении и т.п.), чья деятельность предполагает привлечение внешних контрагентов или ориентирована на преобразование внешней среды или окружения (проведение мероприятий, связанных с пропагандой здорового образа жизни, творческие мастерские, сохранение истории и культуры территории, развитие патриотизма и гражданственности и т.п.). Например, сообщество «Дари добро» (помощь беженцам с Украины), «Империя» (возрождение культуры проведения балов) и т.п.

«Мы стараемся, насколько доросли, насколько хватает, т.е. здоровый образ жизни, родная культура, патриотизм и концепция действия, т.е. жизнь – значит поступок. Не нравится - предлагай, предлагаешь – делаешь, не молчи… т.е. собственным примером… детей достойных воспитать…»

 

Ко вторым, в частности, относятся различные сообщества по рукоделию, играм, сообщества с особой субкультурой (рокеры, готы и т.п.)/ субкультурные сообщества, например, клуб «Самарские рукодельницы», клуб «Лазерный пейнтбол» и т.п.


На уровень социальной активности и автономности городских сообществ влияют, по результатам опроса экспертов, такие факторы, как:

- острота проблемы, ставшей причиной возникновения сообщества,

- осознанность интересов членов сообщества,

- характеристики личностей, представленных в данном сообществе (различные сообщества включают людей разных психологических типов, от чрезвычайно активных до созерцателей),

- отношение публичной власти к сообществу.

Несмотря на то, что непосредственно проблемами территории призвана заниматься лишь небольшая часть обследованных сообществ, они готовы рассматривать себя в контексте развития города.

Среди направлений развития города, на которые могла бы быть направлена деятельность городских сообществ, его активисты видят, в первую очередь, организацию досуга и пропаганду здорового образа жизни. Затруднились определить свое возможное участие в развитии города только 10% сообществ (Рис. 7).

 

Рис. 7. В решении каких городских проблем могло бы помочь ваше сообщество?

 

 

Для проведения мероприятий в основном привлекаются ресурсы членов сообществ и их участников. Преобладает обеспечение деятельности сообщества за счет внутренних источников. Это не зависит от направления деятельности и свойственно и тем, кто занимается досугом, и тем, кто пытается решить проблемы территории.

Эксперты также полагают, что основные ресурсы городских сообществ предоставляются их членами. Общий для всех сообществ ресурс – личное время их участников, которое вкладывается в совместную деятельность. Многие сообщества используют также личные материальные ресурсы членов (деньги, помещения, транспорт и др.).

Дополнительным источником ресурсов (главным образом, не в денежном, а в ресурсном выражении) становятся бюджетные организации и учреждения (Приложение 1, таблица 10).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных