ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Участники учебно-воспитательной деятельности.
Участниками учебно-воспитательного процесса в воскресной учебно-воспитательной группе являются: настоятель прихода (духовник), педагогические работники воскресной школы, учащиеся, родители (законные представители учащихся).
Учебно-воспитательная деятельность включает в себя три ступени:
а) дошкольная (набор детей в возрасте 5-6 лет) – с ориентировочным сроком обучения (максимально 2 года);
б) начальная (набор детей в возрасте 7-11 лет) - с ориентировочным сроком обучения (максимум 4 года);
в) основная, (набор детей в возрасте 12-16 лет)– с ориентировочным сроком обучения (максимально 4 года).
Конкретный порядок организации образовательного процесса устанавливается и изменяется по решению Педагогического совета воскресной школы.
Учебно-воспитательная деятельность направлена к достижению следующих результатов:
а) личностных, включающих готовность и способность воспитанников руководствоваться христианскими нравственными принципами в своей жизни, к саморазвитию и самоопределению, ценностно-смысловыми установками, отражающими индивидуальные позиции, наличие стойкой мотивации к учению и познанию, способность ставить цели и строить жизненные планы;
б) предметных, включающих освоенный воспитанниками в ходе изучения вероучительных предметов духовный опыт.
Личностные результаты учебно-воспитательной деятельности должны отражать:
а) осознание себя православным христианином, устремленность к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке Господе Иисусе Христе;
б) осознание себя чадом Русской Православной Церкви;
в) наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие, и др.;
г) развитие навыков неприятия зла, различения греха и противостояния им; д) формирование целостного взгляда на мир в его единстве и многообразии;
е) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, о достоинстве, свободе и правах человека;
ж) развитие нравственного самосознания, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
з) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
и) формирование ответственности и прилежания в учебе;
к) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Цели и предметные результаты учебно-воспитательной деятельности:
ДОШКОЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Православное воспитание детей дошкольного возраста – это перваяступень в процессе становления духовно-нравственной личности. В этом возрастеребенок глубоко и трепетно воспринимает и переживает свои первые впечатления,обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь инравственный выбор. Очень важно, чтобы эти первые впечатления давали ему урокидобра и любви, раскрывали красоту и величие сотворенного Богом мира, учили беречьего. Воспитание в детях навыка добродетельной жизни должно проявляться вжелании помогать другим людям, способности к сопереживанию, сорадости,адекватному проявлению своих чувств, в поддержании порядка и чистоты в доме иво дворе, в своих вещах. Вероучительным предметом дошкольной ступени является «Введение вЗакон Божий» (первичные понятия о Боге, о духовном мире, о молитве, о СвященнойБиблейской истории, о храме Божием). Изучение «Введения в Закон Божий» в дошкольном возрасте направленона достижение следующих целей: - заложить основы православного мировосприятия, дать начальные знания о Богеи вере, мире и человеке; - пробудить личность ребенка, направить ее к познанию Бога, сформироватьрелигиозные чувства; - воспитывать у детей чувство благоговения к святыне и святым, почтения илюбви к родителям и другим людям, учить их бережно относиться к окружающемумиру как творению Божиему; - развивать творческие способности, направить их к умственному ифизическому совершенствованию ребенка; - помочь освоить и закрепить первоначальные навыки духовной жизни вЦеркви; - развивать нравственные чувства, дать первые представления о добре и зле,обогащать нравственный опыт детей через овладение навыками добродетельнойжизни. Для дошкольников организуются занятия в форме уроков-встреч, уроков-бесед, творческих мастерских по 20-30 минут. Предметные результаты изучения «Введения в Закон Божий»: - понимание, что Бог есть Творец мира; - знание о молитве: где, когда и как надо молиться, молитвыпредначинательные, молитва Господня, молитвы перед и после трапезы, причастныйстих, Тропарь: Христос Воскресе!; - представление о Церкви Христовой как доме Божием; - представление о Библии как Священной книге, знание главных сюжетов изСвященного Писания (о сотворении мира, о Великом потопе, об Аврааме, Моисее, оглавных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа); - знание Заповедей Божиих (обзорно); - знание имен своих небесных покровителей; святых, почитаемых в храме, всемье; - умение совершать краткое утреннее и вечернее молитвенное правило; - умение различать образы Спасителя, Божией Матери и святых; - умение петь простые песнопения; - умение получать благословение и подходить ко Святому Причащению. НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Вероучительными предметами начальной ступени являются: «Закон Божий» (в том числе: священная библейская история, устройство православного храма, богослужение и история Церкви; «Основы христианской нравственности» на основе Евангелия и житий святых); «Церковно-славянский язык» и «Основы хорового и церковного пения».
