ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Мотивы создания сообществ лидерамиДиапазон мотивов создания городских сообществ и участия в них очень широк – от профессиональной самореализации до содержательного проведения досуга. По результатам исследования был составлен перечень мотивов, ставших ведущей силой формирования исследованной части городских сообществ Самары. Среди них: - самореализация - раскрыть себя, - содержательное/предметное общение - отдых со смыслом, - личное, непосредственное общение - живое общение, свой среди своих, - самосовершенствование, - здоровый образ жизни и его пропаганда, - сохранение национально-культурных традиций, развитие патриотизма, - бескорыстная помощь другим - служение людям», зов души, - защита и отстаивание гражданских прав - вместе мы - сила - создание иной реальности - лучшего мира.
Результаты исследования показывают, что для лидеров характерна полимотивация, т.е. сочетание нескольких ведущих мотивов. Например, самосовершенствование и содержательное общение, бескорыстная помощь другим и самореализация и т.п. Мотив самореализации в самых разных сферах является достаточно распространенным для создания сообщества. Практически все интервью лидеров и активистов так или иначе говорят о том, что сообщество дает возможность самореализоваться в кругу близких по духу людей: «Бал – это, говоря в кавычках, культурная тусовка, это возможность общаться, самореализовывать себя. В хорошем смысле». Не менее упоминаемым оказался мотив совместного содержательного проведения времени. Интерес к сохранению традиций национальной культуры также был зафиксирован в исследовании как один из актуальных для участников городских сообществ. «Ребятам было интересно создавать эти игры, прописывать их, продумывать, и они … с целью удовлетворить их потребности». «К созданию сообщества нас побудил общий интерес к русской истории, любовь к культуре». Проблема самоидентификации, дефицит непосредственного общения в современной городской среде побуждает объединять вокруг себя людей близких до духу и интересам. «В первую очередь, люди идут за живым общением. Сейчас, в эру соцсетей, интернета, … это редкая возможность пообщаться офлайн. Можно прийти со своими друзьями, … а можно - одному и присоединиться к какой-нибудь совершено незнакомой компании». Мотив самосовершенствования занимает одно из ведущих мест в ряду причин создания сообщества. «Основной мотив – это установка на развитие… Объединение поэтов позволит им стать сильнее и лучше… Причиной создания объединения стала актуализация поэтического творчества среди молодежи». Следующим важным мотивом создания сообщества является мотив пропаганды здорового образа жизни. Он часто связан с переживаниями представителей лидерской группы за судьбу нации. «Наша главная мотивация - донести до людей, что есть огромный обман, манипуляция сознанием – спаивание людей. Это беда нации, это беда любого генофонда любого народа». Важным для лидеров молодежных городских сообществ является мотив сохранения национально-культурных традиций. «Интерес к истории родной, любовь к культуре. У нас вообще получилась такая ситуация, что… мы, может быть, и не хотели организовывать такую организацию, но общий интерес к русской культуре был и мы поняли, что хотим провести «Масленицу» весело и задорно, но чтобы это было без пьянок, музыкальной попсы и прочего». По результатам исследования можно определить некоторые особенности мотивации лидеров городских сообщества различных направлений деятельности. Сохранение приверженности своей стране, нации и культуре, стремление способствовать развитию патриотизма – мотив, близкий лидерской части сообществ, пропагандирующих здоровый образ жизни, гражданскую позицию. «За мной - тысячи поколений, которые кровью и потом строили эту страну, чтобы появился я вот такой вот, какой есть.. и я такое же связующее звено между ними и будущими своими потомками… Мне есть на кого ровняться, глубокое осознание, степень социальной активности возникли именно из глубокого сознания своей роли человека, т.е. я – наследник великой культуры» Альтруизм и служение людям как повод для создания сообщества часто звучали из уст активистов, представляющих социально ориентированные сообщества, осуществляющие благотворительную помощь, взаимопомощь в разных сферах. «Для меня это определённый смысл жизни, потому что именно через эту деятельность я служу людям»; «Надо как-то, что-то для других делать. В Бога верить, в конце концов! Кто-то над нами есть, ведь правильно?» Объединение для защиты гражданских прав и интересов оказалось одним из главных оснований для сообществ, чья активность разворачивается в сфере защиты жилищных прав, прав отдельных категорий граждан. «Совместная защита прав, обмен опытом, поддержка друг друга, информирование, консультирование и в том числе представительство интересов на определенных уровнях: в администрации, контрольных и надзорных органов». «Чтобы совместно решать свои проблемы. Чтобы выжить! Потому что в одиночку это, видимо, не получается» Создание параллельной реальности, близкой их представлениям об идеале, комфортной для ее участников, один из мотивов, который приводит к созданию сообществ, ориентированных на ролевые игры и историческую реконструкцию. «Это сказка, это уход от повседневности. Для молодежи сейчас ценно, важно, осознанно или нет, но отойти от экранов мониторов, отойти от проблем в университете, на работе, с родителями и окунуться вот в эту сказку, отвлечься и почувствовать себя в некой роли - более красивой, изящной». Преобладающими мотивами создания городских сообществ, по результатам анкетирования их активистов, оказались поиск «себе подобных» и желание увидеть собственную востребованность (Рис.11).
Рис. 11. Какие из перечисленных причин привели вас к созданию сообщества?
Анализ причин создания сообществ по результатам анкетного опроса активистов позволяет разделить их на две группы: - рациональные: объединение ресурсов, обмен услугами, обмен информацией и т.п., - альтруистические, основанные на ценностных ориентациях, при которых главным критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности. Деятельность сообщества может сочетаться с получением дополнительного дохода его участниками. «Сейчас это больше идет не как заработок, а как хобби. Но правильно же говорят, лучше всего сделать свое хобби бизнесом и получать за это хорошие деньги». «Многие сообщества делают деньги на том, что выкладывают рекламу у себя в сообществе. Так сейчас очень многие зарабатывают». Случаи коммерциализации сообществ демонстрируют потенциал социального предпринимательства, имеющийся в этой сфере. Условий создания сообществ может быть большое количество. Минимально необходимый набор условий для формирования сообщества один из экспертов определил следующим образом: «Мы используем термин «воление», это объедение двух слов: воля и желание. Когда у человека есть желание что-то делать и есть воля это превращать в действия, тогда появляется группа людей, которая начинает действовать». В ходе исследования экспертами было сделано интересное наблюдение по поводу деградации феномена лидерства в рамках привычных социальных институтов и перемещении пространства его проявления в неформальные сообщества: «…проект «Лидер XXI века»… В последние лет 5 мы видим, что качество конкурсантов снижается в разы. Все больше получаем системных ребят, которые вписаны в систему школы, систему молодежки и т.д. Они не лидеры. Потому что нет этих людей, в систему эту они не попадают. Есть разрыв, мы видим, людей, которые действуют, мы читаем о них в интернете, в каком-то живом общении. А когда мы начинаем делать мероприятия, эти люди пропадают. Другой яркий пример - «Иволга». Я вижу ребят-лидеров, но они не «всплывают» ни в победителях, нигде… «Всплывают» форматные, системные люди. Воля появляется в свободном пространстве, где есть возможность все делать самому». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|