Изучение курса «Закон Божий» направлено на достижение следующих целей:
- заложить основы православного мировоззрения и мировосприятия;
- дать знания о важнейших событиях священной библейской и церковной истории, о внутренней и внешней сторонах жизни Церкви, о нравственном духовном законе;
- помочь овладеть основными навыками добродетельной жизни (по совести), богослужебной жизни через участие в Таинствах и Богослужениях, посильных храмовых послушаниях, правилами поведения в храме и личной молитвы;
- воспитать нравственные чувства, уважение и любовь к родителям и старшим, к Родине, бережное отношение к окружающему миру, как творению Божию;
- формировать ценностные жизненные ориентиры;
- научить применять полученные знания для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.
Предметные результаты изучения «Закона Божия»:
- знание, что Бог есть Творец мира, Иисус Христос Сын Божий – Спаситель мира;
- знание и понимание молитвы Господней, молитв перед и после трапезы, до и после учения, причастного стиха, основных песнопений Пасхи (тропарь, стихиры, избранные песни Пасхального канона);
- представление о Библии как Священной книге, знание основных сюжетов Священной Истории Ветхого Завета (о сотворении мира, падении денницы, о первых людях и их грехопадении, истории Каина и Авеля, о Великом потопе, об Аврааме и Моисее); знание главных событий земной жизни Господа Иисуса Христа, основных притч;
- представление о Церкви как собрании людей во имя Христа; храме и его устройстве, внешней и внутренней символике, священнослужителях, церковнослужителях;
- знание названий двунадесятых и великих праздников;
- знание о Таинстве покаяния и Евхаристии;
- знание имен двенадцать апостолов; представление о жизни апостолов Петра и Павла, архидьякона Стефана, великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святителя Николая Чудотворца, равноапостольных Константина и Елены;
- представление о Крещении Руси, апостоле Андрее Первозванном и равноапостольных Владимире и Ольге, о жизни благоверного князя Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского, святителя Алексия Московского, благоверного князя Димитрия Донского, священномученика патриарха Ермогена, преподобного Серафима Саровского, блаженных Ксении Петербургской и Матрены Московской, праведных Иоанна Кронштадтского и воина Федора Ушакова; о новомучениках и исповедниках Российских;
- знание десяти заповедей Божиих, заповедей Блаженств;
- умение петь тропари двунадесятых праздников, тропарь и стихиры Пасхи;
- сознанное участие в Таинствах исповеди и причащения.
Использование своих знаний для:
- выявления и осознания собственных греховных поступков;
- построения исповеди и исправления грехов.
Изучение церковнославянского языка направлено на достижение следующих целей:
- сформировать представление о церковнославянском языке как о величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры всех славянских народов;
- раскрыть его социокультурное и историческое значение для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, славянских литературных языков, величие и богатство церковнославянского языка как языка богослужения Русской Православной Церкви;
- овладеть традициями церковнославянского языка для совершенствования навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в литургической жизни Церкви.
Предметные результаты изучения церковнославянского языка:
- знание истории жизни и трудов святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия;
- знание истории возникновения славянской письменности, развития церковнославянского языка;
- знание азбуки: алфавитного порядка букв, названий, начертаний и звуковых соответствий каждой буквы;
- знание основных особенностей церковнославянской лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса;
- знание словарных слов для чтения и слушания Евангелия и Псалтири; - знание происхождения и значения общеупотребительных личных канонических имен;
- овладение правилами чтения и орфографии (особенности церковнославянской графики) церковнославянского текста;
- умение читать церковнославянский текст (молитвы предначинательные; тропари наиболее употребляемые);
- умение ориентироваться в нумерации страниц, псалмов, стихов в церковных книгах;
- умение осуществлять переложение на русский язык псалмов и притч; - умение анализировать и кратко характеризовать части речи, предложение; - умение работать с церковнославянскими словарями.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни:
- читать и понимать церковнославянский текст;
- знать наизусть основные молитвы;
- самостоятельно и регулярно совершать утреннее и вечернее молитвенное правило;
- осмысленно участвовать в Богослужении.
Изучение хорового и церковного пения направлено на достижение следующих целей:
- понимание церковнославянских терминов, проникновение в их духовно-нравственный смысл;
- овладение особенностями орфоэпии слов церковнославянского языка и стиля духовных песнопений в соответствии с традициями клиросного пения в православном храме;
- овладение основами правильного звукообразования в процессе пения;
- развитие вокально-хоровых навыков: слуховое сосредоточение, вслушивание в коллективное звучание; умение брать дыхание, начинать и заканчивать по руке регента, подстраивать свой голос в унисон с общим звучанием хора; интонационно правильно воспроизводить певческие звуки на различных гласных, тянуть длинные звуки ровным по силе голосом на основе активного пиано; быстро и плавно переходить с донного слога на другой без толчка;
Предметные результаты изучения церковного и хорового пения:
- знание и понимание содержания слов тропарей, кондаков, стихир и ирмосов восьми гласов;
- знание нотной записи песнопений;
- знание порядка следования строк в обиходных гласовых распевах в зависимости от словесного текста; - знание порядка следования песнопений Божественной Литургии и Всенощного бдения;
- знание основных песнопений Постной и Цветной Триоди;
- знание особенностей праздничных служб;
- умение отличать по слуху распев одного гласа от другого;
- умение правильно интонировать мелодии гласов;
- умение держать строй в песнопениях в 2-х голосном изложении;
- владение основными вокально-хоровыми навыками, такими как: певческое дыхание, звукообразование, дикция, ровность гласных, мягкая атака звука, уметь тянуть звук на длинных нотах, пользоваться грудными и головными резонаторами и др.;
- соблюдение правил орфоэпии при пении на церковнославянском языке;
- умение читать церковные тексты по принципу псалмодирования при соблюдении правил постановки как речевого, так и певческого голоса (с опорой на дыхание, умеренным по силе голосом, на выдержанной высоте тона в речевом диапазоне, соблюдая четкость дикции, дотягивая концы фраз и т.д.);
- соблюдать правила поведения на клиросе;
- ориентироваться в нотных партитурах богослужебных песен;
- петь под руководством регента.
ОСНОВНАЯ СТУПЕНЬ Вероучительными предметами основной ступени являются: «Священное Писание»: «Ветхий и Новый Завет»; «Православное Богослужение» («Литургика»); «Основы православного вероучения»/(«Катехизис»); «История Христианской Церкви», «Христианская этика».
Изучение Священного Писания Ветхого и Нового Завета направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной христианской картины мира;
- осмысление основных этапов спасения человеческого рода через Боговоплощение, Крестную Жертву и Воскресение Господа Иисуса Христа;
- освоение знаний о важнейших события ветхозаветной и новозаветной истории;
- овладение навыками работы с текстом Библии и навыками ее понимания;
- формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с историческими событиями ветхозаветного периода и нравственным учением Господа Иисуса Христа;
- применение знаний и представлений о нравственном законе в личной жизни для христианского самосовершенствования;
- воспитание нравственных чувств, а также уважения, ответственности и бережного отношения к окружающему миру.
Предметные результаты изучения Священного Писания Ветхого и Нового Завета:
- знание о Библии, названий книг, составляющих ее, автора Пятикнижия;
- знание основных событий библейской истории Ветхого и Нового Завета, основных прообразов ветхозаветной истории;
- знание Десяти заповедей Божиих;
- знание основных событий земной жизни Господа Иисуса Христа;
- умение рассказать о Библии как о Священной книге, имеющей ценность для всех людей;
- умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Ветхозаветной истории и объяснить смысл;
- умение раскрыть нравственный смысл десяти заповедей Божиих;
- умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Новозаветной истории и объяснить их смысл;
- умение раскрыть нравственное содержание заповедей Блаженства.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания процессов, происходящих в нравственной жизни современного общества;
- высказывания собственного мнения по вопросам нравственной оценки происходящего в современном обществе;
- использования знаний христианской нравственности для личной благочестивой жизни.
Изучение «Основ православного вероучения»/ «Катехизиса» направлено на достижение следующих целей:
- формирование православного мировоззрения и жизненной позиции православного христианина;
- освоение знаний, касающихся православного вероучения;
- овладение навыками добродетельной жизни;
- формирование системы ценностей, основанных на православном мировоззрении;
- применение полученных знаний для духовного самосовершенствования и приобщения других к православной вере, традиции и культуре;
- воспитание религиозных чувств, любви, сострадания к окружающим.
Предметные результаты изучения «Основ православного вероучения»/ «Катехизиса»:
- знание Символа веры, смысла двенадцати членов Символа веры;
- знание молитвы Господней, смысла заложенного в ней учения о Надежде;
- знание заповедей Блаженства, заложенного в них учения;
- знание смысла и значения Таинств Церкви в жизни человека;
- представление о христианском понимании брака и нормах христианского поведения;
- умение объяснять понятия «Бог», «Троица», «грехопадение», «Боговоплощение», «искупление», «спасение»;
- умение объяснять значение Крестной смерти Спасителя, учение о Духе Святом, учение о Богородице, понимание «святости»;
- умение рассказать с христианских позиций о назначении и смысле жизни человека, раскрыть смысл слов «образ и подобие Божие в человеке», «обожение».
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания роли и места православного вероучения в жизни человека;
- высказывания собственных зрелых религиозных суждений;
- использования полученных знаний об основах веры для устроения православно-христианского образа жизни.
Изучение «Истории Христианской Церкви» направлено на достижение целей:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям Церкви и Отечества;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всеобщей Церковной истории, их взаимосвязи с гражданской историей;
- овладение методами исторического познания, умения работать с источниками исторической информации;
- формирование представлений о важности исторической роли Русской Православной Церкви в истории России;
- применение знаний и представлений о роли Православной Церкви в жизни общества для участия в межкультурном взаимодействии с представителями других религиозных традиций.
Предметные результаты изучения «Истории Христианской Церкви»:
- знание основных этапов и ключевых событий истории общецерковной и истории Русской Православной Церкви;
- знание имен выдающихся церковных деятелей и их вклада в развитие Церкви и общества;
- представление о значении Христианства в культурном развитии Западной Европы;
- понимание значения Крещения Руси и Православной Церкви в истории России;
- представление о Поместных Православных Церквях;
- умение соотносить даты событий гражданской и церковной истории;
- умение соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
- умение рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание.
Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной церковной и общественной жизни;
- объяснения своего личного отношения к наиболее значимым событиям и личностям Русской Церковной истории и всеобщей истории;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой национальной и религиозной принадлежности.
Изучение «Христианской этики» направлено на достижение целей:
- воспитание личности, несущей в себе образ Божий;
- освоение христианских представлений о смысле жизни, месте человека в мире, свободе и ответственности;
- овладение способностью противостоять злу в мире и в самом себе;
- формирование представлений о духовной жизни христианина;
- применение полученных знаний в личной духовной жизни, в межчеловеческих отношениях и общественном служении.
Предметные результаты изучения «Христианской этики»:
- представление о подходах к решению вопроса о смысле жизни в философиях и религиях мира;
- знание христианского подхода к вопросу о смысле жизни;
- знание положений Декалога и их актуальности в современном мире;
- представление об основах духовной (внутренней) жизни человека;
- умение применять знания в личной духовной жизни, межличностных отношениях и общественном служении.
Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- нахождения смысла своей жизни и определения себя в мире;
- самоидентификации себя в мире как христианина;
- противостояния злу в мире и в самом себе.
Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе организуется на базе учебного плана, соответствующего типовому Учебному плану, утвержденному Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
Учебный план воскресной школы и содержание программ по вероучительным предметам и предметам духовно-нравственной направленности соответствует плану учебно-методического комплекта «Вертоград», разработанного на базе воскресной школы «Вертоград» при Михаило-Архангельском храме г. Пущино.
Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе может быть дополнен использованием авторских, творческих методик и подходов с учетом принципов, изложенных Стандартеучебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви.
В процессе обучения преподаватель должен ориентироваться на уровень подготовленности воспитанников к восприятию вероучительного знания.
Воскресная школа самостоятельно организует общую проверку результатов учебно-воспитательной деятельности, используя разные формы контроля, преимущественно творческие.
Приоритетную роль в оценке промежуточных результатов по всем предметам должны иметь инновационные свободные формы оценки, участие детей в самостоятельной творческой, познавательной, проектной деятельности: различные конкурсы, внутришкольные олимпиады, различные выступления, участие в приходских, межприходских и епархиальных мероприятиях, делах социального и миссионерского служения.
Предметом итоговой оценки результатов учебно-воспитательной деятельности должно быть достижение личностных и предметных результатов.
Итоговая аттестация результатов учебно-воспитательной деятельности проводится аттестационной комиссией.
Состав аттестационной комиссии определяется Положением о деятельности воскресной учебно-воспитательной группы.
7. Формы работы с родителями:
родительские собрания 1 раз в год, открытые уроки, анкетирование, выставки творческих детских работ, совместные с родителями праздники, спектакли, паломнические поездки, помощь в облагораживании территории школы, мелкий ремонт, шитье костюмов, изготовление реквизита, генеральные уборки к Рождеству и Пасхе, подготовка к ярмаркам, фоторепортажи с праздников, техническая помощь.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|